Дождь превратил законную рекламу в ненадлежащую

ФАС И РЕКЛАМА ФИНАНСОВЫХ И СТРАХОВЫХ УСЛУГ. Последний месяц выдался урожайным на нарушения рекламного законодательства в денежно-кредитной сфере, так что без работы Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и её территориальные управления (УФАС) не оставались.

 

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Внимание сотрудников Брянского УФАС привлекла реклама предоставления услуг по автострахованию, расположенная на крыльце офисного помещения по проспекту Станке Димитрова в Брянске. Ранее она уже признавалась ненадлежащей, однако после исполнения выданного предписания через небольшой промежуток времени вернулась к своему первоначальному облику…

В рекламе отсутствовала существенная информация: наименование страховой компании, оказывающей страховые услуги (нарушение части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе»). Как выяснилось, рекламодатель – индивидуальный предприниматель (ИП) – разместил прежний рекламный щит потому, что новый, исправленный, испортил… дождь.

Комиссия Брянского УФАС вновь выдала предписание об устранении нарушения. ИП привлечён к административной ответственности.

Также за нарушение требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» комиссия Брянского УФАС признала недостоверной рекламу ООО, предлагающего разные виды страхования (КАСКО, ОСАГО, «зелёная карта» и т.д.)

При рассмотрении дела директор общества пояснил, что разработкой рекламного светового табло и щита занимались сотрудники его компании, которые не указали нужные сведения по незнанию требований закона.

Рекламодателю выдали решение и предписание об устранении выявленного нарушения и за впервые совершённое правонарушение предупредили.

Ещё одно дело комиссия Брянского УФАС рассмотрела в отношении физического лица, разместившего рекламную информацию на «Яндекс.Директе» о предоставлении займов под залог ПТС в одном из ломбардов Брянска. Реклама обещала выдачу займов по привлекательным процентам под залог не самого транспортного средства, а его паспорта, что запрещено в силу ограничений, установленных частью 4 статьи 2 закона «О ломбардах». Реклама признана ненадлежащей.

 

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Вологодское УФАС возбудило дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Монетный дом».

В антимонопольный орган поступило обращение Северо-Западного главного управления ЦБ РФ о том, что на фасаде здания, расположенного на проспекте Строителей, 28а, в Череповце распространялась реклама следующего содержания:

«ООО «Монетный дом» предоставляет микрозаймы гражданам РФ … получение займа 30 минут».

Согласно информации, размещённой на сайте Банка России, сведения об ООО «Монетный дом» 29.09.2017 исключены из госреестра микрофинансовых организаций. В силу части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

 

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Воронежское УФАС рассмотрело дело в отношении ООО «МКК «Капитал-И» по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Ранее по заявлению граждан была проведена проверка на предмет соответствия закону о рекламе распространённой в феврале 2019 года в городе Богучаре Воронежской области информации следующего содержания:

«Выдаем деньги 0,5% ДП «До получки» 0,5% 89036554118».

Реклама размещалась на реверсе монет РФ номиналом 2 рубля. Объектом рекламирования являются предоставляемые компанией «До получки» (ООО «МКК «Капитал-И») денежные займы с процентной ставкой 0,5%. При этом в рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения кредита, что приводит к искажению смысла рекламы и вводит в заблуждение потребителей относительно фактической возможности получения ими финансовой услуги. Кроме того, в рекламе содержится одно условие предоставления ООО «МКК «Капитал-И» денежных займов (процентная ставка), в то время как отсутствуют все остальные, определяющие полную стоимость кредита (займа) условия. Также отсутствует наименование лица, предоставляющего услугу кредита (займа).

Реклама была признана ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, частей 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе». Обществу выданы предписания о прекращении выявленных нарушений. Будет рассмотрен вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Реклама всё того же ООО «МКК «Капитал-И» стала предметом разбирательства и Ивановского УФАС. Управление признало незаконным факт распространения рекламы займов «До получки» в газете «Кинешемец.ру».

Общество настаивало при рассмотрении дела, что под «супервыгодными займами» в рекламе имелась в виду льготная ставка 0,5% в день (182,5%) годовых, которая предоставляется микрокредитной компанией к основному кредитному продукту со ставкой 2% в день (730% годовых) при полном и своевременном погашении займа. Однако при принятии решения антимонопольный орган принял во внимание, что реклама воспринимается потребителем буквально и влияет на его мотивацию при выборе товара.

Согласно толковому словарю слово «выгодный» означает приносящий прибыль, доход,  имеющий преимущества, удобный по своим условиям и др. При этом слово «супервыгодный» усиливает ожидаемые прибыль, доход и преимущества. Кроме того, сотрудники Ивановского УФАС с целью изучения условий предоставления микрозаймов исследовали сайты других МФО. Результаты анализа подтвердили наличие на рынке микрофинансирования различных предложений по финансовым услугам, в том числе займов от 0,5% в день и даже по ставке 0,00% в день с единовременным погашением.

Таким образом в сравнении с иными имеющимися на рынке предложениями рекламируемый заём ООО «МКК «Капитал-И» нельзя назвать «супервыгодным». Реклама была признана незаконной и нарушающей требования пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе. Рекламодателю выдано предписание об устранении нарушения. Кроме того, микрокредитная компания будет привлечена к административной ответственности.

 

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА. В УФАС по КБР поступило обращение Южного главного управления Центрального банка РФ о том, что в Нальчике на одном из остановочных комплексов размещена наружная реклама микрокредитной компании с признаками нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заёмщика и влияющие на неё. Сотрудники УФАС по КБР выезжали на указанное место и зафиксировали данную рекламу микрокредитной компании. Было возбуждено дело по признакам нарушения закона о рекламе.

На основании представленных документов комиссия УФАС по КБР признала микрокредитную компанию нарушившей часть 3 статьи 28 закона о рекламе. Ей выдано предписание. Материалы дела переданы должностному лицу управления для возбуждения административного производства.

 

МОСКВА. Комиссия ФАС России признала рекламу страхового продукта ООО «СК «ВТБ страхование», распространявшуюся в отделениях ПАО «Банк ВТБ» в августе – ноябре 2018 года, нарушающей пункт 6 статьи 6 закона о рекламе.

В ведомство с жалобой на спорную рекламу обратился гражданин. В ней содержалась надпись

«Могу всё!+. Страхование здоровья детей старше 1 года и младше 18 лет»,

а также изображение ребёнка, идущего по верхней перекладине качелей. В рекламе несовершеннолетний показан в опасной ситуации, побуждающей к совершению действий, которые представляют угрозу его жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Отметим, что реклама прошла оценку экспертного совета по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции при ФАС России: члены совета отметили, что выражение «Могу всё!» в спорной рекламе воспринимается как утверждение о возможности совершения ребёнком любых действий, в том числе опасных для его здоровья.

Таким образом дальнейшее распространение печатного материала могло повлечь за собой угрозу жизням и здоровью детей, которые решили бы повторить действия героя рекламы.

Рекламодателю ненадлежащей рекламы – ООО «СК «ВТБ страхование» – выдано предписание об устранении нарушения. Материалы переданы для возбуждения дела об административном правонарушении. Компании грозит штраф от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Московское УФАС возбудило дело в отношении онлайн-сервиса туристических страховок Cherehapa по заявлению «Росгосстраха». Компания обвиняется в нарушении закона о рекламе.

Cherehapa распространяла в «Яндексе» рекламу покупки онлайн туристического страхового полиса «Росгосстраха». Ведомство усмотрело в действиях онлайн-сервиса признаки распространения недостоверной рекламы, которая могла ввести потребителей в заблуждение относительно продавца рекламируемого товара. Также у Cherehapa отсутствовали права на использование товарного знака «Росгосстраха». Страховая компания подтвердила Московскому УФАС, что у неё нет договора с Cherehapa на распространение своей страховки.

Рассмотрение дела назначено на 5 июня. Если Cherehapa будет признана виновной, компании грозит штраф до 500 тысяч рублей.

Ещё одно дело Московское УФАС возбудило дело в отношении банка «Открытие». Банк распространял смс с предложением взять 2 млн рублей в кредит под 13% на специальных условиях в любом офисе банка «Открытие». При этом в рекламе отсутствовала часть существенной информации об услуге и условиях её приобретения. Также в рекламе финансовых услуг должно содержаться наименование банка, осуществляющего предоставление услуги.

Ведомство напоминает, что если в рекламе кредита содержится хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, а в данном случае «Открытие» указало процентную ставку, то в рекламе должны содержаться также все остальные условия предоставления кредита. По информации, предоставленной банком, таких условий было существенно больше.

В рекламе банка «Открытие» Московское УФАС обнаружило признаки нарушения трёх положений закона о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 12 июня. В случае, если нарушение будет доказано, то банку «Открытие» грозит штраф до 800 тысяч рублей.

 

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ. По результатам рассмотрения административного дела Самарское УФАС выдало должностному лицу КПК «Народная сила» предупреждение. Ранее в действиях кооператива было выявлено нарушение закона о рекламе, а именно: пункта 2 части 3, пункта 2 части 5 и части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 закона о рекламе.

В декабре 2018 года в отношении кооператива «Народна сила» было возбуждено дело по признакам нарушения требований рекламного законодательства. Поводом послужил факт размещения рекламы следующего содержания:

«Потребительские займы – Автозаймы – Помощь в получении ипотеки – Мы состоим в одном из крупнейших СРО России – Выдаем Страховое свидетельство каждому пайщику – Выплата процентов ежемесячно. 13,5% КПК «Народная сила», доход на ваши сбережения – Ваши средства застрахованы на всю сумму – Мы под контролем Центробанка и Росфинмониторинга, специальные предложения для пенсионеров».

Пункт 3 части 1 статьи 1 закона о кредитной кооперации определяет, что кредитный потребительский кооператив – это добровольное объединение физических или юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному или иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива.

В тексте рекламы отсутствовала информация об условиях предоставления процентной ставки в 13,5%, информация о лице, оказывающем страховую услугу. Согласно части 1 статьи 28 рекламного законодательства реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Реклама, распространяемая кооперативом «Народная сила», была признана ненадлежащей и нарушающей требования действующего законодательства. Кооперативу было предписано устранить выявленные нарушения рекламного законодательства. Должностному лицу было выдано предупреждение.

 

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

УФАС по Ульяновской области возбудило дело по признакам распространения ненадлежащей рекламы финансовых услуг.

При контроле соблюдения рекламного законодательства управление установило факт распространения в одном из номеров газеты «Сельская правда» рекламы услуг по предоставлению займов, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и частей 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»: в ней приведены не все условия, определяющие полную стоимость займов. Кроме того, в одном случае условия предоставления займа напечатаны мелким, нечитаемым для потребителя шрифтом, а во втором рекламном объявлении полностью отсутствуют условия предоставления займа. Данная информация является существенной для потребителя, её отсутствие вводит его в заблуждение. Также в рекламе указано неполное наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов.