Ульяновский областной суд признал законность постановлений Ульяновского УФАС России

10 ноября 2009 года Ульяновский областной суд оставил в силе 6 постановлений о наказании в виде штрафов в размере 6 122,35 рублей каждый, выданных Ульяновским УФАС России в отношении членов аукционной комиссии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет».

Штрафы были назначены за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ. Должностными лицами государственного заказчика был нарушен порядок отбора участников аукциона на право заключить государственный контракт на проведение ремонтных работ охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в учебном корпусе, расположенном по адресу: ул. К. Либкнехта, д. 1 (начальная (максимальная) цена контракта – 612 235,00 руб.).

В письме Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба разъяснили: с целью проверки численности работников участника размещения заказа (средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно) заказчик должен указать в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям пункта 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Участник размещения заказа декларирует в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе, в котировочной заявке соответствие названным требованиям (о численности работников за предшествующий календарный год). Дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не требуется.

Материалами дела подтверждается, что аукционная документация содержит требование к участникам аукциона о предоставлении документа о средней численности работников за предшествующий календарный год (п.п. «д» п. 3.2.1 ст.3.2 Требований к документам, входящим в состав аукционной заявки (раздел 1.2 Документации об открытом аукционе № 43 от 10.06.2009 г.), который по существу является дополнительной формой проверки участника заказа, а не декларированием, то есть заявлением, о его соответствии требованиям законодательства и не входит в перечень документов, обязательных для предоставления участниками размещения заказа.

В то же время форма заявки, утвержденная заявителем в составе аукционной документации, не предусматривает возможность участника размещения заказа однозначно продекларировать сведения о соответствии требованиям ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в том числе в части численности работников, что ущемляет права участников заказа и противоречит законодательству.

Указанная правовая позиция отражена также в Определении ВАС РФ и соответствует критерию сложившейся арбитражной практики.

Не согласившись с постановлением о наказании, члены аукционной комиссии обратились сначала в Ленинский районный суд г. Ульяновска, а затем в Ульяновский областной суд. Решениями судов обеих инстанций действия антимонопольного органа признаны законными.