Развивая конкуренцию

В конце сентября в России традиционно проводится Неделя конкуренции. В нынешнем году в рамках Недели в Москве состоялась VI Международная конференция под эгидой БРИКС, расширенное заседание Коллегии ФАС и заседание Совета территориальных органов ФАС России.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Совместной работе антимонопольных органов стран БРИКС уже десять лет. А конференции проходят один раз в два года в каждой из пяти стран поочередно.

Москва, выступая принимающей стороной уже во второй раз, сделала акцент VI международной конференции на вопросах развития конкурентного законодательства в различных юрисдикциях, на развитии системы госзакупок и сближении практик антимонопольного регулирования при анализе сделок экономической концентрации.

 

РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Коллегия ФАС и совет ее территориальных органов, отталкиваясь от 13-го ежегодного Доклада о состоянии конкуренции, обсудили ситуацию в стране и регионах.

Представители антимонопольного ведомства констатируют: правовая основа для развития конкуренции создана. Президент утвердил Национальный план развития конкуренции на 2018-2020 годы. Правительство приняло «дорожные карты» по развитию конкуренции в 18 отраслях экономики (от образования до электроэнергетики и сельского

хозяйства), утвержден стандарт развития конкуренции в регионах, определены ключевые показатели.

Регионы, в свою очередь, приняли собственные программы. Так, распоряжением губернатора Ульяновской области от 23 августа 2019 года утверждена «дорожная карта» по содействию развитию конкуренции в регионе на 2019-2022 годы. Утверждены мероприятия по 34 рынкам – от розничной торговли лекарственными препаратами, медицинских и социальных услуг, услуг общего, дошкольного и среднего профессионального образования до реализации сельхозпродукции, жилищного строительства, вылова и переработки водных биоресурсов, энергоснабжения, пассажирских перевозок и др. Мониторинг выполнения «дорожной карты» ведет Министерство цифровой экономики и конкуренции.

Как обстоят дела с исполнением планов и стандартов в федеральном масштабе? По оценке ФАС России, в целом по стране в установленные сроки исполнено 41,5% мероприятий «дорожной карты» по развитию конкуренции. Высокая степень исполнения – у Минэкономики, Минэнерго, Минтруда. Низкая – у Минздрава, Минстроя, Минсельхоза. Минздравом, например, исполнено лишь 33,3% мероприятий «дорожной карты». Такая неисполнительность тормозит развитие конкуренции в стране, считают в антимонопольном ведомстве.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Темой дня остается развитие конкурентного законодательства. Об этом глава ФАС Игорь Артемьев говорил, презентуя Доклад о состоянии конкуренции в стране по итогам 2018 года на заседании Правительства, к этой теме антимонопольщики возвращаются и на своих ведомственных коллегиях.

В «плюс» – утверждены правила недискриминационного доступа на товарный рынок услуг общедоступной почтовой связи и в сфере теплоснабжения. Важно, что Госдума приняла (пока в первом чтении) законопроект о запрете на создание унитарных предприятий на конкурентных рынках.

В Правительство РФ внесен еще целых ряд законопроектов:

- «пятый (цифровой) антимонопольный пакет»;

- о реформировании правового регулирования естественных монополий;

- об основах государственного регулирования цен (тарифов);

- о возможности Правительства РФ в интересах жизни и здоровья граждан разрешить использование результатов интеллектуальной деятельности без согласия патентообладателя.

Кроме того, на рассмотрении Правительства находятся проекты правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам и к услугам подземного хранения газа, а также проект правил подключения (технологического присоединения) к магистральным газопроводам.

 

БОРЬБА С КАРТЕЛЯМИ

Более 85% дел по картелям, возбужденных ФАС, – это сговоры на торгах. В 2018 году возбуждено 768 дел по факту заключения антиконкурентных соглашений, из них 384 дела по картелям.

На заседании Правительства РФ глава ФАС сообщил о создании современной системы борьбы с картелями: «Угроза уголовного наказания за картельные сговоры стала реальной. По материалам ФАС России возбуждено 34 уголовных дела, из них 15 дел по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, остальные случаи – различные коррупционные и должностные преступления, связанные со сговорами с заказчиками на торгах».

По оценке ФАС, самыми картелизированными рынками являются строительный (прежде всего дорожное строительство), рынки лекарств и медицинских изделий, продуктов питания.

 

В «ОБХОД» ЗАКОННЫХ ПРОЦЕДУР

В рамках Расширенного заседания Коллегии ФАС России состоялось заседание Совета территориальных органов Федеральной антимонопольной службы. Руководитель Ульяновского УФАС России Геннадий Спирчагов рассказал о способах «обхода» процедур закупок, предусмотренных 44-ФЗ, – через создание и финансирование из бюджета автономных некоммерческих организаций. Принято решение обратиться в Правительство РФ с предложением по изменению действующего законодательства, распространив действие 44-ФЗ на АНО, фонды и т.д., а также усилить взаимодействие ФАС и правоохранительных органов по этим вопросам.

 

БИРЖА КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНЦИИ

Востребованным инструментом развития конкуренции и снижения цен становится биржевая торговля. ФАС отмечает, что в течение года увеличилось количество биржевых покупателей газа, выросло число наименований товаров химической и нефтяной продукции, аккредитованы на бирже все основные производители минеральных удобрений, расширилась география поставок и номенклатуры сельхозтоваров, запущены биржевые торги лесоматериалами.

– Главное в биржевой торговле – вовсе не то, что есть индикаторы по ценам (что исключительно важно: есть с чем сравнивать цены, возникает понимание, сколько что стоит, рыночная конъюнкутра, то есть это огромный шаг к рыночной экономике), а то, что это и есть реальная демонополизация рынков, – отметил Игорь Артемьев на заседании Правительства.

 

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ

Основными проблемами в сфере конкурентных рынков на коллегии ФАС названы:

- медленное развертывание электронных систем сопоставления цен (фармацевтика, строительство, тарифы, госзаказ);

- огосударствление финансового сектора;

- неконкурентное предоставление природных ресурсов хозяйствующим субъектам;

- отсутствие единых процедур по продаже госимущества (скрытые и неконкурентные продажи);

- отсутствие прозрачного законодательного регулирования тарифов;

- непрозрачность утверждения и исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий.

Главными своими задачами ФАС России называет подготовку и принятие нового национального плана развития конкуренции (на 2021-2025 годы), осуществление мер по декартелизации экономики, развитие биржевой торговли, цифровизацию тарифного регулирования. А приоритетом в деятельности остается синхронизация национального плана развития конкуренции и национальных проектов.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

На 14% снизилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти.

29,7% составила доля госзакупок с участием малого и среднего бизнеса и социально ориентированных НКО (целевой показатель национального плана развития конкуренции к 2020 году – 31%).

12% – доля закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП (целевой показатель национального плана – 18%). 

 

Ольга ПЕТРЕНКО

 

Файлы для скачивания

"Вестник Ульяновской ТПП", №5, декабрь 2019 г.
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.15 МБ