Решение Арбитражного суда Ульяновской области по заявлению ОАО «Вымпел-Коммуникации»

Номер дела: А72-2707/2012
Дата публикации: 21 мая 2012, 16:14

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14 Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54 E-mail: normativ@mv.ru Интернет: http://ulyanovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 

 г.Ульяновск                                                                                                Дело № А72-2707/2012

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2012г.

В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2012г.

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Л<…>й,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З<..>ой Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва (7713076301),

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,

о признании незаконным и отмене решения Ульяновского УФАС от 28.12.2011 и постановления №63 от 19.03.2012 по делу №8104/05-2011,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Л<…>ов, г. Ульяновск,

при участии в заседании:

от заявителя – М<…>ов Е.В., доверенность от 01.06.2011 № 7/11, паспорт;

от УФАС по Ульяновской области – К<…>на Н.В., доверенность от 07.03.2012г., паспорт;

от Л<…>ва В.Л. – Л<…>в В.Л., паспорт.

установил:

Открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения Ульяновского УФАС от 28.12.2011 по делу №8104/05-2011.

Из материалов дела усматривается:

01.11.2011 от Л<…>ва В.Л. в УФАС по Ульяновской области поступило обращение, в котором сообщается, что 15.04.2011 он заключил договор об оказании услуг связи в компании «Билайн» по тарифному плану «Тариф № 1», номер телефона 906 144 0158. Летом 2011 года заявитель выезжал на несколько месяцев за пределы Ульяновской области и сим-картой указанного номера компании «Билайн» не пользовался. В сентябре 2011 года Л<…>в В.Л. узнал, что все денежные средства со счета номера телефона 906 144 0158 компанией «Билайн» сняты, сим-карта заблокирована. На претензию Л<…>ва В.Л. от 30.09.2011, направленную в Ульяновский филиал ОАО «ВымпелКом», Саратовский филиал ОАО «ВымпелКом» сообщил, что согласно пункту 5.4 договора об оказании услуг связи «Билайн» в случае несовершения действий в расчетном периоде, влекущих списание денежных средств за оказанные услуги, а также в том случае, если в расчетном периоде не было ни одного списания средств с электронного счета абонента (платные звонки, смс и т.д.), абонент платит абонентскую плату, если такая плата предусмотрена тарифным планом (исх. № 173208 от 01.10.2011).

01.12.2011 УФАС по Ульяновской области в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, о чем вынесено определение.

28.12.2011 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено решение о признании рекламы тарифных планов «Монстр общения», «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф №1» для абонентов компании «Билайн» на территории Ульяновской области, распространенную в виде листовок, в которой отсутствует информация о существенных условиях пользования услугами связи по тарифным планам, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

19.03.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» вынесено постановление №63 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Представитель ОАО «Вымпел-Коммуникации» поддержал требования, изложенные в заявлении. По мнению заявителя информация о том, что при неиспользовании номера телефона более 90 дней взимается отдельная абонентская плата, является несущественной. В спорной листовке указана информация по 4 тарифным планам в сравнительном виде.

УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает вынесенное решение законным и обоснованным.

Л<…>в В.Л. считает решение УФАС по Ульяновской области обоснованным. В судебном заседании пояснил, что при заключении договора ему дали сам договор и оспариваемую рекламную листовку. Иных документов не давали. Реклама по тарифному плану «Тариф №1» в офисе на дату заключения договора отсутствовала.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы, то есть обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующей услуге. Из представленных ОАО «Вымпел-Коммуникации» материалов следует, что в соответствии с тарифным планом «Тариф № 1» при балансе «электронного» счета абонента не менее 60 руб., местные звонки на номера «Билайн», на номера других мобильных операторов и на городские номера тарифицируются по 1 коп./сек. В случае, если баланс менее 60 руб., стоимость разговора составит 1,5 коп./сек. Междугородные звонки на номера «Билайн»: в зону «Билайн Волга» - 2,95 руб./мин., за пределы зоны - 4,95 руб./мин; в города России на другие номера, кроме «Билайн», - 9,95 руб./мин., при этом стоимость первой минуты междугородного вызова увеличивается на 0,25 руб. Услуга «Любимый междугородный номер» («Билайн») оплачивается: за 1 номер - 1,25 руб./сутки, за три номера -2,50 руб./сутки. Абонентская плата за пользование городским номером - 2,45 руб., с НДС, в сутки - списывается с «электронного» счета ежедневно. При блокировке телефона абонентская плата не взимается. На тарифном плане «Тариф № 1» местный телефонный звонок тарифицируется посекундно. Соединение менее 3-х секунд не тарифицируется. Все входящие звонки - бесплатно. В случае отсутствия активности со стороны абонента (звонки, сообщения) на номере в течение 90 дней, взимается абонентская плата в размере 5 руб. в день. Абонентская плата прекращает взиматься в случае исчерпания доступного баланса, а также в случае возобновления абонентской активности на номере.

Условия по взиманию абонентской платы за неиспользование номера телефона более 90 дней предусмотрены также в тарифных планах «Мир Билайн» и «Добро пожаловать».

В тарифном плане «Монстр общения» указанные условия отсутствуют.

В представленной в материалы дела рекламной листовке содержится следующая информация: на одной стороне листовки указана информация блоками (сверху - вниз, слева - направо):

1. В верхней части левой половины листовки размещены логотип «Билайн» и надпись: «Живи на яркой стороне». Ниже - надпись: «Бесплатный Интернет после 5 Мб в день в твоѐм мобильном. Подключи бесплатно: 0674 07 171. Услуга «Беззаботный Интернет» 0800». Еще ниже следует: надпись «I», правее - изображение головы собаки породы лайка с ошейником, окрашенным в желтую и черную вертикальные полоски, правее - надпись «it!», что в совокупности представляет собой фразу на английском языке: «I like it!», которой ниже с правой стороны мелким шрифтом дается перевод: «Я люблю это!». С левой стороны от изображения вертикально приведен текст с условиями подключения услуги.

