Решение по заявлению гр. Л.

Номер дела: 9897/04-2013
Дата публикации: 13 февраля 2014, 16:48

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от 13.02.2014  № 866-04
РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 03.02.2014                                          Дело № 9897/04-2013
В полном объеме решение изготовлено 13.02.2014                                                        г. Ульяновск


Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель Комиссии - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
Члены Комиссии - нач. отдела М.С. Степанова,
- помощник руководителя А.В. Федорова,

рассмотрев дело № 9897/04-2013 по признакам нарушения  Нотариальной палатой Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, пер. Молочный, 12А)  части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),  

УСТАНОВИЛА:

15.03.2013 в Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. Л. на действия нотариуса по взиманию за совершение нотариальных действий (удостоверение доверенности) платы свыше установленного тарифа и платы за оказание услуг правового и технического характера.
Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от  17.06.2013 № 142 возбуждено   дело  о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Нотариальной палаты Ульяновской области части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении рекомендаций по взиманию всеми частными нотариусами Ульяновской области единых нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера (методические рекомендации по применению размеров нотариальных тарифов, взимаемых нотариусами Ульяновской области, единых нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера, являющихся дополнительными и необязательными при совершении нотариальных действий, Решением Правления Нотариальной палаты Ульяновской области от 23.12.2009 (протокол № 22), Собранием членов Нотариальной палаты Ульяновской области от 11.02.2010 (протокол № 1, изменения внесены решением Собрания членов Нотариальной палаты Ульяновской области от 24.05.2011 (протокол № 2).
Определением от 01.07.2013 о назначении дела № 9897/04-2013 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены  нотариусы Д., Ж., К., Б.
Согласно письменным пояснениям Нотариальная палата Ульяновской области факт нарушения антимонопольного законодательства не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Согласно статье 24 Основ законодательства РФ о нотариате Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальная палата, так же как и нотариусы, не может признаваться хозяйствующим субъектом, поскольку задачами ее деятельности выступают защита интересов нотариусов, оказание им помощи и содействия в развитии частной нотариальной деятельности (статья 25 Основ), а не осуществление предпринимательской деятельности. К нотариальной деятельности не могут применяться такие понятия как «товар», «товарный рынок», «хозяйствующий субъект», используемые при определении конкуренции Законом о защите конкуренции, и в силу публично¬-правового предназначения нотариусов и осуществления ими от имени Российской Федерации определенных законом функций, нотариальная деятельность не может рассматриваться как деятельность на рынке определенного товара, то есть, на нотариусов ни при каких обстоятельствах не могут распространяться правила Закона о защите конкуренции. Необходимо учитывать, что нотариальная деятельность по своему юридическому содержанию призвана обеспечивать конституционное право каждого на квалифицированную помощь (ст.48 Конституции РФ). Ст. 19 Конституции РФ предусматривает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство всех перед законом обеспечивается, в том числе, и равными условиями получения нотариальной помощи, независимо от того, какой именно нотариус и в отношении кого нотариус совершает требуемое нотариальное действие. В настоящее время ни размер платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий ни порядок их установления не определены нормативными актами. Позиция о необходимости регламентирования и единообразия нотариальной практики в отношении взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера была поддержана и Министерством юстиции Российской Федерации (Письмо от 12.05.2012 №16/36514-ЮЛ). В разъяснении Министерства юстиции Российской Федерации указано, что правовое регулирование, установленное в сфере нотариата, исключает возможность создания рынка нотариальных услуг, что нотариусы не могут быть признаны хозяйствующими субъектами и не должны по своему усмотрению назначать цену за нотариальные действия. В феврале 2010 года на Общем собрании членов Нотариальной палаты Ульяновской области было принято решение об утверждении рекомендаций по фиксированному размеру оплаты за услуги правового и технического характера. Принятие данного решения в первую очередь было направлено на обеспечение равных условий для граждан при получении ими нотариальной помощи. При определении стоимости размера платы за оказание услуг правового и технического характера были применены усредненные показатели по уже сложившейся на тот момент практике взимания нотариусами платы за данные услуги (сложность и трудоемкость выполняемой работы) с учетом общего уровня жизни региона, а также показатели размеров тарифа, установленного в близлежащих нотариальных палатах в рамках федерального округа. В 2012 году Федеральная нотариальная палата направила в нотариальные палаты субъектов РФ отчет об экономическом обосновании размеров тарифов за совершаемые нотариальные действия, подготовленный по просьбе ФНП д.э.н., профессором Н.А. Волгиным и д.э.н., профессором Л.П. Храпылиной. Данный отчет был составлен с учетом расчета региональных коэффициентов, вариантов трудозатрат и себестоимости при определении размера платы за совершение различных нотариальных действий. Проанализировав полученный документ и сопоставив значения с уже используемыми нотариусами Ульяновской области тарифами, установили, что показатели по тарифам, которые были рекомендованы нотариусам Ульяновской области, соответствуют среднему значению и не являются завышенными. С учетом вышеизложенного, какие-либо изменения в методические рекомендации с мая 2011 года не вносились, они продолжают действовать в том же виде и используются нотариусами по настоящее время.
По вопросу о доверенности гр. Л. пояснено, что нотариус К. скончалась 19 мая 2013 года, а Нотариальная палата Ульяновской области не располагает сведениями о том, какая именно доверенность была выдана ею гр. Л., следовательно, что-либо пояснить по взысканному тарифу за удостоверение доверенности не представляется возможным. На основании изложенного просит дело № 9897/04-2013 в отношении Нотариальной палаты прекратить.
Согласно письменным пояснениям нотариусов Д., Ж., К. указанные лица поддерживают правовую позицию Нотариальной платы Ульяновской области  по данному делу.
Нотариус Б. поддержала пояснения представителей Нотариальной платы Ульяновской области. Кроме того, пояснила, что в соответствии со статьями 5, 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться лицу от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов - исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов. Данный перечень органов, имеющих право запрашивать у нотариуса сведения, составляющие нотариальную тайну, является исчерпывающим.
Соблюдение нотариусом тайны нотариальных действий, вытекающих из указанных ограничений, является обязательным в силу статуса, объема и характера получаемой информации, значимости решаемых нотариусом вопросов, а нарушение требований, предусмотренных законом, может привести к нарушению нрав и интересов граждан и юридических лиц, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Исходя из смысла статей 5, 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной тайной является любая информация, полученная нотариусом в связи с осуществлением нотариальной деятельности. Все совершаемые нотариусом нотариальные действия регистрируются в реестре регистрации нотариальных действий. Реестры регистрации нотариальных действий содержат персональные данные лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, краткое содержание совершаемого нотариального действия. Любые действия с персональными данными (предоставление, обработка) осуществляется операторами связи либо третьими лицами, получающими доступ к персональным данным только с согласия субъектов этих персональных данных (статьи 3.7, 9 ФЗ «О персональных данных»).
На заседании комиссии 03.02.2014 нотариус Б. дополнительно пояснила, что Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ в статью 22 введена часть 6, устанавливающая, что  отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства. Таким образом, возбужденное в отношении Нотариальной палаты Ульяновской области дело по признакам нарушения ч. 5 ст. 11 Закона «О защите конкуренции» подлежит прекращению.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц,  комиссия приходит к выводу о необходимости прекратить рассмотрение дела № 9897/04-2013 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Нотариальной палаты Ульяновской области.
При этом комиссия исходит из следующего.
В соответствии с   пунктом 5 статьи 4   Федерального закона   от  26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – также Закон о защите конкуренции) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 г.  № 401-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 г. № 4462-1) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Согласно ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и своим уставом. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.
В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате полномочия нотариальной палаты определяются данными Основами, а также ее уставом.
Некоммерческая организация Нотариальная палата Ульяновской области действует на основании своего устава, принятого собранием членов Нотариальной палаты Ульяновской области 20.12.2007, с изменениями и дополнениями, утвержденными Собранием членов Нотариальной палаты Ульяновской области от 20.02.2011 (далее также – устав Нотариальной палаты Ульяновской области, Устав Палаты).
Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ в статью 22 введена часть 6, устанавливающая, что  отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства.
Следовательно, положения Закона «О защите конкуренции» в настоящее время не распространяются на действия (бездействие) нотариусов, Нотариальной палаты Ульяновской области.
Таким образом, действия Нотариальной палаты Ульяновской области по установлению рекомендаций по взиманию всеми частными нотариусами Ульяновской области единых нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера не нарушают норм антимонопольного законодательства (ч. 5 ст. 11 Закона «О защите конкуренции).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях рассмотрение дела № 9897/04-2013 о нарушении части 5 статьи 11  Закона «О защите конкуренции» в отношении  Нотариальной палаты Ульяновской области прекратить. 


Председатель комиссии К.Ю.Попов
Члены комиссии М.С. Степанова

А.В. Федорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 21052 [uid] => 5 [title] => Решение по заявлению гр. Л. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 21053 [type] => solution [language] => ru [created] => 1392295858 [changed] => 1392295858 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1392295858 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от 13.02.2014  № 866-04
РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 03.02.2014                                          Дело № 9897/04-2013
В полном объеме решение изготовлено 13.02.2014                                                        г. Ульяновск


Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель Комиссии - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
Члены Комиссии - нач. отдела М.С. Степанова,
- помощник руководителя А.В. Федорова,

рассмотрев дело № 9897/04-2013 по признакам нарушения  Нотариальной палатой Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, пер. Молочный, 12А)  части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),  

УСТАНОВИЛА:

15.03.2013 в Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. Л. на действия нотариуса по взиманию за совершение нотариальных действий (удостоверение доверенности) платы свыше установленного тарифа и платы за оказание услуг правового и технического характера.
Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от  17.06.2013 № 142 возбуждено   дело  о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Нотариальной палаты Ульяновской области части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении рекомендаций по взиманию всеми частными нотариусами Ульяновской области единых нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера (методические рекомендации по применению размеров нотариальных тарифов, взимаемых нотариусами Ульяновской области, единых нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера, являющихся дополнительными и необязательными при совершении нотариальных действий, Решением Правления Нотариальной палаты Ульяновской области от 23.12.2009 (протокол № 22), Собранием членов Нотариальной палаты Ульяновской области от 11.02.2010 (протокол № 1, изменения внесены решением Собрания членов Нотариальной палаты Ульяновской области от 24.05.2011 (протокол № 2).
Определением от 01.07.2013 о назначении дела № 9897/04-2013 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены  нотариусы Д., Ж., К., Б.
Согласно письменным пояснениям Нотариальная палата Ульяновской области факт нарушения антимонопольного законодательства не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Согласно статье 24 Основ законодательства РФ о нотариате Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальная палата, так же как и нотариусы, не может признаваться хозяйствующим субъектом, поскольку задачами ее деятельности выступают защита интересов нотариусов, оказание им помощи и содействия в развитии частной нотариальной деятельности (статья 25 Основ), а не осуществление предпринимательской деятельности. К нотариальной деятельности не могут применяться такие понятия как «товар», «товарный рынок», «хозяйствующий субъект», используемые при определении конкуренции Законом о защите конкуренции, и в силу публично¬-правового предназначения нотариусов и осуществления ими от имени Российской Федерации определенных законом функций, нотариальная деятельность не может рассматриваться как деятельность на рынке определенного товара, то есть, на нотариусов ни при каких обстоятельствах не могут распространяться правила Закона о защите конкуренции. Необходимо учитывать, что нотариальная деятельность по своему юридическому содержанию призвана обеспечивать конституционное право каждого на квалифицированную помощь (ст.48 Конституции РФ). Ст. 19 Конституции РФ предусматривает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство всех перед законом обеспечивается, в том числе, и равными условиями получения нотариальной помощи, независимо от того, какой именно нотариус и в отношении кого нотариус совершает требуемое нотариальное действие. В настоящее время ни размер платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий ни порядок их установления не определены нормативными актами. Позиция о необходимости регламентирования и единообразия нотариальной практики в отношении взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера была поддержана и Министерством юстиции Российской Федерации (Письмо от 12.05.2012 №16/36514-ЮЛ). В разъяснении Министерства юстиции Российской Федерации указано, что правовое регулирование, установленное в сфере нотариата, исключает возможность создания рынка нотариальных услуг, что нотариусы не могут быть признаны хозяйствующими субъектами и не должны по своему усмотрению назначать цену за нотариальные действия. В феврале 2010 года на Общем собрании членов Нотариальной палаты Ульяновской области было принято решение об утверждении рекомендаций по фиксированному размеру оплаты за услуги правового и технического характера. Принятие данного решения в первую очередь было направлено на обеспечение равных условий для граждан при получении ими нотариальной помощи. При определении стоимости размера платы за оказание услуг правового и технического характера были применены усредненные показатели по уже сложившейся на тот момент практике взимания нотариусами платы за данные услуги (сложность и трудоемкость выполняемой работы) с учетом общего уровня жизни региона, а также показатели размеров тарифа, установленного в близлежащих нотариальных палатах в рамках федерального округа. В 2012 году Федеральная нотариальная палата направила в нотариальные палаты субъектов РФ отчет об экономическом обосновании размеров тарифов за совершаемые нотариальные действия, подготовленный по просьбе ФНП д.э.н., профессором Н.А. Волгиным и д.э.н., профессором Л.П. Храпылиной. Данный отчет был составлен с учетом расчета региональных коэффициентов, вариантов трудозатрат и себестоимости при определении размера платы за совершение различных нотариальных действий. Проанализировав полученный документ и сопоставив значения с уже используемыми нотариусами Ульяновской области тарифами, установили, что показатели по тарифам, которые были рекомендованы нотариусам Ульяновской области, соответствуют среднему значению и не являются завышенными. С учетом вышеизложенного, какие-либо изменения в методические рекомендации с мая 2011 года не вносились, они продолжают действовать в том же виде и используются нотариусами по настоящее время.
По вопросу о доверенности гр. Л. пояснено, что нотариус К. скончалась 19 мая 2013 года, а Нотариальная палата Ульяновской области не располагает сведениями о том, какая именно доверенность была выдана ею гр. Л., следовательно, что-либо пояснить по взысканному тарифу за удостоверение доверенности не представляется возможным. На основании изложенного просит дело № 9897/04-2013 в отношении Нотариальной палаты прекратить.
Согласно письменным пояснениям нотариусов Д., Ж., К. указанные лица поддерживают правовую позицию Нотариальной платы Ульяновской области  по данному делу.
Нотариус Б. поддержала пояснения представителей Нотариальной платы Ульяновской области. Кроме того, пояснила, что в соответствии со статьями 5, 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться лицу от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов - исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов. Данный перечень органов, имеющих право запрашивать у нотариуса сведения, составляющие нотариальную тайну, является исчерпывающим.
Соблюдение нотариусом тайны нотариальных действий, вытекающих из указанных ограничений, является обязательным в силу статуса, объема и характера получаемой информации, значимости решаемых нотариусом вопросов, а нарушение требований, предусмотренных законом, может привести к нарушению нрав и интересов граждан и юридических лиц, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Исходя из смысла статей 5, 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной тайной является любая информация, полученная нотариусом в связи с осуществлением нотариальной деятельности. Все совершаемые нотариусом нотариальные действия регистрируются в реестре регистрации нотариальных действий. Реестры регистрации нотариальных действий содержат персональные данные лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, краткое содержание совершаемого нотариального действия. Любые действия с персональными данными (предоставление, обработка) осуществляется операторами связи либо третьими лицами, получающими доступ к персональным данным только с согласия субъектов этих персональных данных (статьи 3.7, 9 ФЗ «О персональных данных»).
На заседании комиссии 03.02.2014 нотариус Б. дополнительно пояснила, что Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ в статью 22 введена часть 6, устанавливающая, что  отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства. Таким образом, возбужденное в отношении Нотариальной палаты Ульяновской области дело по признакам нарушения ч. 5 ст. 11 Закона «О защите конкуренции» подлежит прекращению.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц,  комиссия приходит к выводу о необходимости прекратить рассмотрение дела № 9897/04-2013 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Нотариальной палаты Ульяновской области.
При этом комиссия исходит из следующего.
В соответствии с   пунктом 5 статьи 4   Федерального закона   от  26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – также Закон о защите конкуренции) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 г.  № 401-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 г. № 4462-1) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Согласно ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и своим уставом. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.
В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате полномочия нотариальной палаты определяются данными Основами, а также ее уставом.
Некоммерческая организация Нотариальная палата Ульяновской области действует на основании своего устава, принятого собранием членов Нотариальной палаты Ульяновской области 20.12.2007, с изменениями и дополнениями, утвержденными Собранием членов Нотариальной палаты Ульяновской области от 20.02.2011 (далее также – устав Нотариальной палаты Ульяновской области, Устав Палаты).
Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ в статью 22 введена часть 6, устанавливающая, что  отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства.
Следовательно, положения Закона «О защите конкуренции» в настоящее время не распространяются на действия (бездействие) нотариусов, Нотариальной палаты Ульяновской области.
Таким образом, действия Нотариальной палаты Ульяновской области по установлению рекомендаций по взиманию всеми частными нотариусами Ульяновской области единых нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера не нарушают норм антимонопольного законодательства (ч. 5 ст. 11 Закона «О защите конкуренции).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях рассмотрение дела № 9897/04-2013 о нарушении части 5 статьи 11  Закона «О защите конкуренции» в отношении  Нотариальной палаты Ульяновской области прекратить. 


Председатель комиссии К.Ю.Попов
Члены комиссии М.С. Степанова

А.В. Федорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от 13.02.2014  № 866-04
РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 03.02.2014                                          Дело № 9897/04-2013
В полном объеме решение изготовлено 13.02.2014                                                        г. Ульяновск

Комиссия  управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель Комиссии - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
Члены Комиссии - нач. отдела М.С. Степанова,
- помощник руководителя А.В. Федорова,

рассмотрев дело № 9897/04-2013 по признакам нарушения  Нотариальной палатой Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, пер. Молочный, 12А)  части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),  

УСТАНОВИЛА:

15.03.2013 в Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. Л. на действия нотариуса по взиманию за совершение нотариальных действий (удостоверение доверенности) платы свыше установленного тарифа и платы за оказание услуг правового и технического характера.
Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от  17.06.2013 № 142 возбуждено   дело  о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Нотариальной палаты Ульяновской области части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении рекомендаций по взиманию всеми частными нотариусами Ульяновской области единых нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера (методические рекомендации по применению размеров нотариальных тарифов, взимаемых нотариусами Ульяновской области, единых нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера, являющихся дополнительными и необязательными при совершении нотариальных действий, Решением Правления Нотариальной палаты Ульяновской области от 23.12.2009 (протокол № 22), Собранием членов Нотариальной палаты Ульяновской области от 11.02.2010 (протокол № 1, изменения внесены решением Собрания членов Нотариальной палаты Ульяновской области от 24.05.2011 (протокол № 2).
Определением от 01.07.2013 о назначении дела № 9897/04-2013 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены  нотариусы Д., Ж., К., Б.
Согласно письменным пояснениям Нотариальная палата Ульяновской области факт нарушения антимонопольного законодательства не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Согласно статье 24 Основ законодательства РФ о нотариате Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальная палата, так же как и нотариусы, не может признаваться хозяйствующим субъектом, поскольку задачами ее деятельности выступают защита интересов нотариусов, оказание им помощи и содействия в развитии частной нотариальной деятельности (статья 25 Основ), а не осуществление предпринимательской деятельности. К нотариальной деятельности не могут применяться такие понятия как «товар», «товарный рынок», «хозяйствующий субъект», используемые при определении конкуренции Законом о защите конкуренции, и в силу публично¬-правового предназначения нотариусов и осуществления ими от имени Российской Федерации определенных законом функций, нотариальная деятельность не может рассматриваться как деятельность на рынке определенного товара, то есть, на нотариусов ни при каких обстоятельствах не могут распространяться правила Закона о защите конкуренции. Необходимо учитывать, что нотариальная деятельность по своему юридическому содержанию призвана обеспечивать конституционное право каждого на квалифицированную помощь (ст.48 Конституции РФ). Ст. 19 Конституции РФ предусматривает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство всех перед законом обеспечивается, в том числе, и равными условиями получения нотариальной помощи, независимо от того, какой именно нотариус и в отношении кого нотариус совершает требуемое нотариальное действие. В настоящее время ни размер платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий ни порядок их установления не определены нормативными актами. Позиция о необходимости регламентирования и единообразия нотариальной практики в отношении взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера была поддержана и Министерством юстиции Российской Федерации (Письмо от 12.05.2012 №16/36514-ЮЛ). В разъяснении Министерства юстиции Российской Федерации указано, что правовое регулирование, установленное в сфере нотариата, исключает возможность создания рынка нотариальных услуг, что нотариусы не могут быть признаны хозяйствующими субъектами и не должны по своему усмотрению назначать цену за нотариальные действия. В феврале 2010 года на Общем собрании членов Нотариальной палаты Ульяновской области было принято решение об утверждении рекомендаций по фиксированному размеру оплаты за услуги правового и технического характера. Принятие данного решения в первую очередь было направлено на обеспечение равных условий для граждан при получении ими нотариальной помощи. При определении стоимости размера платы за оказание услуг правового и технического характера были применены усредненные показатели по уже сложившейся на тот момент практике взимания нотариусами платы за данные услуги (сложность и трудоемкость выполняемой работы) с учетом общего уровня жизни региона, а также показатели размеров тарифа, установленного в близлежащих нотариальных палатах в рамках федерального округа. В 2012 году Федеральная нотариальная палата направила в нотариальные палаты субъектов РФ отчет об экономическом обосновании размеров тарифов за совершаемые нотариальные действия, подготовленный по просьбе ФНП д.э.н., профессором Н.А. Волгиным и д.э.н., профессором Л.П. Храпылиной. Данный отчет был составлен с учетом расчета региональных коэффициентов, вариантов трудозатрат и себестоимости при определении размера платы за совершение различных нотариальных действий. Проанализировав полученный документ и сопоставив значения с уже используемыми нотариусами Ульяновской области тарифами, установили, что показатели по тарифам, которые были рекомендованы нотариусам Ульяновской области, соответствуют среднему значению и не являются завышенными. С учетом вышеизложенного, какие-либо изменения в методические рекомендации с мая 2011 года не вносились, они продолжают действовать в том же виде и используются нотариусами по настоящее время.
По вопросу о доверенности гр. Л. пояснено, что нотариус К. скончалась 19 мая 2013 года, а Нотариальная палата Ульяновской области не располагает сведениями о том, какая именно доверенность была выдана ею гр. Л., следовательно, что-либо пояснить по взысканному тарифу за удостоверение доверенности не представляется возможным. На основании изложенного просит дело № 9897/04-2013 в отношении Нотариальной палаты прекратить.
Согласно письменным пояснениям нотариусов Д., Ж., К. указанные лица поддерживают правовую позицию Нотариальной платы Ульяновской области  по данному делу.
Нотариус Б. поддержала пояснения представителей Нотариальной платы Ульяновской области. Кроме того, пояснила, что в соответствии со статьями 5, 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться лицу от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов - исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов. Данный перечень органов, имеющих право запрашивать у нотариуса сведения, составляющие нотариальную тайну, является исчерпывающим.
Соблюдение нотариусом тайны нотариальных действий, вытекающих из указанных ограничений, является обязательным в силу статуса, объема и характера получаемой информации, значимости решаемых нотариусом вопросов, а нарушение требований, предусмотренных законом, может привести к нарушению нрав и интересов граждан и юридических лиц, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Исходя из смысла статей 5, 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальной тайной является любая информация, полученная нотариусом в связи с осуществлением нотариальной деятельности. Все совершаемые нотариусом нотариальные действия регистрируются в реестре регистрации нотариальных действий. Реестры регистрации нотариальных действий содержат персональные данные лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, краткое содержание совершаемого нотариального действия. Любые действия с персональными данными (предоставление, обработка) осуществляется операторами связи либо третьими лицами, получающими доступ к персональным данным только с согласия субъектов этих персональных данных (статьи 3.7, 9 ФЗ «О персональных данных»).
На заседании комиссии 03.02.2014 нотариус Б. дополнительно пояснила, что Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ в статью 22 введена часть 6, устанавливающая, что  отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства. Таким образом, возбужденное в отношении Нотариальной палаты Ульяновской области дело по признакам нарушения ч. 5 ст. 11 Закона «О защите конкуренции» подлежит прекращению.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц,  комиссия приходит к выводу о необходимости прекратить рассмотрение дела № 9897/04-2013 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Нотариальной палаты Ульяновской области.
При этом комиссия исходит из следующего.
В соответствии с   пунктом 5 статьи 4   Федерального закона   от  26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – также Закон о защите конкуренции) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 г.  № 401-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утверждены Верховным Советом РФ 11.02.1993 г. № 4462-1) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
Согласно ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и своим уставом. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.
В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате полномочия нотариальной палаты определяются данными Основами, а также ее уставом.
Некоммерческая организация Нотариальная палата Ульяновской области действует на основании своего устава, принятого собранием членов Нотариальной палаты Ульяновской области 20.12.2007, с изменениями и дополнениями, утвержденными Собранием членов Нотариальной палаты Ульяновской области от 20.02.2011 (далее также – устав Нотариальной палаты Ульяновской области, Устав Палаты).
Федеральным законом от 21.12.2013 N 379-ФЗ в статью 22 введена часть 6, устанавливающая, что  отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства.
Следовательно, положения Закона «О защите конкуренции» в настоящее время не распространяются на действия (бездействие) нотариусов, Нотариальной палаты Ульяновской области.
Таким образом, действия Нотариальной палаты Ульяновской области по установлению рекомендаций по взиманию всеми частными нотариусами Ульяновской области единых нотариальных тарифов за оказание услуг правового и технического характера не нарушают норм антимонопольного законодательства (ч. 5 ст. 11 Закона «О защите конкуренции).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях рассмотрение дела № 9897/04-2013 о нарушении части 5 статьи 11  Закона «О защите конкуренции» в отношении  Нотариальной палаты Ульяновской области прекратить. 

Председатель комиссии К.Ю.Попов
Члены комиссии М.С. Степанова

А.В. Федорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 866-04 [format] => [safe_value] => 866-04 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 9897/04-2013 [format] => [safe_value] => 9897/04-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

15.03.2013 в Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. Л. на действия нотариуса по взиманию за совершение нотариальных действий (удостоверение доверенности) платы свыше установленного тарифа и платы за оказание услуг правового и технического характера.

[format] => full_html [safe_value] =>

15.03.2013 в Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. Л. на действия нотариуса по взиманию за совершение нотариальных действий (удостоверение доверенности) платы свыше установленного тарифа и платы за оказание услуг правового и технического характера.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-13 12:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-13 12:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1392295858 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )