Протокол заседания Общественно-Консультативного Совета от 03.10.2013

Протокол заседания Общественно-Консультативного Совета

03.10.2013                                                                                                               г. Ульяновск

Председатель

Г.С. Спирчагов

Члены ОКС:

К.Ю. Попов, Ю.А.Рогов, А.Г. Сага, В.М. Шагаев

В присутствии:                                                 

от Ульяновского УФАС России –               

Степанова М.С.

Повестка:

1. Ключевые направления Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2014-2023гг.
2. Административные барьеры, возникающие в сфере малого и среднего предпринимательства, пути решения.
3. Некоторые итоги ежегодного международного мероприятия «День конкуренции в России» и расширенного заседания Коллегии ФАС России в г. Иркутске (9-13 сентября 2013 года).
4. Разное.

I. По первому вопросу слушали:

Г.С. Спирчагова, который рассказал членам совета о ключевых направлениях Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2014-2023гг. Указал, что стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы:
-  создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;
- cнижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;
- обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;
- создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.
Согласно Стратегии работа по реализации основного приоритета (создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции) должна обеспечить достижение следующих целей:
- создание благоприятных условий для развития конкуренции в ключевых отраслях экономики;
- повышение качества принимаемых антимонопольными органами решений, обеспечение единообразия подходов на всей территории России;
- снижение количества нарушений антимонопольного законодательства за счет повышения результативности мер превентивного характера и совершенствования Кодекса об административных правонарушениях;
- повышение качества контроля за слияниями и поглощениями при снижении административной нагрузки на бизнес;
- усиление роли антимонопольного органа как макрорегулятора экономики;
- повышение места ФАС России в рейтинге конкурентных ведомств мира до места не ниже десятого и формирование позитивного имиджа ФАС России.

Во время обсуждения представленной стратегии развития члены совета обсудили вопросы злоупотребления естественными монополистами своим положением на рынке, тарифы и порядок утверждения тарифов, негативное влияние ФГУПов и МУПов на развитие конкуренции в некоторых отраслях экономики. Как было отмечено, только совместное участие и сотрудничество в решение различного рода задач может привести к реальному решению проблем.

Решили:
По вопросу №1:
- принять к сведению информацию руководителя Ульяновского УФАС России Спирчагова Г.С. о ключевых направлениях Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2014-2023гг.

II. По второму вопросу слушали:
1. Г.С. Спирчагова, который доложил, что за истекший период 2013 года наиболее часто управлением выявлялись следующие действия органов государственной власти и местного самоуправления, квалифицируемые как нарушения антимонопольного законодательства и являющиеся административными барьерами.
Принятие органами местного самоуправления и органами государственной власти нормативных актов, содержащих нормы, препятствующие получению государственных и муниципальных услуг (принятие Административных регламентов, содержащих указанные нормы). По фактам включения необоснованных требований в нормативные правовые акты рассмотрено 11 дел, в результате рассмотрения которых было выявленные нарушения квалифицированы по части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции».
Выданы предписания о прекращения нарушения антимонопольного законодательства, путём внесения изменений в нормативные акты. 10 предписаний из 11 исполнены, одно на стадии исполнения.
Принятие органами местного самоуправления и органами государственной власти нормативных актов, содержащих нормы, препятствующие получению субсидий и льгот отдельным хозяйствующим субъектам (дело № 9458/04-2013 в отношении Правительства Ульяновской области по заявлению главы КФХ Гараева В.Ю.)
Действия или  бездействия органов власти, создающих преимущественное положение одних хозяйствующих субъектов по отношению к другим субъектам, действующим на данном товарном рынке (в частности, управлением выявлены нарушения на рынке ритуальных услуг, рынке розничной реализации алкогольной продукции, рынке осуществления  пассажирских перевозок).
К примеру на рынке розничной реализации алкогольной продукции были выявлены незаконные действия Правительства Ульяновской области, Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, администраций муниципальных образований Ульяновской области:
29.01.2013 Губернатором Ульяновской области утвержден План мероприятий по наполнению бюджета акцизными платежами в 2013 году (Поручение Правительства Ульяновской области от 01.02.2013 №37-ПЛ), разработанный Министерством сельского хозяйства Ульяновской области, который  содержит такие мероприятия, реализация которых может повлечь ограничение конкуренции, в том числе:
-разработка механизма выделения финансирования муниципальным образованиям с учетом выполнения плановых показателей реализации подакцизной продукции (п.2);
-проведение комиссий по выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции с участием представителей предприятий-производителей подакцизной продукции (п.7);
-контроль за выделением 50% полочного пространства для подакцизной продукции местного производства, занимаемого в торговом объекте товарами данного вида (п.9);
-работа с оптовыми организациями, завозящими на территорию области алкогольную продукцию и пиво по установлению «ввозных квот» для иногородней продукции (п.16).
Кроме того, было установлено, что в соответствии с данным поручением органы местного самоуправления г. Димитровграда, Инзенского района, Барышского района осуществляли действия (рассылка писем, организация совещаний), которые могут повлечь ограничение доступа производителей алкогольной продукции и пива, расположенных на территории иных субъектов РФ.
Действия Правительства Ульяновской области, Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, Администрации муниципального образования  «Инзенский район», Администрации муниципального образования "Барышский район", Администрации муниципального образования г. Димитровград по осуществлению действий, влекущих ограничение доступа на рынок розничной реализации алкогольной продукции, признаны нарушением пункта 4  статьи  16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции". 
Указанным лицам выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которые в настоящее время находятся на стадии исполнения.
Барьеры в сфере осуществления торговых процедур, в виде  необоснованного укрупнения лотов заказчиками. Законодательством предусмотрено, в частности, проведение совместных торгов, однако в ряде торгов усматривается, что учредители и заказчики злоупотребляют подобным правом  объединяя в совместные торги даже те торги, по которым не требуется проведения аукционов, конкурсов (небольшие начальные суммы контрактов), либо устанавливая требования о предоставлении исполненных контрактов на определенные суммы, зная, что в частности  на территории Ульяновской области не имеется лиц, соответствующих выставленных требованиям. Подобные критерии влекут признание торгов несостоявшимися и заключение контракта с единственным поставщиком после согласования с Правительством Ульяновской области.
Проблема преодоления административных барьеров является актуальной с момента перехода экономики Российской Федерации на рыночные основы. Пути устранения административных барьеров:
- прозрачность выделения субсидий путем размещения информации на сайтах;
-информирование населения о наличии программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
-информацию об исполнении данных программ размещать на сайтах.

Члены Общественно – консультативного совета при Ульяновском УФАС России активно принимали участие в обсуждениях данного вопроса. Все члены Общественно-консультативного совета пришли к единому мнению о существовании в регионе проблемы, связанной с трудностями получения земельных участков в городе и области под строительство объектов. В связи со значимостью и объемностью данной темы общим решением участников заседания решено поставить ее в повестку дня следующего заседания.
Решили:
По вопросу №2:
- принять к сведению информацию руководителя Ульяновского УФАС России Спирчагова Г.С. об административных барьерах, возникающих в сфере малого и среднего предпринимательства, и путях их решения;
- обсудить на следующем заседании ОКС  проблему получения земельных участков в городе и области под строительство объектов.

III. По третьему вопросу слушали:

Г.С. Спирчагова,  который довёл до членов ОКС некоторые итоги ежегодного международного мероприятия «День конкуренции в России» и расширенного заседания Коллегии ФАС России в г. Иркутске (9-13 сентября 2013 года).

Решили:
По вопросу № 3: 
- принять к сведению информацию руководителя Ульяновского УФАС России Спирчагова Г.С. об некоторых итогах ежегодного международного мероприятия «День конкуренции в России» и расширенного заседания Коллегии ФАС России в г. Иркутске (9-13 сентября 2013 года).

IV. По четвёртому вопросу слушали:

Г.С. Спирчагова, который  напомнил о последних делах Ульяновского УФАС России, связанных с нарушениями органов власти: дело в отношении ОГБУ «Электронный Ульяновск» и должностного лица Правительства Ульяновской области о создании геоинформационной базы данных  (3D-ГИС), а также о заключении договоров между КДХБиТ администрации г. Ульяновска и МУП «УЛьяновскдорремсервис» о передачедорожной техники на сумму свыше 569 млн. рублей.
Накануне проведения Общественно-консультативного совета Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в г. Казани признал законными сразу 16 решений Ульяновского УФАС России о признании действий Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и Ульяновской областной общественной организации Российская Ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов нарушением п. 4 ст. 16 Закона «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении между указанными организациями 16 охотхозяйственных соглашений на 16 участков площадью от 38 тыс. га до 158 тыс. га сроком действия с 2012 по 2061 гг. (на 49 лет) без проведения публичных процедур, что повлекло недопущение, устранение конкуренции на территории региона. Ассоциация, в рамках данных соглашений, заключала дальнейшие соглашения с охотопользователями (индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами и т.д.).
В рамках заседания Общественно-консультативного совета при Ульяновском УФАС России подписано Соглашение о сотрудничестве Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области и Уполномоченного по правам предпринимателей в Ульяновской области.
Предметом соглашения стало взаимодействия сторон по вопросам соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и реализации мероприятий, направленных на сокращение административных барьеров, повышение предпринимательской активности и улучшение делового климата на территории Ульяновской области.

Решили:
По вопросу №4:
- принять к сведению информацию руководителя Ульяновского УФАС России Спирчагова Г.С. о последних делах Ульяновского УФАС России, связанных с нарушениями органов власти;
-  принять к сведению информацию о заключении Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области и Уполномоченным по правам предпринимателей в Ульяновской области Соглашения о сотрудничестве.

Председательствующий                                                                                       Г.С. Спирчагов

Ответственный за составление протокола                                                        К.Ю. Попов
 

Дата проведения Совета: 
3 октября 2013, 16:54