Протокол заседания Общественно-Консультативного Совета от 24 июня 2010 года

Протокол заседания Общественно-Консультативного Совета

24.06.2010                                                                                                                           г. Ульяновск

Председательствовал  Спирчагов Г.С.

Присутствовали:  Юдин П.Г., Степанова М.С.,

Афонин Н.Н., Гаршина А.А.,

Шагаев В.М., Ямбаев Х.Р.,

Т.Н. Скопцова, Коротова И.В.

                                                                                                         

                                                                                                                                                                                              

Повестка:

  1.  Переход на электронные аукционы при государственном и муниципальном заказе.
  2.  Тарифы на услуги естественных монополий на территории Ульяновской области. Их    влияние на малый (средний) бизнес. 
  3.  Иное.

        1. По первому вопросу слушали Спирчагова Г.С., который доложил, что переход на электронные аукционы состоялся. С 01.01.2010 федеральные структуры стали переходить на электронные площадки. Существует пока проблемы, которые будут решаться по ходу развития практической работы, в том числе и судебной практики.

             К 1 июлю 2010 Правительством Российской Федерации были определены три пилотные площадки – Москвы, Татарстана, Сбербанка, которые получили право проводить электронные аукционы по новым правилам. В настоящее время на действия многих небольших площадок, работающих по старой процедуре до 1 млн. рублей, поступают жалобы предпринимателей в связи с невозможностью им зарегистрироваться на проходящие аукционы, а рассматривать данные жалобы затруднительно, т.к. технологически площадки никак не контролируемы и как определяется победитель не проверяемо. При проведении электронного аукциона не предполагается бумажного документооборота между заказчиками, участниками и электронной площадкой, также как не предполагается посещение (физически) заказчиками или предпринимателями данных площадок в принципе. Весь документооборот – исключительно электронный. На ограниченном количестве электронных площадок возможно использование единой системы ЭЦП (электронно-цифровой подписи). Предпринимателю достаточно будет получить ЭЦП всего один раз, чтобы иметь возможность участвовать в любых электронных аукционах на любых из 5 площадок. Ограниченное число площадок позволяет сосредоточить на них большое количество участников (предпринимателей), что минимизирует стоимость проведения электронных аукционов (не более 3-х тыс. руб.).  При этом данная плата будет взиматься исключительно с победителя аукциона, когда он уже будет твердо знать, что получит прибыль по контракту. Для предпринимателей (участников аукциона) и заказчиков участие в аукционе бесплатное. Стоимость электронного аукциона рассчитана с привлечением большого количества специалистов в области IT технологий, исходя из срока окупаемости вложений в площадку (разработка программного обеспечения, железо, персонал и т.д.). Качество работы площадок во многом будет определять конкуренция между ними, поскольку заказчики не будут привязаны к одной из площадок, а смогут самостоятельно выбирать, на какой площадке им работать. Стоимость участия в аукционе (3 тыс. руб.) не зависит от того, крупный заказ или мелкий, т.к. это не отражается на себестоимости работы площадки. В то же время каждая площадка становится заинтересованной в привлечении максимального количества заказчиков для получения валовой прибыли, а, следовательно, в работе с каждым заказчиком вне зависимости от того, крупный он или мелкий. При этом в случае, если на электронный аукцион никто не пришел или пришла только одна компания, площадка денег не получает. Поэтому площадки будут заинтересованы и в предпринимателях, и в проведении действительно конкурентных электронных аукционов. Процедуру регистрации необходимо проходить ограниченное число раз (только на пяти площадках, а не на множестве региональных, как сейчас) и можно участвовать сразу во многих аукционах. Высокая концентрация заказчиков и участников электронных аукционов позволит проводить аукционы с высоким уровнем конкуренции, осуществлять быстрый поиск информации о размещаемом заказе.

             С 1 июля 2010 года федеральные заказчики уже вместо всех обычных аукционов (по перечню 236-р) с «молотком» и аукционистом будут обязаны проводить исключительно электронные аукционы. Таким образом, уже через полгода обычные аукционы для федеральных заказчиков полностью «умрут».

           Что касается региональных и муниципальных заказчиков, то для них в соответствии с 94-ФЗ размещение заказов на аукционах в электронной форме станет обязательным лишь с 1 января 2011 года. В дальнейшем (примерно с середины 2011 года) предполагается исключить и такую неконкурентную форму размещения заказов как запрос котировок, заменив ее на «короткий» по срокам электронный аукцион.

       При проведении торгов существует еще одна проблема – сговор между участниками аукциона. Необходимо отработать механизм передачи материалов в УБЭП и также доведения дел до судебных инстанций. По данному вопросу есть результат работы в некоторых регионах, но опять – таки неизвестна реакция суда. Как считает суд, недостаточно доказательств, которые свидетельствуют о сговоре. Также очень мало судебной практики. Существуют разъяснения ФАС России, в которых говорится, что если уже по косвенным признакам можно судить о сговоре и передавать материалы в органы внутренних дел. Было возбуждено одно дело по статье 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», но позицию Ульяновского УФАС УБЭП не поддержали. Также очень много разночтений между МЭРТом и ФАС России, и даже внутри самого ФАС России. Необходимо привлекать УБЭП к работе по данному вопросу. Необходимо бороться со сговором. Также можно добавить, что электронные аукционы смогут отсеять недобросовестных участников аукционов.   

            Слушали Ямбаева Х.Р. с мнением, что существует такая проблема, как недобросовестные предприниматели, которые приводят к увеличению коррупции. Необходимо принимать меры, разъяснять, но не ужесточать. Если найден факт сговора, его надо регулировать, но не применять административную или уголовную ответственность. Аукционы в этом случае необходимо просто отменять. 

 

Решили:

          - принять к сведению информацию Ульяновского УФАС России;

          - рекомендовать рассмотреть вопрос о проведении обучающих семинаров по вопросу проведения электронных аукционов с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.   

 

        2. По второму вопросу выступила А.А. Гаршина, которая доложила, что вопрос тарифов серьезный и актуальный. В следующем году ожидается рост цен на электроэнергию, водоснабжение и водоотведение. ОАО МРСК «Волги» перейдет на метод долгосрочный регулирования. Рост тарифов на передачу обусловлен не только ростом тарифа на передачу по сетям региональных сетевых организаций, но и ростом тарифа на передачу электроэнергии по сетям ОАО «Федеральная сетевая компания». Ежеквартально снижаются объемы электроэнергии, которые хозяйствующие субъекты будут получать по регулируемым ценам. Планируется, что с 01.01.2011 100% приобретаемой хозяйствующими субъектами электроэнергия будет приобретаться по свободной цене. По регулируемой цене электроэнергию будет получать население.

          Для того, чтобы избежать резкого роста объема заявлений о нарушениях законодательства с 01.01.2011 необходимо заниматься разъяснительной работой.

           Полномочия регулирующего органа в данной сфере – осуществлять контроль за порядком ценообразования на регулируемые услуги. Нарушители будут привлекаться к административной ответственности, причем как за применение завышенного, так и заниженного тарифов.      

 

Решили:

                - принять к сведению информацию Департамента по регулированию цен и тарифов по вопросу разъяснения причин роста тарифов;

                - рекомендовать УФАС России по Ульяновской области и Департаменту по регулированию цен и тарифов усилить работу по выявлению и пресечению фактов нарушения порядка ценообразования в области электроэнергетики;

                - рекомендовать УФАС России по Ульяновской области и Департаменту по регулированию цен и тарифов совместно проводить разъяснительные работы в СМИ.  

 

  1. Иное.

 

Решили:

 

1. Рекомендовать членам ОКС направить в адрес Ульяновского УФАС вопросы для включения  повестку следующего заседания.  

2. Направить протокол в адрес членов ОКС.

 

 

Председательствующий                                                                                               Спирчагов Г.С.

 

Секретарь                                                                                                                          Юдин П.Г.                                                                                                         

Дата проведения Совета: 
24 июня 2010, 14:14