• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчёт о состоянии конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов

Общие положения

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке автомобильного бензина проведен во исполнение Приказа ФАС России от 05.12.2016  № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы», в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

 Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее-ВИНК) на региональных рынках.

Исследование состояния конкуренции на розничном рынке автомобильного бензина проведено в целях:

- оценки состояния конкурентной среды в сфере розничной реализации нефтепродуктов на локальных рынках Ульяновской области;

- выявления  локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

При исследовании локальных розничных рынков автомобильных бензинов использована информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов через  АЗС,  находящихся в собственности продавца, и через которые продавец осуществляет розничную реализацию нефтепродуктов, или право владения, пользования или распоряжения которыми передано продавцу иным хозяйствующим субъектом.

Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно  проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке

Временной интервал исследования локальных  рынков розничной реализации автомобильных бензинов определен как период с 01.01.2016 по 31.12.2016.  Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п.4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара ( в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Предварительное определение товара – автомобильные бензины.

Основным сырьем для получения автомобильных бензинов является нефть. Для получения из нефти различных автомобильных топлив применяют методы первичной и вторичной переработки. Первичная переработка нефти заключается в разделении ее на отдельные фракции, выкипающие в различных определенных температурных интервалах. При первичной перегонке получают бензиновую, лигроиновую, керосиновую, соляровую фракции и мазут. Переработка нефти вторичными методами сопровождается изменением состава и строения ее различных соединений и позволяет придать топливу более совершенные физико-химические свойства, а, следовательно, и качество.

К основным свойствам бензинов автомобильных можно отнести: испаряемость и фракционный состав, химическую стабильность, антикоррозийные свойства, вязкость, теплоту сгорания и детонационную стойкость.

Показателем детонационной стойкости бензина, характеризующим его устойчивость к самовоспламенению в рабочей камере двигателя, сопровождаемому образованием ударных волн, является октановое число. Октановые числа бензинов для автомобильных двигателей, оснащенных карбюраторными двигателями, колеблются в пределах 66-98. Бензин с более высоким октановым числом применяется для двигателей с более высокой степенью сжатия.

На сегодняшний день существуют два метода борьбы с детонацией - изменение углеводородного состава бензина и введение в состав топлива различных присадок-антидетонаторов. Применение присадок признается менее дорогим и более упрощенным способом. Признавая пользу, которую может принести применение присадок к топливам, необходимо учитывать, что они не предназначены для компенсации недостатков, связанных с низким качеством нефтепродуктов. Между тем, недобросовестные продавцы для повышения октанового числа бензина помимо официально допущенных к применению присадок используют также нафталин, спирт и ацетон, железосодержащие и марганцесодержащие присадки, метилтрибутиловый эфир, воду. При этом использование автомобильного бензина, незаконно изготовленного путем смешения различных марок нефтепродуктов или добавления присадок, запрещенных к использованию, наносит ущерб не только бюджетной системе Российской Федерации, но и техническому состоянию парка автотранспортных средств и экологии.

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля автомобильными бензинами классифицирована  в группе 50.50 Розничная торговля моторным топливом».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). Гост по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине».

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются четыре основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем на товарных рынках представлены также бензины иных марок: Нормаль -80 (Гост Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (Гост Р 51105-97), Премиум-95 (Гост Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 518866-2002), Регуляр -92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показателя бензинов, исходя из которых пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива. По октановому числу автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что является существенным различием:

-низкооктановые бензины – А-76, АИ-80, Нормаль-80 (октановое число 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

-высокооктановые бензины – Регуляр -91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро -92 и другие (октановое число 82,5 по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу).

Установлено, что марки бензина А-76 и А-80 являются взаимозаменяемыми, но не выступают таковыми для марок бензина с октановым числом равным или выше 92, то есть Аи-92, Аи-95, Аи-96. Также, с точки зрения потребителя, бензины марок Аи-92 и Аи-95, 98 составляют разные товарные группы.

Брендированные автомобильные бензины различных наименований (например, Ultimate, Экто, Pulsar) в пределах одного октанового числа следует рассматривать как одну товарную группу, так как данные виды нефтепродуктов взаимозаменяемы по потребительским свойствам с бензинами с аналогичным октановым числом и при этом разница в цене не превышает 10%.

Исходя из специфики розничного потребления автомобильных бензинов (не взаимозаменяемость марки автомобильного бензина при потреблении в сторону снижения октанового числа, так как использование моторного топлива с октановым числом ниже заявленного в техническом паспорте (инструкции по эксплуатации) автомобиля, ведет к несвоевременному сгоранию топлива, снижению мощности, износу двигателя и другим негативным последствиям для владельца автотранспортного средства) продуктовые границы данных товаров рассматриваются по маркам автомобильных бензинов.

 Таким образом, с точки зрения потребительского спроса можно выделить следующие товарные группы по автомобильным бензинам (рынки):

 

Группа товаров

Подгруппа товаров

Октановое число

Товары (марки)

 

 

Автомобильные

бензины

(ОКП 02 5110)

 

 

низкооктановые

76,0

по моторному методу и

80 по исследовательскому методу

А-76 (АИ-80)

 

высокооктановые

82,5-88

по моторному методу, 91-98 по исследовательскому методу

АИ-92 (АИ-91,АИ-93)

АИ-95 (АИ-96)

АИ-98

 

Наиболее распространенными в применении марками бензинов являются бензины АИ-92 и АИ-95.

Также, следует отметить, что по функциональному назначению к заменителям бензина  можно отнести сжиженные углеводородные газы, но для работы на СУГ необходимо переоборудование автотранспортного средства на газомоторное топливо. К недостаткам газобаллонных автотранспортных средств относится:

- уменьшение грузоподъемности транспорта и повышение пожароопасности.;

- расположение автогазозаправочных станций носит локализованный характер, на отдельных территориях отсутствует возможность для заправки данным видом топлива, что доставляет неудобство для потребителей (в сельской местности);

-для работы автотранспортных средств на СУГ, особенно в зимнее время для запуска двигателя необходим автомобильный бензин.

Исходя из вышеизложенного, следует, что СУГ не является товаром заменителем для автомобильных бензинов, так как для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка.

Таким образом, определенными продуктовыми границами рынков розничной реализации автомобильных бензинов являются:

- бензин А-76;

- бензин АИ-92;

- бензин АИ-95;

- бензин АИ-98.

Определение географических границ товарного рынка

Географические границы локальных рынков определяются исходя из оценки экономической возможности приобретения нефтепродуктов потребителем. Исходя из того, что места розничной реализации нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения нефтепродуктов потребителем (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителем нефтепродуктов на АЗС).

Определение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов осуществляется на основе административных границ муниципальных образований, т.е. территорий с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций (за исключением областных, межрегиональных, транзитных), с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

В качестве географических границ в целях данного анализа принимаются границы Ульяновской области (первый локальный рынок), а также административные границы муниципального образования «город Ульяновск», которые выступают в качестве географических границ второго локального  розничного  рынка нефтепродуктов, и административные границы муниципального образования «город Димитровград» - в качестве географических границ третьего локального розничного рынка нефтепродуктов.

Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке

Потребителями  бензина автомобильного, реализуемого через АЗС, являются владельцы легковых и грузовых автомобилей, хозяйствующие субъекты специализирующиеся на грузовых и пассажирских перевозках и другие, приобретающие автомобильные бензины единичного количества для личного использования.

Продавцами на рынках розничной реализации автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие постоянную деятельность по розничной реализацию автомобильных бензинов через АЗС общего пользования преимущественно для личного пользования, на территории Ульяновской области в период с 01.01.2016 - 31.12.2016 года.

В указанный период на территории Ульяновской области функционировало 24 хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов через 145 АЗС общего пользования.

Из 24 хозяйствующих субъектов (продавцов) – являются независимыми 20 хозяйствующих субъекта, 2 хозяйствующих субъекта входят в группу лиц ПАО   «НК «Роснефть» (АО «Ульяновскнефтепродукт», ООО "Башнефть-Розница"), один  входит в группу лиц  ПАО «Татнефть»  (Ульяновский филиал ООО Татнефть-АЗС Центр»), один входит в группу лиц  ПАО «Лукойл»  (ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт»).

С середины 2007 года ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» вошло в состав ОАО «НК «Роснефть» и кроме розничной продажи нефтепродуктов начало осуществлять оптовую продажу нефтепродуктов в регионе. ООО «Татнефть-АЗС Центр» Ульяновский филиал  также осуществляет  деятельность на оптовом рынке нефтепродуктов в регионе. В конце 2016 года ООО «Башнефть-Розница» вошло в состав ПАО "НК "Роснефть".

 В соответствии с представленными данными хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, 113 АЗС, т.е. 78% находящихся на территории Ульяновской области автозаправочных станций, являются собственностью продавцов. На условиях аренды, а также на основе  иных договоров, предоставляющих право владения и пользования АЗС, работают 32 АЗС,  т.е. 22 % .

50% автозаправочных станций, находящихся на территории Ульяновской области, являются собственностью крупнейших операторов рынка ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» и ООО «Татнефть-АЗС Центр».

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке в натуральных показателях (в литрах).

Объем рынка определяется как сумма объемов продаж нефтепродуктов хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем продаж нефтепродуктов,  данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Расчет долей хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, представлен в Приложении 1.

Уровень концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Для определения уровня концентрации товарных рынков используются показатели:

- коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (CR3);

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (HHI).

Таблица 1

01.01.2016 -31.12.2016

 

 

Марка товара

Ульяновская область

МО г. Ульяновск

МО г. Димитровград

 

CR3, %

HHI

CR3, %

HHI

CR3, %

HHI

 

А-76  (АИ-80)

94,18

6288

96,41

6268

100

10000

АИ-92

86,71

3611

87,87

3030

100

4461

АИ-95

92,05

3343

91,81

2974

100

3876

АИ-98

100

6628

983,29

4091

100

5808

 

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана в 2016 году рынки автомобильных бензинов марок АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98 относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации (при 70% <CR3 <100%   или 2000< HHI <10000 ,  уровень концентрации рынка высокий).

Определение барьеров  входа на товарный рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

  1. Экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство и эксплуатацию АЗС/АЗК; резкое повышение поставщиками оптовых цен
  2. Административные ограничения – вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов – взимание с 15.11.2015 платы за пользование федеральными дорогами.

3. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок – установление поставщиками запрета продажи бензина коммерческим организациям.

4. Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок – создание хозяйствующими субъектами искусственного завышения оптовых цен на нефтепродукты, одновременным занижением своих розничных цен.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На основании показателей уровня концентрации рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на рынок можно сделать вывод о том, что рынки розничной реализации бензина А-80, АИ-92,  АИ-95, АИ-98 в границах Ульяновской области, МО г. Ульяновск, МО г. Димитровград относится к рынку с неразвитой конкуренцией. 

Выводы

По результатам анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке автомобильных бензинов установлено, что наибольшую долю по объему реализации автомобильных бензинов занимает:

1)  в границах Ульяновской области занимает:

- группа лиц АО «Ульяновскнефтепродукт» и ООО «Башнефть-Розница» по маркам АИ-92 (55,37%,4,53%), АИ-95 (48,65%,4,59%), АИ-98 (78,53);

-ООО «Татнефть-АЗС Центр» по марке товара АИ-76 (80) (77,95%).

2) в границах МО г. Ульяновск:

- группа лиц АО «Ульяновскнефтепродукт» и ООО «Башнефть-Розница» по маркам АИ-92 (50,77%);

- -ООО «Татнефть-АЗС Центр» по марке товара АИ-76 (80) (77,48%).

3) в границах МО г. Димитровград» занимает:

- АО «Ульяновскнефтепродукт» по марке товара АИ -92 (60,73%), АИ -95 (51,03%);

- ООО «Татнефть-АЗС Центр» по марке товара АИ-76 (80) (100%);

-ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» по марке АИ-98 (70,10%).

 

 

 

Файлы для скачивания

doli_rynka_benzina_roznica_2016_god_.xls
Тип файла: xls
Размер файла: 0.04 МБ