ФАС поддерживает создание национального стандарта комплаенс-менеджмента

Внедрение комплаенса - стимул для снижение плановых проверок на предмет соблюдения антимонопольного законодательства

 

12 ноября в Правительстве Московской области состоялась международная научно-практическая конференция «Комплаенс как система управления рисками: российский и европейский опыт».

 

В ходе мероприятия заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский рассказал о работе ведомства в части совершенствования антимонопольного регулирования.

Он отметил, что действующее российское антимонопольное законодательство соответствует международным стандартам антимонопольного права.

 

«Система антимонопольного регулирования – это, в первую очередь, ограничение возможностей монополистов и субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, запрет на заключение антиконкурентных соглашений. С 2012 года ФАС является органом предупредительного контроля. Исполняемость предупреждений ведомства составляет более 80%», - уточнил он.

 

Отвечая на современные вызовы, продиктованные цифровизацией экономики, ведомство трансформирует законодательство. Так, ФАС России подготовлен «5 антимонопольный пакет». Также сегодня рассмотрение в первом чтении проходит законопроект о комплаенсе.

 

Согласно документу, внедрение антимонопольного комплаенса является добровольной мерой. Предполагается, что хозсубъект будет вправе направить в ФАС на согласование внутренние акты, внедряющие антимонопольный комплаенс. Если эти акты будут соответствовать требованиям антимонопольного законодательства, то действия компании в рамках согласованного антимонопольного комплаенса, не могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства.

 

«Кроме того, уже сегодня, если компания, внедрившая комплаенс, не совершала нарушений антимонопольного законодательства в течение 3 лет, то уровень риска* в отношении нее может быть изменен, например, со среднего до умеренного. Внедрение комплаенса является своего рода стимулом для снижение плановых проверок на предмет соблюдения антимонопольного законодательства», - уточнил Сергей Пузыревский.

 

Анализ практики работы антимонопольных органов свидетельствует о том, что зачастую нарушения антимонопольного законодательства совершаются органами власти. Согласно задачам Национального плана развития конкуренции до 2020 г., число таких нарушений должно сократиться минимум в 2 раза.

 

«Добиться снижения нарушений антимонопольного законодательство со стороны органов власти можно, в том числе с внедрением антимонопольного комплаенса. В помощь субъектам ФАС России были разработаны соответствующие методические рекомендации, - сообщил он. – По состоянию на 3 квартал 2019 года, акты по внедрению комплаенса приняты в органах исполнительной власти во всех 85 субъектах Российской Федерации и в 19 ФОИВ».

 

Также в рамках конференции участники мероприятия выдвинули предложение создать национальный стандарт комплаенс-менеджемента. Эта идея была поддержана заместителем руководителя ФАС России.

 

* Согласно Постановлению Правительства от 01.03 2018 №213, внедрение комплаенса является основанием для снижения категории риска в рамках риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

 

По информации ФАС России