2. В правой части листовки размещено изображение часов, приведен текст: «Выбери свой тариф! Линейка тарифных планов «Билайн» (по состоянию на 31.03.2011 г.)». Ниже размещены логотип «Билайн» и надпись «Живи на яркой стороне». Еще ниже указаны адреса расположения офисов продаж и обслуживания компании «Билайн» в г. Ульяновске и г. Димитровграде Ульяновской области, приведены номера телефонов справочной и абонентской служб, а также адрес сайта в сети Интернет.

На другой стороне листовки приведена информация в табличной форме по тарифным планам «Монстр общения», «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф № 1». В частности, в отдельной графе по тарифному плану «Тариф № 1» указано:

 

 Основное преимущество тарифа

Все местные звонки

без скрытых платежей

1 коп/сек

 Местные звонки на номера «Билайн»

1 коп./сек2

 Местные звонки на номера других мобильных операторов

 Местные звонки на городские номера

 Звонки на номера «Билайн» в зону «Билайн-Волга»5

2,95

 Звонки на номера «Билайн» за пределы зоны «Билайн-Волга»5

4,95

 Звонки на другие номера по России, кроме номеров «Билайн»5

9,95

 Звонки на номера «Билайн» стран СНГ5

12

 Звонки на номера стран СНГ, за исключением «Билайн»5

24

 SMS (исходящие сообщения), руб./шт.3

1,05

 MMS (исходящие сообщения), руб./шт.

6,60

 GPRS-WAP руб. (10 Кб) / GPRS-Internet руб. (1 Мб) 6

2,95/7,45

 Тарификация местных вызовов

посекундная

 Номер перехода на тариф 7

0674 03 01

 

Под таблицей приведены девять сносок, выполненных мелким шрифтом:

«1. Указанная цена действует в домашней сети с 4 по 10 минуту разговора с абонентами «Билайн» России, кроме Ульяновской области (стоимость первых 3-х, 11-й и последующих минут составляет 1,75 руб./мин.).

2. Указана стоимость при балансе «электронного счета» Абонента не менее 60 руб. В случае, если баланс менее 60 руб. стоимость разговора составит 1,5 коп./сек.

3. Тарифы действуют при нахождении Абонента на территории Ульяновской области. При нахождении за пределами Ульяновской области действует тариф 3,95 руб. за сообщения (SMS) на номера телефонов Билайн или других Российских сотовых операторов и 5,95 руб. за сообщение на номера телефонов международных сотовых операторов. Указана цена за исходящие сообщения на номера абонентов операторов сотовой связи Ульяновской области, стоимость SMS за пределы Ульяновской области (в пределах РФ) 2,15 руб. Стоимость отправки сообщения при нахождении Абонента на территории Ульяновской области на номера телефонов Билайн (страны СНГ) и международных сотовых операторов составляет 5,45 руб. за исключением ТП «Мир Билайн» (2,95 руб. на Билайн страны СНГ) и ТП «Добро пожаловать» (1,95 руб. на Билайн страны СНГ и 3,45 руб. на международных сотовых операторов). Входящие SMS бесплатно.

4. Указана цена на исходящие сообщения абонентам «Билайн» Ульяновской области. Стоимость сообщений абонентам других операторов Ульяновской области 0,95 руб./шт. Стоимость исходящих междугородных сообщений на номера «Билайн» всей России с 4-го по 100-е в течение суток 0,15 руб. Стоимость первых трех и остальных исходящих SMS в течение суток составляет 2,15 руб./шт. Стоимость сообщений на номера других мобильных операторов зоны «Билайн - Волга» и России 2,15 руб./шт.

5. Междугородные и международные звонки тарифицируются поминутно. Стоимость первой минуты междугородного вызова увеличивается на 0,25 руб. за исключением тарифов «Мир Билайн» и «Добро пожаловать». В зону «Билайн-Волга» входят области: Нижегородская, Оренбургская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Ульяновская, Пензенская; республики: Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Калмыкия.

6. Нетарифицируемый объем данных в начале каждой сессии: по услуге «GPRS-Internet» - 0 КБ, по услуге «GPRS WAP» - 0 КБ. Объем данных округляется в большую сторону: по услуге «GPRS-Internet» с точностью до 100 КБ, по услуге «GPRS WAP» с точностью до 10 КБ (на ТП «Монстр Общения 2011» с точностью до 100 КБ). Стоимость услуги «GPRS WAP» в тарифе «Монстр Общения 2011» составляет 3,95 руб. за. 1 Мб.

7. Стоимость перехода 50 руб. Абонентская плата за пользование городским номером 2,45 руб. в сутки. Стоимость перехода на ТП «Монстр Общения 2011» - 100 руб.

8. Указана стоимость после 5-й минуты разговора, стоимость первых 5-и мин. составляет 3,50 руб./мин.

9. Стоимость действительна при подключении услуги «SMS и MMS нон-стоп» с 1-ой по 100 SMS/MMS на все местные направления в день (узнать кол-во неизрасходованных SMS/MMS можно по номеру 067407651). Абонентская плата 1 руб. в сутки до 1 июня 2011 года. С 1 июня 2011 года условия могут быть изменены. Стоимость подключения услуги 30 рублей. Стоимость одного сообщения при отключенной опции или со 101-ой SMS в день составляет 0,75 руб., со 101-ой MMS в день составляет 3,95 руб. Услуга бесплатно подключена для новых абонентов, подключившихся к ТП «Монстр Общения 2011» и для существующих абонентов, сменивших тарифный план на ТП «Монстр Общения 2011». Услугу можно отключить по номеру 67406540».

