Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск Дело №А72-4246/2011
«13» сентября 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена 06.09.2011г. Решение изготовлено полностью 13.09.2011г.
Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юлией Николаевной Марышевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН-1027301176902), г.Ульяновск
к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ОГРН-1077325000235), г.Ульяновск
к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445), Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино
о признании недействительным договора аренды лесного участка
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Советская, 8 (ОГРН: 1027301176902)
к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Подлесная, 24 (ОГРН: 1077325000235)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский», Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино (ИНН: 7308005759, ОГРН: 1077313000445)
о признании недействительным распоряжения от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»
с участием представителей:
от истца – Степанова М.С., начальник отдела товарных рынков, по доверенности от 15.07.2011г., паспорт
от Министерства лесного хозяйства - Шагаева Ю.Н., начальник отдела правовой работы, по доверенности317 от 11.07.2011г., паспорт
от ООО «Лесо-Матюнинский» - не явился, извещен, почтовое уведомление №26521
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» о признании недействительным договора аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г., заключенного между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».
Определением суда от 21.07.2011г. на основании части 2 статьи 130 АПК РФ по ходатайству Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области суд объединил в одно производство с настоящим делом дело №А72-4244/2011 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области о признании недействительным распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды». ООО «Лесо-Матюнинский» привлечено к участию в деле №А72-4244/2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Объединенному делу присвоен номер А72-4246/2011.
В судебном заседании представитель Управления ФАС по Ульяновской области заявил ходатайства:
о восстановлении процессуального срока на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»;
о приобщении к материалам дела копий заявления №6/343 от 02.02.2011г. и решения УФАС по Ульяновской области от 18.05.2011г. по делу №7343/04-2011.
В соответствии со статьями 65, 66 АПК РФ суд приобщил представленные документы к материалам дела.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (части 1, 2 статьи 117 АПК РФ).
В обоснование заявленного ходатайство о восстановлении процессуального срока истец сослался на то, что об обжалуемом распоряжении антимонопольному органу стало известно только при вынесении решения по делу №7343/04-2011, т.е. 18.05.2011г.основанием для возбуждения указанного дела послужило обращение Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Ульяновской области (исх.№6/343 от 02.02.2011г.) о проведении проверки по вопросу о правомерности заключения Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области 15.07.2008г. договора аренды лесного участка №96 с ООО «Лесо-Матюнинский».
Поскольку данный довод документально подтвержден, об издании Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области распоряжения №194 от 15.07.2008г. «О переоформлении договора аренды» истец мог узнать только в процессе рассмотрения дела №7343/04-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", суд считает необходимым восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» и рассмотреть заявленные исковые требования по существу.
Представитель Управления ФАС по Ульяновской области исковые требования поддержал в полном объеме,
Представитель Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области с исковыми требованиями не согласился, считает, что оспариваемое распоряжение о переоформлении договора аренды является законным, издано в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен во исполнении указанного распоряжения с ООО «Лесо-Матюнинский» как с правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», заключение данного договора не является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".
Возражения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области изложены в отзыве (т.1 л.д.91-93).
ООО «Лесо-Матюнинский» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания Общество извещено в соответствии с требованиями статей 121, 122 АПК РФ, в связи с чем по правилам пункта 2 части 4 статьи 123, части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ООО «Лесо-Матюнинский».
Из имеющегося в материалах дела отзыва ООО «Лесо-Матюнинский» (т.1 л.д.104-109) усматривается, что Общество поддерживает доводы Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и возражает против удовлетворения заявленных истцом требований.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 04.12.1998г. по договору №5 СПК «Лесо-Матюнинский» получил в безвозмездное пользование сроком на 49 лет участок лесного фонда площадью 3095 га.
Из постановления Одиннадцатого арбитражного суда от 29.05.2009г. по делу №А72-8392/2008 следует, что определением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.11.2005г. по делу №А72-8934/05-21/48-б в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» введена процедура наблюдения. Решением суда от 24.03.2006г. СПК «Лесо-Матюнинский» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден В.Ю.Лебедев. Определением суда от 21.02.2008г. конкурсное производство в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» завершено. Запись о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05.03.2008г.
15.08.2007г. в Едином государственном реестре юридических лиц как вновь созданное юридическое лицо зарегистрировано ООО «Лесо-Матюнинский», факт регистрации подтвержден свидетельством серии 73 №001724999.
19.03.2008г. общее собрание учредителей ООО «Лесо-Матюнинский» приняло решение о внесении изменений в Устав общества. В частности, в регламентирующий права общества пункт 3.17 Устава включен абзац следующего содержания:
« - является правопреемником по договорам, ранее заключенным между СПК «Лесо-Матюнинский» и Кузоватовским лесхозом». Изменения, внесенные в Устав общества, зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.
08.04.2008г. ООО «Лесо-Матюнинский», считая себя правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», обратилось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области с заявлением о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договора безвозмездного пользования, заключенного с СПК «Лесо-Матюнинский» в 1998 году.
Рассмотрев заявление ООО «Лесо-Матюнинский», 15.07.2008г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области издало распоряжение №194 о переоформлении договора о предоставлении в безвозмездное пользование участка лесного фонда №5 от 01.12.1998г. на договор аренды с ООО «Лесо-Матюнинский». На основании данного распоряжения 15.07.2008г. между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО «Лесо-Матюнинский» был заключен договор аренды лесного участка №96, по которому лесной участок площадью 3095 га, расположенный на территории муниципального образования МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, (кварталы 1-17), передан в аренду ООО «Лесо-Матюниский» на срок до 15.07.2057г.
Полагая, что распоряжение №194 от 15.07.2008г. и договор аренды участка лесного фонда №94 от 15.07.2008г. не соответствуют требованиям законодательства и нарушают установленный статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" запрет на принятие актов и (или) осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление ФАС по Ульяновской области обжаловало данный ненормативный акт и договор аренды лесного участка в судебном порядке.
На основании статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей в период издания распоряжения и заключения договора аренды (15.07.2008г.), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов) и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка не проводился. Лицами, участвующим в деле, данный факт не оспаривается.
По утверждению ответчиков, договор аренды №96 от 15.07.2008г. заключен в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ договора о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда №5 от 04.12.1998г. и проведение аукциона в таком случае не требуется.
Действительно, статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №258 от 04.10.2007г., зарегистрированным в Минюсте 06.11.2007г. за №10432, утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лестного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, согласно которому заявление о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком подаются лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, пользователем лесного участка по договору №5 от 14.12.1998г. являлся СПК «Лесо-Матюнинский», ликвидированный в ходе банкротства и исключенный из Единого государственного реестра юридический лиц 05.03.2008г..
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (статья 61 Гражданского кодекса РФ).
Применительно к рассматриваемому делу, изменения в Устав ООО «Лесо-Матюнинский», в части перехода к нему прав от СПК «Лесо-Матюнинский» принято участниками общества на собрании 19.03.2008г., то есть уже после ликвидации кооператива.
Правопреемство возможно вследствие реорганизации юридического лица либо по гражданско-правовой сделке.
Между тем, документы, свидетельствующие о реорганизации СПК «Лесо-Матюнинский» и передаче прав в отношении спорного лесного участка ООО «Лесо-Матюнинский» суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Более того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что ООО «Лесо-Матюнинский» создано в 2007 году, в тот период, в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» велась процедура конкурсного производства, поэтому в силу статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" СПК «Лесо-Матюнинский» не мог быть ни участником ООО «Лесо-Матюнинский», ни его правопредшественником.
Доказательства, свидетельствующие о заключении между кооперативом и обществом гражданско-правовых сделок по передаче прав пользования участком лесного фонда, в материалах дела отсутствуют.
При данных обстоятельствах ООО «Лесо-Матюнинский» не может быть признано пользователем спорного лесного участка по договору №5 от 04.12.1998г., следовательно, у общества не возникло права на переоформление договора в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 701 Гражданского кодекса РФ в случае ликвидации юридического лица - ссудополучателя, договор безвозмездного пользования прекращается. Соответственно, с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» (с 05.03.2008г.) прекратил свое действие и договор о предоставлении в безвозмездное пользование участка лестного фонда №5 от 01.12.1998г.
Таким образом, поскольку предоставление участка лесного фонда в аренду ООО «Лесо-Матюнинский» не подпадает под исключения из общего правила заключения договоров аренды, изложенных в статье 74 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 10.08.2008г), то заключение такого договора 15.07.2008 года было возможно для ООО «Лесо-Матюнинский» исключительно по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, разрешив переоформить договор №5 от 04.12.1998г. на договор аренды с лицом, не являющимся пользователем лесного участка, нарушило вышеприведенные требования лесного законодательства, в связи с чем изданное Министерством распоряжение №194 от 15.07.2008г. не законно. Кроме того, разрешив оформить договор аренды без проведения аукциона, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области своим распоряжением нарушило права собственника лесного участка (Российской Федерации) на заключение договора аренды на более выгодных условиях и ограничило права иных субъектов предпринимательской деятельности на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд признает требование истца в части признания недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области №194 от 15.07.2008г. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Ввиду того, что спорный договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен без соблюдения требований статьи 74 Лесного кодекса РФ, данная сделка является ничтожной, поэтому требование истца в этой части также подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ, а также исходя из положений пунктов 2, 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, госпошлину по данному делу следует отнести на ответчиков в следующих размерах: на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области - 4 000 руб., на ООО«Лесо-Матюнинский» - 2 000 руб. Однако Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от уплаты госпошлины освобождено (пункт 1.1 часть 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ), поэтому в рассматриваемом случае госпошлина взыскивается только с ООО «Лесо-Матюнинский» в размере 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 117, 167-171, 176, 177, 180-182, 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о восстановлении срока на обжалование распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» удовлетворить.
Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды».
Признать недействительным договор аренды лесного участка от 15.07.2008 №96, заключенный между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.В. Захарова
stdClass Object
(
[vid] => 16953
[uid] => 5
[title] => Решение Арбитражного суда Ульяновской области по заявлению к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 16954
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1324293735
[changed] => 1370526493
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370526493
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск Дело №А72-4246/2011
«13» сентября 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена 06.09.2011г. Решение изготовлено полностью 13.09.2011г.
Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юлией Николаевной Марышевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН-1027301176902), г.Ульяновск
к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ОГРН-1077325000235), г.Ульяновск
к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445), Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино
о признании недействительным договора аренды лесного участка
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Советская, 8 (ОГРН: 1027301176902)
к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Подлесная, 24 (ОГРН: 1077325000235)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский», Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино (ИНН: 7308005759, ОГРН: 1077313000445)
о признании недействительным распоряжения от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»
с участием представителей:
от истца – Степанова М.С., начальник отдела товарных рынков, по доверенности от 15.07.2011г., паспорт
от Министерства лесного хозяйства - Шагаева Ю.Н., начальник отдела правовой работы, по доверенности317 от 11.07.2011г., паспорт
от ООО «Лесо-Матюнинский» - не явился, извещен, почтовое уведомление №26521
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» о признании недействительным договора аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г., заключенного между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».
Определением суда от 21.07.2011г. на основании части 2 статьи 130 АПК РФ по ходатайству Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области суд объединил в одно производство с настоящим делом дело №А72-4244/2011 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области о признании недействительным распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды». ООО «Лесо-Матюнинский» привлечено к участию в деле №А72-4244/2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Объединенному делу присвоен номер А72-4246/2011.
В судебном заседании представитель Управления ФАС по Ульяновской области заявил ходатайства:
о восстановлении процессуального срока на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»;
о приобщении к материалам дела копий заявления №6/343 от 02.02.2011г. и решения УФАС по Ульяновской области от 18.05.2011г. по делу №7343/04-2011.
В соответствии со статьями 65, 66 АПК РФ суд приобщил представленные документы к материалам дела.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (части 1, 2 статьи 117 АПК РФ).
В обоснование заявленного ходатайство о восстановлении процессуального срока истец сослался на то, что об обжалуемом распоряжении антимонопольному органу стало известно только при вынесении решения по делу №7343/04-2011, т.е. 18.05.2011г.основанием для возбуждения указанного дела послужило обращение Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Ульяновской области (исх.№6/343 от 02.02.2011г.) о проведении проверки по вопросу о правомерности заключения Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области 15.07.2008г. договора аренды лесного участка №96 с ООО «Лесо-Матюнинский».
Поскольку данный довод документально подтвержден, об издании Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области распоряжения №194 от 15.07.2008г. «О переоформлении договора аренды» истец мог узнать только в процессе рассмотрения дела №7343/04-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", суд считает необходимым восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» и рассмотреть заявленные исковые требования по существу.
Представитель Управления ФАС по Ульяновской области исковые требования поддержал в полном объеме,
Представитель Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области с исковыми требованиями не согласился, считает, что оспариваемое распоряжение о переоформлении договора аренды является законным, издано в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен во исполнении указанного распоряжения с ООО «Лесо-Матюнинский» как с правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», заключение данного договора не является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".
Возражения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области изложены в отзыве (т.1 л.д.91-93).
ООО «Лесо-Матюнинский» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания Общество извещено в соответствии с требованиями статей 121, 122 АПК РФ, в связи с чем по правилам пункта 2 части 4 статьи 123, части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ООО «Лесо-Матюнинский».
Из имеющегося в материалах дела отзыва ООО «Лесо-Матюнинский» (т.1 л.д.104-109) усматривается, что Общество поддерживает доводы Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и возражает против удовлетворения заявленных истцом требований.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 04.12.1998г. по договору №5 СПК «Лесо-Матюнинский» получил в безвозмездное пользование сроком на 49 лет участок лесного фонда площадью 3095 га.
Из постановления Одиннадцатого арбитражного суда от 29.05.2009г. по делу №А72-8392/2008 следует, что определением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.11.2005г. по делу №А72-8934/05-21/48-б в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» введена процедура наблюдения. Решением суда от 24.03.2006г. СПК «Лесо-Матюнинский» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден В.Ю.Лебедев. Определением суда от 21.02.2008г. конкурсное производство в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» завершено. Запись о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05.03.2008г.
15.08.2007г. в Едином государственном реестре юридических лиц как вновь созданное юридическое лицо зарегистрировано ООО «Лесо-Матюнинский», факт регистрации подтвержден свидетельством серии 73 №001724999.
19.03.2008г. общее собрание учредителей ООО «Лесо-Матюнинский» приняло решение о внесении изменений в Устав общества. В частности, в регламентирующий права общества пункт 3.17 Устава включен абзац следующего содержания:
« - является правопреемником по договорам, ранее заключенным между СПК «Лесо-Матюнинский» и Кузоватовским лесхозом». Изменения, внесенные в Устав общества, зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.
08.04.2008г. ООО «Лесо-Матюнинский», считая себя правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», обратилось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области с заявлением о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договора безвозмездного пользования, заключенного с СПК «Лесо-Матюнинский» в 1998 году.
Рассмотрев заявление ООО «Лесо-Матюнинский», 15.07.2008г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области издало распоряжение №194 о переоформлении договора о предоставлении в безвозмездное пользование участка лесного фонда №5 от 01.12.1998г. на договор аренды с ООО «Лесо-Матюнинский». На основании данного распоряжения 15.07.2008г. между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО «Лесо-Матюнинский» был заключен договор аренды лесного участка №96, по которому лесной участок площадью 3095 га, расположенный на территории муниципального образования МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, (кварталы 1-17), передан в аренду ООО «Лесо-Матюниский» на срок до 15.07.2057г.
Полагая, что распоряжение №194 от 15.07.2008г. и договор аренды участка лесного фонда №94 от 15.07.2008г. не соответствуют требованиям законодательства и нарушают установленный статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" запрет на принятие актов и (или) осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление ФАС по Ульяновской области обжаловало данный ненормативный акт и договор аренды лесного участка в судебном порядке.
На основании статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей в период издания распоряжения и заключения договора аренды (15.07.2008г.), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов) и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка не проводился. Лицами, участвующим в деле, данный факт не оспаривается.
По утверждению ответчиков, договор аренды №96 от 15.07.2008г. заключен в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ договора о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда №5 от 04.12.1998г. и проведение аукциона в таком случае не требуется.
Действительно, статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №258 от 04.10.2007г., зарегистрированным в Минюсте 06.11.2007г. за №10432, утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лестного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, согласно которому заявление о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком подаются лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, пользователем лесного участка по договору №5 от 14.12.1998г. являлся СПК «Лесо-Матюнинский», ликвидированный в ходе банкротства и исключенный из Единого государственного реестра юридический лиц 05.03.2008г..
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (статья 61 Гражданского кодекса РФ).
Применительно к рассматриваемому делу, изменения в Устав ООО «Лесо-Матюнинский», в части перехода к нему прав от СПК «Лесо-Матюнинский» принято участниками общества на собрании 19.03.2008г., то есть уже после ликвидации кооператива.
Правопреемство возможно вследствие реорганизации юридического лица либо по гражданско-правовой сделке.
Между тем, документы, свидетельствующие о реорганизации СПК «Лесо-Матюнинский» и передаче прав в отношении спорного лесного участка ООО «Лесо-Матюнинский» суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Более того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что ООО «Лесо-Матюнинский» создано в 2007 году, в тот период, в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» велась процедура конкурсного производства, поэтому в силу статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" СПК «Лесо-Матюнинский» не мог быть ни участником ООО «Лесо-Матюнинский», ни его правопредшественником.
Доказательства, свидетельствующие о заключении между кооперативом и обществом гражданско-правовых сделок по передаче прав пользования участком лесного фонда, в материалах дела отсутствуют.
При данных обстоятельствах ООО «Лесо-Матюнинский» не может быть признано пользователем спорного лесного участка по договору №5 от 04.12.1998г., следовательно, у общества не возникло права на переоформление договора в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 701 Гражданского кодекса РФ в случае ликвидации юридического лица - ссудополучателя, договор безвозмездного пользования прекращается. Соответственно, с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» (с 05.03.2008г.) прекратил свое действие и договор о предоставлении в безвозмездное пользование участка лестного фонда №5 от 01.12.1998г.
Таким образом, поскольку предоставление участка лесного фонда в аренду ООО «Лесо-Матюнинский» не подпадает под исключения из общего правила заключения договоров аренды, изложенных в статье 74 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 10.08.2008г), то заключение такого договора 15.07.2008 года было возможно для ООО «Лесо-Матюнинский» исключительно по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, разрешив переоформить договор №5 от 04.12.1998г. на договор аренды с лицом, не являющимся пользователем лесного участка, нарушило вышеприведенные требования лесного законодательства, в связи с чем изданное Министерством распоряжение №194 от 15.07.2008г. не законно. Кроме того, разрешив оформить договор аренды без проведения аукциона, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области своим распоряжением нарушило права собственника лесного участка (Российской Федерации) на заключение договора аренды на более выгодных условиях и ограничило права иных субъектов предпринимательской деятельности на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд признает требование истца в части признания недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области №194 от 15.07.2008г. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Ввиду того, что спорный договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен без соблюдения требований статьи 74 Лесного кодекса РФ, данная сделка является ничтожной, поэтому требование истца в этой части также подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ, а также исходя из положений пунктов 2, 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, госпошлину по данному делу следует отнести на ответчиков в следующих размерах: на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области - 4 000 руб., на ООО«Лесо-Матюнинский» - 2 000 руб. Однако Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от уплаты госпошлины освобождено (пункт 1.1 часть 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ), поэтому в рассматриваемом случае госпошлина взыскивается только с ООО «Лесо-Матюнинский» в размере 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 117, 167-171, 176, 177, 180-182, 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о восстановлении срока на обжалование распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» удовлетворить.
Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды».
Признать недействительным договор аренды лесного участка от 15.07.2008 №96, заключенный между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.В. Захарова
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск Дело №А72-4246/2011
«13» сентября 2011г.
Резолютивная часть решения объявлена 06.09.2011г. Решение изготовлено полностью 13.09.2011г.
Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юлией Николаевной Марышевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН-1027301176902), г.Ульяновск
к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ОГРН-1077325000235), г.Ульяновск
к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445), Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино
о признании недействительным договора аренды лесного участка
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Советская, 8 (ОГРН: 1027301176902)
к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, г.Ульяновск, ул.Подлесная, 24 (ОГРН: 1077325000235)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский», Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино (ИНН: 7308005759, ОГРН: 1077313000445)
о признании недействительным распоряжения от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»
с участием представителей:
от истца – Степанова М.С., начальник отдела товарных рынков, по доверенности от 15.07.2011г., паспорт
от Министерства лесного хозяйства - Шагаева Ю.Н., начальник отдела правовой работы, по доверенности317 от 11.07.2011г., паспорт
от ООО «Лесо-Матюнинский» - не явился, извещен, почтовое уведомление №26521
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» о признании недействительным договора аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г., заключенного между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».
Определением суда от 21.07.2011г. на основании части 2 статьи 130 АПК РФ по ходатайству Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области суд объединил в одно производство с настоящим делом дело №А72-4244/2011 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области о признании недействительным распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды». ООО «Лесо-Матюнинский» привлечено к участию в деле №А72-4244/2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Объединенному делу присвоен номер А72-4246/2011.
В судебном заседании представитель Управления ФАС по Ульяновской области заявил ходатайства:
о восстановлении процессуального срока на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды»;
о приобщении к материалам дела копий заявления №6/343 от 02.02.2011г. и решения УФАС по Ульяновской области от 18.05.2011г. по делу №7343/04-2011.
В соответствии со статьями 65, 66 АПК РФ суд приобщил представленные документы к материалам дела.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (части 1, 2 статьи 117 АПК РФ).
В обоснование заявленного ходатайство о восстановлении процессуального срока истец сослался на то, что об обжалуемом распоряжении антимонопольному органу стало известно только при вынесении решения по делу №7343/04-2011, т.е. 18.05.2011г.основанием для возбуждения указанного дела послужило обращение Управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД по Ульяновской области (исх.№6/343 от 02.02.2011г.) о проведении проверки по вопросу о правомерности заключения Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области 15.07.2008г. договора аренды лесного участка №96 с ООО «Лесо-Матюнинский».
Поскольку данный довод документально подтвержден, об издании Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области распоряжения №194 от 15.07.2008г. «О переоформлении договора аренды» истец мог узнать только в процессе рассмотрения дела №7343/04-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", суд считает необходимым восстановить срок на обжалование распоряжения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 15.04.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» и рассмотреть заявленные исковые требования по существу.
Представитель Управления ФАС по Ульяновской области исковые требования поддержал в полном объеме,
Представитель Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области с исковыми требованиями не согласился, считает, что оспариваемое распоряжение о переоформлении договора аренды является законным, издано в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен во исполнении указанного распоряжения с ООО «Лесо-Матюнинский» как с правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», заключение данного договора не является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".
Возражения Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области изложены в отзыве (т.1 л.д.91-93).
ООО «Лесо-Матюнинский» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания Общество извещено в соответствии с требованиями статей 121, 122 АПК РФ, в связи с чем по правилам пункта 2 части 4 статьи 123, части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ООО «Лесо-Матюнинский».
Из имеющегося в материалах дела отзыва ООО «Лесо-Матюнинский» (т.1 л.д.104-109) усматривается, что Общество поддерживает доводы Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и возражает против удовлетворения заявленных истцом требований.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд признал исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 04.12.1998г. по договору №5 СПК «Лесо-Матюнинский» получил в безвозмездное пользование сроком на 49 лет участок лесного фонда площадью 3095 га.
Из постановления Одиннадцатого арбитражного суда от 29.05.2009г. по делу №А72-8392/2008 следует, что определением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.11.2005г. по делу №А72-8934/05-21/48-б в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» введена процедура наблюдения. Решением суда от 24.03.2006г. СПК «Лесо-Матюнинский» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден В.Ю.Лебедев. Определением суда от 21.02.2008г. конкурсное производство в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» завершено. Запись о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 05.03.2008г.
15.08.2007г. в Едином государственном реестре юридических лиц как вновь созданное юридическое лицо зарегистрировано ООО «Лесо-Матюнинский», факт регистрации подтвержден свидетельством серии 73 №001724999.
19.03.2008г. общее собрание учредителей ООО «Лесо-Матюнинский» приняло решение о внесении изменений в Устав общества. В частности, в регламентирующий права общества пункт 3.17 Устава включен абзац следующего содержания:
« - является правопреемником по договорам, ранее заключенным между СПК «Лесо-Матюнинский» и Кузоватовским лесхозом». Изменения, внесенные в Устав общества, зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.
08.04.2008г. ООО «Лесо-Матюнинский», считая себя правопреемником СПК «Лесо-Матюнинский», обратилось в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области с заявлением о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договора безвозмездного пользования, заключенного с СПК «Лесо-Матюнинский» в 1998 году.
Рассмотрев заявление ООО «Лесо-Матюнинский», 15.07.2008г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области издало распоряжение №194 о переоформлении договора о предоставлении в безвозмездное пользование участка лесного фонда №5 от 01.12.1998г. на договор аренды с ООО «Лесо-Матюнинский». На основании данного распоряжения 15.07.2008г. между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО «Лесо-Матюнинский» был заключен договор аренды лесного участка №96, по которому лесной участок площадью 3095 га, расположенный на территории муниципального образования МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, (кварталы 1-17), передан в аренду ООО «Лесо-Матюниский» на срок до 15.07.2057г.
Полагая, что распоряжение №194 от 15.07.2008г. и договор аренды участка лесного фонда №94 от 15.07.2008г. не соответствуют требованиям законодательства и нарушают установленный статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" запрет на принятие актов и (или) осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление ФАС по Ульяновской области обжаловало данный ненормативный акт и договор аренды лесного участка в судебном порядке.
На основании статьи 198 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей в период издания распоряжения и заключения договора аренды (15.07.2008г.), договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 43 - 45 настоящего Кодекса (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов; использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов) и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного лесного участка не проводился. Лицами, участвующим в деле, данный факт не оспаривается.
По утверждению ответчиков, договор аренды №96 от 15.07.2008г. заключен в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ договора о предоставлении в безвозмездное пользование участков лесного фонда №5 от 04.12.1998г. и проведение аукциона в таком случае не требуется.
Действительно, статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №258 от 04.10.2007г., зарегистрированным в Минюсте 06.11.2007г. за №10432, утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лестного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, согласно которому заявление о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком подаются лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, пользователем лесного участка по договору №5 от 14.12.1998г. являлся СПК «Лесо-Матюнинский», ликвидированный в ходе банкротства и исключенный из Единого государственного реестра юридический лиц 05.03.2008г..
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (статья 61 Гражданского кодекса РФ).
Применительно к рассматриваемому делу, изменения в Устав ООО «Лесо-Матюнинский», в части перехода к нему прав от СПК «Лесо-Матюнинский» принято участниками общества на собрании 19.03.2008г., то есть уже после ликвидации кооператива.
Правопреемство возможно вследствие реорганизации юридического лица либо по гражданско-правовой сделке.
Между тем, документы, свидетельствующие о реорганизации СПК «Лесо-Матюнинский» и передаче прав в отношении спорного лесного участка ООО «Лесо-Матюнинский» суду не представлены, в материалах дела отсутствуют.
Более того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что ООО «Лесо-Матюнинский» создано в 2007 году, в тот период, в отношении СПК «Лесо-Матюнинский» велась процедура конкурсного производства, поэтому в силу статьи 64 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" СПК «Лесо-Матюнинский» не мог быть ни участником ООО «Лесо-Матюнинский», ни его правопредшественником.
Доказательства, свидетельствующие о заключении между кооперативом и обществом гражданско-правовых сделок по передаче прав пользования участком лесного фонда, в материалах дела отсутствуют.
При данных обстоятельствах ООО «Лесо-Матюнинский» не может быть признано пользователем спорного лесного участка по договору №5 от 04.12.1998г., следовательно, у общества не возникло права на переоформление договора в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 701 Гражданского кодекса РФ в случае ликвидации юридического лица - ссудополучателя, договор безвозмездного пользования прекращается. Соответственно, с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации СПК «Лесо-Матюнинский» (с 05.03.2008г.) прекратил свое действие и договор о предоставлении в безвозмездное пользование участка лестного фонда №5 от 01.12.1998г.
Таким образом, поскольку предоставление участка лесного фонда в аренду ООО «Лесо-Матюнинский» не подпадает под исключения из общего правила заключения договоров аренды, изложенных в статье 74 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 10.08.2008г), то заключение такого договора 15.07.2008 года было возможно для ООО «Лесо-Матюнинский» исключительно по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды участка лесного фонда.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, разрешив переоформить договор №5 от 04.12.1998г. на договор аренды с лицом, не являющимся пользователем лесного участка, нарушило вышеприведенные требования лесного законодательства, в связи с чем изданное Министерством распоряжение №194 от 15.07.2008г. не законно. Кроме того, разрешив оформить договор аренды без проведения аукциона, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области своим распоряжением нарушило права собственника лесного участка (Российской Федерации) на заключение договора аренды на более выгодных условиях и ограничило права иных субъектов предпринимательской деятельности на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд признает требование истца в части признания недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области №194 от 15.07.2008г. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Ввиду того, что спорный договор аренды лесного участка №96 от 15.07.2008г. заключен без соблюдения требований статьи 74 Лесного кодекса РФ, данная сделка является ничтожной, поэтому требование истца в этой части также подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ, а также исходя из положений пунктов 2, 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, госпошлину по данному делу следует отнести на ответчиков в следующих размерах: на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области - 4 000 руб., на ООО«Лесо-Матюнинский» - 2 000 руб. Однако Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от уплаты госпошлины освобождено (пункт 1.1 часть 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ), поэтому в рассматриваемом случае госпошлина взыскивается только с ООО «Лесо-Матюнинский» в размере 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 117, 167-171, 176, 177, 180-182, 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о восстановлении срока на обжалование распоряжения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды» удовлетворить.
Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области от 15.07.2008 №194 «О переоформлении договора аренды».
Признать недействительным договор аренды лесного участка от 15.07.2008 №96, заключенный между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и обществом с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445) в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.В. Захарова
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 7343/04-2011
[format] =>
[safe_value] => 7343/04-2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юлией Николаевной Марышевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН-1027301176902), г.Ульяновск
к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ОГРН-1077325000235), г.Ульяновск
к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445), Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино
о признании недействительным договора аренды лесного участка....
[format] => full_html
[safe_value] =>
Арбитражный суд Ульяновской области в лице судьи Татьяны Владимировны Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юлией Николаевной Марышевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ОГРН-1027301176902), г.Ульяновск
к Министерству лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (ОГРН-1077325000235), г.Ульяновск
к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесо-Матюнинский» (ИНН-7308005759, ОГРН-1077313000445), Ульяновская область, Кузоватовский район, с.ЛесноеМатюнино
о признании недействительным договора аренды лесного участка....
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 13
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 13
[vid] => 3
[name] => Судебные решения
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 132
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 132
[vid] => 1
[name] => Министерство лесного хозяйства
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 264
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 264
[vid] => 1
[name] => природопользования и экологии Ульяновской области
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-09-06 10:19:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-09-06 10:19:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1324293735
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Ульяновское УФАС России
)