Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по жалобе Ульяновского УФАС России

Номер дела: А72-1096/2012
Дата публикации: 15 июня 2012, 16:04

 

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 июня 2012 года Дело № А72-1096/2012

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 г.,

Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2012 г.,

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,

с участием:

от Открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» – извещен, не явился,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 апреля 2012 года по делу № А72-1096/2012 (судья Тимофеев В.В.)

по заявлению Открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», (ИНН: 7709267582, ОГРН: 1027700261137), г. Москва,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,

о признании Постановления № 08 от 26.01.2012 по делу №8012-К/04-2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск о признании Постановления № 08 от 26.01.2012 по делу №8012-К/04-2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области незаконным.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.04.2012 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что следствием непредставления ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» информации явилось:

1) принятие Ульяновским УФАС России необъективного решения от 10.01.2012 г. (резолютивная часть решения объявлена 19.12.2012 г.) по делу № 7441/04-2011;

2) смена ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» в ходе рассмотрения дела № 7441/04-2011 своего фирменного наименования, хотя, как выяснилось уже после рассмотрения дела из документов, представленных ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», указанные хозяйствующие субъекты конкурентами не являются, и ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» фирменное наименование могло не менять;

3) возбуждение определением Ульяновского УФАС России от 07.02.2012 в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» дела об административном правонарушении № 8243-К/06-2012 по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, которое должностным лицом антимонопольного органа постановлением от 16.03.2012 было прекращено (когда выяснилось, что рассматриваемые хозяйствующие субъекты не являются конкурентами).

По мнению подателя жалобы, суд ошибочно ссылается на ст. 25.4 (ч. 1) Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию, поскольку в данном случае информация у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» запрашивалась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а не в ходе проведения проверки.

Податель жалобы указывает, что при возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ни одна из сторон по делу не является проверяемым лицом.

Постановление № 08 от 26.01.2012 года по делу № 8012-К/04-2011, вынесенное в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Ульяновское УФАС России считает законным и обоснованным.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 30.05.2012 г. по 06.06.2012 г.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Ульяновским УФАС России по заявлению ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва, приказом от 05.05.2011 № 151 возбуждено дело № 7441/04-2011 в отношении открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г Ульяновск по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

16.11.2011 УФАС по Ульяновской области в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва вынесено определение о возбуждении дела № 8012-К/04-2011 об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

13.12.2011 заместителем руководителя Ульяновского УФАС России в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва составлен протокол об административном правонарушении № 475 за совершение

административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Правонарушение выразилось в непредставлении обществом в срок до 20.05.2011 следующих документов и материалов по административному делу № 7441/04-2011 в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Ульяновск возбужденному по заявлению ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва:

- заверенные копии рекламных материалов общества, распространенных на территории Ульяновской области и за ее пределами;

- заверенные копии публикаций в средствах массовой информации статей, заметок о деятельности общества;

- заверенные копии разрешительной документации (лицензии, свидетельства, заключения и др.) на осуществление аварийно-спасательных работ;

- заверенную копию информационного письма органа государственной статистики о освоении кодов;

- иные документы и сведения, имеющие отношение к делу.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления о привлечении к административной ответственности судом первой инстанции не учтено следующее.

26.01.2012 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено постановление № 08 о назначении административного наказания ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва (далее ОАО «ЦАСЭО»), в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. 00 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О защите конкуренции», коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

В данном случае, основанием для истребования у заявителя информации явилось проведение проверки по инициативе заявителя на основании ст. 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 19.8 КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ состоит в непредставлении ОАО «Центр аварийно-спасательных и

экологических операций», г. Москва информации (сведений) Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в установленный срок до 20.05.2011.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом по ходатайству заявителя была истребована информация у представителя ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва Филимонова Максима Леонидовича о документах, направленных им в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, в связи с рассмотрением дела с участием ОАО «ЦАСЭО».

В судебное заседание данные сведения были представлены, а именно представлено письмо, согласно которого, Филимонов М.Л. сообщил, что предоставляя интересы общества, в ходе осуществляемой переписке в адрес УФАС по Ульяновской области были направлены истребованные УФАС документы, имевшиеся в наличии у доверителя (в чем можно удостовериться посредством осмотра содержимого электронного почтового ящика).

Представлена распечатка почтового ящика, согласно которой 02.09.2011, 12.03.2011 в адрес УФАС по Ульяновской области, по электронному адресу to73fas@mail.ru были направлены необходимые документы.

Данный адрес не является адресом Управления ФАС по Ульяновской области, адрес электронной почты ответчика - to73@fas.gov.ru. Представленными и исследованными в судебном заседании документами о регистрации входящей корреспонденции также не подтверждается получение административным органом данной корреспонденции.

С учетом этих обстоятельств суд пришел к правильному решению о том, что утверждение УФАС по Ульяновской области о непредставлении заявителем документов является верным.

Однако суд ошибочно ссылается на ст. 25.4 (ч. 1) Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию.

В данном случае информация у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» запрашивалась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а не в ходе проведения проверки.

Вся информация Ульяновским УФАС России запрашивалась в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О защите конкуренции» (о чем неоднократно указывалось в процессуальных документах по делу № 7441/04-2011), согласно которой коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,

обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

Запрос информации по ст. 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции» осуществляется по специально установленной форме в виде требования (но не определением антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства) и предусматривает ряд предварительных процедур по уведомлению о намерении провести документарную либо выездную проверку.

При этом, проверка осуществляется инспекцией территориального органа ФАС России в строго определенные сроки, не превышающие одного месяца, тогда как комиссией Ульяновского УФАС России дело № 7441/04-2011, в рамках которого антимонопольным органом запрашивалась информация, рассматривалось почти 7,5 месяцев (из максимально возможных 9 месяцев в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона «О защите конкуренции»). Результаты проверки оформляются актом, а в данном случае комиссией Ульяновского УФАС России принято решение.

При возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ни одна из сторон по делу не является проверяемым лицом.

Статьи 25 и 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции» регламентируют совершенно разные действия антимонопольного органа. Специальные нормы, касающиеся исключительно плановых и внеплановых проверок, установлены ст.ст. 25.1, 25.2, 25.3, 25.4 Федерального закона. Данные нормы рассмотрение дел антимонопольным органом не регламентируют.

В данном случае Ульяновским УФАС России по заявлению ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1027700261137, г. Москва) приказом от 05.05.2011 № 151 возбуждено дело № 7441/04-2011 в отношении открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1057325083199. г. Ульяновск) по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»).

В ходе рассмотрения дела № 7441/04-2011 определениями Ульяновского УФАС России от 05.05.2011, 24.05.2011, 05.07.2011, 02.08.2011 и 06.09.2011 у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1027700261137, г. Москва) запрашивалась информация в целях рассмотрения указанного дела, однако обществом информация в управление не представлена.

По фактам непредставления сведений (информации) в антимонопольный орган заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 16.11.2011 о возбуждении в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1027700261137, г. Москва, далее - без указания «ОГРН 1027700261137, г. Москва») дела об административном правонарушении № 8012-К/04-2011 по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное определение направлено ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» заказным письмом с уведомлением № 43206842760781, которое получено обществом 23.11.2011. Определением от 16.11.2011 в Ульяновском УФАС России на 13.12.2011 в 10 час. 00 мин. назначено составление протокола об административном правонарушении по делу № 8012-К/04-2011, у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» запрошены следующие документы: письменное объяснение по делу, при наличии возражений - их нормативное и документальное обоснование; документы в подтверждение правового

статуса (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав), банковские реквизиты общества; документы, запрошенные определениями от 05.05.2011, 24.05.2011, 05.07.2011, 02.08.2011 и 06.09.2011 по делу № 7441/04-2011. Указанные документы общество обязано было представить к 09.12.2011.

Однако по состоянию на 13.12.2011 (на момент составления протокола) никакой информации в устной либо письменной форме от ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» в Ульяновское УФАС России не поступило.

13.12.2011 заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (в отсутствие представителя общества) составлен протокол об административном правонарушении № 475 по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола № 475 от 13.12.2011 и определение от 13.12.2011 о назначении рассмотрения дела на 28.12.2011 в 14 час. 30 мин. направлены ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» заказными письмами с уведомлением № 43203445032130 от 13.12.2011 (по адресу место нахождения: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 100 А) и № 43203445032123 от 13.12.2011 (по почтовому адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 25). Однако по состоянию на 28.12.2011 ни одно из вышеуказанных писем ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» не получены по неизвестным на указанный момент обстоятельствам (согласно почтовым уведомлениям указанные заказные письма обществом получены 30.12.2011).

Согласно ч. 2 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Определением от 29.11.2011 срок рассмотрения дела продлен до 28.01.2012. Рассмотрение дела назначено на 26.01.2012 в 14 час. 00 мин. Определение от 29.12.2011 направлено ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» заказными письмами с уведомлением № 43206845754145 (по адресу местонахождения: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 100 А), которое получено 23.01.2012, и № 4320684575138 (по почтовому адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 25).

Изучив материалы дела № 7441/04-2011, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства, и дела об административном правонарушении № 8012-К/04-2011 заместитель руководителя - начальник отдела Ульяновского УФАС России Спиридонов И.И. 26.01.2012 вынес постановление № 08 о назначении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» административного наказания в размере 300 000 (триста тысяч) рублей (минимальный размер штрафа, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ).

Ульяновским УФАС России административное наказание ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» назначено по минимальному размеру штрафа, установленного ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку факт непредставления заявителем сведений (информации) с учетом изложенных выше обстоятельств подтверждается материалами дела, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Ссылка суда на нарушение УФАС по Ульяновской области ст. 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции» является неправильным применением норм материального права, в связи с чем согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 апреля 2012 года по делу № А72-1096/2012 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований Открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», (ИНН: 7709267582, ОГРН: 1027700261137), г. Москва, отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.М. Рогалева

Судьи Т.С. Засыпкина

С.Т. Холодная

stdClass Object ( [vid] => 18425 [uid] => 5 [title] => Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по жалобе Ульяновского УФАС России [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 18426 [type] => solution [language] => ru [created] => 1346760522 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 июня 2012 года Дело № А72-1096/2012

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 г.,

Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2012 г.,

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,

с участием:

от Открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» – извещен, не явился,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 апреля 2012 года по делу № А72-1096/2012 (судья Тимофеев В.В.)

по заявлению Открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», (ИНН: 7709267582, ОГРН: 1027700261137), г. Москва,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,

о признании Постановления № 08 от 26.01.2012 по делу №8012-К/04-2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск о признании Постановления № 08 от 26.01.2012 по делу №8012-К/04-2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области незаконным.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.04.2012 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что следствием непредставления ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» информации явилось:

1) принятие Ульяновским УФАС России необъективного решения от 10.01.2012 г. (резолютивная часть решения объявлена 19.12.2012 г.) по делу № 7441/04-2011;

2) смена ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» в ходе рассмотрения дела № 7441/04-2011 своего фирменного наименования, хотя, как выяснилось уже после рассмотрения дела из документов, представленных ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», указанные хозяйствующие субъекты конкурентами не являются, и ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» фирменное наименование могло не менять;

3) возбуждение определением Ульяновского УФАС России от 07.02.2012 в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» дела об административном правонарушении № 8243-К/06-2012 по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, которое должностным лицом антимонопольного органа постановлением от 16.03.2012 было прекращено (когда выяснилось, что рассматриваемые хозяйствующие субъекты не являются конкурентами).

По мнению подателя жалобы, суд ошибочно ссылается на ст. 25.4 (ч. 1) Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию, поскольку в данном случае информация у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» запрашивалась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а не в ходе проведения проверки.

Податель жалобы указывает, что при возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ни одна из сторон по делу не является проверяемым лицом.

Постановление № 08 от 26.01.2012 года по делу № 8012-К/04-2011, вынесенное в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Ульяновское УФАС России считает законным и обоснованным.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 30.05.2012 г. по 06.06.2012 г.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Ульяновским УФАС России по заявлению ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва, приказом от 05.05.2011 № 151 возбуждено дело № 7441/04-2011 в отношении открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г Ульяновск по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

16.11.2011 УФАС по Ульяновской области в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва вынесено определение о возбуждении дела № 8012-К/04-2011 об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

13.12.2011 заместителем руководителя Ульяновского УФАС России в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва составлен протокол об административном правонарушении № 475 за совершение

административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Правонарушение выразилось в непредставлении обществом в срок до 20.05.2011 следующих документов и материалов по административному делу № 7441/04-2011 в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Ульяновск возбужденному по заявлению ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва:

- заверенные копии рекламных материалов общества, распространенных на территории Ульяновской области и за ее пределами;

- заверенные копии публикаций в средствах массовой информации статей, заметок о деятельности общества;

- заверенные копии разрешительной документации (лицензии, свидетельства, заключения и др.) на осуществление аварийно-спасательных работ;

- заверенную копию информационного письма органа государственной статистики о освоении кодов;

- иные документы и сведения, имеющие отношение к делу.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления о привлечении к административной ответственности судом первой инстанции не учтено следующее.

26.01.2012 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено постановление № 08 о назначении административного наказания ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва (далее ОАО «ЦАСЭО»), в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. 00 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О защите конкуренции», коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

В данном случае, основанием для истребования у заявителя информации явилось проведение проверки по инициативе заявителя на основании ст. 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 19.8 КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ состоит в непредставлении ОАО «Центр аварийно-спасательных и

экологических операций», г. Москва информации (сведений) Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в установленный срок до 20.05.2011.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом по ходатайству заявителя была истребована информация у представителя ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва Филимонова Максима Леонидовича о документах, направленных им в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, в связи с рассмотрением дела с участием ОАО «ЦАСЭО».

В судебное заседание данные сведения были представлены, а именно представлено письмо, согласно которого, Филимонов М.Л. сообщил, что предоставляя интересы общества, в ходе осуществляемой переписке в адрес УФАС по Ульяновской области были направлены истребованные УФАС документы, имевшиеся в наличии у доверителя (в чем можно удостовериться посредством осмотра содержимого электронного почтового ящика).

Представлена распечатка почтового ящика, согласно которой 02.09.2011, 12.03.2011 в адрес УФАС по Ульяновской области, по электронному адресу to73fas@mail.ru были направлены необходимые документы.

Данный адрес не является адресом Управления ФАС по Ульяновской области, адрес электронной почты ответчика - to73@fas.gov.ru. Представленными и исследованными в судебном заседании документами о регистрации входящей корреспонденции также не подтверждается получение административным органом данной корреспонденции.

С учетом этих обстоятельств суд пришел к правильному решению о том, что утверждение УФАС по Ульяновской области о непредставлении заявителем документов является верным.

Однако суд ошибочно ссылается на ст. 25.4 (ч. 1) Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию.

В данном случае информация у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» запрашивалась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а не в ходе проведения проверки.

Вся информация Ульяновским УФАС России запрашивалась в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О защите конкуренции» (о чем неоднократно указывалось в процессуальных документах по делу № 7441/04-2011), согласно которой коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,

обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

Запрос информации по ст. 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции» осуществляется по специально установленной форме в виде требования (но не определением антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства) и предусматривает ряд предварительных процедур по уведомлению о намерении провести документарную либо выездную проверку.

При этом, проверка осуществляется инспекцией территориального органа ФАС России в строго определенные сроки, не превышающие одного месяца, тогда как комиссией Ульяновского УФАС России дело № 7441/04-2011, в рамках которого антимонопольным органом запрашивалась информация, рассматривалось почти 7,5 месяцев (из максимально возможных 9 месяцев в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона «О защите конкуренции»). Результаты проверки оформляются актом, а в данном случае комиссией Ульяновского УФАС России принято решение.

При возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ни одна из сторон по делу не является проверяемым лицом.

Статьи 25 и 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции» регламентируют совершенно разные действия антимонопольного органа. Специальные нормы, касающиеся исключительно плановых и внеплановых проверок, установлены ст.ст. 25.1, 25.2, 25.3, 25.4 Федерального закона. Данные нормы рассмотрение дел антимонопольным органом не регламентируют.

В данном случае Ульяновским УФАС России по заявлению ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1027700261137, г. Москва) приказом от 05.05.2011 № 151 возбуждено дело № 7441/04-2011 в отношении открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1057325083199. г. Ульяновск) по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»).

В ходе рассмотрения дела № 7441/04-2011 определениями Ульяновского УФАС России от 05.05.2011, 24.05.2011, 05.07.2011, 02.08.2011 и 06.09.2011 у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1027700261137, г. Москва) запрашивалась информация в целях рассмотрения указанного дела, однако обществом информация в управление не представлена.

По фактам непредставления сведений (информации) в антимонопольный орган заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 16.11.2011 о возбуждении в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1027700261137, г. Москва, далее - без указания «ОГРН 1027700261137, г. Москва») дела об административном правонарушении № 8012-К/04-2011 по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное определение направлено ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» заказным письмом с уведомлением № 43206842760781, которое получено обществом 23.11.2011. Определением от 16.11.2011 в Ульяновском УФАС России на 13.12.2011 в 10 час. 00 мин. назначено составление протокола об административном правонарушении по делу № 8012-К/04-2011, у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» запрошены следующие документы: письменное объяснение по делу, при наличии возражений - их нормативное и документальное обоснование; документы в подтверждение правового

статуса (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав), банковские реквизиты общества; документы, запрошенные определениями от 05.05.2011, 24.05.2011, 05.07.2011, 02.08.2011 и 06.09.2011 по делу № 7441/04-2011. Указанные документы общество обязано было представить к 09.12.2011.

Однако по состоянию на 13.12.2011 (на момент составления протокола) никакой информации в устной либо письменной форме от ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» в Ульяновское УФАС России не поступило.

13.12.2011 заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (в отсутствие представителя общества) составлен протокол об административном правонарушении № 475 по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола № 475 от 13.12.2011 и определение от 13.12.2011 о назначении рассмотрения дела на 28.12.2011 в 14 час. 30 мин. направлены ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» заказными письмами с уведомлением № 43203445032130 от 13.12.2011 (по адресу место нахождения: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 100 А) и № 43203445032123 от 13.12.2011 (по почтовому адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 25). Однако по состоянию на 28.12.2011 ни одно из вышеуказанных писем ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» не получены по неизвестным на указанный момент обстоятельствам (согласно почтовым уведомлениям указанные заказные письма обществом получены 30.12.2011).

Согласно ч. 2 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Определением от 29.11.2011 срок рассмотрения дела продлен до 28.01.2012. Рассмотрение дела назначено на 26.01.2012 в 14 час. 00 мин. Определение от 29.12.2011 направлено ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» заказными письмами с уведомлением № 43206845754145 (по адресу местонахождения: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 100 А), которое получено 23.01.2012, и № 4320684575138 (по почтовому адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 25).

Изучив материалы дела № 7441/04-2011, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства, и дела об административном правонарушении № 8012-К/04-2011 заместитель руководителя - начальник отдела Ульяновского УФАС России Спиридонов И.И. 26.01.2012 вынес постановление № 08 о назначении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» административного наказания в размере 300 000 (триста тысяч) рублей (минимальный размер штрафа, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ).

Ульяновским УФАС России административное наказание ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» назначено по минимальному размеру штрафа, установленного ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку факт непредставления заявителем сведений (информации) с учетом изложенных выше обстоятельств подтверждается материалами дела, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Ссылка суда на нарушение УФАС по Ульяновской области ст. 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции» является неправильным применением норм материального права, в связи с чем согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 апреля 2012 года по делу № А72-1096/2012 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований Открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», (ИНН: 7709267582, ОГРН: 1027700261137), г. Москва, отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.М. Рогалева

Судьи Т.С. Засыпкина

С.Т. Холодная

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

09 июня 2012 года Дело № А72-1096/2012

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2012 г.,

Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2012 г.,

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,

с участием:

от Открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» – извещен, не явился,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 апреля 2012 года по делу № А72-1096/2012 (судья Тимофеев В.В.)

по заявлению Открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», (ИНН: 7709267582, ОГРН: 1027700261137), г. Москва,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,

о признании Постановления № 08 от 26.01.2012 по делу №8012-К/04-2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск о признании Постановления № 08 от 26.01.2012 по делу №8012-К/04-2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области незаконным.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.04.2012 г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу – удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что следствием непредставления ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» информации явилось:

1) принятие Ульяновским УФАС России необъективного решения от 10.01.2012 г. (резолютивная часть решения объявлена 19.12.2012 г.) по делу № 7441/04-2011;

2) смена ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» в ходе рассмотрения дела № 7441/04-2011 своего фирменного наименования, хотя, как выяснилось уже после рассмотрения дела из документов, представленных ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», указанные хозяйствующие субъекты конкурентами не являются, и ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» фирменное наименование могло не менять;

3) возбуждение определением Ульяновского УФАС России от 07.02.2012 в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» дела об административном правонарушении № 8243-К/06-2012 по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, которое должностным лицом антимонопольного органа постановлением от 16.03.2012 было прекращено (когда выяснилось, что рассматриваемые хозяйствующие субъекты не являются конкурентами).

По мнению подателя жалобы, суд ошибочно ссылается на ст. 25.4 (ч. 1) Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию, поскольку в данном случае информация у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» запрашивалась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а не в ходе проведения проверки.

Податель жалобы указывает, что при возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ни одна из сторон по делу не является проверяемым лицом.

Постановление № 08 от 26.01.2012 года по делу № 8012-К/04-2011, вынесенное в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Ульяновское УФАС России считает законным и обоснованным.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 30.05.2012 г. по 06.06.2012 г.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Ульяновским УФАС России по заявлению ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва, приказом от 05.05.2011 № 151 возбуждено дело № 7441/04-2011 в отношении открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г Ульяновск по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

16.11.2011 УФАС по Ульяновской области в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва вынесено определение о возбуждении дела № 8012-К/04-2011 об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

13.12.2011 заместителем руководителя Ульяновского УФАС России в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва составлен протокол об административном правонарушении № 475 за совершение

административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Правонарушение выразилось в непредставлении обществом в срок до 20.05.2011 следующих документов и материалов по административному делу № 7441/04-2011 в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Ульяновск возбужденному по заявлению ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва:

- заверенные копии рекламных материалов общества, распространенных на территории Ульяновской области и за ее пределами;

- заверенные копии публикаций в средствах массовой информации статей, заметок о деятельности общества;

- заверенные копии разрешительной документации (лицензии, свидетельства, заключения и др.) на осуществление аварийно-спасательных работ;

- заверенную копию информационного письма органа государственной статистики о освоении кодов;

- иные документы и сведения, имеющие отношение к делу.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного постановления о привлечении к административной ответственности судом первой инстанции не учтено следующее.

26.01.2012 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено постановление № 08 о назначении административного наказания ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва (далее ОАО «ЦАСЭО»), в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. 00 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О защите конкуренции», коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

В данном случае, основанием для истребования у заявителя информации явилось проведение проверки по инициативе заявителя на основании ст. 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 19.8 КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ состоит в непредставлении ОАО «Центр аварийно-спасательных и

экологических операций», г. Москва информации (сведений) Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в установленный срок до 20.05.2011.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом по ходатайству заявителя была истребована информация у представителя ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», г. Москва Филимонова Максима Леонидовича о документах, направленных им в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, в связи с рассмотрением дела с участием ОАО «ЦАСЭО».

В судебное заседание данные сведения были представлены, а именно представлено письмо, согласно которого, Филимонов М.Л. сообщил, что предоставляя интересы общества, в ходе осуществляемой переписке в адрес УФАС по Ульяновской области были направлены истребованные УФАС документы, имевшиеся в наличии у доверителя (в чем можно удостовериться посредством осмотра содержимого электронного почтового ящика).

Представлена распечатка почтового ящика, согласно которой 02.09.2011, 12.03.2011 в адрес УФАС по Ульяновской области, по электронному адресу to73fas@mail.ru были направлены необходимые документы.

Данный адрес не является адресом Управления ФАС по Ульяновской области, адрес электронной почты ответчика - to73@fas.gov.ru. Представленными и исследованными в судебном заседании документами о регистрации входящей корреспонденции также не подтверждается получение административным органом данной корреспонденции.

С учетом этих обстоятельств суд пришел к правильному решению о том, что утверждение УФАС по Ульяновской области о непредставлении заявителем документов является верным.

Однако суд ошибочно ссылается на ст. 25.4 (ч. 1) Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой должностные лица антимонопольного органа, которые проводят проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию.

В данном случае информация у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» запрашивалась в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а не в ходе проведения проверки.

Вся информация Ульяновским УФАС России запрашивалась в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О защите конкуренции» (о чем неоднократно указывалось в процессуальных документах по делу № 7441/04-2011), согласно которой коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,

обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.

Запрос информации по ст. 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции» осуществляется по специально установленной форме в виде требования (но не определением антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства) и предусматривает ряд предварительных процедур по уведомлению о намерении провести документарную либо выездную проверку.

При этом, проверка осуществляется инспекцией территориального органа ФАС России в строго определенные сроки, не превышающие одного месяца, тогда как комиссией Ульяновского УФАС России дело № 7441/04-2011, в рамках которого антимонопольным органом запрашивалась информация, рассматривалось почти 7,5 месяцев (из максимально возможных 9 месяцев в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона «О защите конкуренции»). Результаты проверки оформляются актом, а в данном случае комиссией Ульяновского УФАС России принято решение.

При возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ни одна из сторон по делу не является проверяемым лицом.

Статьи 25 и 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции» регламентируют совершенно разные действия антимонопольного органа. Специальные нормы, касающиеся исключительно плановых и внеплановых проверок, установлены ст.ст. 25.1, 25.2, 25.3, 25.4 Федерального закона. Данные нормы рассмотрение дел антимонопольным органом не регламентируют.

В данном случае Ульяновским УФАС России по заявлению ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1027700261137, г. Москва) приказом от 05.05.2011 № 151 возбуждено дело № 7441/04-2011 в отношении открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1057325083199. г. Ульяновск) по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»).

В ходе рассмотрения дела № 7441/04-2011 определениями Ульяновского УФАС России от 05.05.2011, 24.05.2011, 05.07.2011, 02.08.2011 и 06.09.2011 у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1027700261137, г. Москва) запрашивалась информация в целях рассмотрения указанного дела, однако обществом информация в управление не представлена.

По фактам непредставления сведений (информации) в антимонопольный орган заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 16.11.2011 о возбуждении в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (ОГРН 1027700261137, г. Москва, далее - без указания «ОГРН 1027700261137, г. Москва») дела об административном правонарушении № 8012-К/04-2011 по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное определение направлено ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» заказным письмом с уведомлением № 43206842760781, которое получено обществом 23.11.2011. Определением от 16.11.2011 в Ульяновском УФАС России на 13.12.2011 в 10 час. 00 мин. назначено составление протокола об административном правонарушении по делу № 8012-К/04-2011, у ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» запрошены следующие документы: письменное объяснение по делу, при наличии возражений - их нормативное и документальное обоснование; документы в подтверждение правового

статуса (свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав), банковские реквизиты общества; документы, запрошенные определениями от 05.05.2011, 24.05.2011, 05.07.2011, 02.08.2011 и 06.09.2011 по делу № 7441/04-2011. Указанные документы общество обязано было представить к 09.12.2011.

Однако по состоянию на 13.12.2011 (на момент составления протокола) никакой информации в устной либо письменной форме от ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» в Ульяновское УФАС России не поступило.

13.12.2011 заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (в отсутствие представителя общества) составлен протокол об административном правонарушении № 475 по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола № 475 от 13.12.2011 и определение от 13.12.2011 о назначении рассмотрения дела на 28.12.2011 в 14 час. 30 мин. направлены ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» заказными письмами с уведомлением № 43203445032130 от 13.12.2011 (по адресу место нахождения: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 100 А) и № 43203445032123 от 13.12.2011 (по почтовому адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 25). Однако по состоянию на 28.12.2011 ни одно из вышеуказанных писем ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» не получены по неизвестным на указанный момент обстоятельствам (согласно почтовым уведомлениям указанные заказные письма обществом получены 30.12.2011).

Согласно ч. 2 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Определением от 29.11.2011 срок рассмотрения дела продлен до 28.01.2012. Рассмотрение дела назначено на 26.01.2012 в 14 час. 00 мин. Определение от 29.12.2011 направлено ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» заказными письмами с уведомлением № 43206845754145 (по адресу местонахождения: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 100 А), которое получено 23.01.2012, и № 4320684575138 (по почтовому адресу: г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 25).

Изучив материалы дела № 7441/04-2011, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства, и дела об административном правонарушении № 8012-К/04-2011 заместитель руководителя - начальник отдела Ульяновского УФАС России Спиридонов И.И. 26.01.2012 вынес постановление № 08 о назначении ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» административного наказания в размере 300 000 (триста тысяч) рублей (минимальный размер штрафа, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ).

Ульяновским УФАС России административное наказание ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» назначено по минимальному размеру штрафа, установленного ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поскольку факт непредставления заявителем сведений (информации) с учетом изложенных выше обстоятельств подтверждается материалами дела, в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Ссылка суда на нарушение УФАС по Ульяновской области ст. 25.4 Федерального закона «О защите конкуренции» является неправильным применением норм материального права, в связи с чем согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить, в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 апреля 2012 года по делу № А72-1096/2012 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований Открытого акционерного общества «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», (ИНН: 7709267582, ОГРН: 1027700261137), г. Москва, отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.М. Рогалева

Судьи Т.С. Засыпкина

С.Т. Холодная

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А72-1096/2012 [format] => [safe_value] => А72-1096/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел в открытом судебном заседании  дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 апреля 2012 года по делу № А72-1096/2012.

 

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел в открытом судебном заседании  дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 апреля 2012 года по делу № А72-1096/2012.

 

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-15 12:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-09 12:04:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1346760522 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )