Деньги — в песок?

Сложное положение с дорожным хозяйством Ульяновска и области в очередной раз стало предметом критики со стороны губернатора в адрес ответственных лиц и ведомств.
Конечно, есть за что спрашивать: общие расходы на дорожное хозяйство только за 1-е полугодие 2013 года составили 1 миллиард 72,8 млн. рублей. Деньги на дороги идут большие. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года расходы увеличились в 1,4 раза.
СПРАВКА:
В1,5 раза увеличились расходы на «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области в 2009-2015 годах» (ОЦП) — они составили 809,4 млн. рублей. На содержание и управление дорожным хозяйством было направлено 158,0 млн. рублей. Выделены субсидии дорожно-строительным организациям на возмещение части затрат, связанных с приобретением дорожно-транспортной техники, в сумме 88,1 млн. рублей.
Все лето журналисты «НГ» и все горожане заинтересованно наблюдали — как в Ульяновске идет ремонт асфальтового покрытия дорог. Недавно председатель комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Ульяновска Ильдус Юсупов подвел некоторые итоги. Например, ремонтные работы приняты по части улиц 12 Сентября и Пушкинской, завершено асфальтирование участка улицы Инзенской. ООО «Ремстроймост» продолжает карточный ремонт городских дорог. Проведены подготовительные работы для последующего ремонта дорог по улицам Рябикова, Островского, Фруктовой, Карла Либкнехта, Гимова, Энтузиастов, Красноармейской. На улице Октябрьской начата укладка асфальтобетонного покрытия. От себя добавим: начали бы укладывать асфальт и раньше, но у нас традиционно (и по известной всем причине) бордюры — на первом месте, будто автомобили ездят именно по ним. Но не только из-за повальной «бордюризации» в областном центре ремонтируется лишь небольшая часть из 930 километров автодорог. Есть ряд иных проблем, которые, как застарелые болезни, не решаются, не лечатся годами, Итак, на какие же проблемные моменты особенно обращаем внимание мы, журналисты, и наши читатели?
ПЕРВОЕ: НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ
Речь идет о несбалансированности действий дорожных и сопутствующих служб.
Новый асфальт положили — через месяц его раскапывают. Потому что «коммунальщикам» надо менять трубы. Или другое: сняли старый асфальт — а укладки нового можно ждать все лето. «Те автомобильные дороги, на которых снято дорожное покрытие, должны быть приведены в нормативное состояние в самое ближайшее время», — заявил недавно глава администрации Ульяновска Сергей Панчин. Что ж, поживем — увидим…
ВТОРОЕ: МОНОПОЛИЗМ
Отсутствие реальной конкуренции при выборе подрядчиков для ремонта дорог, привлечение к работам «абы кого» или того, кто умеет отблагодарить «хозяина». Свежий пример. На днях Арбитражный апелляционный суд (г. Самара) признал законным решение и предписание Ульяновского УФАС России в отношении комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска. Речь в решении УФАС шла о незаконном предоставлении государственной и муниципальной преференции.
Оказалось, что с 1 мая 2012 года дорожная техника на сотни миллионов рублей была без проведения торгов отдана в безвозмездное пользование МУП «Ульяновскдорремсервис».
Технику приобрела администрация г. Ульяновска на сумму более 569 млн. рублей. Комитет не осуществил действий по возвращению имущества. Что в итоге? МУП «Ульяновскдорремсервис» получило откровенно преимущественное положение на товарном рынке, что, в свою очередь, могло повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции. «Призываем всех соблюдать антимонопольное законодательство и не нарушать закон при предоставлении государственных преференций», — прокомментировал заместитель руководителя Ульяновского УФАС России Константин Попов.

ТРЕТЬЕ: МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Недавно министр промышленности и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин, анализируя состояние дел с ремонтом дорог, отметил: сроки будут сорваны. По ранее утвержденному графику все работы по ремонту дорог в Ульяновске должны были завершиться до 15 сентября. Сейчас назначен новый срок — до 20 октября, и как бы к снегу поспеть…Причина, если верить некоторым СМИ, в том, что «подрядчикам в этом году достались «сложные» улицы с интенсивным движением, и нередко приходится переходить на ночной режим работы. Кроме этого руководству подрядных организаций известно, что работу будет принимать общественный совет, поэтому стараются работать качественно — так, чтобы не пришлось переделывать». Но при этом Андрей Тюрин сделал заявление в том смысле, что уходить в зиму никто не намерен — ведь это неизбежно скажется на качестве дорожного покрытия. Поэтому ремонт будет приостановлен и продолжится в следующем году. Интересно — ремонт будет продолжен уже за новые субсидии, нынешние уже «освоены»? Интернет переполнен язвительными комментариями ульяновцев: «Удивительно, но, к примеру, дорогу на ул. Октябрьской не ремонтировали около месяца, так она и стояла со снятым верхним слоем старого асфальта весь август, который был вовсе не дождливым. Стоило только погоде перейти в осеннюю фазу, как МУП «Ульяновскдорремсервис» будто бы специально вывело на улицы технику и людей».
ЧЕТВЕРТОЕ: ЗАПОЗДАЛОСТЬ
В этом году традиционно дорожные работы начаты слишком поздно. Почему? Ведь суммы затрат известны заранее и выделяются заранее. Неужели только в действиях финансистов Минфина кроется причина того, что торги по дорожным подрядам идут с большим запозданием и ремонт дорог начинается чуть ли не к середине лета? Или просто кому-то из чиновников выгодно создавать «штурмовщину и авралы», поскольку в этой мутной водице хорошо ловятся «откаты и субсидии»?
ПЯТОЕ: ЧАСТИЧНО КРИМИНАЛИЗОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Ну и, наконец о тех самых субсидиях и прочих «прелестях финансирования». Об этом мы поговорим подробнее. Городскими благоустроителями «Городскому центру по благоустройству и озеленению» субсидировано 85 миллионов рублей. Много ли сделано? Ждем ответа из прокуратуры. А еще известно, что комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации областного центра с МУП «Ульяновскдорремсервис» был заключен муниципальный контракт (стоимость — более 500 миллионов рублей). Цель — выполнение работ по содержанию городских автомобильных дорог и инженерных сооружений на них. Срок — до 31 декабря 2013 года. Как установила прокурорская проверка, еще в декабре 2011 года чиновники предоставили «Ульяновскдорремсервису» субсидию из муниципального бюджета на сумму более 15 млн. рублей. Цель — «…возмещение затрат на выполнение тех же самых работ, которые предусмотрены указанным муниципальным контрактом». Эти расходы бюджетных средств были неоправданными, что подтверждено рядом проверок. Как говорится в ответе прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска на коллективное обращение жителей города от 04.08.2013 (тексты писем имеются в редакции): «…несмотря на проводимые МУП «Ульяновскдорремсервис» в рамках вышеназванного муниципального контракта работы по их содержанию, автомобильные дороги местного значения находятся в неудовлетворительном состоянии…» В том же прокурорском письме сказано, что произведенные в 2012 году расходы на сумму более 10 млн. руб. в виде субсидий, предоставленных ЗАО «Гипростроймост» из местного бюджета, не нашли своего обоснования. В частности, возникли вопросы относительно средств, выделенных на дорожную разметку.
Мало того, что во многих местах разметки просто не оказалось, так еще на ряде городских дорог нанесена такая дикая и неправильная разметка, что люди только диву даются.
Итак, в этом пункте и надзорные органы, и жители Ульяновска отмечают:
- необоснованное выделение бюджетных средств;
- увлечение ответственных чиновников схемами двойного финансирования;
-отсутствие действенного контроля за качеством выполненных работ.
Что же мы имеем в итоге? Весну и лето Ульяновск жил с такими дорогами, где площадь отдельных выбоин глубиной до 17 сантиметров превышала 1 кв. метр. Это — резкое снижение уровня безопасности дорожного движения в областном центре. Это — неприглядный вид города.
А главное, в который раз встает очевидный вопрос — и его формулируют даже не журналисты, а обычные жители Ульяновска. Вопрос такой: уместна ли в городе, где масса нерешенных социальных проблем, схема «освоения» бюджетных денег, когда на одни и те же работы тратятся многомиллионные средства, причем — сначала по муниципальному заказу, а потом через выделение так называемых «субсидий»? Не уходят ли народные деньги в песок? Не ведет ли все это к разгулу самой махровой коррупции?