Решение Арбитражного суда Ульяновской области по заявлению к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области

Номер дела: 7343/04-2011
Дата публикации: 6 сентября 2011, 14:19

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск                                                                              Дело №А72-4246/2011

«13» сентября 2011г.                                                                

 

Резолютивная часть решения объявлена 06.09.2011г. Решение изготовлено полностью 13.09.2011г.

 

Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юлией Николаевной Марышевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН-1027301176902), г.Ульяновск

к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ОГРН-1077325000235), г.Ульяновск

к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445), Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино

о признании недействительным договора аренды лесного участка

 

по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Советская, 8 (ОГРН: 1027301176902)

к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Подлесная, 24 (ОГРН: 1077325000235)

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский», Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино (ИНН: 7308005759, ОГРН: 1077313000445)   

о признании недействительным распоряжения от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»

 

с участием представителей:

от истца – Степанова М.С., начальник отдела товарных рынков, по доверенности от 15.07.2011г., паспорт

от Министерства лесного хозяйства - Шагаева Ю.Н., начальник отдела правовой работы, по доверенности317 от 11.07.2011г., паспорт

от ООО «Лесо-Матюнинский» - не явился, извещен, почтовое уведомление №26521

 

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» о признании недействительным договора аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г., заключенного между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».

Определением суда от 21.07.2011г. на основании части 2 статьи 130 АПК РФ по ходатайству Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области суд объединил в одно производство с настоящим делом дело №А72-4244/2011 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области о признании недействительным распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды». ООО «Лесо-Матюнинский» привлечено к участию в деле №А72-4244/2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Объединенному делу присвоен номер А72-4246/2011.

В судебном заседании представитель Управления ФАС по Ульяновской области заявил ходатайства:

о восстановлении процессуального срока на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»;

о приобщении к материалам дела копий заявления №6/343 от 02.02.2011г. и решения УФАС по Ульяновской области от 18.05.2011г. по делу №7343/04-2011.

В соответствии со статьями 65, 66 АПК РФ суд приобщил представленные документы к материалам дела.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (части 1, 2 статьи 117 АПК РФ).

В обоснование заявленного ходатайство о восстановлении процессуального срока истец сослался на то, что об обжалуемом распоряжении антимонопольному органу стало известно только при вынесении решения по делу №7343/04-2011, т.е. 18.05.2011г.основанием для возбуждения указанного дела послужило обращение Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Ульяновской области (исх.№6/343 от 02.02.2011г.) о проведении проверки по вопросу о правомерности заключения Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области 15.07.2008г. договора аренды лесного участка №96 с ООО «Лесо-Матюнинский».

Поскольку данный довод документально подтвержден, об издании  Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области распоряжения №194 от 15.07.2008г. «О переоформлении договора аренды» истец мог узнать только в процессе рассмотрения дела №7343/04-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", суд считает необходимым восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» и рассмотреть заявленные исковые требования по существу.

Представитель Управления ФАС по Ульяновской области исковые требования поддержал в полном объеме,

Представитель Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области с исковыми требованиями не согласился, считает, что оспариваемое распоряжение о переоформлении договора аренды является законным, издано в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен во исполнении указанного распоряжения с ООО «Лесо-Матюнинский» как с правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», заключение данного договора не является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Возражения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области изложены в отзыве (т.1 л.д.91-93).

ООО «Лесо-Матюнинский» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания Общество извещено в соответствии с требованиями статей 121, 122 АПК РФ, в связи с чем по правилам пункта 2 части 4 статьи 123, части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ООО «Лесо-Матюнинский».

Из имеющегося в материалах дела отзыва ООО «Лесо-Матюнинский» (т.1 л.д.104-109) усматривается, что Общество поддерживает доводы Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и возражает против удовлетворения заявленных истцом требований.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 04.12.1998г. по договору №5 СПК «Лесо-Матюнинский» получил в безвозмездное пользование сроком на 49 лет участок лесного фонда  площадью 3095 га.

Из постановления Одиннадцатого арбитражного суда от 29.05.2009г. по делу №А72-8392/2008 следует, что определением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.11.2005г. по делу №А72-8934/05-21/48-б в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» введена процедура наблюдения. Решением суда от 24.03.2006г. СПК «Лесо-Матюнинский» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден В.Ю.Лебедев. Определением суда от 21.02.2008г.  конкурсное производство в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» завершено. Запись о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05.03.2008г.

15.08.2007г. в Едином государственном реестре юридических лиц как вновь созданное юридическое лицо зарегистрировано ООО «Лесо-Матюнинский», факт регистрации подтвержден свидетельством серии 73 №001724999.

19.03.2008г. общее собрание учредителей ООО «Лесо-Матюнинский» приняло решение о внесении изменений в Устав общества. В частности, в регламентирующий права общества пункт 3.17 Устава включен абзац следующего содержания:

« -   является правопреемником по договорам, ранее заключенным между СПК «Лесо-Матюнинский» и Кузоватовским лесхозом». Изменения, внесенные в Устав общества, зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.

08.04.2008г. ООО «Лесо-Матюнинский», считая себя правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», обратилось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области с заявлением о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договора безвозмездного пользования, заключенного с СПК «Лесо-Матюнинский» в 1998 году.

Рассмотрев заявление ООО «Лесо-Матюнинский», 15.07.2008г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области издало распоряжение №194 о переоформлении договора о предоставлении в безвозмездное пользование участка лесного фонда №5 от 01.12.1998г. на договор аренды с ООО «Лесо-Матюнинский». На основании данного распоряжения 15.07.2008г. между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО «Лесо-Матюнинский» был заключен договор аренды лесного участка №96, по которому лесной участок площадью 3095 га, расположенный на территории муниципального образования МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, (кварталы 1-17), передан в аренду ООО «Лесо-Матюниский» на срок до 15.07.2057г.

Полагая, что распоряжение №194 от 15.07.2008г. и  договор аренды участка лесного фонда №94 от 15.07.2008г. не соответствуют требованиям законодательства и нарушают установленный статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" запрет на принятие актов и (или) осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление ФАС по Ульяновской области обжаловало данный ненормативный акт и договор аренды лесного участка в судебном порядке.

На основании статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей в период издания распоряжения и заключения договора аренды (15.07.2008г.), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов) и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка не проводился. Лицами, участвующим в деле, данный факт не оспаривается.

По утверждению ответчиков, договор аренды №96 от 15.07.2008г. заключен в целях приведения в соответствие с Лесным  кодексом РФ договора о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда №5 от 04.12.1998г. и проведение аукциона в таком случае не требуется.

Действительно, статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №258 от 04.10.2007г., зарегистрированным в Минюсте 06.11.2007г. за №10432, утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лестного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, согласно которому заявление о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком  подаются лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда  в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, пользователем лесного участка по договору №5 от 14.12.1998г. являлся СПК «Лесо-Матюнинский», ликвидированный в ходе банкротства и исключенный из Единого государственного реестра юридический лиц 05.03.2008г..

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (статья 61 Гражданского кодекса РФ).

Применительно к рассматриваемому делу, изменения в Устав ООО «Лесо-Матюнинский», в части перехода к нему прав от СПК «Лесо-Матюнинский»  принято участниками общества на собрании 19.03.2008г., то есть уже после ликвидации  кооператива.

Правопреемство возможно вследствие реорганизации юридического лица либо по гражданско-правовой сделке.

Между тем, документы, свидетельствующие о реорганизации СПК «Лесо-Матюнинский» и передаче прав в отношении спорного лесного участка ООО «Лесо-Матюнинский» суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.

Более того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что ООО «Лесо-Матюнинский» создано в 2007 году, в тот период, в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» велась процедура конкурсного производства, поэтому в силу статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" СПК «Лесо-Матюнинский» не мог быть ни участником ООО «Лесо-Матюнинский», ни его правопредшественником.

Доказательства, свидетельствующие о заключении между кооперативом и обществом гражданско-правовых сделок по передаче прав пользования участком лесного фонда,  в материалах дела отсутствуют.

При данных обстоятельствах ООО «Лесо-Матюнинский» не может быть признано пользователем спорного лесного участка по договору №5 от 04.12.1998г., следовательно, у общества не возникло права на переоформление договора в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Согласно статье 701 Гражданского кодекса РФ в случае ликвидации юридического лица - ссудополучателя, договор безвозмездного пользования прекращается. Соответственно, с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» (с 05.03.2008г.) прекратил свое действие и договор о предоставлении в безвозмездное пользование участка лестного фонда №5 от 01.12.1998г.

Таким образом, поскольку предоставление участка лесного фонда в аренду ООО «Лесо-Матюнинский» не подпадает под исключения из общего правила заключения договоров аренды, изложенных в статье 74 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 10.08.2008г), то заключение такого договора 15.07.2008 года было возможно для ООО «Лесо-Матюнинский» исключительно по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, разрешив переоформить договор №5 от 04.12.1998г. на договор аренды с лицом, не являющимся пользователем лесного участка, нарушило вышеприведенные требования лесного законодательства, в связи с чем изданное Министерством распоряжение №194 от 15.07.2008г. не законно.  Кроме того, разрешив  оформить договор аренды без проведения аукциона, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области своим распоряжением нарушило права собственника лесного участка (Российской Федерации) на заключение договора аренды на более выгодных условиях и ограничило права иных субъектов предпринимательской деятельности на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного суд признает требование истца в части признания недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области №194 от 15.07.2008г. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Ввиду того, что спорный договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен без соблюдения требований статьи 74 Лесного кодекса РФ, данная сделка является ничтожной, поэтому требование истца в этой части также подлежит удовлетворению.

На основании статьи 110 АПК РФ, а также исходя из положений пунктов 2, 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, госпошлину по данному делу следует отнести на ответчиков в следующих размерах: на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области  - 4 000 руб., на ООО«Лесо-Матюнинский» - 2 000 руб. Однако Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от уплаты госпошлины освобождено (пункт 1.1 часть 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ), поэтому в рассматриваемом случае госпошлина взыскивается только с ООО «Лесо-Матюнинский» в размере 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 117, 167-171, 176, 177, 180-182, 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о восстановлении срока на обжалование распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» удовлетворить.

Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды».

Признать недействительным договор аренды лесного участка от 15.07.2008 №96, заключенный между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».

Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в  месячный срок с момента принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

 

 

Судья                                                                                                     Т.В. Захарова

 

stdClass Object ( [vid] => 16953 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ульяновской области по заявлению к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16954 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324293735 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск                                                                              Дело №А72-4246/2011

«13» сентября 2011г.                                                                

 

Резолютивная часть решения объявлена 06.09.2011г. Решение изготовлено полностью 13.09.2011г.

 

Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юлией Николаевной Марышевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН-1027301176902), г.Ульяновск

к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ОГРН-1077325000235), г.Ульяновск

к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445), Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино

о признании недействительным договора аренды лесного участка

 

по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Советская, 8 (ОГРН: 1027301176902)

к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Подлесная, 24 (ОГРН: 1077325000235)

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский», Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино (ИНН: 7308005759, ОГРН: 1077313000445)   

о признании недействительным распоряжения от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»

 

с участием представителей:

от истца – Степанова М.С., начальник отдела товарных рынков, по доверенности от 15.07.2011г., паспорт

от Министерства лесного хозяйства - Шагаева Ю.Н., начальник отдела правовой работы, по доверенности317 от 11.07.2011г., паспорт

от ООО «Лесо-Матюнинский» - не явился, извещен, почтовое уведомление №26521

 

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» о признании недействительным договора аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г., заключенного между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».

Определением суда от 21.07.2011г. на основании части 2 статьи 130 АПК РФ по ходатайству Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области суд объединил в одно производство с настоящим делом дело №А72-4244/2011 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области о признании недействительным распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды». ООО «Лесо-Матюнинский» привлечено к участию в деле №А72-4244/2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Объединенному делу присвоен номер А72-4246/2011.

В судебном заседании представитель Управления ФАС по Ульяновской области заявил ходатайства:

о восстановлении процессуального срока на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»;

о приобщении к материалам дела копий заявления №6/343 от 02.02.2011г. и решения УФАС по Ульяновской области от 18.05.2011г. по делу №7343/04-2011.

В соответствии со статьями 65, 66 АПК РФ суд приобщил представленные документы к материалам дела.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (части 1, 2 статьи 117 АПК РФ).

В обоснование заявленного ходатайство о восстановлении процессуального срока истец сослался на то, что об обжалуемом распоряжении антимонопольному органу стало известно только при вынесении решения по делу №7343/04-2011, т.е. 18.05.2011г.основанием для возбуждения указанного дела послужило обращение Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Ульяновской области (исх.№6/343 от 02.02.2011г.) о проведении проверки по вопросу о правомерности заключения Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области 15.07.2008г. договора аренды лесного участка №96 с ООО «Лесо-Матюнинский».

Поскольку данный довод документально подтвержден, об издании  Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области распоряжения №194 от 15.07.2008г. «О переоформлении договора аренды» истец мог узнать только в процессе рассмотрения дела №7343/04-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", суд считает необходимым восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» и рассмотреть заявленные исковые требования по существу.

Представитель Управления ФАС по Ульяновской области исковые требования поддержал в полном объеме,

Представитель Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области с исковыми требованиями не согласился, считает, что оспариваемое распоряжение о переоформлении договора аренды является законным, издано в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен во исполнении указанного распоряжения с ООО «Лесо-Матюнинский» как с правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», заключение данного договора не является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Возражения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области изложены в отзыве (т.1 л.д.91-93).

ООО «Лесо-Матюнинский» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания Общество извещено в соответствии с требованиями статей 121, 122 АПК РФ, в связи с чем по правилам пункта 2 части 4 статьи 123, части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ООО «Лесо-Матюнинский».

Из имеющегося в материалах дела отзыва ООО «Лесо-Матюнинский» (т.1 л.д.104-109) усматривается, что Общество поддерживает доводы Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и возражает против удовлетворения заявленных истцом требований.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 04.12.1998г. по договору №5 СПК «Лесо-Матюнинский» получил в безвозмездное пользование сроком на 49 лет участок лесного фонда  площадью 3095 га.

Из постановления Одиннадцатого арбитражного суда от 29.05.2009г. по делу №А72-8392/2008 следует, что определением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.11.2005г. по делу №А72-8934/05-21/48-б в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» введена процедура наблюдения. Решением суда от 24.03.2006г. СПК «Лесо-Матюнинский» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден В.Ю.Лебедев. Определением суда от 21.02.2008г.  конкурсное производство в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» завершено. Запись о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05.03.2008г.

15.08.2007г. в Едином государственном реестре юридических лиц как вновь созданное юридическое лицо зарегистрировано ООО «Лесо-Матюнинский», факт регистрации подтвержден свидетельством серии 73 №001724999.

19.03.2008г. общее собрание учредителей ООО «Лесо-Матюнинский» приняло решение о внесении изменений в Устав общества. В частности, в регламентирующий права общества пункт 3.17 Устава включен абзац следующего содержания:

« -   является правопреемником по договорам, ранее заключенным между СПК «Лесо-Матюнинский» и Кузоватовским лесхозом». Изменения, внесенные в Устав общества, зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.

08.04.2008г. ООО «Лесо-Матюнинский», считая себя правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», обратилось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области с заявлением о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договора безвозмездного пользования, заключенного с СПК «Лесо-Матюнинский» в 1998 году.

Рассмотрев заявление ООО «Лесо-Матюнинский», 15.07.2008г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области издало распоряжение №194 о переоформлении договора о предоставлении в безвозмездное пользование участка лесного фонда №5 от 01.12.1998г. на договор аренды с ООО «Лесо-Матюнинский». На основании данного распоряжения 15.07.2008г. между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО «Лесо-Матюнинский» был заключен договор аренды лесного участка №96, по которому лесной участок площадью 3095 га, расположенный на территории муниципального образования МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, (кварталы 1-17), передан в аренду ООО «Лесо-Матюниский» на срок до 15.07.2057г.

Полагая, что распоряжение №194 от 15.07.2008г. и  договор аренды участка лесного фонда №94 от 15.07.2008г. не соответствуют требованиям законодательства и нарушают установленный статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" запрет на принятие актов и (или) осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление ФАС по Ульяновской области обжаловало данный ненормативный акт и договор аренды лесного участка в судебном порядке.

На основании статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей в период издания распоряжения и заключения договора аренды (15.07.2008г.), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов) и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка не проводился. Лицами, участвующим в деле, данный факт не оспаривается.

По утверждению ответчиков, договор аренды №96 от 15.07.2008г. заключен в целях приведения в соответствие с Лесным  кодексом РФ договора о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда №5 от 04.12.1998г. и проведение аукциона в таком случае не требуется.

Действительно, статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №258 от 04.10.2007г., зарегистрированным в Минюсте 06.11.2007г. за №10432, утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лестного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, согласно которому заявление о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком  подаются лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда  в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, пользователем лесного участка по договору №5 от 14.12.1998г. являлся СПК «Лесо-Матюнинский», ликвидированный в ходе банкротства и исключенный из Единого государственного реестра юридический лиц 05.03.2008г..

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (статья 61 Гражданского кодекса РФ).

Применительно к рассматриваемому делу, изменения в Устав ООО «Лесо-Матюнинский», в части перехода к нему прав от СПК «Лесо-Матюнинский»  принято участниками общества на собрании 19.03.2008г., то есть уже после ликвидации  кооператива.

Правопреемство возможно вследствие реорганизации юридического лица либо по гражданско-правовой сделке.

Между тем, документы, свидетельствующие о реорганизации СПК «Лесо-Матюнинский» и передаче прав в отношении спорного лесного участка ООО «Лесо-Матюнинский» суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.

Более того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что ООО «Лесо-Матюнинский» создано в 2007 году, в тот период, в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» велась процедура конкурсного производства, поэтому в силу статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" СПК «Лесо-Матюнинский» не мог быть ни участником ООО «Лесо-Матюнинский», ни его правопредшественником.

Доказательства, свидетельствующие о заключении между кооперативом и обществом гражданско-правовых сделок по передаче прав пользования участком лесного фонда,  в материалах дела отсутствуют.

При данных обстоятельствах ООО «Лесо-Матюнинский» не может быть признано пользователем спорного лесного участка по договору №5 от 04.12.1998г., следовательно, у общества не возникло права на переоформление договора в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Согласно статье 701 Гражданского кодекса РФ в случае ликвидации юридического лица - ссудополучателя, договор безвозмездного пользования прекращается. Соответственно, с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» (с 05.03.2008г.) прекратил свое действие и договор о предоставлении в безвозмездное пользование участка лестного фонда №5 от 01.12.1998г.

Таким образом, поскольку предоставление участка лесного фонда в аренду ООО «Лесо-Матюнинский» не подпадает под исключения из общего правила заключения договоров аренды, изложенных в статье 74 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 10.08.2008г), то заключение такого договора 15.07.2008 года было возможно для ООО «Лесо-Матюнинский» исключительно по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, разрешив переоформить договор №5 от 04.12.1998г. на договор аренды с лицом, не являющимся пользователем лесного участка, нарушило вышеприведенные требования лесного законодательства, в связи с чем изданное Министерством распоряжение №194 от 15.07.2008г. не законно.  Кроме того, разрешив  оформить договор аренды без проведения аукциона, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области своим распоряжением нарушило права собственника лесного участка (Российской Федерации) на заключение договора аренды на более выгодных условиях и ограничило права иных субъектов предпринимательской деятельности на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного суд признает требование истца в части признания недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области №194 от 15.07.2008г. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Ввиду того, что спорный договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен без соблюдения требований статьи 74 Лесного кодекса РФ, данная сделка является ничтожной, поэтому требование истца в этой части также подлежит удовлетворению.

На основании статьи 110 АПК РФ, а также исходя из положений пунктов 2, 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, госпошлину по данному делу следует отнести на ответчиков в следующих размерах: на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области  - 4 000 руб., на ООО«Лесо-Матюнинский» - 2 000 руб. Однако Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от уплаты госпошлины освобождено (пункт 1.1 часть 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ), поэтому в рассматриваемом случае госпошлина взыскивается только с ООО «Лесо-Матюнинский» в размере 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 117, 167-171, 176, 177, 180-182, 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о восстановлении срока на обжалование распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» удовлетворить.

Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды».

Признать недействительным договор аренды лесного участка от 15.07.2008 №96, заключенный между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».

Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в  месячный срок с момента принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

 

 

Судья                                                                                                     Т.В. Захарова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск                                                                              Дело №А72-4246/2011

«13» сентября 2011г.                                                                

 

Резолютивная часть решения объявлена 06.09.2011г. Решение изготовлено полностью 13.09.2011г.

 

Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юлией Николаевной Марышевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН-1027301176902), г.Ульяновск

к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ОГРН-1077325000235), г.Ульяновск

к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445), Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино

о признании недействительным договора аренды лесного участка

 

по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Советская, 8 (ОГРН: 1027301176902)

к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Подлесная, 24 (ОГРН: 1077325000235)

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский», Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино (ИНН: 7308005759, ОГРН: 1077313000445)   

о признании недействительным распоряжения от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»

 

с участием представителей:

от истца – Степанова М.С., начальник отдела товарных рынков, по доверенности от 15.07.2011г., паспорт

от Министерства лесного хозяйства - Шагаева Ю.Н., начальник отдела правовой работы, по доверенности317 от 11.07.2011г., паспорт

от ООО «Лесо-Матюнинский» - не явился, извещен, почтовое уведомление №26521

 

установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» о признании недействительным договора аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г., заключенного между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».

Определением суда от 21.07.2011г. на основании части 2 статьи 130 АПК РФ по ходатайству Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области суд объединил в одно производство с настоящим делом дело №А72-4244/2011 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области о признании недействительным распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды». ООО «Лесо-Матюнинский» привлечено к участию в деле №А72-4244/2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Объединенному делу присвоен номер А72-4246/2011.

В судебном заседании представитель Управления ФАС по Ульяновской области заявил ходатайства:

о восстановлении процессуального срока на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»;

о приобщении к материалам дела копий заявления №6/343 от 02.02.2011г. и решения УФАС по Ульяновской области от 18.05.2011г. по делу №7343/04-2011.

В соответствии со статьями 65, 66 АПК РФ суд приобщил представленные документы к материалам дела.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (части 1, 2 статьи 117 АПК РФ).

В обоснование заявленного ходатайство о восстановлении процессуального срока истец сослался на то, что об обжалуемом распоряжении антимонопольному органу стало известно только при вынесении решения по делу №7343/04-2011, т.е. 18.05.2011г.основанием для возбуждения указанного дела послужило обращение Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Ульяновской области (исх.№6/343 от 02.02.2011г.) о проведении проверки по вопросу о правомерности заключения Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области 15.07.2008г. договора аренды лесного участка №96 с ООО «Лесо-Матюнинский».

Поскольку данный довод документально подтвержден, об издании  Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области распоряжения №194 от 15.07.2008г. «О переоформлении договора аренды» истец мог узнать только в процессе рассмотрения дела №7343/04-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", суд считает необходимым восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» и рассмотреть заявленные исковые требования по существу.

Представитель Управления ФАС по Ульяновской области исковые требования поддержал в полном объеме,

Представитель Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области с исковыми требованиями не согласился, считает, что оспариваемое распоряжение о переоформлении договора аренды является законным, издано в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен во исполнении указанного распоряжения с ООО «Лесо-Матюнинский» как с правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», заключение данного договора не является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Возражения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области изложены в отзыве (т.1 л.д.91-93).

ООО «Лесо-Матюнинский» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания Общество извещено в соответствии с требованиями статей 121, 122 АПК РФ, в связи с чем по правилам пункта 2 части 4 статьи 123, части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ООО «Лесо-Матюнинский».

Из имеющегося в материалах дела отзыва ООО «Лесо-Матюнинский» (т.1 л.д.104-109) усматривается, что Общество поддерживает доводы Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и возражает против удовлетворения заявленных истцом требований.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 04.12.1998г. по договору №5 СПК «Лесо-Матюнинский» получил в безвозмездное пользование сроком на 49 лет участок лесного фонда  площадью 3095 га.

Из постановления Одиннадцатого арбитражного суда от 29.05.2009г. по делу №А72-8392/2008 следует, что определением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.11.2005г. по делу №А72-8934/05-21/48-б в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» введена процедура наблюдения. Решением суда от 24.03.2006г. СПК «Лесо-Матюнинский» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден В.Ю.Лебедев. Определением суда от 21.02.2008г.  конкурсное производство в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» завершено. Запись о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05.03.2008г.

15.08.2007г. в Едином государственном реестре юридических лиц как вновь созданное юридическое лицо зарегистрировано ООО «Лесо-Матюнинский», факт регистрации подтвержден свидетельством серии 73 №001724999.

19.03.2008г. общее собрание учредителей ООО «Лесо-Матюнинский» приняло решение о внесении изменений в Устав общества. В частности, в регламентирующий права общества пункт 3.17 Устава включен абзац следующего содержания:

« -   является правопреемником по договорам, ранее заключенным между СПК «Лесо-Матюнинский» и Кузоватовским лесхозом». Изменения, внесенные в Устав общества, зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.

08.04.2008г. ООО «Лесо-Матюнинский», считая себя правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», обратилось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области с заявлением о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договора безвозмездного пользования, заключенного с СПК «Лесо-Матюнинский» в 1998 году.

Рассмотрев заявление ООО «Лесо-Матюнинский», 15.07.2008г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области издало распоряжение №194 о переоформлении договора о предоставлении в безвозмездное пользование участка лесного фонда №5 от 01.12.1998г. на договор аренды с ООО «Лесо-Матюнинский». На основании данного распоряжения 15.07.2008г. между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО «Лесо-Матюнинский» был заключен договор аренды лесного участка №96, по которому лесной участок площадью 3095 га, расположенный на территории муниципального образования МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, (кварталы 1-17), передан в аренду ООО «Лесо-Матюниский» на срок до 15.07.2057г.

Полагая, что распоряжение №194 от 15.07.2008г. и  договор аренды участка лесного фонда №94 от 15.07.2008г. не соответствуют требованиям законодательства и нарушают установленный статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" запрет на принятие актов и (или) осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление ФАС по Ульяновской области обжаловало данный ненормативный акт и договор аренды лесного участка в судебном порядке.

На основании статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей в период издания распоряжения и заключения договора аренды (15.07.2008г.), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов) и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка не проводился. Лицами, участвующим в деле, данный факт не оспаривается.

По утверждению ответчиков, договор аренды №96 от 15.07.2008г. заключен в целях приведения в соответствие с Лесным  кодексом РФ договора о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда №5 от 04.12.1998г. и проведение аукциона в таком случае не требуется.

Действительно, статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №258 от 04.10.2007г., зарегистрированным в Минюсте 06.11.2007г. за №10432, утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лестного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, согласно которому заявление о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком  подаются лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда  в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, пользователем лесного участка по договору №5 от 14.12.1998г. являлся СПК «Лесо-Матюнинский», ликвидированный в ходе банкротства и исключенный из Единого государственного реестра юридический лиц 05.03.2008г..

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (статья 61 Гражданского кодекса РФ).

Применительно к рассматриваемому делу, изменения в Устав ООО «Лесо-Матюнинский», в части перехода к нему прав от СПК «Лесо-Матюнинский»  принято участниками общества на собрании 19.03.2008г., то есть уже после ликвидации  кооператива.

Правопреемство возможно вследствие реорганизации юридического лица либо по гражданско-правовой сделке.

Между тем, документы, свидетельствующие о реорганизации СПК «Лесо-Матюнинский» и передаче прав в отношении спорного лесного участка ООО «Лесо-Матюнинский» суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.

Более того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что ООО «Лесо-Матюнинский» создано в 2007 году, в тот период, в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» велась процедура конкурсного производства, поэтому в силу статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" СПК «Лесо-Матюнинский» не мог быть ни участником ООО «Лесо-Матюнинский», ни его правопредшественником.

Доказательства, свидетельствующие о заключении между кооперативом и обществом гражданско-правовых сделок по передаче прав пользования участком лесного фонда,  в материалах дела отсутствуют.

При данных обстоятельствах ООО «Лесо-Матюнинский» не может быть признано пользователем спорного лесного участка по договору №5 от 04.12.1998г., следовательно, у общества не возникло права на переоформление договора в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Согласно статье 701 Гражданского кодекса РФ в случае ликвидации юридического лица - ссудополучателя, договор безвозмездного пользования прекращается. Соответственно, с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» (с 05.03.2008г.) прекратил свое действие и договор о предоставлении в безвозмездное пользование участка лестного фонда №5 от 01.12.1998г.

Таким образом, поскольку предоставление участка лесного фонда в аренду ООО «Лесо-Матюнинский» не подпадает под исключения из общего правила заключения договоров аренды, изложенных в статье 74 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 10.08.2008г), то заключение такого договора 15.07.2008 года было возможно для ООО «Лесо-Матюнинский» исключительно по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, разрешив переоформить договор №5 от 04.12.1998г. на договор аренды с лицом, не являющимся пользователем лесного участка, нарушило вышеприведенные требования лесного законодательства, в связи с чем изданное Министерством распоряжение №194 от 15.07.2008г. не законно.  Кроме того, разрешив  оформить договор аренды без проведения аукциона, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области своим распоряжением нарушило права собственника лесного участка (Российской Федерации) на заключение договора аренды на более выгодных условиях и ограничило права иных субъектов предпринимательской деятельности на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного суд признает требование истца в части признания недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области №194 от 15.07.2008г. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Ввиду того, что спорный договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен без соблюдения требований статьи 74 Лесного кодекса РФ, данная сделка является ничтожной, поэтому требование истца в этой части также подлежит удовлетворению.

На основании статьи 110 АПК РФ, а также исходя из положений пунктов 2, 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, госпошлину по данному делу следует отнести на ответчиков в следующих размерах: на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области  - 4 000 руб., на ООО«Лесо-Матюнинский» - 2 000 руб. Однако Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от уплаты госпошлины освобождено (пункт 1.1 часть 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ), поэтому в рассматриваемом случае госпошлина взыскивается только с ООО «Лесо-Матюнинский» в размере 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 117, 167-171, 176, 177, 180-182, 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о восстановлении срока на обжалование распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» удовлетворить.

Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды».

Признать недействительным договор аренды лесного участка от 15.07.2008 №96, заключенный между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».

Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в  месячный срок с момента принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

 

 

Судья                                                                                                     Т.В. Захарова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 7343/04-2011 [format] => [safe_value] => 7343/04-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юлией Николаевной Марышевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН-1027301176902), г.Ульяновск

к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ОГРН-1077325000235), г.Ульяновск

к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445), Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино

о признании недействительным договора аренды лесного участка....

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юлией Николаевной Марышевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН-1027301176902), г.Ульяновск

к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ОГРН-1077325000235), г.Ульяновск

к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445), Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино

о признании недействительным договора аренды лесного участка....

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 132 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 132 [vid] => 1 [name] => Министерство лесного хозяйства [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 264 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 264 [vid] => 1 [name] => природопользования и экологии Ульяновской области [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-06 10:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-06 10:19:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324293735 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )