Постановление о назначении административного наказания от 12.04.2010 г. по делу №6226К/05-2010 по ст. 14.3 КоАП РФ

Дата публикации: 15 апреля 2010, 14:20

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
═════════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 53
о назначении административного наказания

12.04.2010                                                                                      ДЕЛО № 6226-К/05-2010
г. Ульяновск

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов И.И., рассмотрев представленные материалы о совершении обществом с ограниченной ответственностью «С Э» (далее - ООО «С Э»), ОГРН, ИНН , расположенным по адресу: , правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя общества Т. (доверенность б/н от 27.01.2010, паспорт),
УСТАНОВИЛ:

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России 26.11.2009 произведена фотосъемка рекламы сети магазинов «ДОМО» со слоганами «У нас очень маленькие…!» и «Маленькие цены нас вставляют!!!», размещенной на рекламных конструкциях общества с ограниченной ответственностью «С» (далее - ООО «С»), установленных в г. Ульяновске.
Кроме того, в Ульяновское УФАС России поступило обращение Уполномоченного при Губернаторе Ульяновской области по правам ребенка Долинина К.А. (исх. №58а от 07.12.2009, вх. №9199 от 09.12.2009).  В обращении утверждается, что в г. Ульяновске распространяется реклама бренда «ДОМО» со слоганом «Маленькие нас вставляют». По мнению Долинина К.А., визуальное воплощение рекламы является неприличным и может нанести вред детям, тем более, что указанная реклама располагается около детской библиотеки. 
На основании служебной записки №671 от 30.11.2009 принято решение о проведении анализа содержания указанной рекламы,  а также о получении сведений о ее рекламодателе.
На основании служебной записки №28 от  22.01.2010 Ульяновское УФАС России опре-делением от  22.01.2010 возбудило дело №6147/05-2010, по результатам рассмотрения которого  решением от 11.03.2010 реклама сети магазинов «ДОМО» со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!», размещенная на рекламных конструкциях в Ульяновской области, признана не-надлежащей, нарушающей ч.ч. 6 и 11 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рек-ламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»). Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
12.03.2010 заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС Рос-сии Спиридоновым И.И. в отношении ООО «С Э» вынесено определение о возбуждении дела №6226-К/05-2010 об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях по факту распространения ненадлежащей рекламы сети магазинов «ДОМО» со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!». Определение направлено ООО «С Э» заказным письмом с уведомлением №43200024078497, которое получено 15.03.2010.
29.03.2010 исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России Спи-ридоновым И.И. в отношении ООО «С Э» составлен протокол №101 по ст. 14.3 Кодекса Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола №101 от 29.03.2010 вручена представителю ООО «С Э» .
Кроме того, копия протокола №101 от 29.03.2010 об административном правонарушении и определение от 29.03.2010 о назначении рассмотрения дела на 12.04.2010 направлены ООО «С Э» заказным письмом с уведомлением №43200024132687, которое получено 31.03.2010.

В ходе рассмотрения дела ООО «С Э» на основании ст. 26.4 КоАП РФ заявлено ходатай-ство о проведении филологической (лингвистической) экспертизы слогана «Маленькие цены нас вставляют!!!». Однако проведение филологической (лингвистической) экспертизы в данном случае не целесообразно, поскольку экспертное заключение  лингвиста по слогану «Маленькие цены нас вставляют!!!» не может в полной мере оценить целостность используемых поз изо-браженных в рекламе девушек в комплексе со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!».

На рассмотрении дела представитель ООО «С Э», не признав факт нарушения, пояснил, что в рекламе компании «ДОМО» со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!» используе-мые образы девушек нельзя признать непристойными, так как это нормальный летний моло-дежный стиль одежды.  В позах девушек отсутствует побудительно-эротическое воздействие на психику человека, так как девушки стоят в обычных, свойственных любому человеку, позах.  Слово «вставляют» на молодежном сленге (социальном диалекте людей в возрасте 13-23 лет) означает  выражение удовольствия по поводу чего-либо.  Смыслом рекламы «Маленькие цены нас вставляют!!!» является то, что молодому поколению нравятся маленькие (низкие) цены на бытовую электронику в компании «ДОМО».  Таким образом, в рекламе налицо соответствие образа (положительного отношения девушек к низким ценам в компании «ДОМО») объекту рекламирования (бытовой технике), непристойные образы не используются, поэтому состав ад-министративного правонарушения отсутствует.

Из материалов дела усматривается следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информационный плакат со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!» ООО «С Э» размещен на рекламной конструкции, установленной на пересечении улиц Р. и К., соответственно, доступен для обозрения неопределенного круга лиц и направлен на привлечение внимания к товарам, реализуемым сетью магазинов «ДОМО», следовательно, является рекламой.
В рекламе «Маленькие цены нас вставляют!!!» приведены изображения от шеи до колен трех женщин, одетых в красные рубашки, частично открывающие грудь и живот, а также в очень короткие клетчатые юбки, едва прикрывающие ягодицы. Данное изображение сопровождается надписью: «Маленькие цены нас вставляют!!!», причем слово «цены» в надписи выполнено значительно меньшим, чем остальной текст, шрифтом. Также имеется фотографическое изображение ЖК-телевизора марки Samsung SA LE-2Б B 350 FIW с зачеркнутой старой ценой 17 990 рублей и новой - 14 490 рублей. Так же, как в упомянутой выше рекламе, имеется пометка: «Предложение действует с 16 по 30 ноября. Товар сертифицирован. Компания оставляет за собой право изменить срок и условия».

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается исполь-зование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возрас-та, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и куль-туры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (М., Аз-буковник, 2001, стр. 411, 594) «непристойный» - неприличный, бесстыдный; «неприличный» - противоречащий правилам приличия; «приличие» - правило поведения, вежливость, благопри-стойность.
На запрос Ульяновского УФАС России об оценке указанной рекламы сети магазинов «ДОМО» (исх. №8157-05 от 23.12.2009) Федеральная антимонопольная служба направила ответ (исх. №АЦ/2079 от 28.01.2010), из которого следует, что вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности.  При этом, очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных  характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).  Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения её этичности различными категориями населения.  При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
По просьбе Ульяновского УФАС России доцентом  кафедры рекламы Ульяновского го-сударственного университета кандидатом социологических наук Гончаровой Н.В. составлены некоторые замечания по поводу рекламы сети магазинов «ДОМО» со слоганами «У нас очень маленькие…!» и «Маленькие цены нас вставляют!!!»:
- «В данном случае, два примера рекламы с использованием мужских и женских образов можно считать объединенными единой рекламной идеей, так как смысл рекламных сообщений взаимообусловлен, что подтверждается единым смыслообразующим слоганом «У нас очень ма-ленькие…!» - «Маленькие цены нас вставляют!!!»;
- «… оптическим центром плаката является область гениталий моделей, которые были использованы в рекламном сообщении…  При этом, центральная деталь, которая расположена в зоне оптического центра изображения, распространяет свою смысловую нагрузку на все изо-бражение в целом, опосредуя смысл рекламного сообщения.  Исходя из конструкции изображе-ния, можно прийти к выводу, что центральной идеей является концентрация внимания на сек-суальных отношениях, что не отражает суть предложения, где речь идет о розничной продаже бытовой техники. В данном случае, использование подобного образа не только не адекватно реальному предложению товара, но и противоречит морально-нравственным нормам»;
- «Такие образы не могут применяться в публичном пространстве, коим являются улицы города»;
- «Факт использования жаргонизмов свидетельствует о том, что рекламное сообщение направлено на людей с весьма примитивным восприятием слов и выражений, низким уровнем развития культуры речи. Использование подобных слов идет в разрез с товарами, которые рек-ламируются».
Таким образом, реклама сети магазинов «ДОМО» со слоганами «Маленькие цены нас вставляют!!!» содержит образы и выражения, которые определенным количеством потребите-лей рекламы воспринимаются как непристойные.  Следовательно, в данной рекламе содержатся признаки нарушения требований ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
В рекламе бытовой техники со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!» для при-влечения внимания использованы вызывающие позы и полуобнаженный вид девушек, которые сообщают что, маленькие цены их «вставляют» («Маленькие цены нас вставляют!!!»).  При этом, слово «цены» преднамеренно выполнено более мелким шрифтом, чтобы рекламный сло-ган воспринимался как утверждение: «Маленькие нас вставляют!!!».  В рекламе «Маленькие цены нас вставляют!!!»  девушки изображены таким образом, что основное внимание  привле-кается к женским грудям и ягодицам - характерным женским половым признакам.  Использова-ние женского тела в таком образе является сексуальной «приманкой», что способно высвобо-дить из бессознательного сексуальное желание.  Пагубность данных образов может сказаться, в первую очередь, на юных жителях Ульяновской области, поскольку реклама непременно попа-дает в зону их внимания.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела №6147/05-2010 Уполномоченный при Губернато-ре Ульяновской области по правам ребенка Долинин К.А. сообщил, что в его адрес поступило большое количество обращений от разновозрастного родительского сообщества г. Ульяновска о неэтичности распространяемой наружной рекламы «ДОМО».  По мнению родительского сооб-щества, в том числе и Долинина К.А, указанная реклама «ДОМО» нарушает этические и мо-ральные нормы.
По ходу движения из центра г. Ульяновска в сторону дальнего Засвияжья внимание по-требителя рекламы вначале привлекает реклама «У нас очень маленькие…!», а затем - реклама «Маленькие цены нас вставляют!!!».  Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об общ-ности концепций двух рекламных плакатов, объединенных признаками притяжения противо-положных полов (мужское - женское) и отдельными фразами («очень маленькие» - «маленькие нас вставляют»).
Кроме того, согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государствен-ном языке Российской Федерации.
На основании п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государст-венном языке Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации») государственный язык Российской Федерации подлежит обязательно-му использованию в рекламе.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Феде-рации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам совре-менного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих обще-употребительных аналогов в русском языке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка в качестве  государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации»  (далее - постановле-ние Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 №714) определено, что под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственно-го языка понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах ис-пользования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 №714 следует, что нормы современного русского литературного языка содержатся в грамматиках, словарях и справочниках; при использовании государственного языка Российской Федерации должны со-блюдаться правила русской орфографии и пунктуации.
Согласно «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (М.: Аз-буковник, 2001, стр. 106) слово «вставить» имеет значение «поместить, поставить внутрь чего-нибудь».  Рекламный слоган «Маленькие цены нас вставляют!!!», обращенный от лица трех де-вушек, с приведенным нормативным значением слова «вставить» не несет смысловой нагрузки.
Вместе с тем, в «Толковом словаре ненормативной лексики русского языка» Д.И. Квесе-левич (М.: Астрель, 2005, стр. 104) приведено иное толкование слова «вставить» - «совершить половой акт (о мужчине)».  Последнее обстоятельство также является доказательством непри-стойности и оскорбительности использованных в рекламе образов и утверждений.
Таким образом, в рекламе сети магазинов «ДОМО» используется слово «вставляют» в форме, несущей двусмысленное, не соответствующее нормам морали значение, что недопусти-мо в контексте приведенных выше нормативно-правовых актов, регулирующих применение, в том числе в рекламе, русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Довод ООО «С Э» о том, что используемое в рекламе слово «вставляют» на молодежном сленге означает выражение удовольствия по поводу чего-либо, Комиссией не принимается ис-ходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном языке Российской Федера-ции», с целью защиты и повышения культуры владения русским языком, развития, распростра-нения и сохранения чистоты русского языка, как государственного языка Российской Федера-ции, языка межнационального общения, употреблять неологизмы, вульгаризмы и просторечия, архаизмы, жаргон при использовании русского языка, как государственного, недопустимо.
Указанная реклама размещена на рекламной конструкции - объекте наружной рекламы. Наружная реклама предназначена для широкого круга потребителей рекламы и доступна обо-зрению неограниченного круга лиц, в том числе, несовершеннолетним.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Рекламой сети магазинов «ДОМО» детям и подросткам наносится безусловный нравст-венный вред, оказывается негативное влияние на их моральное и духовное развитие.  Кроме то-го, искажение значения слова «вставлять», употребление данного слова в несвойственном ему значении у подрастающего поколения  формирует небрежное отношение к русскому языку и приводит к снижению культуры русской речи.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за наруше-ние ч. 6 ст. 5  указанного Федерального закона несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На запрос Ульяновского УФАС России (исх. №7970-05 от 15.12.2009) ООО «С» предста-вило (исх. №76 от 21.12.2009) договор оказания услуг №32-09 от 27.08.2009, а также приложе-ния №3 и №4 к данному договору, согласно которым заказчиком рассматриваемой рекламы яв-ляется закрытое акционерное общество «Торговая компания «Э» (далее - ООО «ТК «Э»), ис-полнителем - ООО «С».
ЗАО «ТК «Э» в ходе рассмотрения дела №6147/05-2010 пояснило, что  размещение рек-ламы компании «ДОМО» «Маленькие нас вставляют!!!» осуществлялось на основании договора  №17 от 01.10.2008, заключенного между ЗАО «ТК «Э» (исполнитель) и ООО «С Э» (заказчик). ООО «С Э» оригинал-макеты указанной рекламы с ЗАО «ТК «Э» не согласовывало. Плакаты для монтажа на рекламные щиты были доставлены в запакованном, разрезанном на фрагменты виде. После выполнения монтажа, когда плакаты стали видны, ЗАО «ТК «Э» известило ООО «С Э» о возможном наличии нарушений рекламного законодательства. После этого в десятиднев-ный срок указанная реклама  была демонтирована.
Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «СЭ».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «С Э» совершено ад-министративное правонарушение, за которое ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа  на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Однако указанная мера ответственности введена Федеральным законом от 28.12.2009 №380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных пра-вонарушениях», вступившим в силу с 31.03.2010.
Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения админи-стративного правонарушения.
Следовательно,  ООО «С Э» должно нести ответственность в соответствии с той редак-цией ст. 14.3 КоАП РФ, которая действовала на момент совершения правонарушения.
В соответствии с редакцией ст. 14.3 КоАП РФ, действовавшей на момент совершения рассматриваемого правонарушения (до 31.03.2010), нарушение рекламодателем, рекламопроиз-водителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влекло назначение ад-министративного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в раз-мере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного ад-министративного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «С Э» административное на-казание в виде штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч)  рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбит-ражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
 В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уп-лачен не позднее тридцати дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимо-нопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа:  40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000010000140.
ОКАТО 73401000000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодатель-ства о рекламе.
Об уплате штрафа сообщить в срок до  05.06.2010, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, ор-ганом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным за-конодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают ре-шение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной от-ветственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Исполняющий обязанности
руководителя управления        И.И. Спиридонов

 

stdClass Object ( [vid] => 16189 [uid] => 1 [title] => Постановление о назначении административного наказания от 12.04.2010 г. по делу №6226К/05-2010 по ст. 14.3 КоАП РФ [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16190 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320766544 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
═════════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 53
о назначении административного наказания

12.04.2010                                                                                      ДЕЛО № 6226-К/05-2010
г. Ульяновск

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов И.И., рассмотрев представленные материалы о совершении обществом с ограниченной ответственностью «С Э» (далее - ООО «С Э»), ОГРН, ИНН , расположенным по адресу: , правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя общества Т. (доверенность б/н от 27.01.2010, паспорт),
УСТАНОВИЛ:

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России 26.11.2009 произведена фотосъемка рекламы сети магазинов «ДОМО» со слоганами «У нас очень маленькие…!» и «Маленькие цены нас вставляют!!!», размещенной на рекламных конструкциях общества с ограниченной ответственностью «С» (далее - ООО «С»), установленных в г. Ульяновске.
Кроме того, в Ульяновское УФАС России поступило обращение Уполномоченного при Губернаторе Ульяновской области по правам ребенка Долинина К.А. (исх. №58а от 07.12.2009, вх. №9199 от 09.12.2009).  В обращении утверждается, что в г. Ульяновске распространяется реклама бренда «ДОМО» со слоганом «Маленькие нас вставляют». По мнению Долинина К.А., визуальное воплощение рекламы является неприличным и может нанести вред детям, тем более, что указанная реклама располагается около детской библиотеки. 
На основании служебной записки №671 от 30.11.2009 принято решение о проведении анализа содержания указанной рекламы,  а также о получении сведений о ее рекламодателе.
На основании служебной записки №28 от  22.01.2010 Ульяновское УФАС России опре-делением от  22.01.2010 возбудило дело №6147/05-2010, по результатам рассмотрения которого  решением от 11.03.2010 реклама сети магазинов «ДОМО» со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!», размещенная на рекламных конструкциях в Ульяновской области, признана не-надлежащей, нарушающей ч.ч. 6 и 11 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рек-ламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»). Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
12.03.2010 заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС Рос-сии Спиридоновым И.И. в отношении ООО «С Э» вынесено определение о возбуждении дела №6226-К/05-2010 об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях по факту распространения ненадлежащей рекламы сети магазинов «ДОМО» со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!». Определение направлено ООО «С Э» заказным письмом с уведомлением №43200024078497, которое получено 15.03.2010.
29.03.2010 исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России Спи-ридоновым И.И. в отношении ООО «С Э» составлен протокол №101 по ст. 14.3 Кодекса Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола №101 от 29.03.2010 вручена представителю ООО «С Э» .
Кроме того, копия протокола №101 от 29.03.2010 об административном правонарушении и определение от 29.03.2010 о назначении рассмотрения дела на 12.04.2010 направлены ООО «С Э» заказным письмом с уведомлением №43200024132687, которое получено 31.03.2010.

В ходе рассмотрения дела ООО «С Э» на основании ст. 26.4 КоАП РФ заявлено ходатай-ство о проведении филологической (лингвистической) экспертизы слогана «Маленькие цены нас вставляют!!!». Однако проведение филологической (лингвистической) экспертизы в данном случае не целесообразно, поскольку экспертное заключение  лингвиста по слогану «Маленькие цены нас вставляют!!!» не может в полной мере оценить целостность используемых поз изо-браженных в рекламе девушек в комплексе со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!».

На рассмотрении дела представитель ООО «С Э», не признав факт нарушения, пояснил, что в рекламе компании «ДОМО» со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!» используе-мые образы девушек нельзя признать непристойными, так как это нормальный летний моло-дежный стиль одежды.  В позах девушек отсутствует побудительно-эротическое воздействие на психику человека, так как девушки стоят в обычных, свойственных любому человеку, позах.  Слово «вставляют» на молодежном сленге (социальном диалекте людей в возрасте 13-23 лет) означает  выражение удовольствия по поводу чего-либо.  Смыслом рекламы «Маленькие цены нас вставляют!!!» является то, что молодому поколению нравятся маленькие (низкие) цены на бытовую электронику в компании «ДОМО».  Таким образом, в рекламе налицо соответствие образа (положительного отношения девушек к низким ценам в компании «ДОМО») объекту рекламирования (бытовой технике), непристойные образы не используются, поэтому состав ад-министративного правонарушения отсутствует.

Из материалов дела усматривается следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информационный плакат со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!» ООО «С Э» размещен на рекламной конструкции, установленной на пересечении улиц Р. и К., соответственно, доступен для обозрения неопределенного круга лиц и направлен на привлечение внимания к товарам, реализуемым сетью магазинов «ДОМО», следовательно, является рекламой.
В рекламе «Маленькие цены нас вставляют!!!» приведены изображения от шеи до колен трех женщин, одетых в красные рубашки, частично открывающие грудь и живот, а также в очень короткие клетчатые юбки, едва прикрывающие ягодицы. Данное изображение сопровождается надписью: «Маленькие цены нас вставляют!!!», причем слово «цены» в надписи выполнено значительно меньшим, чем остальной текст, шрифтом. Также имеется фотографическое изображение ЖК-телевизора марки Samsung SA LE-2Б B 350 FIW с зачеркнутой старой ценой 17 990 рублей и новой - 14 490 рублей. Так же, как в упомянутой выше рекламе, имеется пометка: «Предложение действует с 16 по 30 ноября. Товар сертифицирован. Компания оставляет за собой право изменить срок и условия».

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается исполь-зование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возрас-та, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и куль-туры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (М., Аз-буковник, 2001, стр. 411, 594) «непристойный» - неприличный, бесстыдный; «неприличный» - противоречащий правилам приличия; «приличие» - правило поведения, вежливость, благопри-стойность.
На запрос Ульяновского УФАС России об оценке указанной рекламы сети магазинов «ДОМО» (исх. №8157-05 от 23.12.2009) Федеральная антимонопольная служба направила ответ (исх. №АЦ/2079 от 28.01.2010), из которого следует, что вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности.  При этом, очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных  характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).  Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения её этичности различными категориями населения.  При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
По просьбе Ульяновского УФАС России доцентом  кафедры рекламы Ульяновского го-сударственного университета кандидатом социологических наук Гончаровой Н.В. составлены некоторые замечания по поводу рекламы сети магазинов «ДОМО» со слоганами «У нас очень маленькие…!» и «Маленькие цены нас вставляют!!!»:
- «В данном случае, два примера рекламы с использованием мужских и женских образов можно считать объединенными единой рекламной идеей, так как смысл рекламных сообщений взаимообусловлен, что подтверждается единым смыслообразующим слоганом «У нас очень ма-ленькие…!» - «Маленькие цены нас вставляют!!!»;
- «… оптическим центром плаката является область гениталий моделей, которые были использованы в рекламном сообщении…  При этом, центральная деталь, которая расположена в зоне оптического центра изображения, распространяет свою смысловую нагрузку на все изо-бражение в целом, опосредуя смысл рекламного сообщения.  Исходя из конструкции изображе-ния, можно прийти к выводу, что центральной идеей является концентрация внимания на сек-суальных отношениях, что не отражает суть предложения, где речь идет о розничной продаже бытовой техники. В данном случае, использование подобного образа не только не адекватно реальному предложению товара, но и противоречит морально-нравственным нормам»;
- «Такие образы не могут применяться в публичном пространстве, коим являются улицы города»;
- «Факт использования жаргонизмов свидетельствует о том, что рекламное сообщение направлено на людей с весьма примитивным восприятием слов и выражений, низким уровнем развития культуры речи. Использование подобных слов идет в разрез с товарами, которые рек-ламируются».
Таким образом, реклама сети магазинов «ДОМО» со слоганами «Маленькие цены нас вставляют!!!» содержит образы и выражения, которые определенным количеством потребите-лей рекламы воспринимаются как непристойные.  Следовательно, в данной рекламе содержатся признаки нарушения требований ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
В рекламе бытовой техники со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!» для при-влечения внимания использованы вызывающие позы и полуобнаженный вид девушек, которые сообщают что, маленькие цены их «вставляют» («Маленькие цены нас вставляют!!!»).  При этом, слово «цены» преднамеренно выполнено более мелким шрифтом, чтобы рекламный сло-ган воспринимался как утверждение: «Маленькие нас вставляют!!!».  В рекламе «Маленькие цены нас вставляют!!!»  девушки изображены таким образом, что основное внимание  привле-кается к женским грудям и ягодицам - характерным женским половым признакам.  Использова-ние женского тела в таком образе является сексуальной «приманкой», что способно высвобо-дить из бессознательного сексуальное желание.  Пагубность данных образов может сказаться, в первую очередь, на юных жителях Ульяновской области, поскольку реклама непременно попа-дает в зону их внимания.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела №6147/05-2010 Уполномоченный при Губернато-ре Ульяновской области по правам ребенка Долинин К.А. сообщил, что в его адрес поступило большое количество обращений от разновозрастного родительского сообщества г. Ульяновска о неэтичности распространяемой наружной рекламы «ДОМО».  По мнению родительского сооб-щества, в том числе и Долинина К.А, указанная реклама «ДОМО» нарушает этические и мо-ральные нормы.
По ходу движения из центра г. Ульяновска в сторону дальнего Засвияжья внимание по-требителя рекламы вначале привлекает реклама «У нас очень маленькие…!», а затем - реклама «Маленькие цены нас вставляют!!!».  Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об общ-ности концепций двух рекламных плакатов, объединенных признаками притяжения противо-положных полов (мужское - женское) и отдельными фразами («очень маленькие» - «маленькие нас вставляют»).
Кроме того, согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государствен-ном языке Российской Федерации.
На основании п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государст-венном языке Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации») государственный язык Российской Федерации подлежит обязательно-му использованию в рекламе.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Феде-рации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам совре-менного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих обще-употребительных аналогов в русском языке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка в качестве  государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации»  (далее - постановле-ние Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 №714) определено, что под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственно-го языка понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах ис-пользования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 №714 следует, что нормы современного русского литературного языка содержатся в грамматиках, словарях и справочниках; при использовании государственного языка Российской Федерации должны со-блюдаться правила русской орфографии и пунктуации.
Согласно «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (М.: Аз-буковник, 2001, стр. 106) слово «вставить» имеет значение «поместить, поставить внутрь чего-нибудь».  Рекламный слоган «Маленькие цены нас вставляют!!!», обращенный от лица трех де-вушек, с приведенным нормативным значением слова «вставить» не несет смысловой нагрузки.
Вместе с тем, в «Толковом словаре ненормативной лексики русского языка» Д.И. Квесе-левич (М.: Астрель, 2005, стр. 104) приведено иное толкование слова «вставить» - «совершить половой акт (о мужчине)».  Последнее обстоятельство также является доказательством непри-стойности и оскорбительности использованных в рекламе образов и утверждений.
Таким образом, в рекламе сети магазинов «ДОМО» используется слово «вставляют» в форме, несущей двусмысленное, не соответствующее нормам морали значение, что недопусти-мо в контексте приведенных выше нормативно-правовых актов, регулирующих применение, в том числе в рекламе, русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Довод ООО «С Э» о том, что используемое в рекламе слово «вставляют» на молодежном сленге означает выражение удовольствия по поводу чего-либо, Комиссией не принимается ис-ходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном языке Российской Федера-ции», с целью защиты и повышения культуры владения русским языком, развития, распростра-нения и сохранения чистоты русского языка, как государственного языка Российской Федера-ции, языка межнационального общения, употреблять неологизмы, вульгаризмы и просторечия, архаизмы, жаргон при использовании русского языка, как государственного, недопустимо.
Указанная реклама размещена на рекламной конструкции - объекте наружной рекламы. Наружная реклама предназначена для широкого круга потребителей рекламы и доступна обо-зрению неограниченного круга лиц, в том числе, несовершеннолетним.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Рекламой сети магазинов «ДОМО» детям и подросткам наносится безусловный нравст-венный вред, оказывается негативное влияние на их моральное и духовное развитие.  Кроме то-го, искажение значения слова «вставлять», употребление данного слова в несвойственном ему значении у подрастающего поколения  формирует небрежное отношение к русскому языку и приводит к снижению культуры русской речи.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за наруше-ние ч. 6 ст. 5  указанного Федерального закона несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На запрос Ульяновского УФАС России (исх. №7970-05 от 15.12.2009) ООО «С» предста-вило (исх. №76 от 21.12.2009) договор оказания услуг №32-09 от 27.08.2009, а также приложе-ния №3 и №4 к данному договору, согласно которым заказчиком рассматриваемой рекламы яв-ляется закрытое акционерное общество «Торговая компания «Э» (далее - ООО «ТК «Э»), ис-полнителем - ООО «С».
ЗАО «ТК «Э» в ходе рассмотрения дела №6147/05-2010 пояснило, что  размещение рек-ламы компании «ДОМО» «Маленькие нас вставляют!!!» осуществлялось на основании договора  №17 от 01.10.2008, заключенного между ЗАО «ТК «Э» (исполнитель) и ООО «С Э» (заказчик). ООО «С Э» оригинал-макеты указанной рекламы с ЗАО «ТК «Э» не согласовывало. Плакаты для монтажа на рекламные щиты были доставлены в запакованном, разрезанном на фрагменты виде. После выполнения монтажа, когда плакаты стали видны, ЗАО «ТК «Э» известило ООО «С Э» о возможном наличии нарушений рекламного законодательства. После этого в десятиднев-ный срок указанная реклама  была демонтирована.
Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «СЭ».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «С Э» совершено ад-министративное правонарушение, за которое ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа  на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Однако указанная мера ответственности введена Федеральным законом от 28.12.2009 №380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных пра-вонарушениях», вступившим в силу с 31.03.2010.
Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения админи-стративного правонарушения.
Следовательно,  ООО «С Э» должно нести ответственность в соответствии с той редак-цией ст. 14.3 КоАП РФ, которая действовала на момент совершения правонарушения.
В соответствии с редакцией ст. 14.3 КоАП РФ, действовавшей на момент совершения рассматриваемого правонарушения (до 31.03.2010), нарушение рекламодателем, рекламопроиз-водителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влекло назначение ад-министративного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в раз-мере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного ад-министративного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «С Э» административное на-казание в виде штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч)  рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбит-ражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
 В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уп-лачен не позднее тридцати дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимо-нопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа:  40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000010000140.
ОКАТО 73401000000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодатель-ства о рекламе.
Об уплате штрафа сообщить в срок до  05.06.2010, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, ор-ганом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным за-конодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают ре-шение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной от-ветственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Исполняющий обязанности
руководителя управления        И.И. Спиридонов

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
═════════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 53
о назначении административного наказания

12.04.2010                                                                                      ДЕЛО № 6226-К/05-2010
г. Ульяновск

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов И.И., рассмотрев представленные материалы о совершении обществом с ограниченной ответственностью «С Э» (далее - ООО «С Э»), ОГРН, ИНН , расположенным по адресу: , правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя общества Т. (доверенность б/н от 27.01.2010, паспорт),
УСТАНОВИЛ:

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России 26.11.2009 произведена фотосъемка рекламы сети магазинов «ДОМО» со слоганами «У нас очень маленькие…!» и «Маленькие цены нас вставляют!!!», размещенной на рекламных конструкциях общества с ограниченной ответственностью «С» (далее - ООО «С»), установленных в г. Ульяновске.
Кроме того, в Ульяновское УФАС России поступило обращение Уполномоченного при Губернаторе Ульяновской области по правам ребенка Долинина К.А. (исх. №58а от 07.12.2009, вх. №9199 от 09.12.2009).  В обращении утверждается, что в г. Ульяновске распространяется реклама бренда «ДОМО» со слоганом «Маленькие нас вставляют». По мнению Долинина К.А., визуальное воплощение рекламы является неприличным и может нанести вред детям, тем более, что указанная реклама располагается около детской библиотеки. 
На основании служебной записки №671 от 30.11.2009 принято решение о проведении анализа содержания указанной рекламы,  а также о получении сведений о ее рекламодателе.
На основании служебной записки №28 от  22.01.2010 Ульяновское УФАС России опре-делением от  22.01.2010 возбудило дело №6147/05-2010, по результатам рассмотрения которого  решением от 11.03.2010 реклама сети магазинов «ДОМО» со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!», размещенная на рекламных конструкциях в Ульяновской области, признана не-надлежащей, нарушающей ч.ч. 6 и 11 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рек-ламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»). Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
12.03.2010 заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС Рос-сии Спиридоновым И.И. в отношении ООО «С Э» вынесено определение о возбуждении дела №6226-К/05-2010 об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях по факту распространения ненадлежащей рекламы сети магазинов «ДОМО» со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!». Определение направлено ООО «С Э» заказным письмом с уведомлением №43200024078497, которое получено 15.03.2010.
29.03.2010 исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России Спи-ридоновым И.И. в отношении ООО «С Э» составлен протокол №101 по ст. 14.3 Кодекса Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола №101 от 29.03.2010 вручена представителю ООО «С Э» .
Кроме того, копия протокола №101 от 29.03.2010 об административном правонарушении и определение от 29.03.2010 о назначении рассмотрения дела на 12.04.2010 направлены ООО «С Э» заказным письмом с уведомлением №43200024132687, которое получено 31.03.2010.

В ходе рассмотрения дела ООО «С Э» на основании ст. 26.4 КоАП РФ заявлено ходатай-ство о проведении филологической (лингвистической) экспертизы слогана «Маленькие цены нас вставляют!!!». Однако проведение филологической (лингвистической) экспертизы в данном случае не целесообразно, поскольку экспертное заключение  лингвиста по слогану «Маленькие цены нас вставляют!!!» не может в полной мере оценить целостность используемых поз изо-браженных в рекламе девушек в комплексе со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!».

На рассмотрении дела представитель ООО «С Э», не признав факт нарушения, пояснил, что в рекламе компании «ДОМО» со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!» используе-мые образы девушек нельзя признать непристойными, так как это нормальный летний моло-дежный стиль одежды.  В позах девушек отсутствует побудительно-эротическое воздействие на психику человека, так как девушки стоят в обычных, свойственных любому человеку, позах.  Слово «вставляют» на молодежном сленге (социальном диалекте людей в возрасте 13-23 лет) означает  выражение удовольствия по поводу чего-либо.  Смыслом рекламы «Маленькие цены нас вставляют!!!» является то, что молодому поколению нравятся маленькие (низкие) цены на бытовую электронику в компании «ДОМО».  Таким образом, в рекламе налицо соответствие образа (положительного отношения девушек к низким ценам в компании «ДОМО») объекту рекламирования (бытовой технике), непристойные образы не используются, поэтому состав ад-министративного правонарушения отсутствует.

Из материалов дела усматривается следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информационный плакат со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!» ООО «С Э» размещен на рекламной конструкции, установленной на пересечении улиц Р. и К., соответственно, доступен для обозрения неопределенного круга лиц и направлен на привлечение внимания к товарам, реализуемым сетью магазинов «ДОМО», следовательно, является рекламой.
В рекламе «Маленькие цены нас вставляют!!!» приведены изображения от шеи до колен трех женщин, одетых в красные рубашки, частично открывающие грудь и живот, а также в очень короткие клетчатые юбки, едва прикрывающие ягодицы. Данное изображение сопровождается надписью: «Маленькие цены нас вставляют!!!», причем слово «цены» в надписи выполнено значительно меньшим, чем остальной текст, шрифтом. Также имеется фотографическое изображение ЖК-телевизора марки Samsung SA LE-2Б B 350 FIW с зачеркнутой старой ценой 17 990 рублей и новой - 14 490 рублей. Так же, как в упомянутой выше рекламе, имеется пометка: «Предложение действует с 16 по 30 ноября. Товар сертифицирован. Компания оставляет за собой право изменить срок и условия».

Согласно ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается исполь-зование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возрас-та, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и куль-туры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
Согласно «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (М., Аз-буковник, 2001, стр. 411, 594) «непристойный» - неприличный, бесстыдный; «неприличный» - противоречащий правилам приличия; «приличие» - правило поведения, вежливость, благопри-стойность.
На запрос Ульяновского УФАС России об оценке указанной рекламы сети магазинов «ДОМО» (исх. №8157-05 от 23.12.2009) Федеральная антимонопольная служба направила ответ (исх. №АЦ/2079 от 28.01.2010), из которого следует, что вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности.  При этом, очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных  характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).  Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения её этичности различными категориями населения.  При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
По просьбе Ульяновского УФАС России доцентом  кафедры рекламы Ульяновского го-сударственного университета кандидатом социологических наук Гончаровой Н.В. составлены некоторые замечания по поводу рекламы сети магазинов «ДОМО» со слоганами «У нас очень маленькие…!» и «Маленькие цены нас вставляют!!!»:
- «В данном случае, два примера рекламы с использованием мужских и женских образов можно считать объединенными единой рекламной идеей, так как смысл рекламных сообщений взаимообусловлен, что подтверждается единым смыслообразующим слоганом «У нас очень ма-ленькие…!» - «Маленькие цены нас вставляют!!!»;
- «… оптическим центром плаката является область гениталий моделей, которые были использованы в рекламном сообщении…  При этом, центральная деталь, которая расположена в зоне оптического центра изображения, распространяет свою смысловую нагрузку на все изо-бражение в целом, опосредуя смысл рекламного сообщения.  Исходя из конструкции изображе-ния, можно прийти к выводу, что центральной идеей является концентрация внимания на сек-суальных отношениях, что не отражает суть предложения, где речь идет о розничной продаже бытовой техники. В данном случае, использование подобного образа не только не адекватно реальному предложению товара, но и противоречит морально-нравственным нормам»;
- «Такие образы не могут применяться в публичном пространстве, коим являются улицы города»;
- «Факт использования жаргонизмов свидетельствует о том, что рекламное сообщение направлено на людей с весьма примитивным восприятием слов и выражений, низким уровнем развития культуры речи. Использование подобных слов идет в разрез с товарами, которые рек-ламируются».
Таким образом, реклама сети магазинов «ДОМО» со слоганами «Маленькие цены нас вставляют!!!» содержит образы и выражения, которые определенным количеством потребите-лей рекламы воспринимаются как непристойные.  Следовательно, в данной рекламе содержатся признаки нарушения требований ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
В рекламе бытовой техники со слоганом «Маленькие цены нас вставляют!!!» для при-влечения внимания использованы вызывающие позы и полуобнаженный вид девушек, которые сообщают что, маленькие цены их «вставляют» («Маленькие цены нас вставляют!!!»).  При этом, слово «цены» преднамеренно выполнено более мелким шрифтом, чтобы рекламный сло-ган воспринимался как утверждение: «Маленькие нас вставляют!!!».  В рекламе «Маленькие цены нас вставляют!!!»  девушки изображены таким образом, что основное внимание  привле-кается к женским грудям и ягодицам - характерным женским половым признакам.  Использова-ние женского тела в таком образе является сексуальной «приманкой», что способно высвобо-дить из бессознательного сексуальное желание.  Пагубность данных образов может сказаться, в первую очередь, на юных жителях Ульяновской области, поскольку реклама непременно попа-дает в зону их внимания.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела №6147/05-2010 Уполномоченный при Губернато-ре Ульяновской области по правам ребенка Долинин К.А. сообщил, что в его адрес поступило большое количество обращений от разновозрастного родительского сообщества г. Ульяновска о неэтичности распространяемой наружной рекламы «ДОМО».  По мнению родительского сооб-щества, в том числе и Долинина К.А, указанная реклама «ДОМО» нарушает этические и мо-ральные нормы.
По ходу движения из центра г. Ульяновска в сторону дальнего Засвияжья внимание по-требителя рекламы вначале привлекает реклама «У нас очень маленькие…!», а затем - реклама «Маленькие цены нас вставляют!!!».  Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об общ-ности концепций двух рекламных плакатов, объединенных признаками притяжения противо-положных полов (мужское - женское) и отдельными фразами («очень маленькие» - «маленькие нас вставляют»).
Кроме того, согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государствен-ном языке Российской Федерации.
На основании п. 10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государст-венном языке Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации») государственный язык Российской Федерации подлежит обязательно-му использованию в рекламе.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации» при использовании русского языка как государственного языка Российской Феде-рации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам совре-менного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих обще-употребительных аналогов в русском языке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка в качестве  государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации»  (далее - постановле-ние Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 №714) определено, что под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственно-го языка понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах ис-пользования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Из постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2006 №714 следует, что нормы современного русского литературного языка содержатся в грамматиках, словарях и справочниках; при использовании государственного языка Российской Федерации должны со-блюдаться правила русской орфографии и пунктуации.
Согласно «Толковому словарю русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (М.: Аз-буковник, 2001, стр. 106) слово «вставить» имеет значение «поместить, поставить внутрь чего-нибудь».  Рекламный слоган «Маленькие цены нас вставляют!!!», обращенный от лица трех де-вушек, с приведенным нормативным значением слова «вставить» не несет смысловой нагрузки.
Вместе с тем, в «Толковом словаре ненормативной лексики русского языка» Д.И. Квесе-левич (М.: Астрель, 2005, стр. 104) приведено иное толкование слова «вставить» - «совершить половой акт (о мужчине)».  Последнее обстоятельство также является доказательством непри-стойности и оскорбительности использованных в рекламе образов и утверждений.
Таким образом, в рекламе сети магазинов «ДОМО» используется слово «вставляют» в форме, несущей двусмысленное, не соответствующее нормам морали значение, что недопусти-мо в контексте приведенных выше нормативно-правовых актов, регулирующих применение, в том числе в рекламе, русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Довод ООО «С Э» о том, что используемое в рекламе слово «вставляют» на молодежном сленге означает выражение удовольствия по поводу чего-либо, Комиссией не принимается ис-ходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном языке Российской Федера-ции», с целью защиты и повышения культуры владения русским языком, развития, распростра-нения и сохранения чистоты русского языка, как государственного языка Российской Федера-ции, языка межнационального общения, употреблять неологизмы, вульгаризмы и просторечия, архаизмы, жаргон при использовании русского языка, как государственного, недопустимо.
Указанная реклама размещена на рекламной конструкции - объекте наружной рекламы. Наружная реклама предназначена для широкого круга потребителей рекламы и доступна обо-зрению неограниченного круга лиц, в том числе, несовершеннолетним.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Рекламой сети магазинов «ДОМО» детям и подросткам наносится безусловный нравст-венный вред, оказывается негативное влияние на их моральное и духовное развитие.  Кроме то-го, искажение значения слова «вставлять», употребление данного слова в несвойственном ему значении у подрастающего поколения  формирует небрежное отношение к русскому языку и приводит к снижению культуры русской речи.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за наруше-ние ч. 6 ст. 5  указанного Федерального закона несет рекламодатель.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
На запрос Ульяновского УФАС России (исх. №7970-05 от 15.12.2009) ООО «С» предста-вило (исх. №76 от 21.12.2009) договор оказания услуг №32-09 от 27.08.2009, а также приложе-ния №3 и №4 к данному договору, согласно которым заказчиком рассматриваемой рекламы яв-ляется закрытое акционерное общество «Торговая компания «Э» (далее - ООО «ТК «Э»), ис-полнителем - ООО «С».
ЗАО «ТК «Э» в ходе рассмотрения дела №6147/05-2010 пояснило, что  размещение рек-ламы компании «ДОМО» «Маленькие нас вставляют!!!» осуществлялось на основании договора  №17 от 01.10.2008, заключенного между ЗАО «ТК «Э» (исполнитель) и ООО «С Э» (заказчик). ООО «С Э» оригинал-макеты указанной рекламы с ЗАО «ТК «Э» не согласовывало. Плакаты для монтажа на рекламные щиты были доставлены в запакованном, разрезанном на фрагменты виде. После выполнения монтажа, когда плакаты стали видны, ЗАО «ТК «Э» известило ООО «С Э» о возможном наличии нарушений рекламного законодательства. После этого в десятиднев-ный срок указанная реклама  была демонтирована.
Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «СЭ».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «С Э» совершено ад-министративное правонарушение, за которое ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа  на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Однако указанная мера ответственности введена Федеральным законом от 28.12.2009 №380-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных пра-вонарушениях», вступившим в силу с 31.03.2010.
Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения админи-стративного правонарушения.
Следовательно,  ООО «С Э» должно нести ответственность в соответствии с той редак-цией ст. 14.3 КоАП РФ, которая действовала на момент совершения правонарушения.
В соответствии с редакцией ст. 14.3 КоАП РФ, действовавшей на момент совершения рассматриваемого правонарушения (до 31.03.2010), нарушение рекламодателем, рекламопроиз-водителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влекло назначение ад-министративного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в раз-мере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного ад-министративного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «С Э» административное на-казание в виде штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч)  рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбит-ражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
 В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уп-лачен не позднее тридцати дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимо-нопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа:  40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000010000140.
ОКАТО 73401000000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодатель-ства о рекламе.
Об уплате штрафа сообщить в срок до  05.06.2010, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, ор-ганом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным за-конодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают ре-шение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной от-ветственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Исполняющий обязанности
руководителя управления        И.И. Спиридонов

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов И.И., рассмотрев представленные материалы о совершении обществом с ограниченной ответственностью «С Э» (далее - ООО «С Э»), ОГРН, ИНН , расположенным по адресу: , правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя общества Т. (доверенность б/н от 27.01.2010, паспорт)...

[format] => full_html [safe_value] =>

Исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов И.И., рассмотрев представленные материалы о совершении обществом с ограниченной ответственностью «С Э» (далее - ООО «С Э»), ОГРН, ИНН , расположенным по адресу: , правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя общества Т. (доверенность б/н от 27.01.2010, паспорт)...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 38 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 38 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-15 10:20:40 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-15 10:20:40 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320766544 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )