Решение в отношении ОАО «Ростелеком»

Номер дела: 8118/04-2011
Дата публикации: 22 февраля 2012, 14:41

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 22.02.2012 № 924-04

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                               ДЕЛО № 8118/04-2011

                                                                                                                                                                             г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена "08" февраля 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "22" февраля 2012 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

- зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

- начальник отдела М.С.Степанова,

- специалист-эксперт Е.С. Канева,

 

 

рассмотрев дело № 8118/04-2011 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002,г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15. Ульяновский филиал: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 60) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее также –Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ульяновское УФАС России поступило заявление <…> (вх. от 18.11.2011 №244/02) на действия ОАО «Ростелеком» по установлению монопольно высокой цены на услугу предоставления возможности абоненту определять номер вызывающего абонента.

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19.12.2011 № 474 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар для абонентов ОАО «Ростелеком».

На заседаниях комиссии представители ОАО «Ростелеком» пояснили, что до момента начала эксплуатации оборудования и системы расчетов ООО «СТС» ОАО «Ростелеком» было невозможно провести анализ услуг, схожих по своим потребительским характеристикам, но различных по стоимости. Позднее, после проведения анализа вышеуказанных мероприятий, проводилась проверка абонентской базы ООО «СТС» с целью идентифицировать пользователей услуги, называвшейся в биллинге ООО «СТС» как «автоматическое определение номера» с тарифом 47 рублей. После проведения соответствующего мониторинга тариф по всей абонентской базе, ранее обслуживавшейся ООО «СТС», на оказание услуги «автоматическое определение номера» был изменен на тариф ОАО «Ростелеком» в размере 27,5 рублей, установленный на оказание услуги «определение номера вызывающего абонента на АТС с поддержкой функции цифрового АОН», и был произведен перерасчет за весь период пользования услугой с 01.08.2011, <…> произведен перерасчет за услугу предоставления возможности абоненту определять номер вызывающего абонента и претензий на взимание высокой платы со стороны абонентов отсутствуют. Нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества отсутствуют. Представлены документы, подтверждающие перерасчет за услугу «ДВО: автоматическое определение номера (абонплата) ООО «СТС»» на сумму 196 549,95 рублей. Так же был произведен перерасчет бывшим абонентам ООО «СТС» на иные услуги ООО «СТС», которые отличались по наименованию и (или) стоимости, но схожие по своим потребительским характеристикам с услугами ОАО «Ростелеком» на 01.08.2011.

Изучив представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о наличии нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Ростелеком», что выразилось в  ущемлении интересов <…> путем выставления тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года, не установленных Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области».

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6).

ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг связи, в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «Ростелеком» является субъектом естественной монополии, находящийся в состоянии естественной монополии (включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под пунктом 77-2-7).

            Услуга «Определение номера вызывающего абонента» является дополнительной услугой местной телефонной связи, ее оказание технологически неразрывно связано с оказанием услуг местной телефонной связи.

Между ООО «СТС» и ОАО «Ростелеком» 11.07.2011 было заключено Соглашение № 19-10/103, в соответствии с п.п. 1.2., 1.4. которого ОАО «Ростелеком» приняло на себя от ООО «СТС» все права и обязанности по заключенным с абонентами договорам об оказании услуг связи в полном объеме в том составе, который существовал на момент передачи прав и обязанностей.

Основанием для заключения указанного Соглашения явился Договор № 19-10/102 от 11.07.2011, согласно которому ООО «СТС» представило ОАО «Ростелеком» во временное пользование недвижимое имущество – линейно-кабельные сооружения связи и движимое имущество - физические цепи и оборудование в целях обеспечения предоставления ОАО «Ростелеком» услуг связи.

<…> до 31 июля 2011 года включительно являлась абонентом ООО «СТС» и ей оказывались услуги связи домашнего телефона с услугой автоматического определения номера вызывающего абонента. Стоимость услуги составляла 47 рублей в месяц. Она получила уведомление ООО «СТС», что с 1 августа 2011 года, если ею до наступления указанного срока не будет изъявлено желание расторгнуть договор на указанные услуги связи, то она автоматически становится абонентом ОАО «Ростелеком». Заявительница не изъявила желания расторгнуть договор и стала абонентом ОАО «Ростелеком».

С 1 августа 2011 года счета за оплату услуг телефонной связи <…> стали выставляться ОАО «Ростелеком», что свидетельствует о том, что права и обязанности по договору оказания услуг местной телефонной связи несет ОАО «Ростелеком». После начала оказания услуг ОАО «Ростелеком» изменился порядок оплаты (на авансовую систему оплаты), и изменились тарифы на услуги, в том числе и тариф на услугу автоматического определения номера, то есть изменилось существенное условие договора на оказание услуг связи – цена услуги.

Для абонентов ОАО «Ростелеком» тариф на услугу автоматического определения номера составляет 27,5 рублей. (в соответствии с ст. 9 подраздела II «Нерегулируемые тарифы на услуги местной телефонной связи» Раздела I «Тарифы на услуги местной телефонной связи» Прейскуранта «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области»).

Однако ОАО «Ростелеком» не изменило ранее установленную ООО «СТС» цену товара – услуги по предоставлению возможности абоненту определять номер вызывающего абонента и, начиная с 1 августа 2011 года, выставляло заявительнице счет с наименованием услуги: «ДВО: Автоматическое определение номера ООО «СТС»» - по тарифам, установленным ранее ООО «СТС» (47 рублей в месяц).

В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения № 19-10/103 от 11.07.2011 ООО «СТС» передало ОАО «Ростелеком» права и обязанности по договорам об оказании услуг связи,  все абоненты ООО «СТС» становятся абонентами ОАО «Ростелеком».

В соответствии с пунктом 43 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, договор, заключаемый с гражданином, является публичным. В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.  

Таким образом, выставление платы за услугу «определение номера вызывающего абонента» отдельным потребителям услуги в более высоком размере является незаконным и ущемляет их интересы.

Доводы о том, что работа по проведению перерасчета до момента начала эксплуатации оборудования и системы расчетов ООО «СТС» ОАО «Ростелеком» было невозможно провести анализ услуг, схожих по своим потребительским характеристикам, но различных по стоимости, что повлекло выставление платы за указанную услугу в размере 47 рублей, комиссия отклоняет, т.к. счета выставляются ОАО «Ростелеком» абонентам по окончании месяца оказания услуг, т.е. в течение августа 2011 года у ОАО «Ростелеком» имелась возможность провести указанный мониторинг, кроме того, в счетах на оплату с августа 2011 года такая услуга как «предоставление абонентской линии основной повременная система», а также услуга «предоставление местного телефонного соединения при повременной системе» абонентам, ранее получавшими услуги ООО «СТС», выставлялись по тарифам ОАО «Ростелеком».

В счете за услуги связи <…> за декабрь 2011 года (дата выставления – 01.01.2012) за услугу связи «ДВО: автоматическое определение номера (абонплата) ООО «СТС»» был произведен перерасчет на сумму 188,00 рублей (перерасчет за период с августа 2011 года по ноябрь 2011 года). С декабря 2011 года плата за указанную услугу выставлялась в размере 27,5 рублей в месяц.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в ущемлении интересов <…> путем выставления тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года, не установленных Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области», нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «Ростелеком» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по ст.14.31 КоАП РФ.

 

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

Е.С. Канева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

stdClass Object ( [vid] => 17255 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ОАО «Ростелеком» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 17256 [type] => solution [language] => ru [created] => 1329907609 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 22.02.2012 № 924-04

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                               ДЕЛО № 8118/04-2011

                                                                                                                                                                             г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена "08" февраля 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "22" февраля 2012 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

- зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

- начальник отдела М.С.Степанова,

- специалист-эксперт Е.С. Канева,

 

 

рассмотрев дело № 8118/04-2011 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002,г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15. Ульяновский филиал: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 60) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее также –Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ульяновское УФАС России поступило заявление <…> (вх. от 18.11.2011 №244/02) на действия ОАО «Ростелеком» по установлению монопольно высокой цены на услугу предоставления возможности абоненту определять номер вызывающего абонента.

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19.12.2011 № 474 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар для абонентов ОАО «Ростелеком».

На заседаниях комиссии представители ОАО «Ростелеком» пояснили, что до момента начала эксплуатации оборудования и системы расчетов ООО «СТС» ОАО «Ростелеком» было невозможно провести анализ услуг, схожих по своим потребительским характеристикам, но различных по стоимости. Позднее, после проведения анализа вышеуказанных мероприятий, проводилась проверка абонентской базы ООО «СТС» с целью идентифицировать пользователей услуги, называвшейся в биллинге ООО «СТС» как «автоматическое определение номера» с тарифом 47 рублей. После проведения соответствующего мониторинга тариф по всей абонентской базе, ранее обслуживавшейся ООО «СТС», на оказание услуги «автоматическое определение номера» был изменен на тариф ОАО «Ростелеком» в размере 27,5 рублей, установленный на оказание услуги «определение номера вызывающего абонента на АТС с поддержкой функции цифрового АОН», и был произведен перерасчет за весь период пользования услугой с 01.08.2011, <…> произведен перерасчет за услугу предоставления возможности абоненту определять номер вызывающего абонента и претензий на взимание высокой платы со стороны абонентов отсутствуют. Нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества отсутствуют. Представлены документы, подтверждающие перерасчет за услугу «ДВО: автоматическое определение номера (абонплата) ООО «СТС»» на сумму 196 549,95 рублей. Так же был произведен перерасчет бывшим абонентам ООО «СТС» на иные услуги ООО «СТС», которые отличались по наименованию и (или) стоимости, но схожие по своим потребительским характеристикам с услугами ОАО «Ростелеком» на 01.08.2011.

Изучив представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о наличии нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Ростелеком», что выразилось в  ущемлении интересов <…> путем выставления тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года, не установленных Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области».

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6).

ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг связи, в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «Ростелеком» является субъектом естественной монополии, находящийся в состоянии естественной монополии (включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под пунктом 77-2-7).

            Услуга «Определение номера вызывающего абонента» является дополнительной услугой местной телефонной связи, ее оказание технологически неразрывно связано с оказанием услуг местной телефонной связи.

Между ООО «СТС» и ОАО «Ростелеком» 11.07.2011 было заключено Соглашение № 19-10/103, в соответствии с п.п. 1.2., 1.4. которого ОАО «Ростелеком» приняло на себя от ООО «СТС» все права и обязанности по заключенным с абонентами договорам об оказании услуг связи в полном объеме в том составе, который существовал на момент передачи прав и обязанностей.

Основанием для заключения указанного Соглашения явился Договор № 19-10/102 от 11.07.2011, согласно которому ООО «СТС» представило ОАО «Ростелеком» во временное пользование недвижимое имущество – линейно-кабельные сооружения связи и движимое имущество - физические цепи и оборудование в целях обеспечения предоставления ОАО «Ростелеком» услуг связи.

<…> до 31 июля 2011 года включительно являлась абонентом ООО «СТС» и ей оказывались услуги связи домашнего телефона с услугой автоматического определения номера вызывающего абонента. Стоимость услуги составляла 47 рублей в месяц. Она получила уведомление ООО «СТС», что с 1 августа 2011 года, если ею до наступления указанного срока не будет изъявлено желание расторгнуть договор на указанные услуги связи, то она автоматически становится абонентом ОАО «Ростелеком». Заявительница не изъявила желания расторгнуть договор и стала абонентом ОАО «Ростелеком».

С 1 августа 2011 года счета за оплату услуг телефонной связи <…> стали выставляться ОАО «Ростелеком», что свидетельствует о том, что права и обязанности по договору оказания услуг местной телефонной связи несет ОАО «Ростелеком». После начала оказания услуг ОАО «Ростелеком» изменился порядок оплаты (на авансовую систему оплаты), и изменились тарифы на услуги, в том числе и тариф на услугу автоматического определения номера, то есть изменилось существенное условие договора на оказание услуг связи – цена услуги.

Для абонентов ОАО «Ростелеком» тариф на услугу автоматического определения номера составляет 27,5 рублей. (в соответствии с ст. 9 подраздела II «Нерегулируемые тарифы на услуги местной телефонной связи» Раздела I «Тарифы на услуги местной телефонной связи» Прейскуранта «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области»).

Однако ОАО «Ростелеком» не изменило ранее установленную ООО «СТС» цену товара – услуги по предоставлению возможности абоненту определять номер вызывающего абонента и, начиная с 1 августа 2011 года, выставляло заявительнице счет с наименованием услуги: «ДВО: Автоматическое определение номера ООО «СТС»» - по тарифам, установленным ранее ООО «СТС» (47 рублей в месяц).

В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения № 19-10/103 от 11.07.2011 ООО «СТС» передало ОАО «Ростелеком» права и обязанности по договорам об оказании услуг связи,  все абоненты ООО «СТС» становятся абонентами ОАО «Ростелеком».

В соответствии с пунктом 43 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, договор, заключаемый с гражданином, является публичным. В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.  

Таким образом, выставление платы за услугу «определение номера вызывающего абонента» отдельным потребителям услуги в более высоком размере является незаконным и ущемляет их интересы.

Доводы о том, что работа по проведению перерасчета до момента начала эксплуатации оборудования и системы расчетов ООО «СТС» ОАО «Ростелеком» было невозможно провести анализ услуг, схожих по своим потребительским характеристикам, но различных по стоимости, что повлекло выставление платы за указанную услугу в размере 47 рублей, комиссия отклоняет, т.к. счета выставляются ОАО «Ростелеком» абонентам по окончании месяца оказания услуг, т.е. в течение августа 2011 года у ОАО «Ростелеком» имелась возможность провести указанный мониторинг, кроме того, в счетах на оплату с августа 2011 года такая услуга как «предоставление абонентской линии основной повременная система», а также услуга «предоставление местного телефонного соединения при повременной системе» абонентам, ранее получавшими услуги ООО «СТС», выставлялись по тарифам ОАО «Ростелеком».

В счете за услуги связи <…> за декабрь 2011 года (дата выставления – 01.01.2012) за услугу связи «ДВО: автоматическое определение номера (абонплата) ООО «СТС»» был произведен перерасчет на сумму 188,00 рублей (перерасчет за период с августа 2011 года по ноябрь 2011 года). С декабря 2011 года плата за указанную услугу выставлялась в размере 27,5 рублей в месяц.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в ущемлении интересов <…> путем выставления тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года, не установленных Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области», нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «Ростелеком» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по ст.14.31 КоАП РФ.

 

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

Е.С. Канева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 22.02.2012 № 924-04

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                               ДЕЛО № 8118/04-2011

                                                                                                                                                                             г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена "08" февраля 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "22" февраля 2012 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

- зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

- начальник отдела М.С.Степанова,

- специалист-эксперт Е.С. Канева,

 

 

рассмотрев дело № 8118/04-2011 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002,г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15. Ульяновский филиал: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 60) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее также –Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ульяновское УФАС России поступило заявление <…> (вх. от 18.11.2011 №244/02) на действия ОАО «Ростелеком» по установлению монопольно высокой цены на услугу предоставления возможности абоненту определять номер вызывающего абонента.

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19.12.2011 № 474 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар для абонентов ОАО «Ростелеком».

На заседаниях комиссии представители ОАО «Ростелеком» пояснили, что до момента начала эксплуатации оборудования и системы расчетов ООО «СТС» ОАО «Ростелеком» было невозможно провести анализ услуг, схожих по своим потребительским характеристикам, но различных по стоимости. Позднее, после проведения анализа вышеуказанных мероприятий, проводилась проверка абонентской базы ООО «СТС» с целью идентифицировать пользователей услуги, называвшейся в биллинге ООО «СТС» как «автоматическое определение номера» с тарифом 47 рублей. После проведения соответствующего мониторинга тариф по всей абонентской базе, ранее обслуживавшейся ООО «СТС», на оказание услуги «автоматическое определение номера» был изменен на тариф ОАО «Ростелеком» в размере 27,5 рублей, установленный на оказание услуги «определение номера вызывающего абонента на АТС с поддержкой функции цифрового АОН», и был произведен перерасчет за весь период пользования услугой с 01.08.2011, <…> произведен перерасчет за услугу предоставления возможности абоненту определять номер вызывающего абонента и претензий на взимание высокой платы со стороны абонентов отсутствуют. Нарушения антимонопольного законодательства в действиях общества отсутствуют. Представлены документы, подтверждающие перерасчет за услугу «ДВО: автоматическое определение номера (абонплата) ООО «СТС»» на сумму 196 549,95 рублей. Так же был произведен перерасчет бывшим абонентам ООО «СТС» на иные услуги ООО «СТС», которые отличались по наименованию и (или) стоимости, но схожие по своим потребительским характеристикам с услугами ОАО «Ростелеком» на 01.08.2011.

Изучив представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о наличии нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «Ростелеком», что выразилось в  ущемлении интересов <…> путем выставления тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года, не установленных Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области».

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6).

ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг связи, в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «Ростелеком» является субъектом естественной монополии, находящийся в состоянии естественной монополии (включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под пунктом 77-2-7).

            Услуга «Определение номера вызывающего абонента» является дополнительной услугой местной телефонной связи, ее оказание технологически неразрывно связано с оказанием услуг местной телефонной связи.

Между ООО «СТС» и ОАО «Ростелеком» 11.07.2011 было заключено Соглашение № 19-10/103, в соответствии с п.п. 1.2., 1.4. которого ОАО «Ростелеком» приняло на себя от ООО «СТС» все права и обязанности по заключенным с абонентами договорам об оказании услуг связи в полном объеме в том составе, который существовал на момент передачи прав и обязанностей.

Основанием для заключения указанного Соглашения явился Договор № 19-10/102 от 11.07.2011, согласно которому ООО «СТС» представило ОАО «Ростелеком» во временное пользование недвижимое имущество – линейно-кабельные сооружения связи и движимое имущество - физические цепи и оборудование в целях обеспечения предоставления ОАО «Ростелеком» услуг связи.

<…> до 31 июля 2011 года включительно являлась абонентом ООО «СТС» и ей оказывались услуги связи домашнего телефона с услугой автоматического определения номера вызывающего абонента. Стоимость услуги составляла 47 рублей в месяц. Она получила уведомление ООО «СТС», что с 1 августа 2011 года, если ею до наступления указанного срока не будет изъявлено желание расторгнуть договор на указанные услуги связи, то она автоматически становится абонентом ОАО «Ростелеком». Заявительница не изъявила желания расторгнуть договор и стала абонентом ОАО «Ростелеком».

С 1 августа 2011 года счета за оплату услуг телефонной связи <…> стали выставляться ОАО «Ростелеком», что свидетельствует о том, что права и обязанности по договору оказания услуг местной телефонной связи несет ОАО «Ростелеком». После начала оказания услуг ОАО «Ростелеком» изменился порядок оплаты (на авансовую систему оплаты), и изменились тарифы на услуги, в том числе и тариф на услугу автоматического определения номера, то есть изменилось существенное условие договора на оказание услуг связи – цена услуги.

Для абонентов ОАО «Ростелеком» тариф на услугу автоматического определения номера составляет 27,5 рублей. (в соответствии с ст. 9 подраздела II «Нерегулируемые тарифы на услуги местной телефонной связи» Раздела I «Тарифы на услуги местной телефонной связи» Прейскуранта «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области»).

Однако ОАО «Ростелеком» не изменило ранее установленную ООО «СТС» цену товара – услуги по предоставлению возможности абоненту определять номер вызывающего абонента и, начиная с 1 августа 2011 года, выставляло заявительнице счет с наименованием услуги: «ДВО: Автоматическое определение номера ООО «СТС»» - по тарифам, установленным ранее ООО «СТС» (47 рублей в месяц).

В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения № 19-10/103 от 11.07.2011 ООО «СТС» передало ОАО «Ростелеком» права и обязанности по договорам об оказании услуг связи,  все абоненты ООО «СТС» становятся абонентами ОАО «Ростелеком».

В соответствии с пунктом 43 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, договор, заключаемый с гражданином, является публичным. В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.  

Таким образом, выставление платы за услугу «определение номера вызывающего абонента» отдельным потребителям услуги в более высоком размере является незаконным и ущемляет их интересы.

Доводы о том, что работа по проведению перерасчета до момента начала эксплуатации оборудования и системы расчетов ООО «СТС» ОАО «Ростелеком» было невозможно провести анализ услуг, схожих по своим потребительским характеристикам, но различных по стоимости, что повлекло выставление платы за указанную услугу в размере 47 рублей, комиссия отклоняет, т.к. счета выставляются ОАО «Ростелеком» абонентам по окончании месяца оказания услуг, т.е. в течение августа 2011 года у ОАО «Ростелеком» имелась возможность провести указанный мониторинг, кроме того, в счетах на оплату с августа 2011 года такая услуга как «предоставление абонентской линии основной повременная система», а также услуга «предоставление местного телефонного соединения при повременной системе» абонентам, ранее получавшими услуги ООО «СТС», выставлялись по тарифам ОАО «Ростелеком».

В счете за услуги связи <…> за декабрь 2011 года (дата выставления – 01.01.2012) за услугу связи «ДВО: автоматическое определение номера (абонплата) ООО «СТС»» был произведен перерасчет на сумму 188,00 рублей (перерасчет за период с августа 2011 года по ноябрь 2011 года). С декабря 2011 года плата за указанную услугу выставлялась в размере 27,5 рублей в месяц.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в ущемлении интересов <…> путем выставления тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года, не установленных Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области», нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «Ростелеком» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по ст.14.31 КоАП РФ.

 

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

Е.С. Канева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 924-04 [format] => [safe_value] => 924-04 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8118/04-2011 [format] => [safe_value] => 8118/04-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе, рассмотрев дело № 8118/04-2011 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002,г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15. Ульяновский филиал: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 60) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее также –Закон «О защите конкуренции»)...

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе, рассмотрев дело № 8118/04-2011 по признакам нарушения ОАО «Ростелеком» (191002,г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15. Ульяновский филиал: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 60) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее также –Закон «О защите конкуренции»)...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 61 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 61 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 479 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 479 [vid] => 1 [name] => ООО «СТС» [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 314 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 314 [vid] => 1 [name] => ОАО «РосТелеком» [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-22 10:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-22 10:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1329907609 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )