Конкуренция на «троечку». Кому в Ульяновской области ФАС – не указ

То, что со здоровой конкуренцией в нашем регионе как-то не складывается, факт известный: вспомним «УльяновскФармацию», которая в обход законодательства годами получала контракты на поставку лекарств в государственные больницы, или детские сады, строившиеся бизнесменами как бы для себя, а потом выкупавшиеся муниципалитетами за немалые деньги. Несмотря на штрафы, уголовные дела и прочие нелицеприятные для виновных последствия нарушений в данной сфере меньше не становится. О самых громких делах и тенденциях минувшего года в ульяновском управлении Федеральной антимонопольной службы 11 февраля рассказали журналистам.

Штрафы – не аргумент

Первое, что отметил руководитель ведомства Геннадий Спирчагов, это то, что чиновники муниципального и регионального уровней грешат куда чаще, нежели должностные лица федеральных органов власти. Так, в 2019 году органы местного самоуправления нарушили антимонопольное законодательство 39 раз, региональные власти – 7 раз, федеральные органы исполнительной власти – 1. Если посмотреть статистику предыдущих лет, то ситуация с муниципалитетами только усугубляется – ещё  в 2018 году за ними числилось только 18 нарушений. Впрочем, этому факту в УФАС особо не удивляются.

«Что мы наблюдаем сегодня – по нашим материалам возбуждены десятки уголовных дел, а муниципальные чиновники, которые в них фигурируют и которые штрафовались на десятки, а то и сотни тысяч рублей, до сих пор работают на своих местах, а некоторые даже получили повышение. В федеральных органах такого нет – там люди переживают даже из-за санкций в размере трёх – пяти тысяч рублей», - рассказал руководитель управления.

К слову, сейчас проштрафившиеся чиновники платят из собственного кармана. Но, как оказалось, так было далеко не всегда – не желая расставаться с нажитыми непосильным трудом купюрами,  большие начальники выписывали себе премии, и штрафы выплачивали из них. Бывали случаи, когда за главу района и его замов платила местная администрация. Прекратить беззаконие и вернуть деньги в бюджет помогло вмешательство УФАС и органов ОБЭП УМВД. Теперь, как отмечают антимонопольщики, такого практически не наблюдается.

Кому закон не писан

Что касается самих нарушений, то, как правило, они допускаются при составлении тендерной документации. Так было, например, при проведении закупки 20 автобусов для ПАТП-1. Документация была составлена таким образом, чтобы принять участие в торгах  и победить могли только одна – две организации. По мнению антимонопольного органа, о случайной ошибке здесь речь не идёт – положения, ограничивающие возможность участия в торгах других компаний, в документацию были внесены умышленно. В итоге заказчик получил предписание – результаты торгов отменить.

Иногда происходят и совсем уж вопиющие случаи – когда торги не проводятся вовсе, а многомиллионные контракты отдаются «правильным» подрядчикам просто так. Яркий пример – прошлогодний скандал с благоустройством в Ульяновске.

«Администрация города решила отменить действующее законодательство и отдала контракты на 80 и 25 млн рублей без торгов – нашла фирму и заключила с ней договор. Очень оперативно в этой ситуации сработали органы ФСБ. Они предоставили нам протоколы, и мы на основании этих документов признали администрацию города и МУП «Стройзаказчик» нарушителями, обратились в арбитражный суд, и тот исполнять контракты запретил».

Впоследствии контракты, как и полагается по ФЗ-44, были расторгованы, а на виновных должностных лиц наложены штрафы – более 120 тысяч рублей на двоих.

Надо 50 поваров

Не поставлена точка в громком деле АНО «Цивилизация», получившей без торгов несколько миллиардов рублей на установку систем видеонаблюдения. В настоящее время заявление ФАС рассматривается в Верховном суде. Если позиция надзорного ведомства будет поддержана, то получится, что 2 млрд рублей область потратила незаконно.

Не осталось без внимания и громкое дело о нарушениях, выявленных на торгах по соцпитанию (кстати, уже в этом году). На нарушении попались сразу 16 школ Заволжского района. Несмотря на то, что каждая из них выбирала оператора самостоятельно, требования к претендентам выдвигались подозрительно одинаковые: 50 поваров и пищеблок площадью 500 квадратных метров. Понятно, что документация создавалась под одну единственную компанию, которая, согласно той же документации, должна была кормить школьников аж до 2035 года!

«Такие положения отметают от участия в конкурсе десятки предприятий, - объясняет Геннадий Спирчагов. -  Зайдите в любое кафе. Оно, может, и хотело бы кормить учащихся близлежащей школы, а не сможет – у него нет 50 поваров, есть только 4, и чтобы накормить школьников, этого достаточно. Вообще же все эти ограничения (и по пищеблоку тоже) сделаны с одной целью – убрать всех потенциальных участников, кроме одного. К слову, подобных примеров в других регионах страны нет».

Кстати

Своим указом №618 от 21 декабря 2017 года Президент РФ поставил задачу к 2020 году снизить количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом. Наш регион эту задачу не выполнил: в 2017 году органы власти совершили 51 нарушение, а в 2019 – 47.

 

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ - Ульяновск 8 19/02/2020