По нижнему краю листа указано: «Все цены и тарифы указаны в рублях с учетом НДС. Тарифы действительны при нахождении Абонента на территории Ульяновской области. Услуги лицензированы. Оборудование сертифицировано». В правом нижнем углу листа размещены логотип «Билайн» и надпись «Живи на яркой стороне».

В рекламе тарифных планов компании «Билайн», распространяемой посредствам листовок, отсутствует информация о том, что при неиспользовании номера телефона более 90 дней взимается отдельная абонентская плата. Суд считает, что данная информация является существенной. У потребителя, ввиду отсутствия информации о дополнительных платежах за неиспользование номера (сим-карты) у рекламируемого тарифного плана, может сформироваться искаженное, неточное представление о тарифных планах «Тариф № 1», «Мир Билайн» и «Добро пожаловать».

Рассматриваемая рекламная информация направлена на привлечение внимания к наиболее привлекательным для потребителей условиям тарифа, в то время как иная, не менее существенная информация, отсутствует. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение в отношении стоимости услуги, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными. Установленный законом запрет на размещение ненадлежащей рекламы призван защищать интересы неограниченного круга потребителей, в том числе потенциальных, а не только тех, кто воспользовался услугами, на привлечение внимания к которым была направлена реклама.

Довод ОАО «Вымпел-Коммуникации» о том, что необходимую дополнительную информацию о тарифных планах «Билайн» потребитель может узнать на официальном сайте оператора www.beeline.ru или у специалистов офисов продаж, из других рекламных материалов, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламного материала, являющегося самостоятельным законченным информационным продуктом, а не из совокупности всех распространенных об этой услуге к определенному моменту времени рекламных и иных информационных материалов, а также устных пояснений соответствующих специалистов. При этом ссылки на сайт в сети Интернет, на котором можно получить дополнительные сведения об условиях рекламируемой услуги, не влияют на восприятие рекламы и не восполняют отсутствующую в ней существенную информацию об условиях предоставления рекламируемой услуги.

Суд считает необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство.

Заявитель в судебном заседании пояснил, что спорная рекламная листовка была составлена в целях сравнения четырех тарифных планов. Абонентская плана за «молчание» включена в тарифные планы «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф №1», в тарифном плане «Монстр общения» подобная абонентская плата не предусмотрена. Однако, данное условие не включено в оспариваемую сравнительную рекламную листовку.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктами 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По заказу ОАО «Вымпел-Коммуникации» (заявка № 63 от 31.03.2011) на основании договора № 77 от 01.01.2006, заключенного между ОАО «Вымпел-Коммуникации» и ООО «Мастер Студия», изготовлена в виде листовок реклама тарифных планов компании «Билайн» для абонентов Ульяновской области «Монстр общения», «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф № 1». Представление текста (содержание) и согласование оригинал-макетов рекламы осуществляло ОАО «Вымпел-Коммуникации». Реклама выполнена для распространения на территории Ульяновской области.

Таким образом, рекламодателем в данном случае является ОАО «Вымпел-Коммуникации».

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение УФАС по Ульяновской области о признании рекламы ненадлежащей является законным и обоснованным.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд приходит к выводу, что постановление о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование открытого акционерного общества «Вымпел – Коммуникации» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 28.12.2011 года оставить без удовлетворения.

Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области № 63 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Вымпел – Коммуникации» оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.

 

Судья О.А.Л<…>ва

stdClass Object ( [vid] => 17990 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ульяновской области по заявлению ОАО «Вымпел-Коммуникации» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 17991 [type] => solution [language] => ru [created] => 1340108275 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14 Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54 E-mail: normativ@mv.ru Интернет: http://ulyanovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 

 г.Ульяновск                                                                                                Дело № А72-2707/2012

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2012г.

В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2012г.

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Л<…>й,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З<..>ой Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва (7713076301),

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,

о признании незаконным и отмене решения Ульяновского УФАС от 28.12.2011 и постановления №63 от 19.03.2012 по делу №8104/05-2011,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Л<…>ов, г. Ульяновск,

при участии в заседании:

от заявителя – М<…>ов Е.В., доверенность от 01.06.2011 № 7/11, паспорт;

от УФАС по Ульяновской области – К<…>на Н.В., доверенность от 07.03.2012г., паспорт;

от Л<…>ва В.Л. – Л<…>в В.Л., паспорт.

установил:

Открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения Ульяновского УФАС от 28.12.2011 по делу №8104/05-2011.

Из материалов дела усматривается:

01.11.2011 от Л<…>ва В.Л. в УФАС по Ульяновской области поступило обращение, в котором сообщается, что 15.04.2011 он заключил договор об оказании услуг связи в компании «Билайн» по тарифному плану «Тариф № 1», номер телефона 906 144 0158. Летом 2011 года заявитель выезжал на несколько месяцев за пределы Ульяновской области и сим-картой указанного номера компании «Билайн» не пользовался. В сентябре 2011 года Л<…>в В.Л. узнал, что все денежные средства со счета номера телефона 906 144 0158 компанией «Билайн» сняты, сим-карта заблокирована. На претензию Л<…>ва В.Л. от 30.09.2011, направленную в Ульяновский филиал ОАО «ВымпелКом», Саратовский филиал ОАО «ВымпелКом» сообщил, что согласно пункту 5.4 договора об оказании услуг связи «Билайн» в случае несовершения действий в расчетном периоде, влекущих списание денежных средств за оказанные услуги, а также в том случае, если в расчетном периоде не было ни одного списания средств с электронного счета абонента (платные звонки, смс и т.д.), абонент платит абонентскую плату, если такая плата предусмотрена тарифным планом (исх. № 173208 от 01.10.2011).

01.12.2011 УФАС по Ульяновской области в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, о чем вынесено определение.

28.12.2011 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено решение о признании рекламы тарифных планов «Монстр общения», «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф №1» для абонентов компании «Билайн» на территории Ульяновской области, распространенную в виде листовок, в которой отсутствует информация о существенных условиях пользования услугами связи по тарифным планам, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

19.03.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» вынесено постановление №63 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Представитель ОАО «Вымпел-Коммуникации» поддержал требования, изложенные в заявлении. По мнению заявителя информация о том, что при неиспользовании номера телефона более 90 дней взимается отдельная абонентская плата, является несущественной. В спорной листовке указана информация по 4 тарифным планам в сравнительном виде.

УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает вынесенное решение законным и обоснованным.

Л<…>в В.Л. считает решение УФАС по Ульяновской области обоснованным. В судебном заседании пояснил, что при заключении договора ему дали сам договор и оспариваемую рекламную листовку. Иных документов не давали. Реклама по тарифному плану «Тариф №1» в офисе на дату заключения договора отсутствовала.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы, то есть обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующей услуге. Из представленных ОАО «Вымпел-Коммуникации» материалов следует, что в соответствии с тарифным планом «Тариф № 1» при балансе «электронного» счета абонента не менее 60 руб., местные звонки на номера «Билайн», на номера других мобильных операторов и на городские номера тарифицируются по 1 коп./сек. В случае, если баланс менее 60 руб., стоимость разговора составит 1,5 коп./сек. Междугородные звонки на номера «Билайн»: в зону «Билайн Волга» - 2,95 руб./мин., за пределы зоны - 4,95 руб./мин; в города России на другие номера, кроме «Билайн», - 9,95 руб./мин., при этом стоимость первой минуты междугородного вызова увеличивается на 0,25 руб. Услуга «Любимый междугородный номер» («Билайн») оплачивается: за 1 номер - 1,25 руб./сутки, за три номера -2,50 руб./сутки. Абонентская плата за пользование городским номером - 2,45 руб., с НДС, в сутки - списывается с «электронного» счета ежедневно. При блокировке телефона абонентская плата не взимается. На тарифном плане «Тариф № 1» местный телефонный звонок тарифицируется посекундно. Соединение менее 3-х секунд не тарифицируется. Все входящие звонки - бесплатно. В случае отсутствия активности со стороны абонента (звонки, сообщения) на номере в течение 90 дней, взимается абонентская плата в размере 5 руб. в день. Абонентская плата прекращает взиматься в случае исчерпания доступного баланса, а также в случае возобновления абонентской активности на номере.

Условия по взиманию абонентской платы за неиспользование номера телефона более 90 дней предусмотрены также в тарифных планах «Мир Билайн» и «Добро пожаловать».

В тарифном плане «Монстр общения» указанные условия отсутствуют.

В представленной в материалы дела рекламной листовке содержится следующая информация: на одной стороне листовки указана информация блоками (сверху - вниз, слева - направо):

1. В верхней части левой половины листовки размещены логотип «Билайн» и надпись: «Живи на яркой стороне». Ниже - надпись: «Бесплатный Интернет после 5 Мб в день в твоѐм мобильном. Подключи бесплатно: 0674 07 171. Услуга «Беззаботный Интернет» 0800». Еще ниже следует: надпись «I», правее - изображение головы собаки породы лайка с ошейником, окрашенным в желтую и черную вертикальные полоски, правее - надпись «it!», что в совокупности представляет собой фразу на английском языке: «I like it!», которой ниже с правой стороны мелким шрифтом дается перевод: «Я люблю это!». С левой стороны от изображения вертикально приведен текст с условиями подключения услуги.

2. В правой части листовки размещено изображение часов, приведен текст: «Выбери свой тариф! Линейка тарифных планов «Билайн» (по состоянию на 31.03.2011 г.)». Ниже размещены логотип «Билайн» и надпись «Живи на яркой стороне». Еще ниже указаны адреса расположения офисов продаж и обслуживания компании «Билайн» в г. Ульяновске и г. Димитровграде Ульяновской области, приведены номера телефонов справочной и абонентской служб, а также адрес сайта в сети Интернет.

На другой стороне листовки приведена информация в табличной форме по тарифным планам «Монстр общения», «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф № 1». В частности, в отдельной графе по тарифному плану «Тариф № 1» указано:

 

 Основное преимущество тарифа

Все местные звонки

без скрытых платежей

1 коп/сек

 Местные звонки на номера «Билайн»

1 коп./сек2

 Местные звонки на номера других мобильных операторов

 Местные звонки на городские номера

 Звонки на номера «Билайн» в зону «Билайн-Волга»5

2,95

 Звонки на номера «Билайн» за пределы зоны «Билайн-Волга»5

4,95

 Звонки на другие номера по России, кроме номеров «Билайн»5

9,95

 Звонки на номера «Билайн» стран СНГ5

12

 Звонки на номера стран СНГ, за исключением «Билайн»5

24

 SMS (исходящие сообщения), руб./шт.3

1,05

 MMS (исходящие сообщения), руб./шт.

6,60

 GPRS-WAP руб. (10 Кб) / GPRS-Internet руб. (1 Мб) 6

2,95/7,45

 Тарификация местных вызовов

посекундная

 Номер перехода на тариф 7

0674 03 01

 

Под таблицей приведены девять сносок, выполненных мелким шрифтом:

«1. Указанная цена действует в домашней сети с 4 по 10 минуту разговора с абонентами «Билайн» России, кроме Ульяновской области (стоимость первых 3-х, 11-й и последующих минут составляет 1,75 руб./мин.).

2. Указана стоимость при балансе «электронного счета» Абонента не менее 60 руб. В случае, если баланс менее 60 руб. стоимость разговора составит 1,5 коп./сек.

3. Тарифы действуют при нахождении Абонента на территории Ульяновской области. При нахождении за пределами Ульяновской области действует тариф 3,95 руб. за сообщения (SMS) на номера телефонов Билайн или других Российских сотовых операторов и 5,95 руб. за сообщение на номера телефонов международных сотовых операторов. Указана цена за исходящие сообщения на номера абонентов операторов сотовой связи Ульяновской области, стоимость SMS за пределы Ульяновской области (в пределах РФ) 2,15 руб. Стоимость отправки сообщения при нахождении Абонента на территории Ульяновской области на номера телефонов Билайн (страны СНГ) и международных сотовых операторов составляет 5,45 руб. за исключением ТП «Мир Билайн» (2,95 руб. на Билайн страны СНГ) и ТП «Добро пожаловать» (1,95 руб. на Билайн страны СНГ и 3,45 руб. на международных сотовых операторов). Входящие SMS бесплатно.

4. Указана цена на исходящие сообщения абонентам «Билайн» Ульяновской области. Стоимость сообщений абонентам других операторов Ульяновской области 0,95 руб./шт. Стоимость исходящих междугородных сообщений на номера «Билайн» всей России с 4-го по 100-е в течение суток 0,15 руб. Стоимость первых трех и остальных исходящих SMS в течение суток составляет 2,15 руб./шт. Стоимость сообщений на номера других мобильных операторов зоны «Билайн - Волга» и России 2,15 руб./шт.

5. Междугородные и международные звонки тарифицируются поминутно. Стоимость первой минуты междугородного вызова увеличивается на 0,25 руб. за исключением тарифов «Мир Билайн» и «Добро пожаловать». В зону «Билайн-Волга» входят области: Нижегородская, Оренбургская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Ульяновская, Пензенская; республики: Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Калмыкия.

6. Нетарифицируемый объем данных в начале каждой сессии: по услуге «GPRS-Internet» - 0 КБ, по услуге «GPRS WAP» - 0 КБ. Объем данных округляется в большую сторону: по услуге «GPRS-Internet» с точностью до 100 КБ, по услуге «GPRS WAP» с точностью до 10 КБ (на ТП «Монстр Общения 2011» с точностью до 100 КБ). Стоимость услуги «GPRS WAP» в тарифе «Монстр Общения 2011» составляет 3,95 руб. за. 1 Мб.

7. Стоимость перехода 50 руб. Абонентская плата за пользование городским номером 2,45 руб. в сутки. Стоимость перехода на ТП «Монстр Общения 2011» - 100 руб.

8. Указана стоимость после 5-й минуты разговора, стоимость первых 5-и мин. составляет 3,50 руб./мин.

9. Стоимость действительна при подключении услуги «SMS и MMS нон-стоп» с 1-ой по 100 SMS/MMS на все местные направления в день (узнать кол-во неизрасходованных SMS/MMS можно по номеру 067407651). Абонентская плата 1 руб. в сутки до 1 июня 2011 года. С 1 июня 2011 года условия могут быть изменены. Стоимость подключения услуги 30 рублей. Стоимость одного сообщения при отключенной опции или со 101-ой SMS в день составляет 0,75 руб., со 101-ой MMS в день составляет 3,95 руб. Услуга бесплатно подключена для новых абонентов, подключившихся к ТП «Монстр Общения 2011» и для существующих абонентов, сменивших тарифный план на ТП «Монстр Общения 2011». Услугу можно отключить по номеру 67406540».

По нижнему краю листа указано: «Все цены и тарифы указаны в рублях с учетом НДС. Тарифы действительны при нахождении Абонента на территории Ульяновской области. Услуги лицензированы. Оборудование сертифицировано». В правом нижнем углу листа размещены логотип «Билайн» и надпись «Живи на яркой стороне».

В рекламе тарифных планов компании «Билайн», распространяемой посредствам листовок, отсутствует информация о том, что при неиспользовании номера телефона более 90 дней взимается отдельная абонентская плата. Суд считает, что данная информация является существенной. У потребителя, ввиду отсутствия информации о дополнительных платежах за неиспользование номера (сим-карты) у рекламируемого тарифного плана, может сформироваться искаженное, неточное представление о тарифных планах «Тариф № 1», «Мир Билайн» и «Добро пожаловать».

Рассматриваемая рекламная информация направлена на привлечение внимания к наиболее привлекательным для потребителей условиям тарифа, в то время как иная, не менее существенная информация, отсутствует. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение в отношении стоимости услуги, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными. Установленный законом запрет на размещение ненадлежащей рекламы призван защищать интересы неограниченного круга потребителей, в том числе потенциальных, а не только тех, кто воспользовался услугами, на привлечение внимания к которым была направлена реклама.

Довод ОАО «Вымпел-Коммуникации» о том, что необходимую дополнительную информацию о тарифных планах «Билайн» потребитель может узнать на официальном сайте оператора www.beeline.ru или у специалистов офисов продаж, из других рекламных материалов, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламного материала, являющегося самостоятельным законченным информационным продуктом, а не из совокупности всех распространенных об этой услуге к определенному моменту времени рекламных и иных информационных материалов, а также устных пояснений соответствующих специалистов. При этом ссылки на сайт в сети Интернет, на котором можно получить дополнительные сведения об условиях рекламируемой услуги, не влияют на восприятие рекламы и не восполняют отсутствующую в ней существенную информацию об условиях предоставления рекламируемой услуги.

Суд считает необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство.

Заявитель в судебном заседании пояснил, что спорная рекламная листовка была составлена в целях сравнения четырех тарифных планов. Абонентская плана за «молчание» включена в тарифные планы «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф №1», в тарифном плане «Монстр общения» подобная абонентская плата не предусмотрена. Однако, данное условие не включено в оспариваемую сравнительную рекламную листовку.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктами 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По заказу ОАО «Вымпел-Коммуникации» (заявка № 63 от 31.03.2011) на основании договора № 77 от 01.01.2006, заключенного между ОАО «Вымпел-Коммуникации» и ООО «Мастер Студия», изготовлена в виде листовок реклама тарифных планов компании «Билайн» для абонентов Ульяновской области «Монстр общения», «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф № 1». Представление текста (содержание) и согласование оригинал-макетов рекламы осуществляло ОАО «Вымпел-Коммуникации». Реклама выполнена для распространения на территории Ульяновской области.

Таким образом, рекламодателем в данном случае является ОАО «Вымпел-Коммуникации».

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение УФАС по Ульяновской области о признании рекламы ненадлежащей является законным и обоснованным.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд приходит к выводу, что постановление о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование открытого акционерного общества «Вымпел – Коммуникации» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 28.12.2011 года оставить без удовлетворения.

Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области № 63 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Вымпел – Коммуникации» оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.

 

Судья О.А.Л<…>ва

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14 Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54 E-mail: normativ@mv.ru Интернет: http://ulyanovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 

 г.Ульяновск                                                                                                Дело № А72-2707/2012

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2012г.

В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2012г.

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Л<…>й,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З<..>ой Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва (7713076301),

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,

о признании незаконным и отмене решения Ульяновского УФАС от 28.12.2011 и постановления №63 от 19.03.2012 по делу №8104/05-2011,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:

Л<…>ов, г. Ульяновск,

при участии в заседании:

от заявителя – М<…>ов Е.В., доверенность от 01.06.2011 № 7/11, паспорт;

от УФАС по Ульяновской области – К<…>на Н.В., доверенность от 07.03.2012г., паспорт;

от Л<…>ва В.Л. – Л<…>в В.Л., паспорт.

установил:

Открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации» обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения Ульяновского УФАС от 28.12.2011 по делу №8104/05-2011.

Из материалов дела усматривается:

01.11.2011 от Л<…>ва В.Л. в УФАС по Ульяновской области поступило обращение, в котором сообщается, что 15.04.2011 он заключил договор об оказании услуг связи в компании «Билайн» по тарифному плану «Тариф № 1», номер телефона 906 144 0158. Летом 2011 года заявитель выезжал на несколько месяцев за пределы Ульяновской области и сим-картой указанного номера компании «Билайн» не пользовался. В сентябре 2011 года Л<…>в В.Л. узнал, что все денежные средства со счета номера телефона 906 144 0158 компанией «Билайн» сняты, сим-карта заблокирована. На претензию Л<…>ва В.Л. от 30.09.2011, направленную в Ульяновский филиал ОАО «ВымпелКом», Саратовский филиал ОАО «ВымпелКом» сообщил, что согласно пункту 5.4 договора об оказании услуг связи «Билайн» в случае несовершения действий в расчетном периоде, влекущих списание денежных средств за оказанные услуги, а также в том случае, если в расчетном периоде не было ни одного списания средств с электронного счета абонента (платные звонки, смс и т.д.), абонент платит абонентскую плату, если такая плата предусмотрена тарифным планом (исх. № 173208 от 01.10.2011).

01.12.2011 УФАС по Ульяновской области в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, о чем вынесено определение.

28.12.2011 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области вынесено решение о признании рекламы тарифных планов «Монстр общения», «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф №1» для абонентов компании «Билайн» на территории Ульяновской области, распространенную в виде листовок, в которой отсутствует информация о существенных условиях пользования услугами связи по тарифным планам, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

19.03.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в отношении ОАО «Вымпел-Коммуникации» вынесено постановление №63 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Представитель ОАО «Вымпел-Коммуникации» поддержал требования, изложенные в заявлении. По мнению заявителя информация о том, что при неиспользовании номера телефона более 90 дней взимается отдельная абонентская плата, является несущественной. В спорной листовке указана информация по 4 тарифным планам в сравнительном виде.

УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает вынесенное решение законным и обоснованным.

Л<…>в В.Л. считает решение УФАС по Ульяновской области обоснованным. В судебном заседании пояснил, что при заключении договора ему дали сам договор и оспариваемую рекламную листовку. Иных документов не давали. Реклама по тарифному плану «Тариф №1» в офисе на дату заключения договора отсутствовала.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Федерального закона №38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из смысла части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следует, что реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы, то есть обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующей услуге. Из представленных ОАО «Вымпел-Коммуникации» материалов следует, что в соответствии с тарифным планом «Тариф № 1» при балансе «электронного» счета абонента не менее 60 руб., местные звонки на номера «Билайн», на номера других мобильных операторов и на городские номера тарифицируются по 1 коп./сек. В случае, если баланс менее 60 руб., стоимость разговора составит 1,5 коп./сек. Междугородные звонки на номера «Билайн»: в зону «Билайн Волга» - 2,95 руб./мин., за пределы зоны - 4,95 руб./мин; в города России на другие номера, кроме «Билайн», - 9,95 руб./мин., при этом стоимость первой минуты междугородного вызова увеличивается на 0,25 руб. Услуга «Любимый междугородный номер» («Билайн») оплачивается: за 1 номер - 1,25 руб./сутки, за три номера -2,50 руб./сутки. Абонентская плата за пользование городским номером - 2,45 руб., с НДС, в сутки - списывается с «электронного» счета ежедневно. При блокировке телефона абонентская плата не взимается. На тарифном плане «Тариф № 1» местный телефонный звонок тарифицируется посекундно. Соединение менее 3-х секунд не тарифицируется. Все входящие звонки - бесплатно. В случае отсутствия активности со стороны абонента (звонки, сообщения) на номере в течение 90 дней, взимается абонентская плата в размере 5 руб. в день. Абонентская плата прекращает взиматься в случае исчерпания доступного баланса, а также в случае возобновления абонентской активности на номере.

Условия по взиманию абонентской платы за неиспользование номера телефона более 90 дней предусмотрены также в тарифных планах «Мир Билайн» и «Добро пожаловать».

В тарифном плане «Монстр общения» указанные условия отсутствуют.

В представленной в материалы дела рекламной листовке содержится следующая информация: на одной стороне листовки указана информация блоками (сверху - вниз, слева - направо):

1. В верхней части левой половины листовки размещены логотип «Билайн» и надпись: «Живи на яркой стороне». Ниже - надпись: «Бесплатный Интернет после 5 Мб в день в твоѐм мобильном. Подключи бесплатно: 0674 07 171. Услуга «Беззаботный Интернет» 0800». Еще ниже следует: надпись «I», правее - изображение головы собаки породы лайка с ошейником, окрашенным в желтую и черную вертикальные полоски, правее - надпись «it!», что в совокупности представляет собой фразу на английском языке: «I like it!», которой ниже с правой стороны мелким шрифтом дается перевод: «Я люблю это!». С левой стороны от изображения вертикально приведен текст с условиями подключения услуги.

2. В правой части листовки размещено изображение часов, приведен текст: «Выбери свой тариф! Линейка тарифных планов «Билайн» (по состоянию на 31.03.2011 г.)». Ниже размещены логотип «Билайн» и надпись «Живи на яркой стороне». Еще ниже указаны адреса расположения офисов продаж и обслуживания компании «Билайн» в г. Ульяновске и г. Димитровграде Ульяновской области, приведены номера телефонов справочной и абонентской служб, а также адрес сайта в сети Интернет.

На другой стороне листовки приведена информация в табличной форме по тарифным планам «Монстр общения», «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф № 1». В частности, в отдельной графе по тарифному плану «Тариф № 1» указано:

 

 Основное преимущество тарифа

Все местные звонки

без скрытых платежей

1 коп/сек

 Местные звонки на номера «Билайн»

1 коп./сек2

 Местные звонки на номера других мобильных операторов

 Местные звонки на городские номера

 Звонки на номера «Билайн» в зону «Билайн-Волга»5

2,95

 Звонки на номера «Билайн» за пределы зоны «Билайн-Волга»5

4,95

 Звонки на другие номера по России, кроме номеров «Билайн»5

9,95

 Звонки на номера «Билайн» стран СНГ5

12

 Звонки на номера стран СНГ, за исключением «Билайн»5

24

 SMS (исходящие сообщения), руб./шт.3

1,05

 MMS (исходящие сообщения), руб./шт.

6,60

 GPRS-WAP руб. (10 Кб) / GPRS-Internet руб. (1 Мб) 6

2,95/7,45

 Тарификация местных вызовов

посекундная

 Номер перехода на тариф 7

0674 03 01

 

Под таблицей приведены девять сносок, выполненных мелким шрифтом:

«1. Указанная цена действует в домашней сети с 4 по 10 минуту разговора с абонентами «Билайн» России, кроме Ульяновской области (стоимость первых 3-х, 11-й и последующих минут составляет 1,75 руб./мин.).

2. Указана стоимость при балансе «электронного счета» Абонента не менее 60 руб. В случае, если баланс менее 60 руб. стоимость разговора составит 1,5 коп./сек.

3. Тарифы действуют при нахождении Абонента на территории Ульяновской области. При нахождении за пределами Ульяновской области действует тариф 3,95 руб. за сообщения (SMS) на номера телефонов Билайн или других Российских сотовых операторов и 5,95 руб. за сообщение на номера телефонов международных сотовых операторов. Указана цена за исходящие сообщения на номера абонентов операторов сотовой связи Ульяновской области, стоимость SMS за пределы Ульяновской области (в пределах РФ) 2,15 руб. Стоимость отправки сообщения при нахождении Абонента на территории Ульяновской области на номера телефонов Билайн (страны СНГ) и международных сотовых операторов составляет 5,45 руб. за исключением ТП «Мир Билайн» (2,95 руб. на Билайн страны СНГ) и ТП «Добро пожаловать» (1,95 руб. на Билайн страны СНГ и 3,45 руб. на международных сотовых операторов). Входящие SMS бесплатно.

4. Указана цена на исходящие сообщения абонентам «Билайн» Ульяновской области. Стоимость сообщений абонентам других операторов Ульяновской области 0,95 руб./шт. Стоимость исходящих междугородных сообщений на номера «Билайн» всей России с 4-го по 100-е в течение суток 0,15 руб. Стоимость первых трех и остальных исходящих SMS в течение суток составляет 2,15 руб./шт. Стоимость сообщений на номера других мобильных операторов зоны «Билайн - Волга» и России 2,15 руб./шт.

5. Междугородные и международные звонки тарифицируются поминутно. Стоимость первой минуты междугородного вызова увеличивается на 0,25 руб. за исключением тарифов «Мир Билайн» и «Добро пожаловать». В зону «Билайн-Волга» входят области: Нижегородская, Оренбургская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Ульяновская, Пензенская; республики: Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Калмыкия.

6. Нетарифицируемый объем данных в начале каждой сессии: по услуге «GPRS-Internet» - 0 КБ, по услуге «GPRS WAP» - 0 КБ. Объем данных округляется в большую сторону: по услуге «GPRS-Internet» с точностью до 100 КБ, по услуге «GPRS WAP» с точностью до 10 КБ (на ТП «Монстр Общения 2011» с точностью до 100 КБ). Стоимость услуги «GPRS WAP» в тарифе «Монстр Общения 2011» составляет 3,95 руб. за. 1 Мб.

7. Стоимость перехода 50 руб. Абонентская плата за пользование городским номером 2,45 руб. в сутки. Стоимость перехода на ТП «Монстр Общения 2011» - 100 руб.

8. Указана стоимость после 5-й минуты разговора, стоимость первых 5-и мин. составляет 3,50 руб./мин.

9. Стоимость действительна при подключении услуги «SMS и MMS нон-стоп» с 1-ой по 100 SMS/MMS на все местные направления в день (узнать кол-во неизрасходованных SMS/MMS можно по номеру 067407651). Абонентская плата 1 руб. в сутки до 1 июня 2011 года. С 1 июня 2011 года условия могут быть изменены. Стоимость подключения услуги 30 рублей. Стоимость одного сообщения при отключенной опции или со 101-ой SMS в день составляет 0,75 руб., со 101-ой MMS в день составляет 3,95 руб. Услуга бесплатно подключена для новых абонентов, подключившихся к ТП «Монстр Общения 2011» и для существующих абонентов, сменивших тарифный план на ТП «Монстр Общения 2011». Услугу можно отключить по номеру 67406540».

По нижнему краю листа указано: «Все цены и тарифы указаны в рублях с учетом НДС. Тарифы действительны при нахождении Абонента на территории Ульяновской области. Услуги лицензированы. Оборудование сертифицировано». В правом нижнем углу листа размещены логотип «Билайн» и надпись «Живи на яркой стороне».

В рекламе тарифных планов компании «Билайн», распространяемой посредствам листовок, отсутствует информация о том, что при неиспользовании номера телефона более 90 дней взимается отдельная абонентская плата. Суд считает, что данная информация является существенной. У потребителя, ввиду отсутствия информации о дополнительных платежах за неиспользование номера (сим-карты) у рекламируемого тарифного плана, может сформироваться искаженное, неточное представление о тарифных планах «Тариф № 1», «Мир Билайн» и «Добро пожаловать».

Рассматриваемая рекламная информация направлена на привлечение внимания к наиболее привлекательным для потребителей условиям тарифа, в то время как иная, не менее существенная информация, отсутствует. Таким образом, потребитель вводится в заблуждение в отношении стоимости услуги, рассчитывая на одни условия, а сталкиваясь с иными. Установленный законом запрет на размещение ненадлежащей рекламы призван защищать интересы неограниченного круга потребителей, в том числе потенциальных, а не только тех, кто воспользовался услугами, на привлечение внимания к которым была направлена реклама.

Довод ОАО «Вымпел-Коммуникации» о том, что необходимую дополнительную информацию о тарифных планах «Билайн» потребитель может узнать на официальном сайте оператора www.beeline.ru или у специалистов офисов продаж, из других рекламных материалов, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламного материала, являющегося самостоятельным законченным информационным продуктом, а не из совокупности всех распространенных об этой услуге к определенному моменту времени рекламных и иных информационных материалов, а также устных пояснений соответствующих специалистов. При этом ссылки на сайт в сети Интернет, на котором можно получить дополнительные сведения об условиях рекламируемой услуги, не влияют на восприятие рекламы и не восполняют отсутствующую в ней существенную информацию об условиях предоставления рекламируемой услуги.

Суд считает необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство.

Заявитель в судебном заседании пояснил, что спорная рекламная листовка была составлена в целях сравнения четырех тарифных планов. Абонентская плана за «молчание» включена в тарифные планы «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф №1», в тарифном плане «Монстр общения» подобная абонентская плата не предусмотрена. Однако, данное условие не включено в оспариваемую сравнительную рекламную листовку.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 7 статьи 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктами 5 и 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По заказу ОАО «Вымпел-Коммуникации» (заявка № 63 от 31.03.2011) на основании договора № 77 от 01.01.2006, заключенного между ОАО «Вымпел-Коммуникации» и ООО «Мастер Студия», изготовлена в виде листовок реклама тарифных планов компании «Билайн» для абонентов Ульяновской области «Монстр общения», «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф № 1». Представление текста (содержание) и согласование оригинал-макетов рекламы осуществляло ОАО «Вымпел-Коммуникации». Реклама выполнена для распространения на территории Ульяновской области.

Таким образом, рекламодателем в данном случае является ОАО «Вымпел-Коммуникации».

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение УФАС по Ульяновской области о признании рекламы ненадлежащей является законным и обоснованным.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд приходит к выводу, что постановление о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленное требование открытого акционерного общества «Вымпел – Коммуникации» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 28.12.2011 года оставить без удовлетворения.

Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области № 63 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Вымпел – Коммуникации» оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.

 

Судья О.А.Л<…>ва

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А72-2707/2012 [format] => [safe_value] => А72-2707/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Л<…>й, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З<..>ой Е.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва (7713076301), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, о признании незаконным и отмене решения Ульяновского УФАС от 28.12.2011 и постановления №63 от 19.03.2012 по делу №8104/05-2011...

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Л<…>й, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания З<..>ой Е.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г. Москва (7713076301), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, о признании незаконным и отмене решения Ульяновского УФАС от 28.12.2011 и постановления №63 от 19.03.2012 по делу №8104/05-2011...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-21 12:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-18 12:14:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1340108275 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )