Строили коттедж – получился садик?

Строительство детских садов – дело благородное, но лишь в том случае, если оно следует букве закона и отвечает интересам своих маленьких посетителей. К сожалению, в последнее время так бывает далеко не всегда – во всяком случае, в нашем регионе. Так, сотрудники ульяновского управления ФАС насчитали по области семь детских садов, которые строились неизвестно кем, неизвестно как и при этом приобретались районами без торгов.

Садик почем?

Для любой компании, работающей на рынке гражданского строительства, возведение сельского детского сада – вопрос нескольких месяцев – имеются проекты, опыта не занимать. Вот только в их услугах, похоже, никто особо не нуждается – районные власти, как выяснилось, предпочитают действовать иначе – просто выкупать у местных предпринимателей, а то и обычных физлиц уже имеющиеся строения, которые удивительным образом оказываются подходящими для размещения в них дошкольных организаций. Впрочем, «подходящими» – это громко сказано – тот факт, что в здании есть помещение под столовую и необходимых размеров туалет, мало о чем говорит, когда отсутствует строительная документация и остается загадкой, из чего здание строили и есть ли под коробкой фундамент. И на такие вот строения (сомнительного качества и, возможно, небезопасные для малышей) уходили серьезные деньги – по 40 с лишним миллионов рублей за каждое. Именно в такую сумму оценивали здания нанятые владельцами специалисты, и чиновники регионального Минобра без лишних вопросов давали добро на перечисление этих денег районам.

Как рассказал на недавней пресс-конференции руководитель ульяновского управления ФАС Геннадий Спирчагов, ведомство навело справки и выяснило, что строительство детских садов, аналогичных тем, что возвели в «нехороших» районах, обходится обычно в 25–30 миллионов рублей, и это при гарантированном наличии документов, соблюдении всех строительных норм и правил. Если независимая экспертиза покажет, что своих сорока миллионов купленные здания не стоят, то всем участникам схемы придется несладко. Впрочем, неприятности для них уже начались – одного факта, что здания были приобретены без торгов, хватило, чтобы за нарушение закона о контрактной системе и антимонопольного законодательства оштрафовать всех виновных. Суммы небольшие – от 20 до 50 тысяч, но и их махинаторы пытались оспорить. Тщетно - суды подтвердили правоту ФАС.

Впрочем, сложившуюся тенденцию это особо не переломило – в Ишеевке, например, как ни в чем не бывало продолжается строительство детского сада и ФОКа, где при определении подрядчиков власти опять-таки не стали утруждать себя организацией торгов.

Договорились?

Ну а «законодателем мод» в этом деле можно считать Сурский район, уже известный своим на удивление вольным пониманием законов (уж простите за каламбур). Напомним, именно здесь разгорелся скандал со строительством четырех поселковых газопроводов, стоивший должности главе районной администрации Александру Панчайкину.

То, что сурские власти изрядно нахимичили и при покупке здания под детский сад, обнаружилось в ходе проверки специалистами ФАС. Да, строение покупалось без торгов, у частного лица, но это, как оказалось, еще полбеды – никаких строительных документов (ни чеков, ни сертификатов) бывший владелец так и не предъявил: строил, мол, для себя дом, собирался там жить, потом что-то не срослось – решил продать району под садик. Впоследствии выяснится: здание возводили гости одной из среднеазиатских республик, а в качестве строительного материала использовались осколки кирпича от старой конюшни. В общем, вопрос о сертификатах и прочих документах отпал сам собой. При этом нанятый «эксперт» оценил сей архитектурный шедевр в 42 с лишним миллиона рублей, и ответственные лица Минобра эти деньги району дали.

КСТАТИ

Впоследствии аналогичные факты (правда, теперь уже не столь вопиющие) были вскрыты в Карсунском, Новомалыклинском, Тереньгульском, Николаевском и Ульяновском районах. В отношении решений УФАС суд свое слово сказал. Теперь дело за правоохранительными органами – все имеющиеся по делу материалы они уже получили. Если факт сговора между участниками детсадовских «операций» будет доказан, то виновным светит уголовное преследование.

СВЕТЛАНА ЧЕРНЫШОВА