Тюменские застройщики не поделили слово «европейский»

ФАС И РЕКЛАМА НЕДВИЖИМОСТИ. Подчас рекламируя строящиеся жилые кварталы, коттеджные посёлки и т.п., отдельные девелоперы и строительные компании нарушают требования рекламного законодательства, закона о защите конкуренции, что становится предметом рассмотрения территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России 

 

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Владимирского УФАС рассмотрела дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, возбуждённое в отношении ООО «Специализированный застройщик «Аскона инвест».

Был установлен факт размещения рекламного баннера на конструкции, расположенной во Владимире на перекрёстке Добросельской улицы и Суздальского проспекта, следующего содержания:

«Квартира в Танеево парк – единственный показатель статуса! Застройщик ООО «СЗ Аскона инвест». Проектная декларация на сайте …»

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. В соответствии с постановлением пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несёт ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. При этом при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путём употребления слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной.

Комиссия Владимирского УФАС признала рекламу ООО «Специализированный застройщик «Аскона инвест» ненадлежащей. Обществу выдано предписание о прекращении нарушения норм закона о рекламе.

 

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. ООО «Компания регионстрой» на своём сайте привлекала дольщиков к участию в долевом строительстве застройщика ООО «Стирус», однако, как обнаружило Липецкое УФАС, в информации не было указано, где можно ознакомиться с проектной декларацией. Именно она является ключевым документом, по которому потенциальные дольщики оценивают проект и принимают решение о покупке жилья. В проектной декларации представляется полная информация о компании и, в частности, об инвестиционно-строительном проекте, к которому документ непосредственно и относится. По закону проектная декларация должна быть общедоступной, а в рекламе необходимо указывать ссылку на место или способ ознакомления со сведениями этого документа.

Антимонопольное ведомство признало рекламу ООО «Компания регионстрой» ненадлежащей. Материалы дела переданы должностному лицу Липецкого УФАС для возбуждения административного производства.

 

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ. АО «Дон-строй инвест» оплатило штраф в размере 100 тысяч рублей, наложенный Самарским УФАС по факту нарушения требований рекламного законодательства.

Ранее в отношении общества было возбуждено дело, поводом для которого послужил факт распространения наружной щитовой рекламы ЖК «Фридом» следующего содержания:

«Каждый может – не каждый решится. Квартиры в центре от 6,9 млн рублей»

с изображением жилого дома на Котельнической набережной, Спасской башни Московского Кремля и башен Москва-сити. В рекламе указанного жилого комплекса использовалась также фраза

«Москва. Квартиры в центре…»

Согласно проектной декларации объектом рекламирования является многоквартирный дом, расположенный в Москве (район Хорошево-Мневники, 3-й Силикатный проезд, владение 4, корпус 2).

Сотрудник антимонопольного органа отправили в адрес мэра Москвы и главы управы района Хорошево-Мневники запросы, в ответ на которые получили информацию, что «территорию Центрального административного округа г. Москвы составляют следующие районы: Арбат, Басманный, Замоскворечье, Красносельский, Мещанский, Пресненский, Таганский, Тверской, Хамовники, Якиманка», а «3-й Силикатный проезд расположен в границах района Хорошево-Мневники и относится к территории Северо-Западного административного округа г. Москвы».

Реклама была рассмотрена на заседании экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции, действующего при Самарском УФАС. 75% экспертов согласились с утверждением, что использование в тексте рекламы фразы «Москва. Квартира в центре от 6,9 млн рублей» является  указанием на то, что квартиры находятся в центре Москвы.

Из содержания рекламы у потребителя может сложиться ошибочное представление о расположении ЖК «Фридом» в историческом центре столицы, хотя фактическое расположение объекта – за пределами третьего транспортного кольца.

По результатам рассмотрения и анализа имеющихся документов и сведений Самарское УФАС признало рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 3 статьи 5 закона о рекламе. На общество был наложен штраф в размере 100 тысяч рублей, который оплачен в полном объёме.

 

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Недобросовестно по отношению к своему конкуренту поступило ООО «Специализированный застройщик «К2» – застройщик жилого комплекса «Европейский  берег». Оно использовало в рекламе инфраструктуру Европейского микрорайона, правообладателем которого является застройщик ООО «Брусника». Специализированному застройщику «К2» Тюменское УФАС выдало предупреждение о прекращении нарушения.

С заявлением о недобросовестной конкуренции в управление обратилось ООО «Брусника. Тюмень» – застройщик комплексов многоэтажных жилых домов в микрорайонах «Европейский» и «Видный» в Тюмени. Оно пожаловалось на действия конкурента – ООО «Специализированный застройщик «К2», застройщика жилого комплекса «Европейский  берег». В заявлении ООО «Брусника» указало, что используемое ООО «СЗ «К2» наименование «Европейский берег» сходно до степени смешения с товарным знаком «микрорайон Европейский».

При введении в гражданский оборот ЖК «Европейский берег» в непосредственной близости к «Европейскому микрорайону» правообладатель, ООО «Партнёр инвест» (ООО «Брусника»), использовал часть товарного знака «Европейский», инфраструктуру «Европейского микрорайона» при продвижении на рынке ЖК «Европейский берег». Информация размещалась в рекламных материалах, а именно в статьях в интернете. В результате такие действия ООО«СЗ «К2» вводили в заблуждение потребителей как относительно объектов в ЖК «Европейский берег», так и застройщика этих объектов, создавая восприятие о принадлежности объектов застройщику ООО «Брусника. Тюмень». Введение в заблуждение происходило также в связи с тем, что территория строительства объекта ООО «СЗ «К2» находится в 30 метрах от микрорайона «Европейский», застройщиком которого является заявитель.

Как пояснила заместитель руководителя Тюменского УФАС – начальник отдела контроля за соблюдением законодательства Светлана Марчук, актом недобросовестной конкуренции являются действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении хозяйствующего субъекта и его деятельности.

«В данном случае использование наименования ЖК «Европейский берег» было направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Такие действия противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а также могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам. На первый раз вынесено предупреждение. Теперь компания должна прекратить  использование инфраструктуры «Европейского микрорайона», продвигать ЖК «Европейский берег» на рынке недвижимости как часть «Европейского микрорайона» и иных действий, направленных на получение преимуществ путём прекращения размещения информации (в том числе рекламы) в различных информационных источниках при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащих законодательству»,

– сказала она.

ООО «СЗ «К2» сообщило об исполнении предупреждения в установленный срок.

 

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

УФАС по Ульяновской области возбудило дело в отношении ООО «Специализированный застройщик «Магазин новостроек «Девелопмент» (ООО «СЗ «МН «Девелопмент») по признакам недобросовестной конкуренции.

Управление усмотрело в действиях общества признаки нарушения статьи 14.2 закона о защите конкуренции, что выразилось в распространении недостоверных сведений, способных ввести в заблуждение относительно реализации проекта строительства многоквартирных жилых домов в жилом комплексе «Парк Ушакова» в Ульяновске.

Компании было выдано предупреждение, в соответствии с которым надлежало прекратить распространение информации о реализации проекта строительства многоквартирных домов в жилом комплексе (квартале) «Парк Ушакова» в границах улиц Гоголя, Гусева, Станционной, Садовой, Нахимова и Димитровградского шоссе до внесения изменений в Генеральный план Ульяновска. Указанная информация подлежала корректировке и на сайте компании, а также в единой информационной системе жилищного строительства. Предупреждение Ульяновского УФАС в полном объёме исполнено не было.

«ООО «СЗ «МН «Девелопмент» как застройщик обязано размещать в единой информационной системе жилищного строительства сведения обо всех изменениях в проектной декларации, в том числе о приостановлении, прекращении действия разрешения на строительство, для надлежащего информирования потенциальных клиентов. Обществом такая информация размещена не была, что могло повлиять на выбор потенциальных покупателей застройщика»,

– прокомментировал заместитель руководителя – начальник отдела финансовых рынков и рекламной деятельности Ульяновского УФАС Иван Спиридонов.