Решение в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области

Дата публикации: 12 октября 2010, 04:00

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.fas.uln.ru, to73@fas.gov.ru
Исх. от              №
РЕШЕНИЕ
                                                                          

                                                                                  ДЕЛО № 6637/04-2010
                                                                                                                                                                              г. Ульяновск
Резолютивная часть решения оглашена 30.09.2010.
В полном объеме решение изготовлено 12.10.2010.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - заместитель руководителя управления П.Г. Юдин,
члены - начальник отдела М.С. Степанова,
- специалист-эксперт А.М. Вяльшина,
- специалист-эксперт А.В. Федорова, 

рассмотрев дело № 6637/04-2010 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области (г. Ульяновск, ул. Островского, 5) части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон «О  защите конкуренции»), 

УСТАНОВИЛА:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области 05.07.2010 поступило заявление ОАО «Ульяновский речной порт» о признании незаконным распоряжения Территориального управления Росимущества по Ульяновской области от 12.04.2010 №109-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды федерального имущества». Кроме того, 19.07.2010 в адрес Ульяновского УФАС России поступило обращение Главного федерального инспектора по Ульяновской области с аналогичным заявлением ОАО «Ульяновский речной порт».
На основании указанного заявления приказом руководителя управления  от 27.08.2010 № 202  возбуждено   дело  по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном выставлении на торги имущества, находящегося на балансе ОАО «Ульяновский речной порт», а также части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  ограничении доступа потенциальных претендентов к участию в торгах,
На рассмотрении дела представитель ОАО «Ульяновский речной порт» поддержала заявленные ранее требования о незаконности выставления на торги имущества, находящегося на балансе ОАО «Ульяновский речной порт» по договору от 04.07.1994 о передаче государственного имущества на баланс ОАО «Ульяновский речной порт», пояснила, что права на данные объекты федеральной собственности не зарегистрированы. ОАО «Ульяновский речной порт» самостоятельно несет бремя содержания  и обслуживания вышеназванных объектов. ОАО «Ульяновский речной порт» не обращалось в ТУ Росимущество за переоформлением прав на вышеуказанные федеральные объекты и приведение их в соответствие с действующим законодательством, а также не подавало заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды федерального имущества №3/2010. ОАО «Ульяновский речной порт» считает, что владеет  преимущественным правом заключения договора аренды без проведения аукциона.
Представители ТУ Росимущества пояснили, что вышеуказанные объекты, выставленные на торги, относятся к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации, Данные объекты по договору о передаче государственного имущества на баланс ОАО «Ульяновский речной порт» переданы во временное пользование ОАО «Ульяновский речной порт». В настоящее время  правовым основанием нахождения федерального имущества у акционерного общества должны служить договоры аренды федерального имущества. В целях приведения правоотношений пользования объектами федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также в целях эффективного и рационального использования федерального имущества, ТУ Росимущества приняло решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды федерального имущества, в том числе и в отношении вышеуказанных объектов федерального имущества. По данным лотам не было подано ни одной заявки, в связи с чем, было принято решение о признании аукциона несостоявшимся. Указали, что ТУ Росимущества обратилось 29.04.2010 за регистрацией прав Российской Федерации на вышеназванные объекты, а именно, на пассажирские причалы пр.Сенгилей, грузовые причалы пр.Сенгилей, и при обращении не указывали наличие такого обременения, как нахождение объектов на балансе ОАО «Ульяновский речной порт».
Пояснила, что в соответствии с п. 9. раздела I и п. 8 раздела II плана приватизации Ульяновского речного порта определен порядок и условия использования федерального имущества, которое не подлежало приватизации – такие объекты остаются  на балансе ОАО «Ульяновский речной порт», и оно вправе осуществлять права пользования и владения объектами недвижимого имущества, которые остались в федеральной собственности при приватизации предприятия до момента принятия решения ТУ Росимуществом о дальнейшей судьбе объектов. В соответствии со ст. 613 ГК РФ передача имущества  в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество, что является основанием для заключения договора аренды на имущество, которое также передано ранее по договору безвозмездного пользования. Договор о передаче на баланс не может являться основанием возникновения права собственности ОАО «Ульяновский речной порт». Торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, могут по решению организатора торгов проводиться также и в форме аукциона, что подтверждается разъяснениями ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», размещенными на официальном сайте ФАС России. Турбаза, и столовая не являются объектами производственной и инженерной инфраструктуры речного порта. Извещение о проведении аукциона содержит соответствующее описание и технические характеристики  (наименование объекта, его целевое назначение и площадь объекта). Условие последующего предоставления ранее высланной заявки в форме электронного документа на бумажном носителе не может расцениваться, как дополнительное требование к заявителю на основании п. п. 120, 121 приказа, в связи с тем что, указанное условие лишь подтверждает подлинность, представленных к электронной заявке приложений, а не подменяет ее. Если для торгов в форме конкурса законодательно закреплено, что заявка должна подаваться «в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа», то «заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе». То есть нет прямого запрета для аукционов  в случае подачи заявок и в электронном и в письменном виде.  В связи с тем, что торги во исполнение оспариваемого обществом распоряжения не состоялись, доводы заявителя не
Законодательно понятие «техническая характеристика государственного имущества» не закреплено. Позиция ТУ Росимущества состоит в том, что в это понятие входит наименование объекта, литера, площадь, целевое назначение. Для причалов не применяется такая техническая характеристика как площадь. Кадастровые паспорта в аукционной документации отсутствуют, но в аукционной документации содержится порядок визуального осмотра данных объектов.

Изучив представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу об отсутствии  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области.  При этом комиссия исходила из следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование деятельности хозяйствующего субъекта.
12.04.2010 ТУ Росимущества по Ульяновской области принято распоряжение №109-р, согласно которому  решено провести торги в форме аукциона на право заключения договоров аренды, в том числе на следующее недвижимое имущество, включенное в реестр федерального имущества на основании п.8 разд.II Плана приватизации государственного предприятия «Ульяновский речной порт» от 21.01.1993:
№ п/п Наименование объекта Адрес (место положения) Реестровый номер федерального имущества Дата включения имущества в реестр
 № лота на аукционе
1. Столовая г.Ульяновск, ул.Портова, 25 П127730002038 27.10.2008
 4
2. Турбаза Чердаклинский район, Ульяновский лесхоз, 19 квартал Красноярского лесничества П127730002163 29.10.2008


 11
3. Пассажирский причал пр.Сенгилей г.Сенгилей, ул.Луначарского, 1 П127730000287 08.04.2008


 14
4. Пассажирский причал пр.Сенгилей г.Сенгилей, ул.Луначарского, 1 П127730000288 08.04.2008


 14
5. Грузовые причалы пр.Сенгилей г.Сенгилей, ул.Луначарского, 1 П127730000286 01.03.2008


 14
6. Пассажирский причал пр.Белый Яр с.Белый Яр, (в 40 м на юго-запад от домовладения №14 по ул.Речной) П127730002200 29.10.2008 15
Установлено, что 4 июля 1994 года между Комитетом по управлению государственным имуществом Ульяновской области и АООТ «Ульяновский речной порт» заключен договор о передаче государственного имущества на баланс акционерного общества. В соответствии с указанным договором Комитет передает на баланс акционерного общества государственное имущество согласно акту приема-передачи (приложение №1 к договору), в том числе:
1. столовая (на режимной территории порта);
2. дачные домики 4 шт. Красный Яр;
3. пассажирский причал Сенгилей;
4. грузовые причалы Сенгилей;
5. Пассажирский причал Белый Яр.
В соответствии с п. 9. раздела I плана приватизации Ульяновского речного порта определен порядок и условия использования федерального имущества, которое не подлежало приватизации:
-  столовая (на режимной территории порта) и дачные домики 4 шт. Красный Яр остаются  на балансе ОАО «Ульяновский речной порт», которому временно, до принятия правительством или фондом имущества Ульяновской области соответствующих решений, делегируются права пользования и владения указанными объектами;
- пассажирский причал Сенгилей, грузовые причалы  Сенгилей, пассажирский причал Белый Яр остаются на балансе акционерного общества,  но являются государственной собственностью и находятся в распоряжении соответствующих государственных органов в соответствии с договором об обязательствах в отношении мобилизационных объектов, резервов.
Таким образом, права распоряжения указанными объектами  остались за соответствующими органами власти. Какие – либо оговорки относительно первоочередных прав ОАО «Ульяновский речной порт» в отношении данных объектов при принятии органами власти решений об их судьбе отсутствуют.
Законодательством также не предусмотрены первоочередные права лица на заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, которые были ранее  переданы хозяйствующему субъекту «на баланс». 
От лица Правительства Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества, относящегося к имуществу государственной казны Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 осуществляет Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Соответственно, на территории Ульяновской области Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области правомочно принимать решения о дальнейшей судьбе вышеуказанного имущества.
Таким образом, при принятии Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области распоряжения №109-р, согласно которому  решено провести торги в форме аукциона на право заключения договоров аренды, часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» не нарушена.

Изучив представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о наличии нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской, что выразилось в неопубликовании обязательных сведений в извещении о проведении аукциона,  в установлении необоснованных требований дополнительных документов.
Согласно статье 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции
Статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции» установлен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с частью 1 данной статьи заключение договоров аренды государственного имущества осуществляется только по результатам конкурсов или аукционов за исключением случаев установленных законом.
Во исполнение ч.5 ст.17.1 Закона «О защите конкуренции» ФАС России издан приказ от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов). Указанным приказом утвержден перечень государственного и муниципального имущества, в отношении которого заключение договоров аренды может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
В соответствии с указанным приказом к государственному имуществу, договор аренды которого может заключаться путем проведения конкурса, отнесены речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктуры.
Во исполнение распоряжения  №109-р от 12.04.2010 ТУ Росимущества по Ульяновской области о проведении аукциона на право заключения договоров аренды 14/04/2010 размещено извещение о проведении указанных торгов на официальном сайте ТУ Росимущества по Ульяновской области
www.ulter2006.narod.ru.
 Проведение аукциона было назначено на 04.06.2010 в 10 ч 00 мин (срок приема заявок – до 31.05.2010).
В аукционную документацию были внесены изменения в части указания реквизитов для уплаты задатка, в связи с чем были продлены сроки приема заявок до 07.06.2010, а дата проведения аукциона назначена на 14.06.2010.
 В соответствии с протоколом №1 от 08.06.2010 на лоты № 4, 11, 14, 15 заявки не поступили, в связи с чем аукцион по данным лотам признан несостоявшимся.
В соответствии с пп. 2) п.105 Порядка проведения конкурсов или аукционов в извещении о проведении аукциона должны быть указаны  место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество.
Однако в извещении о  проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного имущества отсутствует информация о площади объектов под лотами 14,15 (лот №14 пассажирский причал Сенгилей, литера V; пассажирский причал Сенгилей VI;  грузовые причалы Сенгилей, литера VII; лот №15  Пассажирский причал Белый Яр, литера I).
Довод ТУ Росимущества по Ульяновской области о том, что площадь не указана, так как для причалов площадь не является технической характеристикой, поскольку в выписках из реестра федерального имущества на указанные объекты по всем имеется такая характеристика, как общая площадь объекта:
№ Наименование объекта Номер лота Площадь согласно выписке из  реестра федерального имущества, кв.м
1. Пассажирский причал пр.Сенгилей, лит. V 14 56.2000
2. Пассажирский причал пр.Сенгилей, лит. VI 14 8.3000
3. Грузовые причалы пр.Сенгилей 14 870.0000
4. Пассажирский причал пр.Белый Яр 15 627.3000

Законодатель установил, что необходимым для привлечения наибольшего количества претендентов и тем самым достижения цели проведения конкурса – выбора наилучших условий, необходимо опубликовывать исчерпывающий перечень информации, установленный законом,  неопубликование указанной информации может привести к недопущению и устранению конкуренции, поскольку влияет на возможность соперничества хозяйствующих субъектов, препятствует потенциальным претендентам получить информацию о проведении аукциона.
В соответствии с Порядком проведения конкурсов или аукционов допускается подача заявок в форме электронного документа. При этом Порядок проведения конкурсов или аукционов не содержит обязанности лица, подающего заявку в форме электронного документа продублировать представленные документы в  печатном виде.
Кроме того, в соответствии с пунктом 122 Порядка проведения конкурсов или аукционов не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.
Однако согласно разделу «Требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе и инструкция по заполнению заявки, поданной в форме электронного документы» Аукционной документации в случае если заявка принимается в форме электронного документа, то все приложения к ней должны быть дополнительно представлены организатору аукциона на бумажном носителе в срок, отведенный для приема заявок на участие в аукционе. Данные приложения должны быть заверены подписью и печатью заявителя.
Соответственно, непредставление указанных документов будет являться основанием для недопуска претендента к участию в аукционе, поскольку заявка не будет соответствовать требованиям, предъявляемым к ней.
Следовательно, предъявляемое требование к заявке, подаваемой в электронной форме, может ограничить  участие в  аукционе.
Таким образом, ТУ Росимущества по Ульяновской области от 12.04.2010 №109-р допущены  нарушения приказа ФАС России от 10.02.2010 №67,  что может повлечь ограничение конкуренции.
Кроме того, комиссия считает необходимым отметить, что неправомочна признавать незаконными нормативные и ненормативные акты территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Согласно статьям 23, 41 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган признает нарушение антимонопольного законодательства в действиях (бездействиях) органа власти, либо в принятых указанными лицами актах.
В связи с тем, что аукционы по лотам 4, 11, 14, 15 признаны несостоявшимися, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости обращения в арбитражный суд Ульяновской области с иском о признании аукциона по данным лотам недействительным, поскольку несостоявшиеся торги нельзя признать недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  комиссия
РЕШИЛА:

1. Ходатайство ОАО «Ульяновский речной порт» об объявлении  перерыва в рассмотрении дела №6637/04-2010 оставить без удовлетворения.

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области по части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

3. Признать действия ТУ Росимущества по неопубликованию обязательных сведений в извещении о проведении аукциона,  по установлению необоснованных требований дополнительных документов нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать ТУ Росимущества предписание, направленное на обеспечение конкуренции.


Председатель комиссии 
П.Г. Юдин


Члены комиссии 

М.С. Степанова

А.М. Вяльшина

А.В. Федорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 15887 [uid] => 1 [title] => Решение в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 15888 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320766544 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.fas.uln.ru, to73@fas.gov.ru
Исх. от              №
РЕШЕНИЕ
                                                                          

                                                                                  ДЕЛО № 6637/04-2010
                                                                                                                                                                              г. Ульяновск
Резолютивная часть решения оглашена 30.09.2010.
В полном объеме решение изготовлено 12.10.2010.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - заместитель руководителя управления П.Г. Юдин,
члены - начальник отдела М.С. Степанова,
- специалист-эксперт А.М. Вяльшина,
- специалист-эксперт А.В. Федорова, 

рассмотрев дело № 6637/04-2010 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области (г. Ульяновск, ул. Островского, 5) части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон «О  защите конкуренции»), 

УСТАНОВИЛА:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области 05.07.2010 поступило заявление ОАО «Ульяновский речной порт» о признании незаконным распоряжения Территориального управления Росимущества по Ульяновской области от 12.04.2010 №109-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды федерального имущества». Кроме того, 19.07.2010 в адрес Ульяновского УФАС России поступило обращение Главного федерального инспектора по Ульяновской области с аналогичным заявлением ОАО «Ульяновский речной порт».
На основании указанного заявления приказом руководителя управления  от 27.08.2010 № 202  возбуждено   дело  по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном выставлении на торги имущества, находящегося на балансе ОАО «Ульяновский речной порт», а также части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  ограничении доступа потенциальных претендентов к участию в торгах,
На рассмотрении дела представитель ОАО «Ульяновский речной порт» поддержала заявленные ранее требования о незаконности выставления на торги имущества, находящегося на балансе ОАО «Ульяновский речной порт» по договору от 04.07.1994 о передаче государственного имущества на баланс ОАО «Ульяновский речной порт», пояснила, что права на данные объекты федеральной собственности не зарегистрированы. ОАО «Ульяновский речной порт» самостоятельно несет бремя содержания  и обслуживания вышеназванных объектов. ОАО «Ульяновский речной порт» не обращалось в ТУ Росимущество за переоформлением прав на вышеуказанные федеральные объекты и приведение их в соответствие с действующим законодательством, а также не подавало заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды федерального имущества №3/2010. ОАО «Ульяновский речной порт» считает, что владеет  преимущественным правом заключения договора аренды без проведения аукциона.
Представители ТУ Росимущества пояснили, что вышеуказанные объекты, выставленные на торги, относятся к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации, Данные объекты по договору о передаче государственного имущества на баланс ОАО «Ульяновский речной порт» переданы во временное пользование ОАО «Ульяновский речной порт». В настоящее время  правовым основанием нахождения федерального имущества у акционерного общества должны служить договоры аренды федерального имущества. В целях приведения правоотношений пользования объектами федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также в целях эффективного и рационального использования федерального имущества, ТУ Росимущества приняло решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды федерального имущества, в том числе и в отношении вышеуказанных объектов федерального имущества. По данным лотам не было подано ни одной заявки, в связи с чем, было принято решение о признании аукциона несостоявшимся. Указали, что ТУ Росимущества обратилось 29.04.2010 за регистрацией прав Российской Федерации на вышеназванные объекты, а именно, на пассажирские причалы пр.Сенгилей, грузовые причалы пр.Сенгилей, и при обращении не указывали наличие такого обременения, как нахождение объектов на балансе ОАО «Ульяновский речной порт».
Пояснила, что в соответствии с п. 9. раздела I и п. 8 раздела II плана приватизации Ульяновского речного порта определен порядок и условия использования федерального имущества, которое не подлежало приватизации – такие объекты остаются  на балансе ОАО «Ульяновский речной порт», и оно вправе осуществлять права пользования и владения объектами недвижимого имущества, которые остались в федеральной собственности при приватизации предприятия до момента принятия решения ТУ Росимуществом о дальнейшей судьбе объектов. В соответствии со ст. 613 ГК РФ передача имущества  в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество, что является основанием для заключения договора аренды на имущество, которое также передано ранее по договору безвозмездного пользования. Договор о передаче на баланс не может являться основанием возникновения права собственности ОАО «Ульяновский речной порт». Торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, могут по решению организатора торгов проводиться также и в форме аукциона, что подтверждается разъяснениями ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», размещенными на официальном сайте ФАС России. Турбаза, и столовая не являются объектами производственной и инженерной инфраструктуры речного порта. Извещение о проведении аукциона содержит соответствующее описание и технические характеристики  (наименование объекта, его целевое назначение и площадь объекта). Условие последующего предоставления ранее высланной заявки в форме электронного документа на бумажном носителе не может расцениваться, как дополнительное требование к заявителю на основании п. п. 120, 121 приказа, в связи с тем что, указанное условие лишь подтверждает подлинность, представленных к электронной заявке приложений, а не подменяет ее. Если для торгов в форме конкурса законодательно закреплено, что заявка должна подаваться «в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа», то «заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе». То есть нет прямого запрета для аукционов  в случае подачи заявок и в электронном и в письменном виде.  В связи с тем, что торги во исполнение оспариваемого обществом распоряжения не состоялись, доводы заявителя не
Законодательно понятие «техническая характеристика государственного имущества» не закреплено. Позиция ТУ Росимущества состоит в том, что в это понятие входит наименование объекта, литера, площадь, целевое назначение. Для причалов не применяется такая техническая характеристика как площадь. Кадастровые паспорта в аукционной документации отсутствуют, но в аукционной документации содержится порядок визуального осмотра данных объектов.

Изучив представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу об отсутствии  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области.  При этом комиссия исходила из следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование деятельности хозяйствующего субъекта.
12.04.2010 ТУ Росимущества по Ульяновской области принято распоряжение №109-р, согласно которому  решено провести торги в форме аукциона на право заключения договоров аренды, в том числе на следующее недвижимое имущество, включенное в реестр федерального имущества на основании п.8 разд.II Плана приватизации государственного предприятия «Ульяновский речной порт» от 21.01.1993:
№ п/п Наименование объекта Адрес (место положения) Реестровый номер федерального имущества Дата включения имущества в реестр
 № лота на аукционе
1. Столовая г.Ульяновск, ул.Портова, 25 П127730002038 27.10.2008
 4
2. Турбаза Чердаклинский район, Ульяновский лесхоз, 19 квартал Красноярского лесничества П127730002163 29.10.2008


 11
3. Пассажирский причал пр.Сенгилей г.Сенгилей, ул.Луначарского, 1 П127730000287 08.04.2008


 14
4. Пассажирский причал пр.Сенгилей г.Сенгилей, ул.Луначарского, 1 П127730000288 08.04.2008


 14
5. Грузовые причалы пр.Сенгилей г.Сенгилей, ул.Луначарского, 1 П127730000286 01.03.2008


 14
6. Пассажирский причал пр.Белый Яр с.Белый Яр, (в 40 м на юго-запад от домовладения №14 по ул.Речной) П127730002200 29.10.2008 15
Установлено, что 4 июля 1994 года между Комитетом по управлению государственным имуществом Ульяновской области и АООТ «Ульяновский речной порт» заключен договор о передаче государственного имущества на баланс акционерного общества. В соответствии с указанным договором Комитет передает на баланс акционерного общества государственное имущество согласно акту приема-передачи (приложение №1 к договору), в том числе:
1. столовая (на режимной территории порта);
2. дачные домики 4 шт. Красный Яр;
3. пассажирский причал Сенгилей;
4. грузовые причалы Сенгилей;
5. Пассажирский причал Белый Яр.
В соответствии с п. 9. раздела I плана приватизации Ульяновского речного порта определен порядок и условия использования федерального имущества, которое не подлежало приватизации:
-  столовая (на режимной территории порта) и дачные домики 4 шт. Красный Яр остаются  на балансе ОАО «Ульяновский речной порт», которому временно, до принятия правительством или фондом имущества Ульяновской области соответствующих решений, делегируются права пользования и владения указанными объектами;
- пассажирский причал Сенгилей, грузовые причалы  Сенгилей, пассажирский причал Белый Яр остаются на балансе акционерного общества,  но являются государственной собственностью и находятся в распоряжении соответствующих государственных органов в соответствии с договором об обязательствах в отношении мобилизационных объектов, резервов.
Таким образом, права распоряжения указанными объектами  остались за соответствующими органами власти. Какие – либо оговорки относительно первоочередных прав ОАО «Ульяновский речной порт» в отношении данных объектов при принятии органами власти решений об их судьбе отсутствуют.
Законодательством также не предусмотрены первоочередные права лица на заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, которые были ранее  переданы хозяйствующему субъекту «на баланс». 
От лица Правительства Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества, относящегося к имуществу государственной казны Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 осуществляет Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Соответственно, на территории Ульяновской области Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области правомочно принимать решения о дальнейшей судьбе вышеуказанного имущества.
Таким образом, при принятии Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области распоряжения №109-р, согласно которому  решено провести торги в форме аукциона на право заключения договоров аренды, часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» не нарушена.

Изучив представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о наличии нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской, что выразилось в неопубликовании обязательных сведений в извещении о проведении аукциона,  в установлении необоснованных требований дополнительных документов.
Согласно статье 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции
Статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции» установлен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с частью 1 данной статьи заключение договоров аренды государственного имущества осуществляется только по результатам конкурсов или аукционов за исключением случаев установленных законом.
Во исполнение ч.5 ст.17.1 Закона «О защите конкуренции» ФАС России издан приказ от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов). Указанным приказом утвержден перечень государственного и муниципального имущества, в отношении которого заключение договоров аренды может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
В соответствии с указанным приказом к государственному имуществу, договор аренды которого может заключаться путем проведения конкурса, отнесены речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктуры.
Во исполнение распоряжения  №109-р от 12.04.2010 ТУ Росимущества по Ульяновской области о проведении аукциона на право заключения договоров аренды 14/04/2010 размещено извещение о проведении указанных торгов на официальном сайте ТУ Росимущества по Ульяновской области
www.ulter2006.narod.ru.
 Проведение аукциона было назначено на 04.06.2010 в 10 ч 00 мин (срок приема заявок – до 31.05.2010).
В аукционную документацию были внесены изменения в части указания реквизитов для уплаты задатка, в связи с чем были продлены сроки приема заявок до 07.06.2010, а дата проведения аукциона назначена на 14.06.2010.
 В соответствии с протоколом №1 от 08.06.2010 на лоты № 4, 11, 14, 15 заявки не поступили, в связи с чем аукцион по данным лотам признан несостоявшимся.
В соответствии с пп. 2) п.105 Порядка проведения конкурсов или аукционов в извещении о проведении аукциона должны быть указаны  место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество.
Однако в извещении о  проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного имущества отсутствует информация о площади объектов под лотами 14,15 (лот №14 пассажирский причал Сенгилей, литера V; пассажирский причал Сенгилей VI;  грузовые причалы Сенгилей, литера VII; лот №15  Пассажирский причал Белый Яр, литера I).
Довод ТУ Росимущества по Ульяновской области о том, что площадь не указана, так как для причалов площадь не является технической характеристикой, поскольку в выписках из реестра федерального имущества на указанные объекты по всем имеется такая характеристика, как общая площадь объекта:
№ Наименование объекта Номер лота Площадь согласно выписке из  реестра федерального имущества, кв.м
1. Пассажирский причал пр.Сенгилей, лит. V 14 56.2000
2. Пассажирский причал пр.Сенгилей, лит. VI 14 8.3000
3. Грузовые причалы пр.Сенгилей 14 870.0000
4. Пассажирский причал пр.Белый Яр 15 627.3000

Законодатель установил, что необходимым для привлечения наибольшего количества претендентов и тем самым достижения цели проведения конкурса – выбора наилучших условий, необходимо опубликовывать исчерпывающий перечень информации, установленный законом,  неопубликование указанной информации может привести к недопущению и устранению конкуренции, поскольку влияет на возможность соперничества хозяйствующих субъектов, препятствует потенциальным претендентам получить информацию о проведении аукциона.
В соответствии с Порядком проведения конкурсов или аукционов допускается подача заявок в форме электронного документа. При этом Порядок проведения конкурсов или аукционов не содержит обязанности лица, подающего заявку в форме электронного документа продублировать представленные документы в  печатном виде.
Кроме того, в соответствии с пунктом 122 Порядка проведения конкурсов или аукционов не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.
Однако согласно разделу «Требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе и инструкция по заполнению заявки, поданной в форме электронного документы» Аукционной документации в случае если заявка принимается в форме электронного документа, то все приложения к ней должны быть дополнительно представлены организатору аукциона на бумажном носителе в срок, отведенный для приема заявок на участие в аукционе. Данные приложения должны быть заверены подписью и печатью заявителя.
Соответственно, непредставление указанных документов будет являться основанием для недопуска претендента к участию в аукционе, поскольку заявка не будет соответствовать требованиям, предъявляемым к ней.
Следовательно, предъявляемое требование к заявке, подаваемой в электронной форме, может ограничить  участие в  аукционе.
Таким образом, ТУ Росимущества по Ульяновской области от 12.04.2010 №109-р допущены  нарушения приказа ФАС России от 10.02.2010 №67,  что может повлечь ограничение конкуренции.
Кроме того, комиссия считает необходимым отметить, что неправомочна признавать незаконными нормативные и ненормативные акты территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Согласно статьям 23, 41 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган признает нарушение антимонопольного законодательства в действиях (бездействиях) органа власти, либо в принятых указанными лицами актах.
В связи с тем, что аукционы по лотам 4, 11, 14, 15 признаны несостоявшимися, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости обращения в арбитражный суд Ульяновской области с иском о признании аукциона по данным лотам недействительным, поскольку несостоявшиеся торги нельзя признать недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  комиссия
РЕШИЛА:

1. Ходатайство ОАО «Ульяновский речной порт» об объявлении  перерыва в рассмотрении дела №6637/04-2010 оставить без удовлетворения.

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области по части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

3. Признать действия ТУ Росимущества по неопубликованию обязательных сведений в извещении о проведении аукциона,  по установлению необоснованных требований дополнительных документов нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать ТУ Росимущества предписание, направленное на обеспечение конкуренции.


Председатель комиссии 
П.Г. Юдин


Члены комиссии 

М.С. Степанова

А.М. Вяльшина

А.В. Федорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.fas.uln.ru, to73@fas.gov.ru
Исх. от              №
РЕШЕНИЕ
                                                                          

                                                                                  ДЕЛО № 6637/04-2010
                                                                                                                                                                              г. Ульяновск
Резолютивная часть решения оглашена 30.09.2010.
В полном объеме решение изготовлено 12.10.2010.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - заместитель руководителя управления П.Г. Юдин,
члены - начальник отдела М.С. Степанова,
- специалист-эксперт А.М. Вяльшина,
- специалист-эксперт А.В. Федорова, 

рассмотрев дело № 6637/04-2010 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области (г. Ульяновск, ул. Островского, 5) части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон «О  защите конкуренции»), 

УСТАНОВИЛА:

В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области 05.07.2010 поступило заявление ОАО «Ульяновский речной порт» о признании незаконным распоряжения Территориального управления Росимущества по Ульяновской области от 12.04.2010 №109-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды федерального имущества». Кроме того, 19.07.2010 в адрес Ульяновского УФАС России поступило обращение Главного федерального инспектора по Ульяновской области с аналогичным заявлением ОАО «Ульяновский речной порт».
На основании указанного заявления приказом руководителя управления  от 27.08.2010 № 202  возбуждено   дело  по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном выставлении на торги имущества, находящегося на балансе ОАО «Ульяновский речной порт», а также части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  ограничении доступа потенциальных претендентов к участию в торгах,
На рассмотрении дела представитель ОАО «Ульяновский речной порт» поддержала заявленные ранее требования о незаконности выставления на торги имущества, находящегося на балансе ОАО «Ульяновский речной порт» по договору от 04.07.1994 о передаче государственного имущества на баланс ОАО «Ульяновский речной порт», пояснила, что права на данные объекты федеральной собственности не зарегистрированы. ОАО «Ульяновский речной порт» самостоятельно несет бремя содержания  и обслуживания вышеназванных объектов. ОАО «Ульяновский речной порт» не обращалось в ТУ Росимущество за переоформлением прав на вышеуказанные федеральные объекты и приведение их в соответствие с действующим законодательством, а также не подавало заявки на участие в аукционе на право заключения договора аренды федерального имущества №3/2010. ОАО «Ульяновский речной порт» считает, что владеет  преимущественным правом заключения договора аренды без проведения аукциона.
Представители ТУ Росимущества пояснили, что вышеуказанные объекты, выставленные на торги, относятся к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации, Данные объекты по договору о передаче государственного имущества на баланс ОАО «Ульяновский речной порт» переданы во временное пользование ОАО «Ульяновский речной порт». В настоящее время  правовым основанием нахождения федерального имущества у акционерного общества должны служить договоры аренды федерального имущества. В целях приведения правоотношений пользования объектами федерального имущества в соответствии с действующим законодательством, а также в целях эффективного и рационального использования федерального имущества, ТУ Росимущества приняло решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды федерального имущества, в том числе и в отношении вышеуказанных объектов федерального имущества. По данным лотам не было подано ни одной заявки, в связи с чем, было принято решение о признании аукциона несостоявшимся. Указали, что ТУ Росимущества обратилось 29.04.2010 за регистрацией прав Российской Федерации на вышеназванные объекты, а именно, на пассажирские причалы пр.Сенгилей, грузовые причалы пр.Сенгилей, и при обращении не указывали наличие такого обременения, как нахождение объектов на балансе ОАО «Ульяновский речной порт».
Пояснила, что в соответствии с п. 9. раздела I и п. 8 раздела II плана приватизации Ульяновского речного порта определен порядок и условия использования федерального имущества, которое не подлежало приватизации – такие объекты остаются  на балансе ОАО «Ульяновский речной порт», и оно вправе осуществлять права пользования и владения объектами недвижимого имущества, которые остались в федеральной собственности при приватизации предприятия до момента принятия решения ТУ Росимуществом о дальнейшей судьбе объектов. В соответствии со ст. 613 ГК РФ передача имущества  в аренду не является основанием для прекращения или изменения прав третьих лиц на это имущество, что является основанием для заключения договора аренды на имущество, которое также передано ранее по договору безвозмездного пользования. Договор о передаче на баланс не может являться основанием возникновения права собственности ОАО «Ульяновский речной порт». Торги на право заключения договоров в отношении видов имущества, по которым заключение договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, могут по решению организатора торгов проводиться также и в форме аукциона, что подтверждается разъяснениями ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», размещенными на официальном сайте ФАС России. Турбаза, и столовая не являются объектами производственной и инженерной инфраструктуры речного порта. Извещение о проведении аукциона содержит соответствующее описание и технические характеристики  (наименование объекта, его целевое назначение и площадь объекта). Условие последующего предоставления ранее высланной заявки в форме электронного документа на бумажном носителе не может расцениваться, как дополнительное требование к заявителю на основании п. п. 120, 121 приказа, в связи с тем что, указанное условие лишь подтверждает подлинность, представленных к электронной заявке приложений, а не подменяет ее. Если для торгов в форме конкурса законодательно закреплено, что заявка должна подаваться «в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа», то «заявка на участие в аукционе подается в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе». То есть нет прямого запрета для аукционов  в случае подачи заявок и в электронном и в письменном виде.  В связи с тем, что торги во исполнение оспариваемого обществом распоряжения не состоялись, доводы заявителя не
Законодательно понятие «техническая характеристика государственного имущества» не закреплено. Позиция ТУ Росимущества состоит в том, что в это понятие входит наименование объекта, литера, площадь, целевое назначение. Для причалов не применяется такая техническая характеристика как площадь. Кадастровые паспорта в аукционной документации отсутствуют, но в аукционной документации содержится порядок визуального осмотра данных объектов.

Изучив представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу об отсутствии  нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области.  При этом комиссия исходила из следующего.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованное препятствование деятельности хозяйствующего субъекта.
12.04.2010 ТУ Росимущества по Ульяновской области принято распоряжение №109-р, согласно которому  решено провести торги в форме аукциона на право заключения договоров аренды, в том числе на следующее недвижимое имущество, включенное в реестр федерального имущества на основании п.8 разд.II Плана приватизации государственного предприятия «Ульяновский речной порт» от 21.01.1993:
№ п/п Наименование объекта Адрес (место положения) Реестровый номер федерального имущества Дата включения имущества в реестр
 № лота на аукционе
1. Столовая г.Ульяновск, ул.Портова, 25 П127730002038 27.10.2008
 4
2. Турбаза Чердаклинский район, Ульяновский лесхоз, 19 квартал Красноярского лесничества П127730002163 29.10.2008


 11
3. Пассажирский причал пр.Сенгилей г.Сенгилей, ул.Луначарского, 1 П127730000287 08.04.2008


 14
4. Пассажирский причал пр.Сенгилей г.Сенгилей, ул.Луначарского, 1 П127730000288 08.04.2008


 14
5. Грузовые причалы пр.Сенгилей г.Сенгилей, ул.Луначарского, 1 П127730000286 01.03.2008


 14
6. Пассажирский причал пр.Белый Яр с.Белый Яр, (в 40 м на юго-запад от домовладения №14 по ул.Речной) П127730002200 29.10.2008 15
Установлено, что 4 июля 1994 года между Комитетом по управлению государственным имуществом Ульяновской области и АООТ «Ульяновский речной порт» заключен договор о передаче государственного имущества на баланс акционерного общества. В соответствии с указанным договором Комитет передает на баланс акционерного общества государственное имущество согласно акту приема-передачи (приложение №1 к договору), в том числе:
1. столовая (на режимной территории порта);
2. дачные домики 4 шт. Красный Яр;
3. пассажирский причал Сенгилей;
4. грузовые причалы Сенгилей;
5. Пассажирский причал Белый Яр.
В соответствии с п. 9. раздела I плана приватизации Ульяновского речного порта определен порядок и условия использования федерального имущества, которое не подлежало приватизации:
-  столовая (на режимной территории порта) и дачные домики 4 шт. Красный Яр остаются  на балансе ОАО «Ульяновский речной порт», которому временно, до принятия правительством или фондом имущества Ульяновской области соответствующих решений, делегируются права пользования и владения указанными объектами;
- пассажирский причал Сенгилей, грузовые причалы  Сенгилей, пассажирский причал Белый Яр остаются на балансе акционерного общества,  но являются государственной собственностью и находятся в распоряжении соответствующих государственных органов в соответствии с договором об обязательствах в отношении мобилизационных объектов, резервов.
Таким образом, права распоряжения указанными объектами  остались за соответствующими органами власти. Какие – либо оговорки относительно первоочередных прав ОАО «Ульяновский речной порт» в отношении данных объектов при принятии органами власти решений об их судьбе отсутствуют.
Законодательством также не предусмотрены первоочередные права лица на заключение договора аренды объектов недвижимого имущества, которые были ранее  переданы хозяйствующему субъекту «на баланс». 
От лица Правительства Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества, относящегося к имуществу государственной казны Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 осуществляет Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Соответственно, на территории Ульяновской области Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области правомочно принимать решения о дальнейшей судьбе вышеуказанного имущества.
Таким образом, при принятии Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области распоряжения №109-р, согласно которому  решено провести торги в форме аукциона на право заключения договоров аренды, часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» не нарушена.

Изучив представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о наличии нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской, что выразилось в неопубликовании обязательных сведений в извещении о проведении аукциона,  в установлении необоснованных требований дополнительных документов.
Согласно статье 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции
Статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции» установлен порядок заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с частью 1 данной статьи заключение договоров аренды государственного имущества осуществляется только по результатам конкурсов или аукционов за исключением случаев установленных законом.
Во исполнение ч.5 ст.17.1 Закона «О защите конкуренции» ФАС России издан приказ от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Порядок проведения конкурсов или аукционов). Указанным приказом утвержден перечень государственного и муниципального имущества, в отношении которого заключение договоров аренды может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
В соответствии с указанным приказом к государственному имуществу, договор аренды которого может заключаться путем проведения конкурса, отнесены речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктуры.
Во исполнение распоряжения  №109-р от 12.04.2010 ТУ Росимущества по Ульяновской области о проведении аукциона на право заключения договоров аренды 14/04/2010 размещено извещение о проведении указанных торгов на официальном сайте ТУ Росимущества по Ульяновской области
www.ulter2006.narod.ru.
 Проведение аукциона было назначено на 04.06.2010 в 10 ч 00 мин (срок приема заявок – до 31.05.2010).
В аукционную документацию были внесены изменения в части указания реквизитов для уплаты задатка, в связи с чем были продлены сроки приема заявок до 07.06.2010, а дата проведения аукциона назначена на 14.06.2010.
 В соответствии с протоколом №1 от 08.06.2010 на лоты № 4, 11, 14, 15 заявки не поступили, в связи с чем аукцион по данным лотам признан несостоявшимся.
В соответствии с пп. 2) п.105 Порядка проведения конкурсов или аукционов в извещении о проведении аукциона должны быть указаны  место расположения, описание и технические характеристики государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, в том числе площадь помещения, здания, строения или сооружения в случае передачи прав на соответствующее недвижимое имущество.
Однако в извещении о  проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного имущества отсутствует информация о площади объектов под лотами 14,15 (лот №14 пассажирский причал Сенгилей, литера V; пассажирский причал Сенгилей VI;  грузовые причалы Сенгилей, литера VII; лот №15  Пассажирский причал Белый Яр, литера I).
Довод ТУ Росимущества по Ульяновской области о том, что площадь не указана, так как для причалов площадь не является технической характеристикой, поскольку в выписках из реестра федерального имущества на указанные объекты по всем имеется такая характеристика, как общая площадь объекта:
№ Наименование объекта Номер лота Площадь согласно выписке из  реестра федерального имущества, кв.м
1. Пассажирский причал пр.Сенгилей, лит. V 14 56.2000
2. Пассажирский причал пр.Сенгилей, лит. VI 14 8.3000
3. Грузовые причалы пр.Сенгилей 14 870.0000
4. Пассажирский причал пр.Белый Яр 15 627.3000

Законодатель установил, что необходимым для привлечения наибольшего количества претендентов и тем самым достижения цели проведения конкурса – выбора наилучших условий, необходимо опубликовывать исчерпывающий перечень информации, установленный законом,  неопубликование указанной информации может привести к недопущению и устранению конкуренции, поскольку влияет на возможность соперничества хозяйствующих субъектов, препятствует потенциальным претендентам получить информацию о проведении аукциона.
В соответствии с Порядком проведения конкурсов или аукционов допускается подача заявок в форме электронного документа. При этом Порядок проведения конкурсов или аукционов не содержит обязанности лица, подающего заявку в форме электронного документа продублировать представленные документы в  печатном виде.
Кроме того, в соответствии с пунктом 122 Порядка проведения конкурсов или аукционов не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.
Однако согласно разделу «Требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе и инструкция по заполнению заявки, поданной в форме электронного документы» Аукционной документации в случае если заявка принимается в форме электронного документа, то все приложения к ней должны быть дополнительно представлены организатору аукциона на бумажном носителе в срок, отведенный для приема заявок на участие в аукционе. Данные приложения должны быть заверены подписью и печатью заявителя.
Соответственно, непредставление указанных документов будет являться основанием для недопуска претендента к участию в аукционе, поскольку заявка не будет соответствовать требованиям, предъявляемым к ней.
Следовательно, предъявляемое требование к заявке, подаваемой в электронной форме, может ограничить  участие в  аукционе.
Таким образом, ТУ Росимущества по Ульяновской области от 12.04.2010 №109-р допущены  нарушения приказа ФАС России от 10.02.2010 №67,  что может повлечь ограничение конкуренции.
Кроме того, комиссия считает необходимым отметить, что неправомочна признавать незаконными нормативные и ненормативные акты территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Согласно статьям 23, 41 Закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган признает нарушение антимонопольного законодательства в действиях (бездействиях) органа власти, либо в принятых указанными лицами актах.
В связи с тем, что аукционы по лотам 4, 11, 14, 15 признаны несостоявшимися, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости обращения в арбитражный суд Ульяновской области с иском о признании аукциона по данным лотам недействительным, поскольку несостоявшиеся торги нельзя признать недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",  комиссия
РЕШИЛА:

1. Ходатайство ОАО «Ульяновский речной порт» об объявлении  перерыва в рассмотрении дела №6637/04-2010 оставить без удовлетворения.

2. Прекратить рассмотрение дела в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области по части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в связи с отсутствием  нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

3. Признать действия ТУ Росимущества по неопубликованию обязательных сведений в извещении о проведении аукциона,  по установлению необоснованных требований дополнительных документов нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Выдать ТУ Росимущества предписание, направленное на обеспечение конкуренции.


Председатель комиссии 
П.Г. Юдин


Члены комиссии 

М.С. Степанова

А.М. Вяльшина

А.В. Федорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель - заместитель руководителя управления П.Г. Юдин, члены - начальник отдела М.С. Степанова, - специалист-эксперт А.М. Вяльшина, - специалист-эксперт А.В. Федорова, рассмотрев дело № 6637/04-2010 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области (г. Ульяновск, ул. Островского, 5) части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон «О защите конкуренции»)

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель - заместитель руководителя управления П.Г. Юдин, члены - начальник отдела М.С. Степанова, - специалист-эксперт А.М. Вяльшина, - специалист-эксперт А.В. Федорова, рассмотрев дело № 6637/04-2010 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ульяновской области (г. Ульяновск, ул. Островского, 5) части 1 статьи 15, части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон «О защите конкуренции»)

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-12 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-10-12 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320766544 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )