Умалчивание в рекламе условий кредитования вводит потребителей в заблуждение

ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ И СТРАХОВЫХ УСЛУГ. Нарушения рекламного законодательства в данной сфере рассмотрели территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Карачаево-Черкесской Республике и Республике Марий Эл, Хабаровскому краю, Амурской, Астраханской и Ульяновской областям


АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Амурского УФАС признала рекламу ломбарда ООО «Рост плюс» нарушающей требования пункта 20 части 3 и части 7 статьи 5, пункта 7 статьи 7, частей 13 и 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

Ранее в управление поступила информация Центрального банка РФ о распространении сомнительной рекламы благовещенского ломбарда в справочной системе 2ГИС. Как было указано в обращении, ООО «Рост плюс» на момент распространения рекламы было исключено из Государственного реестра ломбардов ввиду нарушения требований, предъявляемых Центробанком к финансовым организациям. Таким образом в силу действующего законодательства такое лицо не вправе рекламировать финансовые услуги, а именно услуги ломбарда, поскольку ломбардом оно уже не являлось.

При выяснении обстоятельств по делу было установлено, что в силу заключённого договора между ООО «Рост плюс» и ООО «ДубльГИС-Благовещенск» ломбард обязался в трёхдневный срок сообщать в письменной форме об аннулировании (отмене), приостановлении либо истечении срока действия лицензий, сертификата и прочих разрешений, выданных на рекламируемые товары (работы, услуги), однако не сделал этого. Рекламораспространитель с момента получения запроса антимонопольного органа оперативно расторг договор с ООО «Рост плюс» и прекратил распространение ненадлежащей рекламной информации.

Должностное лицо Амурского УФАС рассмотрит вопрос о возбуждении административного производства в отношении ООО «Рост плюс».

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Астраханское УФАС установило, что в газете «Астраханский пенсионер», учредителем которой является АНО «Издательский дом «Каспий», распространялась ненадлежащая реклама кредитного потребительского кооператива «Аграрное развитие», нарушающая требования части 7 статьи 5 закона о рекламе (см. «Справку»).

Гражданам предлагали вложить свои сбережения с гарантией получения высокого дохода. Пенсионерам полагались дополнительные подарки и доставка до офиса на такси. При этом условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, сформированные рекламой, были представлены в рекламе мелким шрифтом. Смысл рекламы искажался, потребители вводились в заблуждение.

Материалы переданы уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении.

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА. Карачаево-Черкесское УФАС рассмотрело материалы по размещению рекламы финансовых услуг с нарушением требований ФЗ «О рекламе».

Установлено, что собственником помещения, где размещалась информация рекламного характера следующего содержания: «Все виды автострахования», «Договор купли-продажи ТС», «Исправление КБМ», является физическое лицо. Здесь в рекламе нарушены требования части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку»).

По факту размещения рекламы финансовых услуг с нарушением требований ФЗ «О рекламе» УФАС по КБР возбудило дело, по итогам рассмотрения которого физическое лицо было признано нарушившим часть 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Ему выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения.

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ. Марийское УФАС обнаружило нарушение в рекламе ООО «МКК «Финпойнт», размещённой в одном из магазинов «Фикспрайс» в Йошкар-Оле.

Баннер представляет из себя рекламу услуг выдачи займа следующего содержания:

«FinPoint Займы в Вашем смартфоне. Оформите займ на выгодных условиях».

В рекламе отсутствует часть существенной информации. Так, на баннере описаны сроки займа (от 1 до 7 дней), лимит (от 1 до 100 тысяч рублей) и ставка 0,2 %. При этом упущены информация об условиях в зависимости от срока и суммы займов и об условиях максимальной процентной ставки. Умалчивание этих и некоторых других условий кредитования вводит потребителей в заблуждение, обманывает их ожидания.

Комиссия Марийского УФАС признала в нарушение части 7 статьи 5, частей 2 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» (см. «Справку») и выдала рекламодателю, ООО «МКК «Финпойнт», и распространителю, ООО «Бест прайс», предписания об устранении нарушений.

***

Марийское УФАС обнаружило очередную рекламу финансовых услуг и нашло в ней нарушения статьи 28 закона о рекламе

В рекламном баннере рекламодатель, ООО «МКК «Касса №1», не указал все существенные условия своих услуг по предоставлению займов, а в рекламу включил только информацию о минимальном и максимальном размере займа. В то же время по закону реклама финансовых услуг должна содержать следующую информацию: размер предоставляемого займа и его срок, процентную ставку за использование займов, возраст заёмщика, условия предоставления займа.

Марийское УФАС выдало рекламодателю предписание об устранении нарушений закона о рекламе.

***

Также Марийское УФАС выдало предписание об устранении нарушений закона о рекламе микрофинансовой компании «Уно» за рекламу «со звёздочкой».

ООО «МКК «Уно» разместило рекламный баннер выдачи займов с таким текстом:

«ЧестноДеньги. ЗАЙМЫ ВСЕМ ОТ 0%* »

Вся остальная информация указана мелким шрифтом под знаком «*». При условии, что реклама размещена на фасаде здания на уровне второго этажа, данный текст невозможно прочитать.

В качестве довода в свою защиту общество привело факт размещения в тексте рекламы телефона, по которому потребители могут обратиться для уточнения условий кредитования. Однако по закону наличие в рекламе номера телефона не позволяет игнорировать размещение существенных условий предоставления финансовых услуг. К тому же данный номер размещён в нечитаемом тексте «под звёздочкой».

Марийское УФАС признало рекламу ООО «МКК «Уно» ненадлежащей и выдало обществу предписание об устранении нарушений статей 5 и 28 закона о рекламе.

 

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. 

В Ульяновское УФАС с заявлением обратился житель Ульяновска, который сообщил о признаках нарушения рекламного законодательства в рекламе, услышанной в региональном блоке на канале «Радио Дача». Речь идёт о рекламе квартир в ипотеку по ставке 0,1% для семей с детьми от застройщика - ООО «СЗ «Новая жизнь 9, 10 дом».

Управление возбудило дело, по итогам которого признало рекламу ненадлежащей, нарушающей ряд требования ФЗ «О рекламе». Так, в нарушение части 7 статьи 5 (см. «Справку») в рекламном аудиоролике отсутствовала часть существенной информации. Выяснилось, что рекламируемая ипотека под 0,1% годовых распространяется только на семьи с тремя и более детьми, а кредитование осуществляет только Банк ВТБ (ПАО). При этом заёмщик или поручитель должны являться зарплатными клиентами банка. В нарушение частей 1 и 3 статьи 28 (см. «Справку») реклама не содержала наименование или имя лица, оказывающего услуги по предоставлению ипотечного кредита, и не содержала информацию об иных условиях, определяющих полную стоимость кредита (кроме указания ставки 0,1 %).

В ходе рассмотрения дела распространение рекламы было прекращено, в связи с чем предписание не выдано. Материалы переданы должностному лицу Ульяновского УФАС для возбуждения административного дела.

 

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ. Хабаровское УФАС при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе выявило распространение в Хабаровске на фасаде торгового павильона, расположенного на автобусной остановке «Краевой музыкальный театр», и на фасаде здания по улице Шмидта, 23, рекламы о списании долгов и кредитов. Из информации, размещённой на сайте mfo-group.ru, следует, что сотрудники компании оказывают услуги по списанию долгов и кредитов через процедуру банкротства, а также консультируют граждан по вопросам процедуры банкротства и платежеспособности заёмщиков. Информация о списании долгов через процедуру банкротства также содержится в рекламе компании «МФО «Груп», размещённой на сайте farpost.ru.

Указанная реклама признана ненадлежащей из-за отсутствия в ней части существенной информации о том, что списание долгов и кредитов осуществляется через процедуру банкротства на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». ИП выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Возбуждено дело об административном правонарушении.

***

В Хабаровское УФАС поступило заявление Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ о распространении ненадлежащей рекламы финансовых услуг ООО «Центральный комиссионный магазин».

По двум адресам в Комсомольске-на-Амуре распространяется реклама об оказании обществом услуг по предоставлению потребительских займов населению без соответствующих разрешений Банка России. На рекламных баннерах содержится следующая информация:

«Центральный комиссионный магазин 309-779 Юбилейная, 1 (Аллея Труда, 26) Мы больше, чем ЛОМБАРД! Покупка, продажа, залог б/у техники Автомобили, мотоциклы, бытовая техника, сотовые телефоны, ноутбуки, планшеты, игровые приставки, электро/бензо инструменты +7 (963) 820-97-79 ckm_kms Быстрые деньги под залог имущества».

Действующим законодательством определён перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные и микрофинансовые организации, кредитные кооперативы и ломбарды. Регулирование деятельности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций по предоставлению потребительских займов осуществляется Банком России, который ведёт книгу государственной регистрации кредитных организаций и государственные реестры микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов, а также ломбардов, и обеспечивает соответствие сведений о профессиональных кредиторах в указанных реестрах сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ.

В государственных реестрах профессиональных кредиторов Банка России, размещённых в свободном доступе на сайте www.cbr.ru, данные об ООО «Центральный комиссионный магазин» отсутствуют. Также общество не внесено в книгу государственной регистрации кредитных организаций. Таким образом ООО «Центральный комиссионный магазин» размещает рекламу услуг по предоставлению потребительских займов, о приёме имущества в залог, не имея на это права, вводя в заблуждение потенциальных потребителей о лице, оказывающем услугу.

Реклама признана ненадлежащей, обществу выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. ООО «Центральный комиссионный магазин» назначено административное наказание в виде предупреждения.

 

Справка

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Согласно части 7 статьи 5 не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пункт 7 статьи 7 гласит: не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В силу части 1 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для ИП - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с частью 2 статьи 28 реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора; умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу части 3 статьи 28 если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заёмщика и влияющие на неё.

Согласно части 13 статьи 28 реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

В силу части 14 статьи 28 если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включёнными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.