С рекламными листовками, сделанными по образу официальных уведомлений, будьте осторожнее

ФАС И РЕКЛАМА. Территориальные управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России выявили очередные нарушения законов о рекламе и о защите конкуренции в сферах ЖКХ и недвижимости.

 

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Волгоградское УФАС вынесло решение по факту недобросовестного приобретения и использования компанией своего фирменного наименования.

Дело было возбуждено по заявлению физического лица. Заявитель указал, что ООО «ЭнергоНадзор» распространяет в подъездах многоквартирных домов рекламные листовки под видом уведомлений, а также осуществляет поквартирные обходы с требованием срочно произвести замену индивидуальных счётчиков электроэнергии. Представители общества также указывали, что «ЭнергоНадзор» якобы имеет заключённое соглашение с ПАО «Волгоградэнергосбыт» на поверку счётчиков.

Антимонопольный орган усмотрел в действиях компании признаки недобрососветной конкуренции (статья 14.4 закона о защите конкуренции), которые выразились в регистрации юридического лица с фирменным наименованием «ЭнергоНадзор» и его последующем использовании в хозяйственной деятельности.

В дело было привлечено ПАО «Волгоградэнергосбыт». Оно опровергло сведения о заключённом соглашении с обществом и указало, что не только с ООО «ЭнергоНадзор», но и с иными организациями не заключались никакие соглашения на поверку и замену счётчиков.

Объяснения представителей ООО «ЭнергоНадзор» по поводу выбора наименования общества звучали неубедительно: под словом «энерго» подразумевалась сфера деятельности организации, а слово «надзор» имело косвенное значение, так как данная организация фактически пытается отслеживать со своей стороны нарушения законодательства.

Активное участие в деле принял заявитель, возмущённый агрессивной формой подачи рекламы: поквартирный обход, использование удостоверений, осмотр счётчика, категоричный утвердительный ответ на вопрос, являетесь ли вы надзором, угрозы передать документы «куда следует» и т.п.

Волгоградское УФАС пришло к выводу, что обозначение «Энергнадзор», использованное в фирменном наименовании общества, вызывает стойкую ассоциацию потребителей с участием государства в деятельности данной организации, вызывает большее доверие к ней, а также создаёт ложное впечатление об обязательности осуществляемых обществом мероприятий, что вводит в заблуждение потребителей и приносит его обладателю недопустимые конкурентные преимущества.

В ходе рассмотрения дела общество добровольно устранило нарушение, сменив своё  наименование на ООО «Энергоучёт», в связи с чем предписание ему не выдавалось. Тем не менее в отношении компании будет возбуждено административное производство по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

«Данное дело стало уже девятым делом нашего управления, возбуждённым по фактам недобросовестного приобретения наименования организации, которое выбрано с целью создания ложного впечатления о причастности фирмы к неким государственным или муниципальным органам власти или предприятиям. Мы видим тревожную тенденцию в том, что данные организации свободно и беспрепятственно проходят государственную регистрацию своих громких и вводящих в заблуждение наименований»,

– отметила заместитель руководителя Волгоградского УФАС Ирина Никуйко.

 

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Вологодское УФАС признало ООО «Управдом гарант» нарушившим часть 10.3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», согласно которой не допускается размещение рекламы на платёжных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

Дело было возбуждено по заявлению жительницы Череповца, сообщившей о размещении рекламы на оборотной стороне платёжных документов за июль 2018 года. Комиссия Вологодского УФАС выдала управляющей компании предписание об устранении нарушения. Материалы дела направлены должностному лицу управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.  

 

ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Омское УФАС признало рекламу ООО «МЛСН» следующего содержания:

«Жилой комплекс, Фрегат Омск, Кировский район, ул. 4-я Островская, 43 … Застройщик Сибэлектромонтаж ООО»; «Жилой комплекс, На Любинской Омск, Кировский район, 3-я Любинская 28 а стр. … Застройщик ООО «Любинская 3-26»

ненадлежащей, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Дело было возбуждено по материалам прокуратуры Кировского административного округа Омска по факту распространения на сайте www.mlsn.ru недостоверной информации о строящихся домах в жилых комплексах «Фрегат» и «На Любинской» в части наименования застройщиков жилых комплексов – ООО «Сибэлектромонтаж» и

ООО «Любинская 3-26». Фактически застройщиком ЖК «Фрегат» является ЖСК «Фрегат», а ЖК «На Любинской» – ЖСК «Надёжный». Это следует из разрешений на строительство, выданных департаментом архитектуры и градостроительства администрации Омска.

По итогам рассмотрения дела предписание ООО «МЛСН» не выдавалось в связи с устранением нарушений. Одновременно принято решение материалы передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении.

Омское УФАС привлекло должностных лиц ООО «ФИЦ» и ООО «Форсаж» к административной ответственности за нарушение требований законодательства о рекламе.

Ранее прокуратура провела проверку исполнения законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов. Она показала, что данные организации строят многоквартирные дома с привлечением денежных средств граждан – участников долевого строительства. Частью 7 статьи 28 закона о рекламе установлено требование, что реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Рекламные носители, однако, этих сведений не содержали.

Ответственность за такое нарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Руководители ООО «ФИЦ» и ООО «Форсаж» признаны виновными в совершении административного правонарушения и им назначены наказания в виде предупреждения.

 

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Реклама объекта «Новая Самара» признана Самарским УФАС ненадлежащей и нарушающей требования действующего законодательства.

Ранее в отношении ООО «Финстрой» и ООО «ДСВ» было возбуждено дело по признакам нарушения требований закона о рекламе. Поводом послужил рекламный баннер следующего содержания:

«Новая Самара. Добро пожаловать домой. Ипотека 4,6%. Успей до 1 ноября»,

на котором основные условия приобретения финансовой услуги указаны в виде сноски и очень мелким шрифтом, хотя информация о финансовой услуге и об условиях её предоставления имеет определяющее значение для потенциального потребителя рекламируемых услуг. В соответствии с частью 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама банковских, страховых и финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из этих условий.

ООО «Финстрой» было признано нарушившим части 1, 2 и 3 статьи 28, пункт 2 части 3 и часть 7 статьи 5 закона о рекламе. В действиях ООО «ДСВ» установлено нарушение части 1 статьи 28. Материалы переданы должностному лицу Самарского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.

Комиссия Самарского УФАС признала рекламу, распространяемую ООО «Средневолжская землеустроительная компания», нарушающей требования закона о рекламе.

Ранее в отношении общества было возбуждено дело по признакам нарушения требований рекламного законодательства. Речь идёт о баннере на пересечении Московского шоссе и улицы Димитрова в Самаре следующего содержания:

«Хорошо тому, кто в своем дому. Оформление самовольных построек» (далее была указана контактная информация).

В соответствии с частью 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территорий, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

Согласно части 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. У потребителей данной рекламы могло  сложиться ошибочное представление о процедуре оформления самовольной постройки. Приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями действующего законодательства – это комплекс мер длительного характера, который требует существенных финансовых и временных затрат. Так, право собственности на самовольную постройку может быть признано в административном или судебном порядке. Административный порядок предполагает обращение  физического лица в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом документов. В случае невозможности оформления самовольной постройки в досудебном порядке и после получения соответствующего отказа физическое лицо может обратиться в суд.

По результатам рассмотрения материалов дела в действиях ООО «Средневолжская землеустроительная компания» было установлено нарушение части 7 статьи 5 закона о рекламе. Материалы переданы должностному лицу Самарского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении административного  дела.

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Свердловское УФАС признало рекламу «Городского центра учёта водопотребления» ненадлежащей.

Основанием к возбуждению дела явилось заявление физического лица, перенаправленное из ФАС России, с жалобой на ненадлежащие рекламные листовки. Заявитель в своём обращении указал, что 20.06.2018 по почтовым ящикам жителей дома в Екатеринбурге были распространены рекламные листовки «Городского центра учёта водопотребления», сделанные по образу официальных уведомлений от организаций в сфере ЖКХ. Согласно части 7 статьи 5 закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Ответственность за нарушение части 7 статьи 5 несёт рекламодатель. Свердловское УФАС установило, что им является ИП Крылова К.А.

Антимонопольный орган признал рекламу «Городского центра учёта водопотребления» ненадлежащей, нарушающей требования части 7 статьи 5, поскольку сходство рекламных листовок с извещениями ресурсоснабжающих организаций и отсутствие указания на организационно-правовую форму лица, оказывающего услуги по метрологической поверке приборов учёта воды, искажает смысл рекламной информации и вводит потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования путём формирования у потребителя обязанности поверки приборов учёта воды только у организации с наименованием «Городской центр учёта водопотребления».

 

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Ульяновское УФАС получило от ООО «Центр недвижимости» информацию об исполнении предупреждения антимонопольного органа, выданного по признакам осуществления обществом недобросовестной конкуренции (статья 14.2 закона о защите конкуренции).

Специалисты Ульяновского УФАС установили факт распространения ООО «Центр недвижимости» на сайте: http://ec***e.ru/ в разделе «Новостройки» информации о продаже квартир в строящемся доме, расположенном в р.п. Ишеевка Ульяновской области:

«Все квартиры новостройки мы продаем по цене застройщика, так как являемся официальным агентом застройщика по договору».

Ранее в ходе рассмотрения антимонопольным органом дела об административном правонарушении в отношении застройщика указанного дом было установлено, что застройщик договорных отношений с ООО «Центр недвижимости» не имеет. Это общество продаёт квартиры, принадлежащие физлицу, на основании договора поручения.

Распространение недостоверных сведений («официальный агент застройщика по договору»), способных ввести в заблуждение, создающих впечатление, что все квартиры-новостройки, представленные на сайте, продаются от застройщика, и привело к выдаче ООО «Центр недвижимости» предупреждения. Компания прекратила распространение указанной информации на сайте.

 

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА. Комиссия УФАС по Чувашской Республике рассмотрела заявления граждан и признала ООО «Вертикаль» нарушившим пункты 1 и 20 части 3, часть 10.3 статьи 5 закона о рекламе.

Общество распространяло на квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг за октябрь 2018 года многоквартирного жилого дома №15 по улице Мате Залка в Чебоксарах информацию следующего содержания:

«…Просим поверить счетчики с истекшим сроком поверки в ООО «Гидродинамика – Поволжье» тел. 68-06-99 …»,

которое данной деятельностью не занимается, то есть распространяло ненадлежащую рекламу. Кроме того, действующее законодательство о рекламе запрещает рекламу в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Согласно предписанию антимонопольного органа обществу необходимо прекратить распространение ненадлежащей рекламы. Материалы также переданы должностному лицу Чувашского УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении.