Вопреки закону сохранения энергии

Примерно три четверти всех звонков и писем ульяновцев в редакцию касаются «коммуналки». А обращаются потому, что считают нашу газету едва ли не единственным СМИ, которое, не боясь властей и «больших энергетиков», называет вещи своими именами, хотя тем это и не очень нравится.

Довольно часто приходится слышать от читателей и такие слова: «Вот вы все пишете-пишете про беспредел в ЖКХ. А что толку? Коммунальщики как драли с нас три шкуры, так и дерут». Иногда нам самим кажется, что стучимся в глухую стену.

Однако говорить, что все зря, тоже нельзя.

К примеру, в начале июля областной департамент по регулированию цен и тарифов установил-таки тариф на горячую воду (правда, лишь на 2012 год). Для этого потребовалось вмешательство Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области, решение Федерального арбитражного суда. Это означает, что многим ульяновцам в ближайшее время должны вернуть переплаченные за ГВС деньги. Первым же еще полтора года назад проблему поднял «СК». В Ульяновском УФАС признают, что именно публикации в газете очень часто становятся поводом к возбуждению дел. В настоящее время управление проводит большое антимонопольное расследование в отношении поставщика тепловой энергии, с результатами которого мы обязательно познакомим наших читателей.

А пока вернемся к начатому в мае диалогу с поставщиками тепла по поводу справедливости расчетов за отопление и горячую воду. На днях на одном из интернет-сайтов была размещена публикация энергетиков под названием-призывом «Давайте обсудим», смысл которой свелся к обвинению журналистов в нежелании «разобраться в самом вопросе, углубиться в каждый конкретный случай». Неизвестно, кого конкретно имели в виду авторы статьи, однако «СК» в своих публикациях «углублялся» в проблему весьма основательно, приводя подробные расчеты, показания счетчиков, схемы теплоснабжения и так далее, чем, возможно, даже утомил читателей. Но того требовала специфика вопроса и желание донести истинное положение дел до людей. Применяемую технологию расчета потребления теплоресурсов энергетики решили показать на примере жилого дома по улице Карбышева, 32. Мы довели позицию поставщика до инициативной группы жильцов дома, которые, впрочем, с ней не согласились.

По их словам, в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя (утв. Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 г., №Вк-4936) есть единая формула, по которой высчитывается количество тепловой энергии, полученное жителями с горячей водой и подлежащее оплате независимо от времени года. Энергетики же настаивают на применении при расчетах за тепло и ГВС собственных алгоритмов – зимой система расчетов у них одна, летом – другая. Правила №4936 предусматривают вычитание из того, что показал расходомер, потерь тепла в контуре ТРЖ, на элеваторном контуре и тепловых потерь на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета. Однако энергетики заявляют, что «фактическую стоимость ГВС при двухтрубной системе в отопительный период определить невозможно, в связи с тем, что по одной трубе течет теплоноситель как на нужды ГВС (происходит водоразбор), так и на нужды отопления (водоразбора нет, но есть потеря температуры). Общедомовой прибор учета фиксирует суммарно Гкал, израсходованные как на отопление, так и на ГВС, и в этом случае разделить его на составляющие можно условно».

Получается, для выставления реальных счетов за ГВС и отопление в рублях и копейках используются «условные» расчеты, при которых фактическая стоимость, «не поддающаяся определению», случайно получается гораздо выше, чем она была бы, если бы определялась по Правилам №4936, говорят жильцы.

«Кроме того, в расчетах учитываются показания не всех расходомеров, как предписывают Правила №4936, а задействуется та пара расходомеров, показания которой будут больше, если не учитывать данные с двух других расходомеров. Для этого энергетикам достаточно их «снять с коммерческого учета». Жители об этом в известность не ставятся, но круглогодично оплачивают обслуживание и снятие показаний со всех четырех расходомеров в составе платы за содержание жилья», – говорится в письме жителей дома.

По их словам, если сравнить показания расходомеров, получится, что масса теплоносителя, прошедшая через расходомер №1 на входе в дом (G1 = 8524 т), на 104 тонны меньше, чем зафиксировал расходомер №3, установленный в контуре ГВС (G3 = 8628 т). Соответственно количество тепла Q1 = 187,4 Гкал оказалось меньше Q3 = 203,6 Гкал, чего просто не может быть по закону сохранения энергии. Как может дом потребить больше теплоносителя и теплоэнергии, чем в него пришло? Между тем счет на оплату ГВС жильцам выставили именно с учетом показаний расходомера №3.

Наконец, энергетики не видят никаких проблем в отсутствии договоров с жильцами, утверждая, что «этого и не требуется». «Постановление правительства №354 от 6 мая 2011 года полностью регламентирует отношения сторон, вводя новое понятие – «конклюдентные действия», – говорится в статье энергетиков. – Это значит, что договоры между управляющей компанией (при непосредственном управлении – ресурсоснабжающей организацией (РСО) и жильцами могут быть заключены в двух видах: в письменном договоре и в устной форме (в форме конклюдентных действий).

Проще говоря, при такой форме договора, его еще называют «молчаливое согласие», УК (РСО) говорят о намерениях оказать услуги, а жильцы – о намерении за эти услуги заплатить».

«Нетрудно понять, – отвечают энергетикам жильцы, – почему энергетикам так понравилось это новое в нашем обиходе выражение «конклюдентные действия». Что может быть удобнее такой формы расчетов – нигде ничего не установлено в письменном виде, как хочешь, так и определяй объемы полученных домом коммунальных услуг. А если они показались жильцам завышенными на треть и более, то для них существует только одно – «молчаливое согласие». При этом, правда, энергетики забыли, что в том же Постановлении №354 есть пункты 17 и 19, в которых говорится: «Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, – с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил»; «Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать… порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги».

Дмитрий Минаев