Капремонт в Ульяновской области забуксовал и встал в режим ожидания

Одной из главных тем недели в регионе стала повторная отмена антимонопольной службой отбора подрядных организаций для осуществления капремонта жилых домов в 2017 году.

В июне этого года Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области, отвечающий за сбор и распределение средств на капитальный ремонт жилья, решил провести отбор подрядчиков на 2017 год. Однако областное управление Федеральной антимонопольной службы сочло, что  процедура, проводимая в предлагаемом виде, нарушает закон. 

Потенциальные участники отбора пожаловались тогда в УФАС на чрезмерное укрупнение лотов отбора, которые включали в себя технически и территориально не связанные между собой работы. Ещё одна претензия касалась требования о наличии на счетах участников отбора суммы, соответствующей 70% стоимости лота. Эти условия антимонопльщики посчитали дискриминационными по отношению к небольшим компаниям и отменили отбор.

В июле была начата повторная процедура, условия которой практически ничем не отличались от первого её варианта. УФАС и в этот раз по жалобе отменило отбор. Директор фонда Нина Сидоранова была во второй раз привлечена к административной ответственности. Но это совсем не помешало ей сразу же после второй отмены начать процедуру в третий раз. 

Такое упорство регионального оператора капремонта вновь оживило публичную дискуссию о сути и проблемах этого общественного института.

Ещё на стадии формирования областная система капитального ремонта подверглась в Ульяновске серьёзной критике. Местный юрист Константин Толкачёв  сначала пытался доказать, что областной закон о капремонте – это фундамент для построения финансовой пирамиды в этой сфере. 

Затем он обжаловал  в областном суде постановление регионального правительства, утверждавшее программу капремонта многоквартирных домов на 2014-2044 годы, как нарушающее требования закона о порядке очерёдности ремонта. Отмена программы могла стать опасным прецедентом в рамках всей страны, поэтому на Толкачёва тогда было оказано беспрецедентное давление со стороны областных властей, и суд был сорван.

На протяжении двух лет действия программы к ней, по сути, предъявляется одна и та же претензия со стороны критиков – неэффективность использования средств «общего котла».


«Ни один хозяин свои деньги так тратить не будет, а общественные деньги, видимо, так «транжирить» пытаются», – оценил ситуацию Константин Толкачёв, комментируя для ИА «Кремлёвская пресса» отмену конкурсного отбора: «Очевидно, главной задачей было потратить средства, причем это уже не первая попытка действий такого рода».


На это, по мнению эксперта, указывают также и столь ранние сроки отбора для работ, которые будут проводиться только в следующем году.

Областные СМИ, подконтрольные региональному правительству, настаивают на успехах программы капитального ремонта, которая в этом году рассчитана на 613 миллионов рублей. 

«В рамках утверждённого главой региона Сергеем Морозовым краткосрочно плана капремонта в текущем году должны быть обновлены 286 домов, в которых запланировано выполнить около 800 отдельных видов работ. Они будут оплачены из накоплений собственников области на общем счёте регионального оператора», – рассказала местным журналистам глава Фонда модернизации ЖКХ Нина Сидоранова.


Половина работ, по её словам, уже выполнена, и жители остались очень довольны проведённым ремонтом. 

По мнению правительственных СМИ, программа капремонта – это дар для жителей домов, которые не ремонтировались несколько десятилетий и требуют серьёзных финансовых вложений. Власти через СМИ гарантируют строгий контроль за качеством проводимых работ. 

Лично врио губернатора Сергей Морозов держит вопрос в поле своего внимания. А, согласно постановлению правительства области, контроль за ходом работ выполняют независимые от подрядчика специализированные организации. Они отбираются на основании конкурсов и участвуют в приёмке выполненных работ. К проверкам также подключена и общественность  из Общественной палаты, ОНФ, Школы грамотного потребителя и сами собственники.

Нельзя сказать о столь же отлаженном контроле на начальной стадии распределения средств из «общего котла» Фонда. Претензии к Нине Сидорановой на слушаниях в УФАС и в Заксобрании Ульяновской области заключались в отсутствии у Фонда проектно-сметной документации на проводимые работы. 

Сидоранова переложила ответственность за это на муниципалитеты, которые не имеют возможности привлекать специалистов при составлении заявок. В итоге ПСД составляют сами строители уже по итогам прохождения отбора.

Председатель комитета ЗСО Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев считает, что причиной всему являются изъяны законодательства:


«При оценке многоквартирного дома нужно оценить состояние, в котором находятся все конструкции дома. Кто должен это делать? По Жилищному Кодексу – собственник. В случае «общего котла» нет конкретной ответственности. Всё происходит опосредованно. За определение состояния дома, виды работ, сметы люди не отвечают непосредственно. Опосредованно ответственен  муниципалитет, который передавал эти сведения в фонд. Сказать, кто не досчитал – невозможно".


По мнению Антонцева, фонд оперирует теми цифрами и фактами, которые ему предоставили, поэтому составить программу капремонта с полным объемом работ и их оценкой очень сложно. 

"Управляющая компания юридически исключена из этого процесса, если она не становится владельцем спецсчета, что в Ульяновской области только начинается. Фонд включает эти работы в торги, и у заказчика возникают претензии: он не видит объем работ и не может их оценить. В итоге получаем торги, которые можно оспаривать бесконечно»,- заявил депутат.  


После первой отмены отбора подрядчиков на 2017 год в Фонде модернизации ЖКХ внесли определённые изменения в документацию: в ней появились перечни видов работ, которые должен выполнить подрядчик. 

Заместитель директора – начальник отдела реформирования ЖКХ Фонда модернизации ЖКХ Ульяновской области Иван Карсаков заявил ИА «Кремлёвская пресса», что «на основании заключений УФАС все предписания выполняются». Других комментариев получить от представителей Фонда не удалось.

Константин Толкачёв пояснил суть претензий, касающихся ПСД:

«В аукционной документации отсутствовала проектно-сметная документация, дефектные ведомости, что является обоснованием проведения данного вида работ, объемов и стоимости работ. Региональный оператор не установил требование к объему выполняемых работ, а также объединил в лотах ремонтные и проектные работы, которые функционально и технологически не связаны между собой. Если предельно упростить юридические аспекты, то можно говорить о том, что Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области решил потратить собранные деньги собственников, не указывая какие работы надо провести и в каком объеме».  


На вопрос о том, что нужно изменить в законодательстве, Толкачёв, по сути, поддержал простое предложение выделить составление ПСД в отдельный лот: 

«Все нормы указывают, что нужно делать, но практически не указывают как. Надо научиться прописывать на региональном уровне правовые нормы, которые не позволят «уводить» и без того с трудом собираемые деньги. Как минимум, прежде чем заказывать ремонтные работы, надо определять, какие именно работы необходимы и в каком объеме. А то получается какой-то грустный анекдот: деньги заплачены, а что и в каком объеме за эти деньги должны сделать подрядчики не определено».


Изменения в федеральном законодательстве уже сделаны. С 1 октября этого года для определения подрядчиков капремонта предписывается проводить торги только в форме электронных аукционов, главным критерием которых будет цена, следовательно, обязательным будет и проектно-сметная документация, составленная на основании технического обследования дома. 

Именно эти изменения, по мнению ульяновских журналистов, и являются главной причиной столь ранних сроков отбора подрядчиков на 2017 год. Ульяновский Фонд модернизации ЖКХ просто не желает усложнять себе работу. Некоторые критики считают, что это вызвано также банальными коррупцией при отборе и воровством средств во время ремонта. Это подтверждают, например, факты участия в отборе недобросовестных подрядчиков прошлых лет.

Жители Ульяновской области также до конца не доверяют системе «общего котла» сбора средств на капремонт. 

«Сегодня жители региона исправно оплачивают порядка 88% от выставленных им счетов на капремонт, это больше среднего показателя по России – 80%», – говорится в сообщении СМИ руководства ульяновского Фонда капремонта.


Однако, по данным Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на июнь, из 796,4 млн. рублей, выставленных в счетах, жители оплатили всего 406,8 млн. рублей, то есть около 50%, что гораздо ниже среднего уровня по стране. 

Получается, что областные власти вводят в заблуждение ещё и федерального министра, приведя неверные данные во время недавнего селекторного совещания на эту тему?