Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.12.2010 г. по заявлению ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»

Дата публикации: 16 декабря 2010, 12:43

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432063, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14
Тел. (8422)30-19-05 Факс (8422)32-54-54 E-mail:
normativ@mv.ru Ин терне т: http://ulyanovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


г.Ульяновск Дело №А72-7337/2010
«13» декабря 2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2010г.
Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2010г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Марышевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая
компания»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания
«Симбирский Альянс»
о признании незаконным решения от 27.07.2010г. по делу №6488/04-2010
при участии в заседании:
от заявителя – <…>, представитель по доверенности №84 от 11.01.2010г.,
паспорт
от ответчика – <…>, главный специалист-эксперт, по доверенности от
09.09.2010г., паспорт
от 3-го лица – <…>, генеральный директор, протокол №2 от
01.09.2008г., паспорт
установил:
В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Открытое акционерное
общество «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее – ОАО
«Волжская ТГК», заявитель) с заявлением о признании незаконным решения
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее-
УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 27.07.2010г. по делу
№6488/04-2010.
Заявитель считает, что действия Общества по расчету объемов потребленной
тепловой энергии по дому №77 по ул.Аблукова в г.Ульяновске за январь-февраль
2009г. с применением расчетного балансового метода по фактическому теплоотпуску с
применением Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в
водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя РФ от
06.05.2000 №105 не противоречат пун ктам 8, 15, 19 Правил предоставления
коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006
№307 и не являются нарушением ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите
конкуренции». Указал, что расчетный балансовый метод применялся при расчете
2
потребленной тепловой энергии в соответствии с условиями договора на снабжение
тепловой энергией в горячей воде от 17.11.2008 №70953т, заключенного между ОАО
«Волжская ТГК» и ООО УК «Симбирский Альянс», только за тот период времени,
когда был выведен из строя установленный в доме прибор учета. При этом изначально
по итогам января-февраля 2009г. расчет платы выставлялся управляющей компанией
жителям дома №77 исходя из установленного норматива. Данные по объему
потребленной тепловой энергии, рассчитанные ресурсоснабжающей организацией с
применением расчетно-балансового метода, были применены управляющей ко мпанией
уже в ходе ежегодной корректировки размера платы за отопление. Возможность
проведения корректировки прямо предусмотрена подп унктом «а» п.19 Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам. Вместе с тем, по утверждению
заявителя, если исходить из изложенной в оспариваемом решении позиции
антимонопольного органа, то корректировка размера платы за потребленную тепловую
энергию расчетным путем с учетом фактического потребления вообще невозможна и
при отсутствии у абонента прибора учета плата должна взиматься исключительно по
нормативам потребления.
Представитель ОАО «Волжская ТГК» заявленное требование поддержал в полном
объеме.
Представитель УФАС по Ульяновской области с требованием заявителя не
согласился, оспариваемое решение считает законным и обоснованным. Полагает, что в
соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, при отсутствии
общедомового учета расчет стоимости коммунальных услуг должен производиться в
соответствии с нормативами, утвержденными уполномоченным органом.
Действующим законодательством установлена единая система оплаты услуги
теплоснабжения исходя из 1 кв.м. общей площади жилья. При отсутствии прибора
учета годовая норма потребления тепловой энергии составляет 0,19 Гкал на 1 кв.м.
Оплачивать данную услугу в ином порядке, в том числе с применением Методики
№105, граждане не должны. Дополнительно представитель ответчика обратил
внимание суда на то, что оспариваемым решением антимонопольный орган только
зафиксировал доп ущенное нарушение, но не указывал в каком порядке действовать
заявителю в дальнейшем.
Возражения ответчика изложены в отзыве (т.1 л.д.30-33).
Определением суда от 15.09.2010г. к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ООО Управляющая компания «Симбирский Альянс» (далее – Общество, Управляющая
компания).
В ходе судебного заседания представитель Управляющей компании пояснил суду,
что характеристики обслуживаемых Обществом домов различны, в связи с чем,
реальное потребление тепловой энергии (по показаниям приборов учета) у части домов
выше нормативного. В тоже время имеются дома, потребляющие меньшее, по
сравнению с нормативным, количество тепловой энергии и по результатам ежегодной
корректировки часть уплаченных населением в 2008-2009гг. денежных средств за
отопление была возвращена (в подтверждение представлены сведения о расчетах
выпадающих доходов (излишне начисленных сумм жителям) по услуге
«теплоснабжение» за 2008г. и данные по теплоснабжению за 2009г.). Также пояснил,
что в январе-феврале 2009г. плата за отопление гражданам, проживающим в доме по
ул.Аблукова, 77 Управляющей компанией начислена с учетом нормативов
потребления, в последующем проведены доначисления за отопление на основании
расчета ОАО «Волжская ТГК».
3
Как усматривается из материалов дела, приказом от 10.06.2010 №141 УФАС по
Ульяновской области в отношении «Волжская ТГК» возбуждено дело №6688/04-2010
по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-
ФЗ «О защите конкуренции». Основанием для возбуждения дела послужило обращение
жильцов дома №77 по ул.Аблукова на неправомерное доначисление платы за
отопление за январь-февраль 2009г. (при отсутствии общедомового прибора учета
теплоэнергии) на основании расчетных данных ОАО «Волжская ТГК».
Решением от 27.07.2010г. антимонопольный орган признал действия ОАО
«Волжская ТГК», выразившимся в ущемлении интересов граждан, проживающих по
адресу: г.Ульяновск, ул.Аблукова, 77, п утем расчета объемов потребленной тепловой
энергии ООО «УК «Симбирский альянс» за период январь- февраль 2009г. с
применением Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в
водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя РФ от
06.05.2000 №105 (далее – Методика №105), нарушением части 1 статьи 10 Закона «О
защите кон куренции».
Заявитель, не согласившись с данным решением, оспорил его в судебном порядке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив
представленные доказательства, суд считает, что заявленное требование не подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлен ием о признании недействительным
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо
обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и
иной экономической деятельности.
Согласно ст.10 Закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом
которы х являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение
конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных
монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере
деятельности субъектов естественных монополий, регулируемых государством.
В соответствии с ч.5 ст.5 Закона №135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта –
субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии
естественной монополии, признается доминирующим.
Приказом ФС Т РФ от 10.07.2006 №122-Э ОАО «Волжская ТГК»,
осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии , включено
в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Из представленных в дело документов усматривается, что услуга по
теплоснабжению многоквартирного жилого дома по ул.Аблукова, 77, оказывается
заявителем (энергоснабжающая организация) в соответствии с договором от 17.11.2008
№70553, заключенным с ООО УК «Симбирский альянс» (абонент), в управлении
которого находится упомян утый жилой дом.
Следовательно, доводы антимонопольного органа о доминирующем положении
ОАО «Волжская ТГК» на рынке услуг по поставке тепловой энергии в пределах
присоединенной сети является правомерными.
Согласно пункту 1.1 вышеназванного договора энергоснабжающая организация
обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей
4
воде и теплоноситель, а абонент – принимать и оплачивать тепловую энергию и
невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на
условиях, предусмотренных договором. Учет отпущенной тепловой энергии и
теплоносителя и контроль договорных параметров предусмотрено осуществлять по
приборам учета абонента (при их наличии) или расчетным балансовым методом по
фактическому теплоотпуску на основании показаний приборов учета источника
теплоты пропорционально расчетным договорным нагрузкам (при отсутствии приборов
учета) (пун кт 5.4).
В многоквартирном жилом доме по ул.Аблукова, 77 прибор учета тепловой
энергии установлен 05.03.2009г., что подтверждается актом доп уска в эксплуатацию
(л.д.39, на оборотной стороне, т.1).
За январь-февраль 2009г. ОАО «Волжская ТГК» предъявило ООО «УК
«Симбирский альянс» на оплату счет-фактуру №С 944002622/7095320 от 31.01.2009г.
за тепловую энергию – 3 860 189,55 руб., за теплоноситель (хим. очищенную воду) –
206 917,87 руб. и счет №644/7095320 от 28.02.2009г. за теплов ую энергию –
2 742 077,53 руб., за теплоноситель – 176 568,71 руб. соответственно (л.д.50, 52, т.1).
Согласно расчетной ведомости (л.д.51,53, т.1) плата за указанные коммунальные
ресурсы по дому №77 по ул.Аблукова, 77 составила: в январе 2009г. - 254 136,54 руб. и
13 755. 72 руб., в феврале 2009г. – 203 370,65 руб. и 11 792, 95 руб. соответственно.
Представитель заявителя пояснил, что расчет объемов потребленной тепловой
энергии по дому №77 по ул.Аблукова в г.Ульяновске за январь-февраль 2009г.
произведен с применением расчетного балансового метода по фактическому
теплоотпуску согласно Методике № 105, что не противоречат пунктам 8, 15, 19 Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства
РФ от 23.05.2006 №307 и соответствует условиям договора на снабжение тепловой
энергией в горячей воде от 17.11.2008 №70953. Кроме того, согласованный сторонами
договора в пунктах 5.4 и 5.5 порядок расчета тепловой энергии при отсутствии
приборов учета предусмотрен также Правилами учета тепловой энергии и
теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 №Вк-4936 (п ункты 9.8, 9.9).
Однако суд не может согласиться с доводами заявителя, поскольку в
рассматриваемом случае следует исходить из того, что ООО УК «Симбирский альянс»
приобретает у ОАО «Волжская ТГК» (ресурсоснабжающей организации) тепловую
энергию для отопления и горячего водоснабжения в целях оказания коммунальных
услуг, обслуживаемых им жилых домов, то есть гражданам.
Согласно статье 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой
энергией через присоединенную сеть применяются правила, предусмотренные
статьями 539-547 ГК РФ.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое
абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не
предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги
рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого
по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления. Таким
образом, законодательством предусмотрен учет потребленных коммунальных услуг (в
том числе отопления) двумя способами: по показаниям приборов учета, размещенных
на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между
ресурсоснабжающей организацией и абонентом и расчетным путем исходя из
количества жильцов и утвержденных нормативов потребления тепловой энергии .
Ввиду наличия действующи х императивных норм жилищного законодательства
способ определения количества коммунального ресурса при отсутствии приборов учета
не может быть изменен соглашением сторон.
5
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является
публичным и в силу подпунктов 4,5 данной нормы Правительство РФ может издавать
обязательные для сторон публичного договора правила, а также о ничтожности
условий публичного договора. В рамках указанных полномочий Правительство РФ
постановлением от 23.05.2006 №307 утвердило Правила оказания коммунальных услуг
гражданам.
В соответствии с пунктом 8 названных Правил условия договора о приобретении
коммунальных услуг, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью
обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим
Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил оказания коммунальных услуг предусмотрено, что при
отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета плата за
коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления в
соответствии с подпунктом 1 пун кта 1 приложения №2 к Правилам, исходя из площади
помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на
тепловую энергию. Следовательно, при отсутствии приборов учета граждане,
проживающие в многоквартирном жилом доме оплачивают за отопление в
соответствии с нормативами, установленными уполномоченными органами. При этом
в норматив отопления включается расход тепловой энергии, исходя из расчета расхода
на 1 кв.м. площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых
помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома и при надлежащем
качестве данной коммунальной услуги. С 01.01.2006г. в городе Ульяновске
постановлением Главы города от 24.11.2005 №2874 (с последующими изменениями)
для жилых помещений, не имеющих прибора учета, установлена годовая норма отпуска
тепловой энергии на 1 кв.м. отапливаемой площади жилых помещений в размере 0,19
Гкал.
Иной порядок определения платы для граждан за отопление в жилых помещениях
многоквартирного жилого дома при отсутствии приборов учета, действующим
законодательством не установлен.
Поскольку Управляющая компания не имеет самостоятельных экономических
интересов отличных от интересов жильцов, обслуживаемого многоквартирного жилого
дома, то расчет потребленной тепловой энергии, предъявленный ресурсоснабжающей
организацией Управляющей компании, не может отличаться от расчета за тепловую
энергию для непосредственных потребителей коммунальных услуг – граждан.
В соответствии с подпунктом 2 пун кта 1 статьи 19 Правил оказания
коммунальных услуг размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении
многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по определенной
формуле. Формула корректировки включает показатели, определяемые
ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Однако такой порядок корректировки
платы за отопление законодательством не определен. Методика определения
количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального
теплоснабжения, на которую ссылается заявитель, является практическим пособием по
организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, учреждениях
и организациях ЖКХ и бюджетной сферы, т.е. рекомендована для учета тепловой
энергии с абонентами – юридическими лицами. Управляющая компания к указанным
лицам не относится.
В силу изложенного правовые основания для применения Методики № 105 у
ОАО «Волжская ТГК» в расчетах за потребленную тепловую энергию в
многоквартирном жилом доме по ул.Аблукова, 77 не имелись.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего
Арбитражного суда Российской Федерации от 15.07.2010 №2380/10, постановлениях
6
ФАС Волго-Вятского округа от 28.07.2010г. по делу №А29-10202/2009, от 02.08.2010г.
по делу №А43-24577/2009, ФАС Поволжского округа от 04.08.2010г. по делу №А57-
16366/2009, от 07.12.2010г. по делу №А72-2823/2010.
При этом в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 №2380/10 прямо
указано на то, что содержащееся в нем толкование правовых н орм является
общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами
аналогичных дел.
Ссылку заявителя на пункты 9.8 и 9.9 Правил учета тепловой энергии и
теплоносителя, предусматривающие порядок и методы учета тепловой энерги и при
выходе из строя приборов учета, суд признает необоснованн ой, поскольку в январе-
феврале 2009г. прибор учета у потребителя еще не был установлен. Порядок
определения количества тепловой энергии в отсутствие прибора учета указанные
Правила не регулируют.
Доводы представителей заявителя и Управляющей компании о том, что в
результате корректировки производится не только доначисление размера платы за
отопление, но и возврат гражданам излишне уплаченных сумм с уд не может принять в
качестве основания для признания оспариваемого решения антимонопольного органа
незаконным.
Наличие в многоквартирном жилом доме по ул.Аблукова, 77, нежилого
помещения, используемого под магазин, также не является основанием для
доначисления гражданам (жильцам этого дома) дополнительной платы за отопление в
нарушение вышеназванных правовых норм, поэтому доводы заявителя о том, что
антимонопольным органом не было принято во внимание указанное обстоятельство ,
суд считает не правомерными.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований
для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным оспариваемого
решения УФАС по Ульяновской области.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлину по делу следует отнести на
заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 200-201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требование Открытого акционерного общества «Волжская территориальная
генерирующая компания» о признании незаконным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.07.2010г. по делу №6488/04-
2010г. оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его
принятия.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара).
Судья Д.М.Замалетдинова__

stdClass Object ( [vid] => 16281 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.12.2010 г. по заявлению ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16282 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320766544 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432063, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14
Тел. (8422)30-19-05 Факс (8422)32-54-54 E-mail:
normativ@mv.ru Ин терне т: http://ulyanovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


г.Ульяновск Дело №А72-7337/2010
«13» декабря 2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2010г.
Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2010г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Марышевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая
компания»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания
«Симбирский Альянс»
о признании незаконным решения от 27.07.2010г. по делу №6488/04-2010
при участии в заседании:
от заявителя – <…>, представитель по доверенности №84 от 11.01.2010г.,
паспорт
от ответчика – <…>, главный специалист-эксперт, по доверенности от
09.09.2010г., паспорт
от 3-го лица – <…>, генеральный директор, протокол №2 от
01.09.2008г., паспорт
установил:
В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Открытое акционерное
общество «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее – ОАО
«Волжская ТГК», заявитель) с заявлением о признании незаконным решения
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее-
УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 27.07.2010г. по делу
№6488/04-2010.
Заявитель считает, что действия Общества по расчету объемов потребленной
тепловой энергии по дому №77 по ул.Аблукова в г.Ульяновске за январь-февраль
2009г. с применением расчетного балансового метода по фактическому теплоотпуску с
применением Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в
водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя РФ от
06.05.2000 №105 не противоречат пун ктам 8, 15, 19 Правил предоставления
коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006
№307 и не являются нарушением ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите
конкуренции». Указал, что расчетный балансовый метод применялся при расчете
2
потребленной тепловой энергии в соответствии с условиями договора на снабжение
тепловой энергией в горячей воде от 17.11.2008 №70953т, заключенного между ОАО
«Волжская ТГК» и ООО УК «Симбирский Альянс», только за тот период времени,
когда был выведен из строя установленный в доме прибор учета. При этом изначально
по итогам января-февраля 2009г. расчет платы выставлялся управляющей компанией
жителям дома №77 исходя из установленного норматива. Данные по объему
потребленной тепловой энергии, рассчитанные ресурсоснабжающей организацией с
применением расчетно-балансового метода, были применены управляющей ко мпанией
уже в ходе ежегодной корректировки размера платы за отопление. Возможность
проведения корректировки прямо предусмотрена подп унктом «а» п.19 Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам. Вместе с тем, по утверждению
заявителя, если исходить из изложенной в оспариваемом решении позиции
антимонопольного органа, то корректировка размера платы за потребленную тепловую
энергию расчетным путем с учетом фактического потребления вообще невозможна и
при отсутствии у абонента прибора учета плата должна взиматься исключительно по
нормативам потребления.
Представитель ОАО «Волжская ТГК» заявленное требование поддержал в полном
объеме.
Представитель УФАС по Ульяновской области с требованием заявителя не
согласился, оспариваемое решение считает законным и обоснованным. Полагает, что в
соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, при отсутствии
общедомового учета расчет стоимости коммунальных услуг должен производиться в
соответствии с нормативами, утвержденными уполномоченным органом.
Действующим законодательством установлена единая система оплаты услуги
теплоснабжения исходя из 1 кв.м. общей площади жилья. При отсутствии прибора
учета годовая норма потребления тепловой энергии составляет 0,19 Гкал на 1 кв.м.
Оплачивать данную услугу в ином порядке, в том числе с применением Методики
№105, граждане не должны. Дополнительно представитель ответчика обратил
внимание суда на то, что оспариваемым решением антимонопольный орган только
зафиксировал доп ущенное нарушение, но не указывал в каком порядке действовать
заявителю в дальнейшем.
Возражения ответчика изложены в отзыве (т.1 л.д.30-33).
Определением суда от 15.09.2010г. к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ООО Управляющая компания «Симбирский Альянс» (далее – Общество, Управляющая
компания).
В ходе судебного заседания представитель Управляющей компании пояснил суду,
что характеристики обслуживаемых Обществом домов различны, в связи с чем,
реальное потребление тепловой энергии (по показаниям приборов учета) у части домов
выше нормативного. В тоже время имеются дома, потребляющие меньшее, по
сравнению с нормативным, количество тепловой энергии и по результатам ежегодной
корректировки часть уплаченных населением в 2008-2009гг. денежных средств за
отопление была возвращена (в подтверждение представлены сведения о расчетах
выпадающих доходов (излишне начисленных сумм жителям) по услуге
«теплоснабжение» за 2008г. и данные по теплоснабжению за 2009г.). Также пояснил,
что в январе-феврале 2009г. плата за отопление гражданам, проживающим в доме по
ул.Аблукова, 77 Управляющей компанией начислена с учетом нормативов
потребления, в последующем проведены доначисления за отопление на основании
расчета ОАО «Волжская ТГК».
3
Как усматривается из материалов дела, приказом от 10.06.2010 №141 УФАС по
Ульяновской области в отношении «Волжская ТГК» возбуждено дело №6688/04-2010
по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-
ФЗ «О защите конкуренции». Основанием для возбуждения дела послужило обращение
жильцов дома №77 по ул.Аблукова на неправомерное доначисление платы за
отопление за январь-февраль 2009г. (при отсутствии общедомового прибора учета
теплоэнергии) на основании расчетных данных ОАО «Волжская ТГК».
Решением от 27.07.2010г. антимонопольный орган признал действия ОАО
«Волжская ТГК», выразившимся в ущемлении интересов граждан, проживающих по
адресу: г.Ульяновск, ул.Аблукова, 77, п утем расчета объемов потребленной тепловой
энергии ООО «УК «Симбирский альянс» за период январь- февраль 2009г. с
применением Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в
водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя РФ от
06.05.2000 №105 (далее – Методика №105), нарушением части 1 статьи 10 Закона «О
защите кон куренции».
Заявитель, не согласившись с данным решением, оспорил его в судебном порядке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив
представленные доказательства, суд считает, что заявленное требование не подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлен ием о признании недействительным
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо
обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и
иной экономической деятельности.
Согласно ст.10 Закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом
которы х являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение
конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных
монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере
деятельности субъектов естественных монополий, регулируемых государством.
В соответствии с ч.5 ст.5 Закона №135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта –
субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии
естественной монополии, признается доминирующим.
Приказом ФС Т РФ от 10.07.2006 №122-Э ОАО «Волжская ТГК»,
осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии , включено
в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Из представленных в дело документов усматривается, что услуга по
теплоснабжению многоквартирного жилого дома по ул.Аблукова, 77, оказывается
заявителем (энергоснабжающая организация) в соответствии с договором от 17.11.2008
№70553, заключенным с ООО УК «Симбирский альянс» (абонент), в управлении
которого находится упомян утый жилой дом.
Следовательно, доводы антимонопольного органа о доминирующем положении
ОАО «Волжская ТГК» на рынке услуг по поставке тепловой энергии в пределах
присоединенной сети является правомерными.
Согласно пункту 1.1 вышеназванного договора энергоснабжающая организация
обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей
4
воде и теплоноситель, а абонент – принимать и оплачивать тепловую энергию и
невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на
условиях, предусмотренных договором. Учет отпущенной тепловой энергии и
теплоносителя и контроль договорных параметров предусмотрено осуществлять по
приборам учета абонента (при их наличии) или расчетным балансовым методом по
фактическому теплоотпуску на основании показаний приборов учета источника
теплоты пропорционально расчетным договорным нагрузкам (при отсутствии приборов
учета) (пун кт 5.4).
В многоквартирном жилом доме по ул.Аблукова, 77 прибор учета тепловой
энергии установлен 05.03.2009г., что подтверждается актом доп уска в эксплуатацию
(л.д.39, на оборотной стороне, т.1).
За январь-февраль 2009г. ОАО «Волжская ТГК» предъявило ООО «УК
«Симбирский альянс» на оплату счет-фактуру №С 944002622/7095320 от 31.01.2009г.
за тепловую энергию – 3 860 189,55 руб., за теплоноситель (хим. очищенную воду) –
206 917,87 руб. и счет №644/7095320 от 28.02.2009г. за теплов ую энергию –
2 742 077,53 руб., за теплоноситель – 176 568,71 руб. соответственно (л.д.50, 52, т.1).
Согласно расчетной ведомости (л.д.51,53, т.1) плата за указанные коммунальные
ресурсы по дому №77 по ул.Аблукова, 77 составила: в январе 2009г. - 254 136,54 руб. и
13 755. 72 руб., в феврале 2009г. – 203 370,65 руб. и 11 792, 95 руб. соответственно.
Представитель заявителя пояснил, что расчет объемов потребленной тепловой
энергии по дому №77 по ул.Аблукова в г.Ульяновске за январь-февраль 2009г.
произведен с применением расчетного балансового метода по фактическому
теплоотпуску согласно Методике № 105, что не противоречат пунктам 8, 15, 19 Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства
РФ от 23.05.2006 №307 и соответствует условиям договора на снабжение тепловой
энергией в горячей воде от 17.11.2008 №70953. Кроме того, согласованный сторонами
договора в пунктах 5.4 и 5.5 порядок расчета тепловой энергии при отсутствии
приборов учета предусмотрен также Правилами учета тепловой энергии и
теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 №Вк-4936 (п ункты 9.8, 9.9).
Однако суд не может согласиться с доводами заявителя, поскольку в
рассматриваемом случае следует исходить из того, что ООО УК «Симбирский альянс»
приобретает у ОАО «Волжская ТГК» (ресурсоснабжающей организации) тепловую
энергию для отопления и горячего водоснабжения в целях оказания коммунальных
услуг, обслуживаемых им жилых домов, то есть гражданам.
Согласно статье 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой
энергией через присоединенную сеть применяются правила, предусмотренные
статьями 539-547 ГК РФ.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое
абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не
предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги
рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого
по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления. Таким
образом, законодательством предусмотрен учет потребленных коммунальных услуг (в
том числе отопления) двумя способами: по показаниям приборов учета, размещенных
на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между
ресурсоснабжающей организацией и абонентом и расчетным путем исходя из
количества жильцов и утвержденных нормативов потребления тепловой энергии .
Ввиду наличия действующи х императивных норм жилищного законодательства
способ определения количества коммунального ресурса при отсутствии приборов учета
не может быть изменен соглашением сторон.
5
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является
публичным и в силу подпунктов 4,5 данной нормы Правительство РФ может издавать
обязательные для сторон публичного договора правила, а также о ничтожности
условий публичного договора. В рамках указанных полномочий Правительство РФ
постановлением от 23.05.2006 №307 утвердило Правила оказания коммунальных услуг
гражданам.
В соответствии с пунктом 8 названных Правил условия договора о приобретении
коммунальных услуг, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью
обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим
Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил оказания коммунальных услуг предусмотрено, что при
отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета плата за
коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления в
соответствии с подпунктом 1 пун кта 1 приложения №2 к Правилам, исходя из площади
помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на
тепловую энергию. Следовательно, при отсутствии приборов учета граждане,
проживающие в многоквартирном жилом доме оплачивают за отопление в
соответствии с нормативами, установленными уполномоченными органами. При этом
в норматив отопления включается расход тепловой энергии, исходя из расчета расхода
на 1 кв.м. площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых
помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома и при надлежащем
качестве данной коммунальной услуги. С 01.01.2006г. в городе Ульяновске
постановлением Главы города от 24.11.2005 №2874 (с последующими изменениями)
для жилых помещений, не имеющих прибора учета, установлена годовая норма отпуска
тепловой энергии на 1 кв.м. отапливаемой площади жилых помещений в размере 0,19
Гкал.
Иной порядок определения платы для граждан за отопление в жилых помещениях
многоквартирного жилого дома при отсутствии приборов учета, действующим
законодательством не установлен.
Поскольку Управляющая компания не имеет самостоятельных экономических
интересов отличных от интересов жильцов, обслуживаемого многоквартирного жилого
дома, то расчет потребленной тепловой энергии, предъявленный ресурсоснабжающей
организацией Управляющей компании, не может отличаться от расчета за тепловую
энергию для непосредственных потребителей коммунальных услуг – граждан.
В соответствии с подпунктом 2 пун кта 1 статьи 19 Правил оказания
коммунальных услуг размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении
многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по определенной
формуле. Формула корректировки включает показатели, определяемые
ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Однако такой порядок корректировки
платы за отопление законодательством не определен. Методика определения
количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального
теплоснабжения, на которую ссылается заявитель, является практическим пособием по
организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, учреждениях
и организациях ЖКХ и бюджетной сферы, т.е. рекомендована для учета тепловой
энергии с абонентами – юридическими лицами. Управляющая компания к указанным
лицам не относится.
В силу изложенного правовые основания для применения Методики № 105 у
ОАО «Волжская ТГК» в расчетах за потребленную тепловую энергию в
многоквартирном жилом доме по ул.Аблукова, 77 не имелись.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего
Арбитражного суда Российской Федерации от 15.07.2010 №2380/10, постановлениях
6
ФАС Волго-Вятского округа от 28.07.2010г. по делу №А29-10202/2009, от 02.08.2010г.
по делу №А43-24577/2009, ФАС Поволжского округа от 04.08.2010г. по делу №А57-
16366/2009, от 07.12.2010г. по делу №А72-2823/2010.
При этом в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 №2380/10 прямо
указано на то, что содержащееся в нем толкование правовых н орм является
общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами
аналогичных дел.
Ссылку заявителя на пункты 9.8 и 9.9 Правил учета тепловой энергии и
теплоносителя, предусматривающие порядок и методы учета тепловой энерги и при
выходе из строя приборов учета, суд признает необоснованн ой, поскольку в январе-
феврале 2009г. прибор учета у потребителя еще не был установлен. Порядок
определения количества тепловой энергии в отсутствие прибора учета указанные
Правила не регулируют.
Доводы представителей заявителя и Управляющей компании о том, что в
результате корректировки производится не только доначисление размера платы за
отопление, но и возврат гражданам излишне уплаченных сумм с уд не может принять в
качестве основания для признания оспариваемого решения антимонопольного органа
незаконным.
Наличие в многоквартирном жилом доме по ул.Аблукова, 77, нежилого
помещения, используемого под магазин, также не является основанием для
доначисления гражданам (жильцам этого дома) дополнительной платы за отопление в
нарушение вышеназванных правовых норм, поэтому доводы заявителя о том, что
антимонопольным органом не было принято во внимание указанное обстоятельство ,
суд считает не правомерными.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований
для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным оспариваемого
решения УФАС по Ульяновской области.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлину по делу следует отнести на
заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 200-201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требование Открытого акционерного общества «Волжская территориальная
генерирующая компания» о признании незаконным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.07.2010г. по делу №6488/04-
2010г. оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его
принятия.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара).
Судья Д.М.Замалетдинова__

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432063, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14
Тел. (8422)30-19-05 Факс (8422)32-54-54 E-mail:
normativ@mv.ru Ин терне т: http://ulyanovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е


г.Ульяновск Дело №А72-7337/2010
«13» декабря 2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2010г.
Решение изготовлено в полном объеме 13 декабря 2010г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Марышевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая
компания»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания
«Симбирский Альянс»
о признании незаконным решения от 27.07.2010г. по делу №6488/04-2010
при участии в заседании:
от заявителя – <…>, представитель по доверенности №84 от 11.01.2010г.,
паспорт
от ответчика – <…>, главный специалист-эксперт, по доверенности от
09.09.2010г., паспорт
от 3-го лица – <…>, генеральный директор, протокол №2 от
01.09.2008г., паспорт
установил:
В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Открытое акционерное
общество «Волжская территориальная генерирующая компания» (далее – ОАО
«Волжская ТГК», заявитель) с заявлением о признании незаконным решения
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее-
УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 27.07.2010г. по делу
№6488/04-2010.
Заявитель считает, что действия Общества по расчету объемов потребленной
тепловой энергии по дому №77 по ул.Аблукова в г.Ульяновске за январь-февраль
2009г. с применением расчетного балансового метода по фактическому теплоотпуску с
применением Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в
водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя РФ от
06.05.2000 №105 не противоречат пун ктам 8, 15, 19 Правил предоставления
коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006
№307 и не являются нарушением ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите
конкуренции». Указал, что расчетный балансовый метод применялся при расчете
2
потребленной тепловой энергии в соответствии с условиями договора на снабжение
тепловой энергией в горячей воде от 17.11.2008 №70953т, заключенного между ОАО
«Волжская ТГК» и ООО УК «Симбирский Альянс», только за тот период времени,
когда был выведен из строя установленный в доме прибор учета. При этом изначально
по итогам января-февраля 2009г. расчет платы выставлялся управляющей компанией
жителям дома №77 исходя из установленного норматива. Данные по объему
потребленной тепловой энергии, рассчитанные ресурсоснабжающей организацией с
применением расчетно-балансового метода, были применены управляющей ко мпанией
уже в ходе ежегодной корректировки размера платы за отопление. Возможность
проведения корректировки прямо предусмотрена подп унктом «а» п.19 Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам. Вместе с тем, по утверждению
заявителя, если исходить из изложенной в оспариваемом решении позиции
антимонопольного органа, то корректировка размера платы за потребленную тепловую
энергию расчетным путем с учетом фактического потребления вообще невозможна и
при отсутствии у абонента прибора учета плата должна взиматься исключительно по
нормативам потребления.
Представитель ОАО «Волжская ТГК» заявленное требование поддержал в полном
объеме.
Представитель УФАС по Ульяновской области с требованием заявителя не
согласился, оспариваемое решение считает законным и обоснованным. Полагает, что в
соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, при отсутствии
общедомового учета расчет стоимости коммунальных услуг должен производиться в
соответствии с нормативами, утвержденными уполномоченным органом.
Действующим законодательством установлена единая система оплаты услуги
теплоснабжения исходя из 1 кв.м. общей площади жилья. При отсутствии прибора
учета годовая норма потребления тепловой энергии составляет 0,19 Гкал на 1 кв.м.
Оплачивать данную услугу в ином порядке, в том числе с применением Методики
№105, граждане не должны. Дополнительно представитель ответчика обратил
внимание суда на то, что оспариваемым решением антимонопольный орган только
зафиксировал доп ущенное нарушение, но не указывал в каком порядке действовать
заявителю в дальнейшем.
Возражения ответчика изложены в отзыве (т.1 л.д.30-33).
Определением суда от 15.09.2010г. к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
ООО Управляющая компания «Симбирский Альянс» (далее – Общество, Управляющая
компания).
В ходе судебного заседания представитель Управляющей компании пояснил суду,
что характеристики обслуживаемых Обществом домов различны, в связи с чем,
реальное потребление тепловой энергии (по показаниям приборов учета) у части домов
выше нормативного. В тоже время имеются дома, потребляющие меньшее, по
сравнению с нормативным, количество тепловой энергии и по результатам ежегодной
корректировки часть уплаченных населением в 2008-2009гг. денежных средств за
отопление была возвращена (в подтверждение представлены сведения о расчетах
выпадающих доходов (излишне начисленных сумм жителям) по услуге
«теплоснабжение» за 2008г. и данные по теплоснабжению за 2009г.). Также пояснил,
что в январе-феврале 2009г. плата за отопление гражданам, проживающим в доме по
ул.Аблукова, 77 Управляющей компанией начислена с учетом нормативов
потребления, в последующем проведены доначисления за отопление на основании
расчета ОАО «Волжская ТГК».
3
Как усматривается из материалов дела, приказом от 10.06.2010 №141 УФАС по
Ульяновской области в отношении «Волжская ТГК» возбуждено дело №6688/04-2010
по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-
ФЗ «О защите конкуренции». Основанием для возбуждения дела послужило обращение
жильцов дома №77 по ул.Аблукова на неправомерное доначисление платы за
отопление за январь-февраль 2009г. (при отсутствии общедомового прибора учета
теплоэнергии) на основании расчетных данных ОАО «Волжская ТГК».
Решением от 27.07.2010г. антимонопольный орган признал действия ОАО
«Волжская ТГК», выразившимся в ущемлении интересов граждан, проживающих по
адресу: г.Ульяновск, ул.Аблукова, 77, п утем расчета объемов потребленной тепловой
энергии ООО «УК «Симбирский альянс» за период январь- февраль 2009г. с
применением Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в
водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя РФ от
06.05.2000 №105 (далее – Методика №105), нарушением части 1 статьи 10 Закона «О
защите кон куренции».
Заявитель, не согласившись с данным решением, оспорил его в судебном порядке.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив
представленные доказательства, суд считает, что заявленное требование не подлежит
удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица
вправе обратиться в арбитражный суд с заявлен ием о признании недействительным
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт,
решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо
обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и
иной экономической деятельности.
Согласно ст.10 Закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие)
занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом
которы х являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение
конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных
монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере
деятельности субъектов естественных монополий, регулируемых государством.
В соответствии с ч.5 ст.5 Закона №135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта –
субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии
естественной монополии, признается доминирующим.
Приказом ФС Т РФ от 10.07.2006 №122-Э ОАО «Волжская ТГК»,
осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии , включено
в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.
Из представленных в дело документов усматривается, что услуга по
теплоснабжению многоквартирного жилого дома по ул.Аблукова, 77, оказывается
заявителем (энергоснабжающая организация) в соответствии с договором от 17.11.2008
№70553, заключенным с ООО УК «Симбирский альянс» (абонент), в управлении
которого находится упомян утый жилой дом.
Следовательно, доводы антимонопольного органа о доминирующем положении
ОАО «Волжская ТГК» на рынке услуг по поставке тепловой энергии в пределах
присоединенной сети является правомерными.
Согласно пункту 1.1 вышеназванного договора энергоснабжающая организация
обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей
4
воде и теплоноситель, а абонент – принимать и оплачивать тепловую энергию и
невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на
условиях, предусмотренных договором. Учет отпущенной тепловой энергии и
теплоносителя и контроль договорных параметров предусмотрено осуществлять по
приборам учета абонента (при их наличии) или расчетным балансовым методом по
фактическому теплоотпуску на основании показаний приборов учета источника
теплоты пропорционально расчетным договорным нагрузкам (при отсутствии приборов
учета) (пун кт 5.4).
В многоквартирном жилом доме по ул.Аблукова, 77 прибор учета тепловой
энергии установлен 05.03.2009г., что подтверждается актом доп уска в эксплуатацию
(л.д.39, на оборотной стороне, т.1).
За январь-февраль 2009г. ОАО «Волжская ТГК» предъявило ООО «УК
«Симбирский альянс» на оплату счет-фактуру №С 944002622/7095320 от 31.01.2009г.
за тепловую энергию – 3 860 189,55 руб., за теплоноситель (хим. очищенную воду) –
206 917,87 руб. и счет №644/7095320 от 28.02.2009г. за теплов ую энергию –
2 742 077,53 руб., за теплоноситель – 176 568,71 руб. соответственно (л.д.50, 52, т.1).
Согласно расчетной ведомости (л.д.51,53, т.1) плата за указанные коммунальные
ресурсы по дому №77 по ул.Аблукова, 77 составила: в январе 2009г. - 254 136,54 руб. и
13 755. 72 руб., в феврале 2009г. – 203 370,65 руб. и 11 792, 95 руб. соответственно.
Представитель заявителя пояснил, что расчет объемов потребленной тепловой
энергии по дому №77 по ул.Аблукова в г.Ульяновске за январь-февраль 2009г.
произведен с применением расчетного балансового метода по фактическому
теплоотпуску согласно Методике № 105, что не противоречат пунктам 8, 15, 19 Правил
предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства
РФ от 23.05.2006 №307 и соответствует условиям договора на снабжение тепловой
энергией в горячей воде от 17.11.2008 №70953. Кроме того, согласованный сторонами
договора в пунктах 5.4 и 5.5 порядок расчета тепловой энергии при отсутствии
приборов учета предусмотрен также Правилами учета тепловой энергии и
теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 №Вк-4936 (п ункты 9.8, 9.9).
Однако суд не может согласиться с доводами заявителя, поскольку в
рассматриваемом случае следует исходить из того, что ООО УК «Симбирский альянс»
приобретает у ОАО «Волжская ТГК» (ресурсоснабжающей организации) тепловую
энергию для отопления и горячего водоснабжения в целях оказания коммунальных
услуг, обслуживаемых им жилых домов, то есть гражданам.
Согласно статье 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой
энергией через присоединенную сеть применяются правила, предусмотренные
статьями 539-547 ГК РФ.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое
абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не
предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги
рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого
по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления
коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления. Таким
образом, законодательством предусмотрен учет потребленных коммунальных услуг (в
том числе отопления) двумя способами: по показаниям приборов учета, размещенных
на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между
ресурсоснабжающей организацией и абонентом и расчетным путем исходя из
количества жильцов и утвержденных нормативов потребления тепловой энергии .
Ввиду наличия действующи х императивных норм жилищного законодательства
способ определения количества коммунального ресурса при отсутствии приборов учета
не может быть изменен соглашением сторон.
5
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является
публичным и в силу подпунктов 4,5 данной нормы Правительство РФ может издавать
обязательные для сторон публичного договора правила, а также о ничтожности
условий публичного договора. В рамках указанных полномочий Правительство РФ
постановлением от 23.05.2006 №307 утвердило Правила оказания коммунальных услуг
гражданам.
В соответствии с пунктом 8 названных Правил условия договора о приобретении
коммунальных услуг, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью
обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим
Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил оказания коммунальных услуг предусмотрено, что при
отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета плата за
коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления в
соответствии с подпунктом 1 пун кта 1 приложения №2 к Правилам, исходя из площади
помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на
тепловую энергию. Следовательно, при отсутствии приборов учета граждане,
проживающие в многоквартирном жилом доме оплачивают за отопление в
соответствии с нормативами, установленными уполномоченными органами. При этом
в норматив отопления включается расход тепловой энергии, исходя из расчета расхода
на 1 кв.м. площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых
помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома и при надлежащем
качестве данной коммунальной услуги. С 01.01.2006г. в городе Ульяновске
постановлением Главы города от 24.11.2005 №2874 (с последующими изменениями)
для жилых помещений, не имеющих прибора учета, установлена годовая норма отпуска
тепловой энергии на 1 кв.м. отапливаемой площади жилых помещений в размере 0,19
Гкал.
Иной порядок определения платы для граждан за отопление в жилых помещениях
многоквартирного жилого дома при отсутствии приборов учета, действующим
законодательством не установлен.
Поскольку Управляющая компания не имеет самостоятельных экономических
интересов отличных от интересов жильцов, обслуживаемого многоквартирного жилого
дома, то расчет потребленной тепловой энергии, предъявленный ресурсоснабжающей
организацией Управляющей компании, не может отличаться от расчета за тепловую
энергию для непосредственных потребителей коммунальных услуг – граждан.
В соответствии с подпунктом 2 пун кта 1 статьи 19 Правил оказания
коммунальных услуг размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении
многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по определенной
формуле. Формула корректировки включает показатели, определяемые
ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации. Однако такой порядок корректировки
платы за отопление законодательством не определен. Методика определения
количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального
теплоснабжения, на которую ссылается заявитель, является практическим пособием по
организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, учреждениях
и организациях ЖКХ и бюджетной сферы, т.е. рекомендована для учета тепловой
энергии с абонентами – юридическими лицами. Управляющая компания к указанным
лицам не относится.
В силу изложенного правовые основания для применения Методики № 105 у
ОАО «Волжская ТГК» в расчетах за потребленную тепловую энергию в
многоквартирном жилом доме по ул.Аблукова, 77 не имелись.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего
Арбитражного суда Российской Федерации от 15.07.2010 №2380/10, постановлениях
6
ФАС Волго-Вятского округа от 28.07.2010г. по делу №А29-10202/2009, от 02.08.2010г.
по делу №А43-24577/2009, ФАС Поволжского округа от 04.08.2010г. по делу №А57-
16366/2009, от 07.12.2010г. по делу №А72-2823/2010.
При этом в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 №2380/10 прямо
указано на то, что содержащееся в нем толкование правовых н орм является
общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами
аналогичных дел.
Ссылку заявителя на пункты 9.8 и 9.9 Правил учета тепловой энергии и
теплоносителя, предусматривающие порядок и методы учета тепловой энерги и при
выходе из строя приборов учета, суд признает необоснованн ой, поскольку в январе-
феврале 2009г. прибор учета у потребителя еще не был установлен. Порядок
определения количества тепловой энергии в отсутствие прибора учета указанные
Правила не регулируют.
Доводы представителей заявителя и Управляющей компании о том, что в
результате корректировки производится не только доначисление размера платы за
отопление, но и возврат гражданам излишне уплаченных сумм с уд не может принять в
качестве основания для признания оспариваемого решения антимонопольного органа
незаконным.
Наличие в многоквартирном жилом доме по ул.Аблукова, 77, нежилого
помещения, используемого под магазин, также не является основанием для
доначисления гражданам (жильцам этого дома) дополнительной платы за отопление в
нарушение вышеназванных правовых норм, поэтому доводы заявителя о том, что
антимонопольным органом не было принято во внимание указанное обстоятельство ,
суд считает не правомерными.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований
для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным оспариваемого
решения УФАС по Ульяновской области.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлину по делу следует отнести на
заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 198, 200-201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требование Открытого акционерного общества «Волжская территориальная
генерирующая компания» о признании незаконным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Ульяновской области от 27.07.2010г. по делу №6488/04-
2010г. оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его
принятия.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара).
Судья Д.М.Замалетдинова__

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марышевой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области 3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский Альянс» о признании незаконным решения от 27.07.2010г. по делу №6488/04-2010 при участии в заседании:...

[format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марышевой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области 3-е лицо: Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Симбирский Альянс» о признании незаконным решения от 27.07.2010г. по делу №6488/04-2010 при участии в заседании:...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-16 09:43:17 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-16 09:43:17 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320766544 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )