Протокол заседания Общественно-Консультативного Совета от 24 июня 2010 года
Протокол заседания Общественно-Консультативного Совета
24.06.2010 г. Ульяновск
Председательствовал Спирчагов Г.С.
Присутствовали: Юдин П.Г., Степанова М.С.,
Афонин Н.Н., Гаршина А.А.,
Шагаев В.М., Ямбаев Х.Р.,
Т.Н. Скопцова, Коротова И.В.
Повестка:
- Переход на электронные аукционы при государственном и муниципальном заказе.
- Тарифы на услуги естественных монополий на территории Ульяновской области. Их влияние на малый (средний) бизнес.
- Иное.
1. По первому вопросу слушали Спирчагова Г.С., который доложил, что переход на электронные аукционы состоялся. С 01.01.2010 федеральные структуры стали переходить на электронные площадки. Существует пока проблемы, которые будут решаться по ходу развития практической работы, в том числе и судебной практики.
К 1 июлю 2010 Правительством Российской Федерации были определены три пилотные площадки – Москвы, Татарстана, Сбербанка, которые получили право проводить электронные аукционы по новым правилам. В настоящее время на действия многих небольших площадок, работающих по старой процедуре до 1 млн. рублей, поступают жалобы предпринимателей в связи с невозможностью им зарегистрироваться на проходящие аукционы, а рассматривать данные жалобы затруднительно, т.к. технологически площадки никак не контролируемы и как определяется победитель не проверяемо. При проведении электронного аукциона не предполагается бумажного документооборота между заказчиками, участниками и электронной площадкой, также как не предполагается посещение (физически) заказчиками или предпринимателями данных площадок в принципе. Весь документооборот – исключительно электронный. На ограниченном количестве электронных площадок возможно использование единой системы ЭЦП (электронно-цифровой подписи). Предпринимателю достаточно будет получить ЭЦП всего один раз, чтобы иметь возможность участвовать в любых электронных аукционах на любых из 5 площадок. Ограниченное число площадок позволяет сосредоточить на них большое количество участников (предпринимателей), что минимизирует стоимость проведения электронных аукционов (не более 3-х тыс. руб.). При этом данная плата будет взиматься исключительно с победителя аукциона, когда он уже будет твердо знать, что получит прибыль по контракту. Для предпринимателей (участников аукциона) и заказчиков участие в аукционе бесплатное. Стоимость электронного аукциона рассчитана с привлечением большого количества специалистов в области IT технологий, исходя из срока окупаемости вложений в площадку (разработка программного обеспечения, железо, персонал и т.д.). Качество работы площадок во многом будет определять конкуренция между ними, поскольку заказчики не будут привязаны к одной из площадок, а смогут самостоятельно выбирать, на какой площадке им работать. Стоимость участия в аукционе (3 тыс. руб.) не зависит от того, крупный заказ или мелкий, т.к. это не отражается на себестоимости работы площадки. В то же время каждая площадка становится заинтересованной в привлечении максимального количества заказчиков для получения валовой прибыли, а, следовательно, в работе с каждым заказчиком вне зависимости от того, крупный он или мелкий. При этом в случае, если на электронный аукцион никто не пришел или пришла только одна компания, площадка денег не получает. Поэтому площадки будут заинтересованы и в предпринимателях, и в проведении действительно конкурентных электронных аукционов. Процедуру регистрации необходимо проходить ограниченное число раз (только на пяти площадках, а не на множестве региональных, как сейчас) и можно участвовать сразу во многих аукционах. Высокая концентрация заказчиков и участников электронных аукционов позволит проводить аукционы с высоким уровнем конкуренции, осуществлять быстрый поиск информации о размещаемом заказе.
С 1 июля 2010 года федеральные заказчики уже вместо всех обычных аукционов (по перечню 236-р) с «молотком» и аукционистом будут обязаны проводить исключительно электронные аукционы. Таким образом, уже через полгода обычные аукционы для федеральных заказчиков полностью «умрут».
Что касается региональных и муниципальных заказчиков, то для них в соответствии с 94-ФЗ размещение заказов на аукционах в электронной форме станет обязательным лишь с 1 января 2011 года. В дальнейшем (примерно с середины 2011 года) предполагается исключить и такую неконкурентную форму размещения заказов как запрос котировок, заменив ее на «короткий» по срокам электронный аукцион.
При проведении торгов существует еще одна проблема – сговор между участниками аукциона. Необходимо отработать механизм передачи материалов в УБЭП и также доведения дел до судебных инстанций. По данному вопросу есть результат работы в некоторых регионах, но опять – таки неизвестна реакция суда. Как считает суд, недостаточно доказательств, которые свидетельствуют о сговоре. Также очень мало судебной практики. Существуют разъяснения ФАС России, в которых говорится, что если уже по косвенным признакам можно судить о сговоре и передавать материалы в органы внутренних дел. Было возбуждено одно дело по статье 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», но позицию Ульяновского УФАС УБЭП не поддержали. Также очень много разночтений между МЭРТом и ФАС России, и даже внутри самого ФАС России. Необходимо привлекать УБЭП к работе по данному вопросу. Необходимо бороться со сговором. Также можно добавить, что электронные аукционы смогут отсеять недобросовестных участников аукционов.
Слушали Ямбаева Х.Р. с мнением, что существует такая проблема, как недобросовестные предприниматели, которые приводят к увеличению коррупции. Необходимо принимать меры, разъяснять, но не ужесточать. Если найден факт сговора, его надо регулировать, но не применять административную или уголовную ответственность. Аукционы в этом случае необходимо просто отменять.
Решили:
- принять к сведению информацию Ульяновского УФАС России;
- рекомендовать рассмотреть вопрос о проведении обучающих семинаров по вопросу проведения электронных аукционов с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. По второму вопросу выступила А.А. Гаршина, которая доложила, что вопрос тарифов серьезный и актуальный. В следующем году ожидается рост цен на электроэнергию, водоснабжение и водоотведение. ОАО МРСК «Волги» перейдет на метод долгосрочный регулирования. Рост тарифов на передачу обусловлен не только ростом тарифа на передачу по сетям региональных сетевых организаций, но и ростом тарифа на передачу электроэнергии по сетям ОАО «Федеральная сетевая компания». Ежеквартально снижаются объемы электроэнергии, которые хозяйствующие субъекты будут получать по регулируемым ценам. Планируется, что с 01.01.2011 100% приобретаемой хозяйствующими субъектами электроэнергия будет приобретаться по свободной цене. По регулируемой цене электроэнергию будет получать население.
Для того, чтобы избежать резкого роста объема заявлений о нарушениях законодательства с 01.01.2011 необходимо заниматься разъяснительной работой.
Полномочия регулирующего органа в данной сфере – осуществлять контроль за порядком ценообразования на регулируемые услуги. Нарушители будут привлекаться к административной ответственности, причем как за применение завышенного, так и заниженного тарифов.
Решили:
- принять к сведению информацию Департамента по регулированию цен и тарифов по вопросу разъяснения причин роста тарифов;
- рекомендовать УФАС России по Ульяновской области и Департаменту по регулированию цен и тарифов усилить работу по выявлению и пресечению фактов нарушения порядка ценообразования в области электроэнергетики;
- рекомендовать УФАС России по Ульяновской области и Департаменту по регулированию цен и тарифов совместно проводить разъяснительные работы в СМИ.
- Иное.
Решили:
1. Рекомендовать членам ОКС направить в адрес Ульяновского УФАС вопросы для включения повестку следующего заседания.
2. Направить протокол в адрес членов ОКС.
Председательствующий Спирчагов Г.С.
Секретарь Юдин П.Г.