Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2010 по жалобе УМУП «Городской теплосервис»

Дата публикации: 10 декабря 2010, 20:04


 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции г. Казань  Дело № А72-2823/2010
07 декабря 2010 года

 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Владимирской Т.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «городской Теплосервис», г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010 (судья – Замалетдинова Д.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 (председательствующий судья – Драгоценнова И.С., судьи: Попова Е.Г., Семушкин В.С.) по делу № А72-2823/2010
по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «городской Теплосервис», г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, при участии третьего А72-2823/2010 2
лица – жилищно-строительного кооператива «Клен», г. Ульяновск, о признании незаконным и отмене решения от 02.04.2010 по делу № 6206/04-2010,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» (далее – заявитель, предприятие, УМУП «Городской теплосервис») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – ответчик, УФАС по Ульяновской области) о признании незаконным решения от 02.04.2010 по делу № 6206/04-2010.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании заявления жилищно-строительного кооператива (далее – ЖСК) «Клен» от 24.12.2009 УФАС по Ульяновской области возбуждено дело № 6206/04-2010 по признакам нарушения предприятием части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решением от 02.04.2010 УФАС по Ульяновской области признало действия предприятия, выразившиеся в ущемлении интересов А72-2823/2010 3
ЖСК «Клен» и фактически граждан, проживающих в доме по ул. Ефремова, 95 в г. Ульяновске, путем нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования при расчете объема потребленной тепловой энергии ЖСК «Клен» за период январь- апрель 2009 года, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», отказало предприятию в удовлетворении ходатайства о приостановлении рассмотрения дела № 6206/04-2010 в связи с подачей иска в суд о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за январь-апрель 2009 года и решило передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд, судебными актами которого в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. А72-2823/2010 4
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Предприятие осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Данная деятельность регулируется государством.
Приказом Федеральной службы по тарифам УМУП «Городской теплосервис» включено в Реестр субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между предприятием (теплоснабжающей организацией), Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации г. Ульяновска и ЖСК «Клен», осуществляющим управление жилым домом по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 95, заключен договор теплоснабжения от 15.03.2005 № 86. Данный договор действовал в спорный период времени (январь-апрель 2009г.).
Согласно указанному договору заявитель обязался подавать абоненту (ЖСК «Клен») через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции и горячую воду для горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а абонент – оплачивать А72-2823/2010 5
принятую энергию и горячую воду, а также соблюдать режим их потребления.
В силу пункта 1.2 договора к отношениям, не урегулированным договором, применяется Гражданский кодекс Российской Федерации, обязательные для сторон публичного договора действующие законы и иные нормативно-правовые и нормативно-технические акты по энергоснабжению (теплоснабжению), а также правила и методические рекомендации, принятые в соответствии с ними, в том числе Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105, Методические рекомендации по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утв. 22.02.1994.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила № 307).
Пунктом 15 данных Правил предусмотрено, что размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством. В случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, управляющая компания, ЖСК…., то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с А72-2823/2010 6
законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 307, пунктом 1 приложения № 2 к данным Правилам предоставление коммунальных услуг гражданам при отсутствии в жилом доме коллективных приборов учета размер платы за отопление определяется исходя их общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного тарифа на тепловую энергию.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что УМУП «Городской теплосервис» выставил ЖСК «Клен» для оплаты счета-фактуры от 30.01.2009 № 86, от 27.02.2009, 31.03.2009, от 30.04.2009 за потребленную тепловую энергию в январе-апреле 2009 года. При этом размер платы установлен с учетом объема потребленного количества коммунальных ресурсов, определяемого в соответствии с Методикой № 105, что не соответствует пунктам 4 и 6 статьи 3, пункту 4 статьи 539, статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам № 307, разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.02.2007 № 2479-РМ/07.
Согласно постановлению главы города Ульяновска от 24.11.2005 № 2874 (с изменениями от 19.03.2008) с 01.01.2006 в городе Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв.м отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета в размере 0.19 Гкал.
На основании статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный, жилищно-строительный кооператив – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме; А72-2823/2010 7
члены ЖСК своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Исходя из изложенного, судами правильно указано, что ЖСК «Клен» не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов.
Согласно пункту 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Следовательно, расчет за тепловую энергию с ЖСК «Клен» теплоснабжающая организация должна производить с учетом общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и установленного тарифа на тепловую энергию.
Правовые основания для определения количества потребленной ЖСК «Клен» тепловой энергии в январе-апреле 2009 года с применением Методики № 105 у предприятия не имелись, поскольку названная Методика рекомендована для учета тепловой энергии с абонентами - юридическими лицами.
Судами правомерно не принят довод заявителя о том, что положения Правил № 307 не могут применяться к договорным отношениям по теплоснабжению между УМУП «Городской теплосервис» и ЖСК «Клен», поскольку указанные доводы не соответствуют статьям 539-544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Поскольку материалами дела подтверждается факт ущемления интересов ЖСК «Клен» и соответственно граждан, проживающих в доме по ул. Ефремова, 95, в связи с нарушением установленного порядка А72-2823/2010 8
ценообразования при расчете объема потребленной тепловой энергии за январь-апрель 2009 года, антимонопольный орган правомерно признал действия УМУП «Городской теплосервис» нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», а потому суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование УМУП «Городской теплосервис» о признании незаконным решения УФАС по Ульяновской области от 02.04.2010 по делу № 6206/04-2010 удовлетворению не подлежит.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу № А72-2823/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.А. Хакимов
Судьи Л.Р. Гатауллина
Т.В. Владимирская

stdClass Object ( [vid] => 16278 [uid] => 1 [title] => Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2010 по жалобе УМУП «Городской теплосервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16279 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320766544 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции г. Казань  Дело № А72-2823/2010
07 декабря 2010 года

 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Владимирской Т.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «городской Теплосервис», г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010 (судья – Замалетдинова Д.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 (председательствующий судья – Драгоценнова И.С., судьи: Попова Е.Г., Семушкин В.С.) по делу № А72-2823/2010
по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «городской Теплосервис», г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, при участии третьего А72-2823/2010 2
лица – жилищно-строительного кооператива «Клен», г. Ульяновск, о признании незаконным и отмене решения от 02.04.2010 по делу № 6206/04-2010,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» (далее – заявитель, предприятие, УМУП «Городской теплосервис») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – ответчик, УФАС по Ульяновской области) о признании незаконным решения от 02.04.2010 по делу № 6206/04-2010.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании заявления жилищно-строительного кооператива (далее – ЖСК) «Клен» от 24.12.2009 УФАС по Ульяновской области возбуждено дело № 6206/04-2010 по признакам нарушения предприятием части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решением от 02.04.2010 УФАС по Ульяновской области признало действия предприятия, выразившиеся в ущемлении интересов А72-2823/2010 3
ЖСК «Клен» и фактически граждан, проживающих в доме по ул. Ефремова, 95 в г. Ульяновске, путем нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования при расчете объема потребленной тепловой энергии ЖСК «Клен» за период январь- апрель 2009 года, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», отказало предприятию в удовлетворении ходатайства о приостановлении рассмотрения дела № 6206/04-2010 в связи с подачей иска в суд о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за январь-апрель 2009 года и решило передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд, судебными актами которого в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. А72-2823/2010 4
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Предприятие осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Данная деятельность регулируется государством.
Приказом Федеральной службы по тарифам УМУП «Городской теплосервис» включено в Реестр субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между предприятием (теплоснабжающей организацией), Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации г. Ульяновска и ЖСК «Клен», осуществляющим управление жилым домом по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 95, заключен договор теплоснабжения от 15.03.2005 № 86. Данный договор действовал в спорный период времени (январь-апрель 2009г.).
Согласно указанному договору заявитель обязался подавать абоненту (ЖСК «Клен») через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции и горячую воду для горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а абонент – оплачивать А72-2823/2010 5
принятую энергию и горячую воду, а также соблюдать режим их потребления.
В силу пункта 1.2 договора к отношениям, не урегулированным договором, применяется Гражданский кодекс Российской Федерации, обязательные для сторон публичного договора действующие законы и иные нормативно-правовые и нормативно-технические акты по энергоснабжению (теплоснабжению), а также правила и методические рекомендации, принятые в соответствии с ними, в том числе Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105, Методические рекомендации по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утв. 22.02.1994.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила № 307).
Пунктом 15 данных Правил предусмотрено, что размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством. В случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, управляющая компания, ЖСК…., то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с А72-2823/2010 6
законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 307, пунктом 1 приложения № 2 к данным Правилам предоставление коммунальных услуг гражданам при отсутствии в жилом доме коллективных приборов учета размер платы за отопление определяется исходя их общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного тарифа на тепловую энергию.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что УМУП «Городской теплосервис» выставил ЖСК «Клен» для оплаты счета-фактуры от 30.01.2009 № 86, от 27.02.2009, 31.03.2009, от 30.04.2009 за потребленную тепловую энергию в январе-апреле 2009 года. При этом размер платы установлен с учетом объема потребленного количества коммунальных ресурсов, определяемого в соответствии с Методикой № 105, что не соответствует пунктам 4 и 6 статьи 3, пункту 4 статьи 539, статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам № 307, разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.02.2007 № 2479-РМ/07.
Согласно постановлению главы города Ульяновска от 24.11.2005 № 2874 (с изменениями от 19.03.2008) с 01.01.2006 в городе Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв.м отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета в размере 0.19 Гкал.
На основании статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный, жилищно-строительный кооператив – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме; А72-2823/2010 7
члены ЖСК своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Исходя из изложенного, судами правильно указано, что ЖСК «Клен» не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов.
Согласно пункту 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Следовательно, расчет за тепловую энергию с ЖСК «Клен» теплоснабжающая организация должна производить с учетом общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и установленного тарифа на тепловую энергию.
Правовые основания для определения количества потребленной ЖСК «Клен» тепловой энергии в январе-апреле 2009 года с применением Методики № 105 у предприятия не имелись, поскольку названная Методика рекомендована для учета тепловой энергии с абонентами - юридическими лицами.
Судами правомерно не принят довод заявителя о том, что положения Правил № 307 не могут применяться к договорным отношениям по теплоснабжению между УМУП «Городской теплосервис» и ЖСК «Клен», поскольку указанные доводы не соответствуют статьям 539-544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Поскольку материалами дела подтверждается факт ущемления интересов ЖСК «Клен» и соответственно граждан, проживающих в доме по ул. Ефремова, 95, в связи с нарушением установленного порядка А72-2823/2010 8
ценообразования при расчете объема потребленной тепловой энергии за январь-апрель 2009 года, антимонопольный орган правомерно признал действия УМУП «Городской теплосервис» нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», а потому суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование УМУП «Городской теплосервис» о признании незаконным решения УФАС по Ульяновской области от 02.04.2010 по делу № 6206/04-2010 удовлетворению не подлежит.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу № А72-2823/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.А. Хакимов
Судьи Л.Р. Гатауллина
Т.В. Владимирская

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>


 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции г. Казань  Дело № А72-2823/2010
07 декабря 2010 года

 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Владимирской Т.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «городской Теплосервис», г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010 (судья – Замалетдинова Д.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 (председательствующий судья – Драгоценнова И.С., судьи: Попова Е.Г., Семушкин В.С.) по делу № А72-2823/2010
по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «городской Теплосервис», г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, при участии третьего А72-2823/2010 2
лица – жилищно-строительного кооператива «Клен», г. Ульяновск, о признании незаконным и отмене решения от 02.04.2010 по делу № 6206/04-2010,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» (далее – заявитель, предприятие, УМУП «Городской теплосервис») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – ответчик, УФАС по Ульяновской области) о признании незаконным решения от 02.04.2010 по делу № 6206/04-2010.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании заявления жилищно-строительного кооператива (далее – ЖСК) «Клен» от 24.12.2009 УФАС по Ульяновской области возбуждено дело № 6206/04-2010 по признакам нарушения предприятием части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решением от 02.04.2010 УФАС по Ульяновской области признало действия предприятия, выразившиеся в ущемлении интересов А72-2823/2010 3
ЖСК «Клен» и фактически граждан, проживающих в доме по ул. Ефремова, 95 в г. Ульяновске, путем нарушения установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования при расчете объема потребленной тепловой энергии ЖСК «Клен» за период январь- апрель 2009 года, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», отказало предприятию в удовлетворении ходатайства о приостановлении рассмотрения дела № 6206/04-2010 в связи с подачей иска в суд о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за январь-апрель 2009 года и решило передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд, судебными актами которого в удовлетворении заявленных требований отказано.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. А72-2823/2010 4
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Предприятие осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественной монополии. Данная деятельность регулируется государством.
Приказом Федеральной службы по тарифам УМУП «Городской теплосервис» включено в Реестр субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между предприятием (теплоснабжающей организацией), Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации г. Ульяновска и ЖСК «Клен», осуществляющим управление жилым домом по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, 95, заключен договор теплоснабжения от 15.03.2005 № 86. Данный договор действовал в спорный период времени (январь-апрель 2009г.).
Согласно указанному договору заявитель обязался подавать абоненту (ЖСК «Клен») через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции и горячую воду для горячего водоснабжения до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности тепловых сетей, а абонент – оплачивать А72-2823/2010 5
принятую энергию и горячую воду, а также соблюдать режим их потребления.
В силу пункта 1.2 договора к отношениям, не урегулированным договором, применяется Гражданский кодекс Российской Федерации, обязательные для сторон публичного договора действующие законы и иные нормативно-правовые и нормативно-технические акты по энергоснабжению (теплоснабжению), а также правила и методические рекомендации, принятые в соответствии с ними, в том числе Методика определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утв. приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105, Методические рекомендации по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утв. 22.02.1994.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила № 307).
Пунктом 15 данных Правил предусмотрено, что размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством. В случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, управляющая компания, ЖСК…., то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с А72-2823/2010 6
законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 307, пунктом 1 приложения № 2 к данным Правилам предоставление коммунальных услуг гражданам при отсутствии в жилом доме коллективных приборов учета размер платы за отопление определяется исходя их общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного тарифа на тепловую энергию.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что УМУП «Городской теплосервис» выставил ЖСК «Клен» для оплаты счета-фактуры от 30.01.2009 № 86, от 27.02.2009, 31.03.2009, от 30.04.2009 за потребленную тепловую энергию в январе-апреле 2009 года. При этом размер платы установлен с учетом объема потребленного количества коммунальных ресурсов, определяемого в соответствии с Методикой № 105, что не соответствует пунктам 4 и 6 статьи 3, пункту 4 статьи 539, статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам № 307, разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.02.2007 № 2479-РМ/07.
Согласно постановлению главы города Ульяновска от 24.11.2005 № 2874 (с изменениями от 19.03.2008) с 01.01.2006 в городе Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв.м отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета в размере 0.19 Гкал.
На основании статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный, жилищно-строительный кооператив – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме; А72-2823/2010 7
члены ЖСК своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
Исходя из изложенного, судами правильно указано, что ЖСК «Клен» не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов.
Согласно пункту 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Следовательно, расчет за тепловую энергию с ЖСК «Клен» теплоснабжающая организация должна производить с учетом общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и установленного тарифа на тепловую энергию.
Правовые основания для определения количества потребленной ЖСК «Клен» тепловой энергии в январе-апреле 2009 года с применением Методики № 105 у предприятия не имелись, поскольку названная Методика рекомендована для учета тепловой энергии с абонентами - юридическими лицами.
Судами правомерно не принят довод заявителя о том, что положения Правил № 307 не могут применяться к договорным отношениям по теплоснабжению между УМУП «Городской теплосервис» и ЖСК «Клен», поскольку указанные доводы не соответствуют статьям 539-544 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Поскольку материалами дела подтверждается факт ущемления интересов ЖСК «Клен» и соответственно граждан, проживающих в доме по ул. Ефремова, 95, в связи с нарушением установленного порядка А72-2823/2010 8
ценообразования при расчете объема потребленной тепловой энергии за январь-апрель 2009 года, антимонопольный орган правомерно признал действия УМУП «Городской теплосервис» нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», а потому суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование УМУП «Городской теплосервис» о признании незаконным решения УФАС по Ульяновской области от 02.04.2010 по делу № 6206/04-2010 удовлетворению не подлежит.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 по делу № А72-2823/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.А. Хакимов
Судьи Л.Р. Гатауллина
Т.В. Владимирская

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хакимова И.А., судей Гатауллиной Л.Р., Владимирской Т.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «городской Теплосервис», г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010 (судья – Замалетдинова Д.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 (председательствующий судья – Драгоценнова И.С., судьи: Попова Е.Г., Семушкин В.С.)...

[format] => full_html [safe_value] =>

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хакимова И.А., судей Гатауллиной Л.Р., Владимирской Т.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «городской Теплосервис», г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.05.2010 (судья – Замалетдинова Д.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2010 (председательствующий судья – Драгоценнова И.С., судьи: Попова Е.Г., Семушкин В.С.)...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-10 17:04:27 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-10 17:04:27 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320766544 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )