Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области придется прекратить нарушать антимонопольное законодательство

12 ноября 2009 года Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань) признал законными и обоснованными решение и предписание Ульяновского УФАС России, вынесенных в отношении Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ранее Министерство).

В апреле действия Департамента были признаны нарушившими ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции, что выразилось в предоставлении КФХ Сыроватскому Е.А. земельных участков без предварительной заблаговременной публикации.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Копии публикаций, подтверждающих предварительное и заблаговременное опубликование в средствах массовой информации сообщения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков в аренду, не представлены.

Следовательно, принятые Министерством распоряжения о предоставлении в аренду земельных участков КФХ индивидуальному предпринимателю без предварительной публикации сообщения о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков  привели к устранению конкуренции, в частности предоставлением преимущества, которое обеспечивает данному предпринимателю по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, Министерство, предоставив крестьянскому хозяйству земельные участки в аренду без публикации в средствах массовой информации сообщения о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков, нарушило требование ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающей принципы публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков в аренду, а также ст. 10 Закона об обороте, предусматривающей требование при предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов при условии предварительного и заблаговременного опубликования такого сообщения.

Комиссией Ульяновского УФАС было выдано Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены распоряжения, на основании которого были предоставлены в аренду земельные участки КФХ.

Действия антимонопольного органа были обжалованы в судебном порядке. Кассационная инстанция признала законность решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области.