Протокол заседания Общественно-Консультативного Совета от 27 декабря 2011 года
Протокол заседания Общественно-Консультативного Совета
27.12.2011 г. Ульяновск
Председатель Спирчагов Г.С.
Члены ОКС:
Аюпов Ф.Ш., Сафиуллин И.Ф., Горшков М.А., Попов К.Ю., Рогов Ю.А., Сага А.Г.,Потапов В.М.
В присутствии: от Ульяновского УФАС России
Маенковой О.О., Степановой М.С.
Приглашенные:
Радаев Д.В..
Повестка:
1. Предварительные итоги работы Ульяновского УФАС России за 2011 год.
2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 03.12.2011 N 383-ФЗ).
3. Дела, о нарушениях антимонопольного законодательства на розничных рынках электроэнергии, рассмотренные управлением в 2011 году.
4. Разное.
1. По первому вопросу слушали:
1. Спирчагова Г.С., который сообщил о предварительных итогах работы Ульяновского УФАС России за 2011 год. Сообщил, что усматривается динамика увеличения нарушений, совершенных органами власти и местного самоуправления, что, конечно, является отрицательным фактором, и показывает, что даже введение административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не является предупреждающим фактором для должностных лиц органов власти и местного самоуправления.
Кроме того отметил, что нагрузка на Управление в 2011 году по согласованию заявлений о предоставлении преференций по сравнению с 2010 годом снизилась: если в 2010 году было рассмотрено 32 заявление, то в 2011 – 26.
Предположил, что снижение количества поданных заявлений, в том числе явилось причиной роста количества выявленных нарушений, т.к. в ряде случаев выявленные нарушения были ничем иным, как предоставлением муниципальной преференции с нарушением.
Решили:
- принять к сведению информацию руководителя Ульяновского УФАС России Спирчагова Г.С.
2. По второму вопросу слушали:
- Степанову М.С., которая ознакомила участников ОКС с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ от 27.07.2010 № 210- ФЗ) в части полномочий ФАС России в сфере контроля за порядком взимания платы при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также необходимых и обязательных услуг.
Пояснила, что согласно определению, государственная (муниципальная) услуга является деятельностью органа власти (органа местного самоуправления) по реализации функций этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о государственных и муниципальных услугах государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением:
- взимания государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- оплаты предоставления государственных и муниципальных услуг в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Порядок установления размера платы и порядки взимания платы за соответствующие услуги устанавливается нормативным правовым актом, принимаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, представительного органа самоуправления. Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных и реестры муниципальных услуг.
Таким образом,
- критерием правомерности оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, является их включение в перечень, утверждённый соответствующим нормативным правовым актом;
- взимание платы за оказание необходимых и обязательных услуг является правомерным в случаях, если плата предусмотрена федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним.
Обратила внимание участников заседания на то, что:
- неправомерное требование органа власти (органа местного самоуправления), обязывающее заявителя при получении государственной (муниципальной) услуги предварительно получать услугу, не включённую в перечень услуг, необходимых и обязательных услуг, утверждённый соответствующим нормативным правовым актом, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в части установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
- незаконное ограничение круга организаций, оказывающих услуги, которые являются необходимыми и обязательными, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в части установления запретов или введения ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или нарушением пункта 5 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в части установления для приобретателей услуг ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги;
- на основании части 7 статьи 29 Закона о государственных и муниципальных услугах с 01.02.2011 взимание платы за оказание необходимых и обязательных услуг, когда это не предусмотрено законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, является нарушением пункта 9 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» в части установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
- Рогова Ю.А., который сообщил, что Ульяновская торгово-промышленная палата выносила отрицательное заключение по проекту ФЗ от 27.07.2010 № 210 - ФЗ, поскольку, по мнению Ульяновской торгово-промышленной палаты, положения данного закона не исполнимы. Указал, что ежегодно предметом рассмотрения на заседании постоянного Комитета по поддержке предпринимательства Ульяновской торгово-промышленной палаты становится проблема повышения тарифов на энергоносители в Ульяновской области.
Члены ОКС предложили подготовить обращение в адрес руководства ФАС России о рассмотрении вопроса законодательной инициативы в энергетической отрасли, в частности, вопроса по введению института независимой экспертной оценки тарифа на электрическую энергию.
Решение:
- принять к сведению информацию начальника отдела товарных рынков Ульяновского УФАС России Степановой М.С. о ФЗ от 27.07.2010 № 210- ФЗ в части полномочий ФАС России в сфере контроля за порядком взимания платы при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также необходимых и обязательных услуг;
- обратиться к руководству ФАС России с предложением рассмотрения вопроса законодательной инициативы в энергетической отрасли, в частности, вопроса по введению института независимой экспертной оценки тарифа на электрическую энергию.
3. По третьему вопросу слушали:
- Степанову М.С., которая ознакомила участников ОКС с рядом дел, о нарушениях антимонопольного законодательства на розничных рынках электроэнергии, рассмотренных управлением в 2011 году (в отношении ООО «Димитровградская энергосбытовая компания», МУП «УльГЭС»).
- Горшкова М.А., который добавил, что ряд проблем вызывает ситуация, при которой в договоре поставки электрической энергии не указываются условия оплаты оказанных услуг и осуществляется предоплата (аванс) поставке электроэнергии за услуги, которые ещё не оказаны.
Члены ОКС предложили подготовить обращение в адрес руководства ФАС России о рассмотрении вопроса законодательной инициативы в энергетической отрасли, в частности, вопроса осуществления предоплаты (аванса) за услуги по поставке электроэнергии и газа.
Решение:
- принять к сведению информацию начальника отдела товарных рынков Ульяновского УФАС России Степановой М.С.;
- обратиться к руководству ФАС России с предложением рассмотрения вопроса законодательной инициативы в энергетической отрасли, в частности, вопроса осуществления предоплаты (аванса) за услуги по поставке электроэнергии и газа.
- направить ответственному секретарю ОКС при ФАС России протокол заседания с предложениями членов ОКС, после обобщения довести до сведения членов ОКС.
4. Разное:
Слушали: Сагу А.Г., который объявил, что Законом Ульяновской области № 166-ЗО от 06.10.2011 «Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Ульяновской области» учреждена государственная должность уполномоченного по правам предпринимателей в Ульяновской области.
Названная должность учреждена в целях обеспечения прав субъектов малого и среднего предпринимательства, реализации единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдения действующего законодательства Российской Федерации в этой области при осуществлении регионального государственного контроля(надзора) на территории Ульяновской области.
Согласно принятому закону на Уполномоченного возложены четыре главные задачи:
- способствовать восстановлению нарушенных на территории Ульяновской области прав субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствовать региональное законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства;
- способствовать защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля на территории Ульяновской области;
- проводить правовое просвещение по вопросам прав субъектов предпринимательства, форм и методов их защиты.
Данным решением вводится институт представительства уполномоченного по правам предпринимателей в муниципальных образованиях на общественных началах.
Решение:
- принять к сведению информацию председателя УРОО «Опора России» Саги А.Г.
Председательствующий Г.С. Спирчагов
Ответственный за составление протокола К.Ю. Попов