Навязчивая «автогражданка»

 

Ульяновские автовладельцы жалуются на действия сотрудников страховых компаний, пытающихся навязать дополнительные страховки при оформлении полисов ОСАГО. Сами страховщики заявляют об убыточности «автогражданки» и своей заботе об интересах клиентов. На защиту автолюбителей встает антимонопольная служба.

В начале этого года житель Заволжья обратился в отделение ООО «Росгосстрах» для заключения договора на обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО). Однако сотрудница страховой компании заявила, что без оформления добровольного страхования автогражданской ответственности (ДСАГО) полис ОСАГО оформлен не будет. Свою позицию она объяснила наличием распоряжения руководства компании, согласно которому страховые агенты могут продавать полисы ОСАГО только в комплекте с полисом ДСАГО.

Автовладелец посчитал действия страховщика незаконными и обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области. В своем заявлении ульяновец пояснил, что ООО «Росгосстрах» в первую очередь заключает договоры ОСАГО с теми клиентами, которые наряду с полисом ОСАГО согласны оформить полис ДСАГО «Фортуна «Авто», тогда как остальные клиенты либо вынуждены ждать, пока их заявления на заключение договоров ОСАГО рассмотрят уполномоченные на то лица страховой компании, либо с ними договоры не заключаются вообще».

Проведенный Ульяновским УФАС анализ рынка ОСАГО показал, что «Росгосстрах» доминирует на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств региона. Вместе с тем антимонопольное законодательство запрещает доминирующему хозяйствующему субъекту совершать действия, результатом которых являются ограничение конкуренции и ущемление интересов других лиц, отметили в ведомстве. Навязывая ДСАГО, страховая компания лишала владельцев машин права принять решение о добровольном страховании самостоятельно (в том числе в части выбора страховой организации, оформляющей ДСАГО).

В отношении страховщика было возбуждено дело по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». На днях УФАС доложило об устранении нарушений страховой компанией.

Между тем, по сведениям автовладельцев, весьма настойчиво полисы ДСАГО предлагают и в других страховых компаниях. При этом все чаще сотрудники страховых фирм даже не предупреждают водителей об оформлении «доброволки», заявляя лишь о подорожании ОСАГО на несколько сотен рублей. В таких случаях клиенты узнают о навязанной услуге только после уплаты страховой премии.

Сами страховщики объясняют свои действия убыточностью ОСАГО и… заботой о застрахованных, то есть «необходимостью повышения социальной защищенности автовладельцев в условиях недостаточной страховой защиты по ОСАГО путем расширения ответственности или страхования жизни и здоровья водителя и пассажиров на случай ДТП, ведь с 2003 года, с момента вступления в силу закона об ОСАГО, сумма страхового покрытия не менялась и составляет 120 тысяч рублей на один автомобиль или 160 тысяч, если в аварии пострадало несколько машин». Учитывая нынешнюю ситуацию на дорогах, количество «подстав» и стоимость автомобилей, страховщики считают установленные лимиты ничтожными.

 

Вадим Пилюков