Анализ и оценка состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Ульяновской области за 2021 год

  1. Общие положения.

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) (далее - Анализ) проведен во исполнение приказа ФАС России от  29.10.2020
№ 1051/20 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2021 – 2022 годы».

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), а также методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2021 году (письмо ФАС России исх. от 09.02.2022 № ВК/9436/22).

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) были использованы:

- данные официальной статистической информации;

- сведения, полученные от органа исполнительной власти Ульяновской области в области – Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области;

- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) на территории Ульяновской области;

- сведения, полученные от потребителей электрической энергии (мощности);

- данные ранее проведенных антимонопольным органом исследований состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке.

Также была использована информация, размещенная на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, а также на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» вышеуказанных хозяйствующих субъектов.

Основные нормативные правовые акты, используемые при проведении анализа розничного рынка электрической энергии (мощности):

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»);

- Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ);

- Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

  1. Определение временного интервала исследования товарного рынка.

 

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) является 2021 год.

  1. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, определение товара может быть определено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Продуктовые границы товарного рынка определены на основании нормативных правовых актов и договоров, заключенных между потребителями и соответствующей энергосбытовой организацией.

В статье 3 Закона № 35-ФЗ приведены следующие основные понятия:

- оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации;

- розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Таким образом, согласно ст. 35, 37 Закона № 35-ФЗ потребитель электрической энергии (мощности) имеет несколько возможностей приобрести электрическую энергию (мощность):

- получить статус субъекта оптового рынка и приобретать мощность в порядке, установленном правилами оптового рынка (получение статуса оптового рынка регламентируется Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172);

- заключить договор купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией. При этом потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии.

На основании п. 29 Основных положений по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Из анализа договоров купли-продажи электрической энергии, размещенных на сайте АО «Ульяновскэнерго» (http://ulenergo.ru/), установлено, что по договору поставщик (АО «Ульяновскэнерго») обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а Покупатель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Из анализа договоров энергоснабжения, размещенных на сайте АО «Ульяновскэнерго» (http://ulenergo.ru/), установлено, что по договору поставщик (АО «Ульяновскэнерго») обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст, установлен Раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 40.13.2), которая предусматривает:

- продажу электроэнергии потребителям;

- деятельность посредников и агентов, которые организуют сделки по продаже электроэнергии, передаваемой по распределительным системам, управляемым другими лицами.

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются «электрическая энергия (мощность)».

 

  1. Определение географических границ товарного рынка.

 

Географические границы товарного рынка должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.

В соответствии с пунктом 198 Основных положений, гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу Основных положений являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика, а именно:

- назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу настоящего документа;

- назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками энергоснабжающие организации, осуществлявшие поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт·ч в год для снабжения граждан и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых были присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобрели права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения и получили статус гарантирующего поставщика, если при этом такие энергоснабжающие (энергосбытовые) организации не утратили этот статус с 1 января 2010 г. в связи с невыполнением требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о получении до 1 января 2010 г. права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу настоящего документа;

- назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками энергосбытовые организации, принявшие на себя на основании соглашения с единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте обязательства по снабжению электрической энергией потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании указанному единому хозяйствующему субъекту, если при этом такие энергосбытовые организации не утратили статус гарантирующего поставщика с 1 января 2010 г. в связи с невыполнением требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о получении до 1 января 2010 г. права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу настоящего документа;

- назначенные гарантирующими поставщиками в 2006 году хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имели договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с организациями, указанными в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу настоящего документа;

- энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».

Границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений.

В соответствии с пунктом 229 Основных положений, определение (изменение) границ зон деятельности гарантирующих поставщиков осуществляется по решению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности соответствующего гарантирующего поставщика.

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской область от 19.10.2006 № 87 установлено, что АО «Ульяновскэнерго» соответствует критериям, указанным в подпункте «а» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Ульяновской области. Также с 1 января 2017 года в зону деятельности гарантирующего поставщика АО «Ульяновскэнерго» включена зона деятельности АО «Оборонэнергосбыт», что утверждено приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 28.12.2016 № 06-556.

В соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 23.12.2016 № 1399 «Об утрате статуса гарантирующего поставщика» АО «Оборонэнергосбыт» утратило статус гарантирующего поставщика в границах всех зон деятельности, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, с 1 января 2017 г.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала исследования.

В соответствии с Основными положениями «субъекты розничных рынков» - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Субъектами розничного рынка являются (Закон № 35-ФЗ):

- потребители электрической энергии (далее потребители) - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

- гарантирующий поставщик - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

- энергосбытовые организации -  организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность;

- энергосбытовая деятельность - деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемой на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.

Таким образом, в состав хозяйствующих субъектов входят:

  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые организации;
  • производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

На розничный рынок электрической энергии Ульяновской области электроэнергия поступает с оптового рынка электрической энергии (мощности) и от производителей электрической энергии, не являющихся участниками оптового рынка электрической энергии.

Статус субъекта оптового рынка из действующих энергосбытовых организаций на территории Ульяновской области имеют:

  1. АО «Ульяновскэнерго» (гарантирующий поставщик - приобретает электроэнергию на оптовом и розничном  рынках электроэнергии);
  2. ООО «Ульяновск-Когенерация» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности);
  3. ООО «Русэнергосбыт» (приобретает электроэнергию на оптовом и розничном  рынках электроэнергии);
  4. ООО «Русэнергоресурс» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности);
  5. ООО «РТ-Энерготрейдинг» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности);
  6. ООО «ЕЭС-Гарант» (приобретает электроэнергию на оптовом и розничных рынках электроэнергии);
  7. ООО «Транснефтьэнерго» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности);
  8. ООО «МагнитЭнерго» (приобретает электроэнергию на оптовом и розничном  рынках электроэнергии);
  9. ООО «Симбирская энергосбытовая компания» (приобретает электроэнергию на оптовом и розничном  рынках электроэнергии);
  10. ООО «Ижевская энергосбытовая компания» (приобретает электроэнергию на оптовом и розничном  рынках электроэнергии);
  11. ООО Энергетическая Компания «СТИ» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности);
  12. ООО «Симбирская энергосбытовая номинация» (приобретает электроэнергию на оптовом и розничном  рынках электроэнергии);
  13. ООО «Межрегионсбыт» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности);
  14. АО «Мосэнергосбыт» (приобретает электроэнергию на оптовом и розничном  рынках электроэнергии);
  15. АО «ЭСК РусГидро» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности);
  16. ООО «Энергопрогноз» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности);
  17. ООО «АгроЭнергоСбыт» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности);
  18. ООО «МАРЭМ+» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности);
  19. ООО «Энергосистема» (приобретает электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности).

Только на розничном рынке покупают электроэнергию у иных ЭСО и поставляют её непосредственно потребителям:

1) АО «Газпром энергосбыт»;

2) ООО «Ульяновскэнергосбыт»;

3)ООО «РН-Энерго»;

4) ООО «ПрофСервисТрейд»;

  1. АО «ГНЦ НИИАР» (приобретает электроэнергию на розничном  рынке электроэнергии и производит электрическую энергию с использованием генерирующего оборудования).

Производят  электрическую энергию с использованием генерирующего оборудования:

  1. ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ».

Покупателями электрической энергии являются юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

 

  1. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Расчет общего объема электрической энергии за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей энергосбытовых организаций производится на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (кВт.ч).

Объем розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах.

Источник получения данных - информация, представленная хозяйствующими субъектами.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Сводная информация об объеме рынка и долях хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии, представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Сведения об объеме рынка и долях хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии в зоне деятельности гарантирующего поставщика АО «Ульяновскэнерго» за 2021 год.

№ п/п

Наименование ХС

Наименование товара, работ, услуг

Доля ХС,%

  1. 1.

АО «Ульяновскэнерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

63,26

  1. 2.

ООО «Ульяновскэнергосбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,26

  1. 3.

ООО «Энергосистема»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,32

  1. 4.

ООО «Ульяновск-Когенерация»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,45

  1. 5.

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

9,89

  1. 6.

ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

  1. 7.

ООО «РТ-Энерготрейдинг»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

2,42

  1. 8.

ООО «ЕЭС-Гарант»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

1,21

  1.  

ООО «Энергопрогноз»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

  1. 10.

ООО «Транснефтьэнерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,30

  1. 11.

ООО «МагнитЭнерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,66

  1. 12.

ООО «РН-Энерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,25

  1.  

АО «Мосэнергосбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

  1. 14.

ООО «Симбирская энергосбытовая компания»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

4,76

  1. 15.

ООО «Ижевская энергосбытовая компания»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

1,38

  1. 16.

ООО «ПрофСервисТрейд»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

1,11

  1. 17.

ООО «АгроЭнергоСбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,12

  1. 18.

ООО «Межрегиональное агентство рынка электроэнергии и мощности» (ООО «МАРЭМ+»)

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,60

  1. 19.

ООО «Энергетическая Компания «СТИ»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

2,37

  1. 20.

ООО «Симбирская энергосбытовая номинация»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

6,80

  1. 21.

АО «Газпром энергосбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,20

  1. 22.

ООО «Межрегионсбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,07

  1. 23.

АО «ЭСК РусГидро»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

3,49

  1. 24.

ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

0,08

  1. 25.

АО «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

  

Итого

100,00

*Во избежание повторного учета объем продажи электрической энергии в объёме продажи электрической энергии гарантирующего поставщика АО «Ульяновскэнерго» и энергосбытовых организаций не учтены объёмы продаж электрической энергии энергосбытовым организациям, действующим на розничном рынке электрической энергии, учтены лишь поставки конечным потребителям электрической энергии.

АО «Ульяновскэнерго» на розничном рынке электрической энергии в границах Ульяновской области занимает доминирующее положение с долей 63,26%.

 

  1. Определение уровня концентрации товарного рынка.

 

В соответствии с Порядком  для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели: коэффициент рыночной концентрации (CRз) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации (CR³) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

 

Таблица 2. Определение уровня концентрации товарного рынка в зоне деятельности гарантирующего поставщика АО «Ульяновскэнерго» за 2021 год.

Наименование гарантирующего поставщика

2021

 
 

CR3, %

HHI

 

АО «Ульяновскэнерго»

79,95

4197,87

 
 

 

В соответствии со значением при 70%<CR3<100% или 2000<ННI<10000 рынок в границах зоны деятельности АО «Ульяновскэнерго» является высококонцентрированным.

 

  1. Определение барьеров входа на товарный рынок.

 

Под барьерами входа на товарный рынок понимают обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

84 % опрошенных хозяйствующих субъектов сообщили, что какие-либо барьеры входа на товарный рынок отсутствуют.

Оставшиеся хозяйствующие субъекты указали следующие барьеры входа на товарный рынок:

I. Основными экономическими барьерами входа на розничный рынок электрической энергии (мощности) Ульяновской области являются следующие:

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности. Энергосбытовая компания, уходящая с рынка, несет риски не возмещения мораторной и части исковой дебиторской задолженности, а также не возмещаются в полном объеме инвестиции, вложенные в обеспечение энергосбытовой деятельности: здания, офисная техника, каналы связи;

- при действующем механизме закупки на ОРЭМ, а также расчета цен трансляции, гарантирующий поставщик имеет преимущество перед независимой энергосбытовой компанией;

- длительное время организации поставки с ОРЭМ вынуждает альтернативную сбытовую компанию на некоторое время становиться посредником между потребителем и гарантирующим поставщиком, при этом фактически не получая прибыль;

- построение дополнительных систем учета, которые необходимы лишь для формального выполнения требования о выходе на ОРЭМ, при этом в дальнейшей работе практически не используются;

- требования использовать в расчетах за поставленную с ОРЭМ электроэнергию приборы учета, установленных на оборудовании сетевых организаций в местах границ балансовой принадлежности;

- отказ сетевых компаний предоставить доступ в свои электроустановки для оснащения приборами учета, включенными в автоматизированную информационно-измерительную систему коммерческого учета  электрической энергии (АИИС КУЭ);

- необходимость создания автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета  электрической энергии (АИИС КУЭ), разработка и создание которой является длительным и дорогим проектом;

- необходимость актуализации и модернизации АИИС КУЭ, что требует дополнительных затрат;

- отсутствие экономической эффективности при работе с гарантирующим поставщиком;

- цена покупки электроэнергии на ОРЭМ для независимых электросбытовых компаний выше, чем для гарантирующих поставщиков;

II. Административным барьером входа на исследуемый товарный рынок является:

- отсутствие у гарантирующего поставщика утвержденных сбытовых надбавок для работы с независимыми энергосбытовыми компаниями;

-  сложная процедура выхода на оптовый рынок электрической энергии (мощности);

- создание гарантирующими поставщиками и оптовыми генерирующими компаниями дочерних (аффилированных) структур, которым предоставляются особые условия от материнских компаний в части покупки электроэнергии.

III. К барьерам, которые создают действующие на рынке хозяйствующие субъекты, следует отнести неподписание требуемых документов в необходимые сроки.

Однако, вышеназванные барьеры преодолимы, как следует из ответов субъектов, действующих на рынке.

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке электроэнергии (мощности).

 

Розничный рынок электрической энергии (мощности) в границах Ульяновской области  является высококонцентрированным.

 

  1. Выводы и предложения.

 

Ульяновское УФАС России в 2021 году не обращалось в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продажи электрической энергии.

На территории Ульяновской области расположено два субъекта, осуществляющих производство электрической энергии, у которых заключены соответствующие договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) с субъектами розничных рынков электрической энергии (мощности) (гарантирующим поставщиком, энергосбытовыми организациями и покупателями электрической энергии) – АО «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» и ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ». Основной вид деятельности АО «ГНЦ НИИАР»  - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие (код ОКВЭД 72.19), ООО «НИИАР-Генерация» - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями (код ОКВЭД 35.30.11).

 

  1. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электроэнергии и мощности.

 

Расчет ключевого показателя развития рынка по объему (доле) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении всех хозяйствующих субъектов с распределением на реализованные товары, работы, услуги в натуральном выражении организациями частной формы собственности и реализованные товары, работы, услуги в натуральном выражении хозяйствующими субъектами с государственным или муниципальным участием осуществляется по следующей формуле:

                                  Vn

V ключевой    =   --------- х 100, где 

    показатель            Vo

Vn– это объем (доля) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВтч) организациями частной формы собственности, под которыми понимаются хозяйствующие субъекты, совокупная доля участия в которых Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отсутствует или составляет не более 50%.

Vo – это объем (доля) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВтч) всех хозяйствующих субъектов.

 

Таблица 3. Расчет ключевого показателя.

Объем э/э, реализованной всеми хозяйствующими субъектами, кВтч

Объем э/э, реализованной организациями частной формы собственности,  кВтч

Объем э/э, реализованной АО «Энергосбытовая компания РусГидро», ООО «Транснефтьэнерго», ООО «НИИАР-ГЕНЕРАЦИЯ», АО «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов», имеющих опосредованное государственное участие, кВтч

4 827 006 977

4 640 508 872

186 498 105

Ключевой показатель

96,14

 

 

  1. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере производства электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности, включая производство электрической энергии в режиме когенерации на территории Ульяновской области не производился в связи с отсутствием субъектов, осуществляющих указанный вид деятельности.

 

  1. Анализ соблюдения хозяйствующими субъектами запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической   энергии (мощности).

 

Факты нарушения запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрическойэнергии (мощности) Ульяновским УФАС России в 2021 году на территории Ульяновской области не выявлены.