Эксперт: у потребителей отсутствовала возможность установить обоснованность того, что «Коркунов» действительно является «Брендом №1»

ФАС И РЕКЛАМА. И снова о тех, кто без достаточных оснований использует в своей рекламе такие слова и словосочетания, как «лучший», «первый», «номер один», «единственный» и т.п. Подобные случаи нарушений законов о рекламе и защите конкуренции не остаются без внимания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России и её территориальных управлений (УФАС) 

 

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Воронежское УФАС выдало предупреждение ООО «Транзит плюс».

Ранее в управление поступили заявления граждан о распространении на сайте https://www.transitplus.ru следующей спорной информации:

«Эконом-доставка из Китая … Данный способ доставки является лучшим вариантом отправки груза, не поместившегося в целый контейнер».

Пунктом 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путём некорректного сравнения хозяйствующего субъекта с конкурентом, в том числе путём использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Подобные действия ООО «Транзит плюс» направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, так как в результате распространения вышеуказанной информации изменяется/может измениться экономическое поведение потребителей (желание воспользоваться) услугами именно этого общества, а не иного хозяйствующего субъекта-конкурента, не распространяющего такую информацию.

ООО «Транзит плюс» было выдано предупреждение о необходимости прекращения распространения на сайтах, владельцами доменного имени которых является вышеуказанная организация, информации, содержащей некорректное сравнение с другими хозяйствующими субъектами-конкурентами и их товарами (услугами).

 

МОСКВА. ФАС России, рассмотрев дело об административном правонарушении, наказала ООО «Регистратор доменных имён Рег.ру» за нарушение в контекстной рекламе общества, которая распространялась в феврале – марте 2019 года через сервис Google.AdWords. Общество предупреждено.

Некоторое время тому назад в антимонопольное ведомство поступила жалоба от гражданина, сообщившего, что при наборе в поисковой системе Google запроса «Рег.ру» отображалось такое сообщение:

«РЕГ.РУ | Регистратор №1 в России <…> Домены в зоне. САЙТ со скидкой до 67%…»

Рассмотрев жалобу, комиссия ФАС России пришла к выводу, что такое утверждение указывает на превосходство компании в сравнении с другими регистраторами доменных имён. При этом информация о критериях сравнения, на основании которых это утверждение сделано, искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение. В частности, употребление сравнительной характеристики «Регистратор №1 в России» в рекламе без указания конкретного критерия означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В соответствии с КоАП РФ вместо штрафа антимонопольная служба выдала Рег.ру предупреждение, так как общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ещё одно дело ФАС России рассмотрела в отношении ООО «Одинцовская кондитерская фабрика». Антимонопольная служба признала общество виновным в нарушении закона о рекламе. Речь идёт о рекламе конфет «Коркунов» на телеканале «ТВ Центр», которая содержала утверждение «Бренд №1».

В ФАС России с жалобой на рекламу шоколадной продукции «Коркунов» производителя ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» обратился гражданин. В ходе разбирательства комиссия антимонопольного ведомства установила, что утверждение «Бренд №1», которое содержалось в рекламе конфет, указывает на превосходство продукции этого производителя в сравнении с другими товарами.

«Согласно закону о рекламе при использовании сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство одного товара над другими, в рекламе должны быть указаны критерии сравнения, которые обосновывают такое утверждение. Однако в случае с рекламой конфет «Коркунов» сноски с указанием необходимых критериев сравнения были выполнены мелким шрифтом, занимали лишь 6% площади кадра и демонстрировались всего в течение двух секунд. Всё это привело к тому, что у потребителей отсутствовала возможность ознакомиться с этими критериями и установить обоснованность того, что «Коркунов» действительно является «Брендом №1»,

– поясняет Татьяна Никитина, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что указание на превосходство продукции «Коркунов» над иной находящейся в обороте шоколадной продукцией является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства. Таким образом рекламодатель в лице ООО «Одинцовская кондитерская фабрика» нарушил требования, установленные пунктом 1 части 2  и части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Обществу выдано предписание об устранении нарушения. Кроме того, материалы переданы для возбуждения дела об административном нарушении для назначения штрафа.

 

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Оренбургское УФАС рассмотрело обращение ООО «Оренбургсервис» о размещении в поисковой системе «Яндекс» информации следующего содержания:

«Купить DATSUN вместо Лада – японское качество, та же цена! Новый DATSUN 2018 у дилера. Качество японских автомобилей по цене Лада! Официальный дилер. Гарантия 3 года. Кредит 12%».

Управление установило, что в рекламе содержится некорректное сравнение автомобилей Datsun и автомобилей «Лада», что нарушает требования ФЗ «О рекламе». Некорректность сравнения выражается в формировании общей оценки более привлекательных потребительских характеристик автомобилей Datsun перед конкурентами – автомобилями «Лада».

Выяснилось, что рекламодателем является ООО «Окинава», в отношении которого Оренбургское УФАС приняло определение о возбуждении производства по признакам нарушения требований, установленных законом о рекламе.

 

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

ООО «Базис» отчиталось об исполнении предписания, выданного УФАС по Ульяновской области в целях устранения нарушения рекламного законодательства.

В конце мая текущего года управление признало ненадлежащей рекламу со слоганом «САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДОМ»,

размещённую на фасаде одного из домов на Транспортной улице в Ульяновске. Представители компании пояснили, что данная реклама – стимул для специалистов подрядных организаций, привлечённых на строительство объекта, способный замотивировать подрядчиков качественно выполнять работы. Реклама была размещена самостоятельно, без оформления соответствующих документов.

Комиссия Ульяновского УФАС признала рекламу ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 2 и 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Так, указанная информация содержит все признаки рекламы, указанные в пункте 1 статьи 3 закона о рекламе. Она направлена на неопределённый круг потребителей (контактные номера телефонов, адрес сайта в интернете), соответственно, довод о том, что реклама предназначена только для привлечения внимания подрядных организаций, не был принят во внимание комиссией антимонопольного ведомства. Кроме того, реклама содержит сравнительную характеристику строящегося многоквартирного дома без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имел бы объективное подтверждение.

Ульяновское УФАС выдало ООО «Базис», являющемуся рекламодателем и рекламораспространителем, предписание о необходимости прекращения допущенного нарушения. Компания исполнила предписание антимонопольного органа, убрав из рекламы слова-сравнения.