Предпринимателя, предлагающего «самые красивые шары», накажут

ФАС И РЕКЛАМА. В ряде российских областей территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) выявили очередные факты нарушения требования закона о рекламе, связанные с использованием без достаточных оснований таких слов и словосочетаний, как «лучший», «первый», «номер один», «единственный» и т.п.

 

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Воронежское УФАС рассмотрело дело об административном правонарушении в отношении распространителя ненадлежащей рекламы – пиццерии Cuba.

Ранее по заявлению гражданина была проверена на соответствие закону о рекламе следующая информация:

«Пицца КУБА | Воронеж Рекламная запись 12+ Доставим 1кг космической пиццы всего за 500 рублей Для самых голодных привезем пиццу 1.5кг всего за 600 рублей *Цена включает в себя стоимость доставки в г. Воронеж ПИЦЦА 1кг 500 руб. PIZZERIA CUBA ЛУЧШАЯ доставка пиццы в мире! да-да ;) ул. Ипподромная, 4а 222-16-16»,

распространявшаяся в июле 2018 года в интернете. В рекламе для характеристики объектов рекламирования использовано слово «лучший» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение, что нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Также в рекламе при указании дистанционного способа продажи реализуемой пиццерией продукции (доставка) отсутствуют сведения о продавце таких товаров, что противоречит статье 8 ФЗ «О рекламе».

Реклама пиццерии Cuba признана ненадлежащей. Виновное лицо привлечено к административной ответственности.

В рамках ранее возбуждённого Воронежским УФАС дела в отношении ООО «Центральный рынок» СПОК «СРКР «Центральный» привлечено к рассмотрению этого дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

Управление в ходе мониторинга рекламы выявило факт распространения следующей информации:

«ТОРГОВЛЯ РОССИИ 2018 «Лучший розничный рынок России 2018» конкурс «Торговля России 2018»,

размещённой над входной группой ТЦ «Центральный рынок» (Воронеж, Пушкинская улица, 8). Здесь, как и в предыдущем случае, в рекламе использовано без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, слово «лучший», что запрещено (см. пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»).

Возможными  рекламодателями являются ООО «Центральный рынок» и СПОК «СРКР «Центральный», так как оба хозяйствующих субъекта осуществляют деятельность в ТЦ «Центральный рынок». Дело назначено к рассмотрению 14 марта.

 

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Оренбургское УФАС рассмотрело дело, возбуждённое по результатам рассмотрения обращения управления по размещению наружной рекламы и объектов наружной информации администрации Оренбурга, в отношении одного из индивидуальных предпринимателей (ИП).

Установлено, что по адресу: Оренбург, улица 70 лет ВЛКСМ, 16, расположена наружная конструкция с информацией «самые красивые шары», которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Выражение «самые красивые шары» не сопровождается подтверждением того, что шары у данного продавца «самые красивые», а именно: не приведено какого-либо критерия, по которому осуществлялось такое сравнение, в рекламе не указана причина, по которой необходимо выбирать именно их.

Оренбургское УФАС признало рекламу недобросовестной, то есть не соответствующей закону о рекламе в связи с содержанием некорректных сравнений. Решается вопрос о возбуждении дела в отношении ИП по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Также Оренбургское УФАС рассмотрело заявление ООО «Водолей» («Аптека на Советской»), разместившего рекламную конструкцию с содержанием:

«Бронируй! АptekaNaSovetskoy.ru. Забери! Без очереди в отельном кассовом окне»,

на действия ООО «Вита плюс», расположенного в смежном помещении и разместившего над вышеуказанной конструкцией свою рекламу следующего содержания:

«Дешёвая аптека Вита. Зачем бронировать, когда можно купить дешевле! Достаточно один раз сравнить цены».

Установлено, что использованное в рекламе словосочетание «зачем бронировать, когда можно купить дешевле! Достаточно один раз сравнить цены!» предполагает, что рекламируемые таким способом услуги должны быть востребованы со стороны потребителей с точки зрения их более низкой цены.

На основании проведённого анализа Оренбургское УФАС вынесло определение о возбуждении производство по делу по признакам нарушения требований, установленных пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (недобросовестная реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством).

 

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

В Ульяновское УФАС поступила информация об оплате штрафа в размере 2 тысяч рублей физическим лицом, наказанного за нарушение требований закона о рекламе.

Ранее антимонопольный орган признал ненадлежащей рекламу следующего содержания:

«Лучше чем александрийские двери!/***.ru»,

распространявшуюся посредством системы «Яндекс.Директ», поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Ульяновское УФАС установило рекламодателя, разместившего недостоверную рекламу.  Это физическое лицо. За указанное нарушение предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой физическому лицу назначен штраф в размере 2 тысяч рублей. 

 

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Челябинское УФАС возбудило дело по факту распространения в Челябинске наружной рекламы ООО «Вэладент-юниор» со сведениями:

«Единственная* детская стоматология Вэладент Junior** центр современной стоматологии … среди клиник «Вэладент» ** Юниор».

С заявлениями с просьбой о проведении проверки по данному факту в антимонопольную службу обратились гражданин и юридическое лицо. Специалисты Челябинского УФАС установили, что рекламная конструкция (растяжка) с указанными сведениями располагается над проезжей частью по улице Доватора. По предварительным данным, в сравнении с основным текстом шрифт сведений «*среди клиник «Вэладент» является мелким и нечитаемым. Такой размер шрифта не позволяет потребителю прочитать текст, тем более что растяжка находится на высоте нескольких метров над проезжей частью. Присутствующие в рекламе сведения («единственная») могут создать впечатление о том, что стоматологическая клиника с коммерческим обозначением «Вэладент Junior» – единственная детская стоматология. Соответственно, потребитель может быть введён в заблуждение.

Если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт, цветовая гамма и т.п.), и это обстоятельство приводит к искажению её смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.

Стоит также отметить, что большинство участников заседания экспертного совета по рекламе при Челябинском УФАС в ходе проведённого опроса указали на трудности прочтения сведений «*среди клиник «Вэладент».

В связи с этим реклама услуг стоматологической клиники с коммерческим обозначением «Вэладент Junior» содержит признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 закона о рекламе: недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.