О влиянии «третьего антимонопольного пакета» поправок на развитие конкуренции

 

Сегодня 15 декабря 2011 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области состоялась пресс-конференция, посвященная «третьему антимонопольному пакету» поправок.

Данные изменения уточняют требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, критерии монопольно высокой цены и закрепление права Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий. Основная цель закона - создание условий для снижения цен на товары и услуги.

«Третий антимонопольный пакет направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства. Исключает применение уголовного наказания за согласованные действия. Уголовная ответственность, по-прежнему, остается за картельный сговор. Изменения коснулись и мер административной ответственности. В отношении юридических лиц четко определены размеры штрафов за нарушения антимонопольного законодательства», - отметил руководитель Ульяновского УФАС России Г. Спирчагов.

Закон вводит прямой запрет на оплату госуслуг, которые по законодательству должны быть бесплатными. Согласно «третьему антимонопольному пакету» у  граждан появилась реальная возможность возместить убытки, которые они понесли в результате нарушения антимонопольного законодательства. Если антимонопольный орган выиграет судебное решение, то граждане смогут возместить убытки с помощью частных или коллективных исков.

Также на пресс-конференции был представлен сравнительный анализ наличия действий органов государственной власти и местного самоуправления, препятствующих развитию конкуренции. Общее количество выявленных нарушений в 2011 году (на 15.12.2011), совершенных органами власти и местного самоуправления на 24% превышает общее количество подобных нарушений в 2010 году. Наибольшее количество нарушений совершено на рынках строительства и выпуска печатных изданий.

Таким образом, можно сказать, что даже введение административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не является предупреждающим фактором для должностных лиц органов власти и местного самоуправления.