По фактам распространения рекламы потребительского кооператива «Пенсионный Гарант» возбуждено дело по признакам нарушения рекламного законодательства

По обращению Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области возбуждено дело по признакам нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 1 ч. 2 и ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе потребительского кооператива по реализации целевых программ для пайщиков «Пенсионный Гарант».  Реклама распространялась в рекламно-информационной газете «Мозаика», а также на телевидении.

Согласно ч. 14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе», если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.  По сведениям Волго-Вятского ГУ Банка России, ПК «Пенсионный Гарант» не имеет статуса кредитной организации или некредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России (в том числе в Государственном реестре кредитных потребительских кооперативов, размещенном в сети «Интернет» на сайте Банка России: https://www.cbr.ru/finmarket/superservision/sv_micro), кооператив не поднадзорен Банку России, и не относится к субъектам, которым законом предоставлено право на осуществление деятельности по привлечению денежных средств физических лиц.  Право на привлечение денежных средств граждан действующим законодательством предоставлено только кредитным организациям и следующим некредитным финансовым организациям: микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора.  В рекламе ПК «Пенсионный Гарант» указано: «12% годовых», при том, что доходы потребительского общества в будущем гарантироваться не могут.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.  В рекламе ПК «Пенсионный Гарант» утверждается, что риски застрахованы, из чего потребители рекламы могут сделать вывод, что застрахованы принимаемые кооперативом денежные средства граждан, тогда как застрахованы предпринимательские риски самого кооператива.