Вне закона, вне конкуренции

Ульяновские чиновники и представители бизнеса стали чаще нарушать антимонопольное законодательство.

В ульяновском управлении ФАС подвели итоги работы за 2017 год и отметили любопытную тенденцию: при общем снижении количества жалоб число нарушений увеличилось более чем в два раза. Грешили все - и чиновники, и представители бизнеса. Первые оступились 47 раз, вторые - 55.

7 садиков - 7 уголовных дел

О самых громких делах минувшего года «Комсомолка» писала уже не раз. Вспомним, к примеру, ситуацию с детскими садами, здания которых строились или приобретались районами без торгов, причем в некоторых случаях учреждения для дошколят возводились из бэушных материалов, а в Карсуне так и вовсе новый детсад являлся пристроем к зданию, где прежде хранилась сельскохозяйственная химия. Это, похоже, ничуть не смущало ни районные власти, у которых все происходило под носом, ни представителей Минобрнауки, выделяющих на это безобразие десятки миллионов бюджетных рублей. Впрочем, антимонопольщиков больше интересовала другая сторона вопроса, а именно, соблюдение (а в данном случае, несоблюдение) закона о контрактной системе, вылившееся в итоге сразу в несколько нарушений. Во-первых, отказавшись от установленных законом конкурентных процедур, власти не дали возможности другим строительным компаниям претендовать на получение контракта. Во-вторых, если при проведении торгов первоначальная цена контракта обычно снижается (что немаловажно, когда речь идет о бюджетных деньгах), то в нашем случае за садики было заплачено по полной, то есть по 40 с лишним миллионов за каждый. Нарушения, допущенные при строительстве семи детских садов в пяти районах области, оказались настолько вопиющими, что стали причиной возбуждения семи уголовных дел. Статья «превышение должностных полномочий», которая вменяется фигурирующим в них должностным лицам, - предусматривает до 4 лет лишения свободы. Что касается нарушений антимонопольного законодательства, то по ним было наложено 17 штрафов - как на чиновников районных администраций и регионального министерства образования, так и на строительные организации.

- Признаки нарушений целого ряда федеральных законов, обнаруженные специалистами ульяновского управления ФАС во время плановой проверки администрации одного из районов, привели к возбуждению антимонопольных, а затем и уголовных дел. В данном случае мы имеем яркий пример успешного взаимодействия антимонопольной службы и правоохранительных органов, - отметил руководитель управления ФАС по Ульяновской области Геннадий Спирчагов.

Смешали в кучу - стройку, мебель…

К слову, огрехи, хоть и не такие серьезные, год назад были обнаружены и при строительстве одной их ульяновских школ. Суть нарушения заключалась в том, что при проведении аукциона на возведение общеобразовательного учреждения в закупку были включены такие не связанные со строительством и друг с другом вещи, как поставка мебели, электронного, медицинского оборудования и т.п. Все это существенно ограничивало число участников торгов и противоречило законодательству. После того, как на допущенное нарушение указали сотрудники УФАС, заказчик внес в аукционную документацию необходимые поправки и продлил сроки приема заявок, как этого требует закон о контрактной системе.

Не очень дружили с антимонопольным законодательством и дорожники, правда, было это в теперь уже далеком 2015 году. Речь идет о договоре субподряда, заключенном МБУ «Дорремстрой» с компанией «Ульяновсктрансстрой» и предусматривающем ремонт улицы Гончарова, площади 30-летия Победы и прилегающих к ним дворовых территорий. Контракт был отдан подрядчику без торгов, что запрещено законом, если только сумма оного не превышает ста тысяч рублей. В данном же случае речь шла о 45 миллионах! Нарушение, выявленное антимонопольщиками, обернулось для виновных штрафными санкциями. Подрядчик попытался было обжаловать постановление ФАС в судебном порядке, но тщетно - суды трех инстанций признали постановление справедливым.

Что еще

Попадались ульяновские компании и на нарушении закона о рекламе. Так, одна из местных фирм рекламировала на своем сайте услуги диетолога, хотя оказывать оные она не имела права, поскольку лицензии на это у нее попросту не было. Да и по указанному адресу вместо разрекламированного Центра снижения веса находилась некая клиника, зарегистрированная аж в Новосибирске. В итоге УФАС запретило ей рекламировать услуги диетолога, а когда та попыталась решение антимонопольщиков обжаловать, суд ее не поддержал.