Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых бытовых отходов

Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых бытовых отходов

Общие положения

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых бытовых отходов (далее - ТБО)  проведен по поручению ФАС России от 27.03.2013 №АЦ/11598/13, во исполнение приказа ФАС России от 19.12.2013 №773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы».

Анализ проведен с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов проведён в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок). В ходе анализа были использованы следующие источники информации:

· информация, полученная от Управления Росприроднадзора по Ульяновской области о хозяйствующих субъектах, имеющих лицензии на осуществление деятельности по размещению ТБО;

· информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг транспортировке и размещению твердых бытовых отходов на территории Ульяновской области;

·   Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах);

·   Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

·   Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании);

·   Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее – Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов);

·   Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

·   Приказ МПР РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (далее – Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО));

·   Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);

·   Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов.» (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009
№ 1092-ст) (далее – Стандарт);

·  ОК 034-2007 (КПЕС 2002). «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) (далее - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности);

· Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов.

1.    Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка – 2012 год.

2.   Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (и том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность, либо целесообразность отсутствует за его пределами.

В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов включены в группу 90 «Услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги». При этом в подгруппе 90.02 объединены услуги по сбору и обработке прочих отходов (твердых отходов).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по обращению с отходами в основном сконцентрирована в разделе О «Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», код 90.00.2 «Удаление и обработка твердых отходов».

Согласно указанным классификаторам можно определить самостоятельные виды услуг по обращению отходов, формирующие анализируемый рынок:

- услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов;

- услуги по обработке твердых коммунальных отходов (включают обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).

Данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

В связи с тем, что услуги по транспортировке ТБО и услуги по размещению ТБО не являются взаимозаменямыми товарами, могут оказываться отдельно друг от друга, изучению подлежат 2 товарных рынка, продуктовые границы которых следующие:

1.   Транспортировка ТБО;

2.   Размещение ТБО.

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (ТБО) – отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

В рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

Согласно Закону об отходах производства и потребления обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, где:

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии со Стандартом:

технологический цикл отходов (ТЦО) – последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов. Примечание. ТЦО: технологические процессы и операции ресурсосберегающего и безопасного обращения с отходами;

этапы технологического цикла отходов – последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Появление отходов (1-й этап) имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Сбор и накопление отходов (2-й этап) в установленных местах должны проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Идентификация отходов (3-й этап) может быть визуальной и/или инструментальной по признакам, параметрам, показателям, критериям и требованиям, необходимым для подтверждения соответствия конкретного отхода и его свойств документированному описанию.

Сортировка (4-й этап) проводится путем разделения и/или смешивания отходов, согласно определенным критериям, на качественно различающиеся составляющие. При необходимости проводят работы по первичному обезвреживанию отходов.

При паспортизации отходов (5-й этап) заполняют паспорта установленных форм и регистрируют их в соответствии с порядком, принятым в законодательстве по охране окружающей среды.

Упаковка и маркировка отходов (6-й этап) состоит в обеспечении установленными методами и средствами (с помощью укладки в тару или другие емкости, пакетирования, брикетирования с нанесением соответствующей маркировки) целостности и сохранности отходов в период помещения их в упаковку и тару, сортировки, погрузки, транспортирования, складирования, хранения в установленных местах. Особое внимание должно быть уделено упаковке и маркировке отходов I - IV классов опасности.

Транспортирование и складирование отходов (7-й этап) должно производиться в специально установленных (санкционированных) местах.

Хранение отходов (8-й этап) в зависимости от степени их опасности должно осуществляться под навесом, в контейнерах, шахтах и других санкционированных местах.

Избавление от отходов (9-й этап) производится путем их утилизации и/или удаления.

Первым подэтапом 9-го этапа является утилизация обезвреженных отходов.

Вторым подэтапом 9-го этапа является безопасное размещение отходов I-IV классов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение таких отходов угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде.

Следует отметить, что на территории г.Ульяновска и г.Димитровграда не применяется система раздельного сбора мусора, а также отсутствуют мусороперерабатывающие заводы, в связи с этим услуги по переработке отходов, соответственно, не оказываются.

Отношения по поводу обращения отходов могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по транспортированию, хранению, захоронению, обезвреживанию, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Разный предмет договора на этапах движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует), позволяет отнести услуги, предоставляемые на этих этапах к разным товарным рынкам. Услуги по сбору отходов исключаются из анализа.

Также необходимо учесть, что качественные и технические характеристики услуги, в том числе способы транспортировки отходов, методы ликвидации опасных свойств отходов (использование, переработка, захоронение и хранение на полигонах и др.) в значительной степени являются для потенциального потребителя определяющими факторами при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

Для потребителя данной услуги основным фактором является возможность «освободиться» от объемов тех отходов, которые не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот или размещены или уничтожены на объектах потребителя (хозяйствующего субъекта, в результате деятельности которого образовались отходы) и на которые могут быть начислены платежи за их размещение (хранение и захоронение).

Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно пункту 3.71 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение взаимозаменяемости товаров основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости услуг по транспортировке и размещению.

По результатам опроса хозяйствующих субъектов, пользовавшихся услугами по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на территории г. Ульяновска и г.Димитровграда, Ульяновским УФАС России установлено следующее.

Большинство опрошенных считают, что услугу по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов невозможно заменить другим видом работ и услуг.

3.    Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов приняты административные границы г. Ульяновска и г. Димитровграда.

4.    Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных  рынках

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов в географических границах г.Ульяновска и г.Димитровграда в 2012 году и имеющих лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы (в том числе отходы V класса опасности).

Таблица 1

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по сбору и вывозу ТБО на территории г.Ульяновска и г.Димитровграда

Наименование МО

Наименование ХС

Юридический адрес

г.Ульяновск

ООО "Центр экологических технологий"

432071, г.Ульяновск, ул.Урицкого, 96а

ООО "ЭкоЛайф"

432045, г.Ульяновск, 11-й проезд Инженерный, стр.8

ООО "РКЦ"

432072, г.Ульяновск, б-р Фестивальный, д.5

ООО "Контракт плюс"

432017, г.Ульяновск, ул.Бебеля, 1А

ИП Михайлин А.А.

<…..>

МУП "Ульяновскдорремсервис"

432063, г.Ульяновск, пер.Тургенева, д.9

ООО "Сервис-М"

432067, г.Ульяновск, пр.Ленинского Комсомола, 38

ООО "Универсал"

432017, г.Ульяновск, ул.Бебеля, 1А

ООО «Мир Комфорта плюс»

432066, г.Ульяновск, ул.Отрадная, д. 8а

г.Димитровград

ООО «Сансервис»

433513, г.Димитровград, ул.Западная, 20

ООО «ЖКХ-Сервис»

433513, г.Димитровград, ул.Западная, 20

ООО «Городское санитарное хозяйство»

433503,  Ульяновская обл.,

г.  Димитровград,

Енисейский пер, д.1Б

 

ООО «Контракт плюс» и ООО «Универсал» входят в одну группу лиц.

Таблица 2

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по размещению ТБО на территории г.Ульяновска и г.Димитровграда

Наименование хозяйствующего субъекта

Юридический адрес

г.Ульяновск

ООО «Полигон»

432072, г.Ульяновск, бульвар Новосондецкий, 4а, корп. 2

ООО «Центр экологических технологий»

432071, г.Ульяновск, ул.Урицкого, 96а

ООО «Контракт плюс»

432017, г.Ульяновск, ул.Бебеля, 1А

МУП «Чердаклыэнерго»

433400, Ульяновская область, р.п. Чердаклы, ул. Октябрьская, 68

 

г.Димитровград

ООО «Современные экологические технологии»

433503, Ульяновская область, г. Димитровград, пер. Енисейский, 1Б

ООО «Центр экологических технологий» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по позиции «Удаление и обработка твердых отходов» (ОКУН 041112.6), Удаление и обработка твердых отходов» (ОКВЭД 90.00.2) в границах Правобережья г.Ульяновска.

ООО «Полигон» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, по позиции «Удаление и обработка твердых отходов» (ОКУН 041112.6), Удаление и обработка твердых отходов» (ОКВЭД 90.00.2) в границах Левобережья г.Ульяновска.

5.   Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках

Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынке по транспортировке ТБО

В соответствии с п.6.2 Порядка проведения анализа и состояния конкуренции на товарном рынке в зависимости от наличия информации объем рынка может определяться как:

а) как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара;

б) как сумма объемов производства данного товара в географических границах рассматриваемого рынка (за вычетом потребления рассматриваемого товара в процессе его производства и объема запасов) за вычетом объемов вывоза (экспорта) рассматриваемого товара с данной территории и с добавлением объемов ввоза (импорта) рассматриваемого товара на данную территорию;

в) как сумма объемов покупок товара действующими на рассматриваемом товарном рынке приобретателями, которая может в том числе определяться;

г) иным способом.

Для целей данного анализа объем рынка по транспортировке ТБО в границах г.Ульяновска и г.Димитровграда был определен иным способом, а именно исходя из информации, представленной хозяйствующими субъектами, имеющими полигоны на территории Ульяновской области, на которые производился вывоз ТБО с территории МО «г.Ульяновск» и г.Димитровграда.

Для определения объема рынка по транспортировке ТБО в границах г.Ульяновска использовались сведения об объемах ТБО, утилизированных на полигонах ООО «ЦЭТ», МУП «Чердаклыэнерго», ООО «Контракт плюс», ООО «Полигон», в границах г.Димитровграда – на полигоне ООО «СЭТ».

При уточнении у ООО «СЭТ» объемов ТБО, утилизированных Обществом, было установлено, что общий объем утилизированных на полигоне ТБО, включает в себя объем ТБО, вывезенного на полигон специализированными организациями – перевозчиками ТБО, а также организациями и предприятиями, осуществляющими вывоз ТБО собственным транспортом/

Так как организациям, осуществляющим самовывоз ТБО, услуга по транспортировке отходов не оказывалась, следовательно, включать в объем рынка по транспортировке ТБО данную величину нецелесообразно. В целях определения объема рынка по транспортировке ТБО в географических границах г.Димитровграда из общего объема ТБО, утилизированного на полигоне ООО «СЭТ», был вычтен объем ТБО, вывезенный на полигон собственным транспортом организаций/

В соответствии с Порядком доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Таблица 3

Расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по транспортировке ТБО на территории г.Ульяновска в 2012 г.

№ п/п

Наименование муниципального образования

Наименование хозяйствующего субъекта, оказывающего услугу

Объем услуг

Доля хозяйствующего субъекта (в натуральном выражении), %

Доля хозяйствующего субъекта (в стоимостном выражении), %

В натуральном выражении (тыс. м3)

В стоимостном выражении (тыс. руб.)

1

г.Ульяновск

ООО "Центр экологических технологий"

<….>

<….>

1,64

х

2

ООО "ЭкоЛайф"

<….>

<….>

32,05

х

3

ООО "РКЦ"

<….>

<….>

9,80

х

4

ООО "Контракт плюс"

<….>

<….>

25,66

х

5

ООО "Универсал"

<….>

<….>

х

6

ИП Михайлин А.А.

<….>

<….>

7,45

х

7

МУП "Ульяновскдорремсервис"

<….>

<….>

2,34

х

8

ООО "Сервис-М"

<….>

<….>

4,00

х

9

ООО "Мир Комфорта плюс"

<….>

<….>

6,69

 

 

Иные

<….>

х

10,37

х

 

Объем рынка

<….>

х

100,00

х

Таблица 4

Расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по транспортировке ТБО на территории г.Димитровграда в 2012 г.

№ п/п

Наименование муниципального образования

Наименование хозяйствующего субъекта, оказывающего услугу

Объем услуг

Доля хозяйствующего субъекта

В натуральном выражении (тыс. м3)

В стоимостном выражении (тыс. руб.)

В натуральном выражении, %

В стоимостном выражении, %

1

г.Димитровград

ООО "Сансервис"

<….>

<….>

7,55

8,26

2

ООО "Городское санитарное хозяйство"

<….>

<….>

87,92

86,77

3

ООО "ЖКХ-Сервис"

<….>

<….>

4,54

4,97

 

Объем рынка

<….>

<….>

100,00

100,00

Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынке по размещению ТБО

Количественной характеристикой объема рынка услуг по размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов является общий объем по размещению отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м) и стоимостных показателях (цена услуги).

Доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении – исполнителя на рынке услуг по размещению ТБО определяется как отношение объема услуг по размещению отходов, оказанных хозяйствующим субъектом, к общему объему услуг по размещению отходов.

Таблица 5

Расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по размещению ТБО на территории г.Ульяновска в 2012 г.

№ п/п

Наименование муниципального образования

Наименование хозяйствующего субъекта, оказывающего услугу

Объем услуг

Доля хозяйствующего субъекта (в натуральном выражении), %

Доля хозяйствующего субъекта (в стоимостном выражении), %

В натуральном выражении (тыс. м3)

В стоимостном выражении (тыс. руб.)

1

г.Ульяновск

ООО «Контракт плюс»

<….>

<….>

33,94

30,51

2

ООО «Полигон»

<….>

<….>

14,37

12,07

3

ООО «Центр экологических технологий»

<….>

<….>

46,54

53,22

4

МУП «Чердаклыэнерго»

<….>

<….>

5,16

4,20

 

Объем рынка

<….>

<….>

100,00

100,00

Таблица 6

Расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по размещению ТБО на территории г.Димитровграда в 2012 г.

№ п/п

Наименование муниципального образования

Наименование хозяйствующего субъекта, оказывающего услугу

Объем услуг

Доля хозяйствующего субъекта (в натуральном выражении), %

Доля хозяйствующего субъекта (в стоимостном выражении), %

В натуральном выражении (тыс. м3)

В стоимостном выражении (тыс. руб.)

1

г.Димитровград

ООО «Современные экологические технологии»

<….>

<….>

100,00

100,00

Объем рынка

<….>

<….>

100,00

100,00

Одной из основных целей планирования текущей деятельности и развития специализированных организаций по санитарной уборке городов является определение минимально допустимого уровня суммарного финансирования с учетом, с одной стороны, предотвращения критического переизноса машин и оборудования, ведущего к снижению качества предоставляемых услуг и экологической безопасности, а, с другой, - предельных возможностей бюджета территории и доходов населения и организаций.

В этих условиях возрастает роль экономически обоснованных тарифов как основы планирования и прогнозирования уровня жилищно-коммунального обслуживания, одним из основных видов деятельности которого является сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов.

В основе расчета экономически обоснованного тарифа лежит потребность специализированных организаций в общей сумме доходов, которая складывается из суммы плановых затрат (потребности предприятия в финансовых средствах на текущую деятельность и обеспечение воспроизводства основных фондов) и суммы прибыли, необходимой для обеспечения развития, создания фонда социального развития и уплаты налогов, а также объем реализации услуг населению, промышленным и прочим потребителям.

Стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО для юридических лиц устанавливается в рублях за кубический метр, для населения – исходя и площади жилого помещения – в рублях с 1 квадратного метра либо исходя из количества проживающих – в рублях с одного человека (для домовладений).

Таблица 7

Тарифы на оказание услуг по транспортировке ТБО, установленные на территории г.Ульяновска в 2012 г.*

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Стоимость транспортировки ТБО, руб.

1 куб.м

1 кв.м

с 1 чел.

2011

2012

2011

2012

2011

2012

1

ООО «ЦЭТ»

200

425,92

-

-

-

27,64

2

ООО «ЭкоЛайф»

240

153,33-306,6

1,84

0,93-2,40

-

-

3

ООО «РКЦ»

137,83

251,16

-

 

-

-

4

ООО «Контракт плюс»

164,68

280

-

-

40

40

5

ИП Михайлин А.А.

286,67

167,59 – 605,09

-

1,6 – 1,76

-

-

6

МУП «УДРС»

147,87

144,73

-

-

-

-

7

ООО «Сервис-М»

343,25

214-575

-

0,9

-

9,12

8

ООО «Универсал»

185,58

280,00

-

-

-

-

9

ООО «Мир Комфорта плюс»

233,00

350,00

-

-

-

57,8

 

*отсутствие в таблице тарифа в определенных единицах показывает, что тариф в данных единицах на 2011, 2012 гг. не утверждался хозяйствующими субъектами.

Таблица 8

Тарифы на оказание услуг по транспортировке ТБО, установленные на территории г.Димитровграда в 2012 г.*

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Стоимость транспортировки ТБО, руб.

1 куб.м

1 кв.м

с 1 чел.

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2

ООО "Сансервис"

178,5

132 - 135

 

0,67

-

-

3

ООО "ЖКХ-Сервис"

 -

350

0,75

0,81

-

-

4

ООО "Городское санитарное хозяйство"

640,57*

0,84

39,54

39,4

*отсутствие в таблице тарифа в определенных единицах показывает, что тариф в данных единицах на 2011, 2012 гг. не утверждался хозяйствующими субъектами

**указана средняя цена за транспортировку 1 куб. м ТБО

Таблица 9

Тарифы на оказание услуг по утилизации (размещению) ТБО, установленные уполномоченным органом на 2012 г.

Наименование муниципального образования

Наименование хозяйствующего субъекта, оказывающего услугу

Тариф на размещение ТБО, руб./куб. м

Потребители, кроме населения

Население

2011

2012

2011

2012

г.Ульяновск

ООО "Контракт плюс"

66,18

66,18

-

-

ООО "Полигон"

51,52

51,52

60,79

60,79

ООО "Центр экологических технологий"

69,84

69,84

82,41

82,41

МУП "Чердаклыэнерго"

62,15

62,15

62,15

62,15

г.Димитровград

ООО "СЭТ"

34,81

34,81

34,81

34,81

 

Определение уровня концентрации товарных рынков

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Таблица 7

Наименование муниципального образования

Рынок услуг по размещению ТБО

Рынок услуг по размещению ТБО

в натуральном выражении

в стоимостном выражении

в натуральном выражении

в стоимостном выражении

в натуральном выражении

в стоимостном выражении

в натуральном выражении

в стоимостном выражении

CR3, %

HHI

CR3, %

HHI

г.Ульяновск

67,51

-

2013,61

-

94486,46

87,93

3550,52

3926,23

г.Димитровград

100,00

100,00

7806,96

7806,96

-

-

-

-

Уровень концентрации рынка услуг по транспортировке ТБО в г.Ульяновске умеренный, так как 45% <  < 70%, 1000 < HHI < 2000, в г.Димитровграде – высокий , так как 70%  <  CR3 < 100%,  2 000 <  ННI  < 10 000.

Уровень концентрации рынка услуг по размещению ТБО в г. Ульяновске высокий, т.к. 70%  <  CR3 < 100%,  2 000 <  ННI  < 10 000.

Определение барьеров входа на рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом рынке, относятся:

- экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на покупку основных производственных средств (формирование парка спецмашин, расходы на материалы и специнвентарь, расходы на топливо и горюче-смазочные материалы), увеличение штатной численности;

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар;

- административные ограничения – получение разрешений и согласований в различных инстанциях, получение лицензии на осуществление деятельности по размещению опасных отходов, обязательное проведение государственной экологической экспертизы, процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков невелико в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

ООО «Полигон» сообщает, что Управление Росприроднадзора по Ульяновской области необоснованно препятствует осуществлению деятельности ООО «Полигон» на рынке размещения ТБО, путем предъявления требования о необходимости осуществить плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере: 70 035 862, 76 руб. По данному факту Ульяновским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции».

Кроме того, Ульяновским УФАС России рассмотрено дело, по результатам которого ООО «ЭкоЛайф» признано нарушившим п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2066 №135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушение выразилось в установлении монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу ТБО на территории г.Ульяновска. Данное решение отменено Арбитражным судом Ульяновской области, Постановлением ФАС Поволжского округа оставлено без изменения.

Ульяновским УФАС России рассмотрено дело в отношении ООО «Полигон», расторгнувшем в  одностороннем порядке договор по размещению и захоронению ТБО, заключенном с ООО «Сервис-М». ООО «Полигон» признано нарушившим части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Предписание, выданное ООО «Полигон» на основании решения по делу, исполнено.

 Вышеперечисленные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.

Выводы и предложения

1. Включить в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, ООО «Городское санитарное хозяйство» в границах МО «г.Димитровград» по позиции «Вывоз твердых и жидких бытовых отходов» (ОКУН 041112.6), «Удаление и обработка твердых отходов» (ОКВЭД 90.00.2).

2. Включить в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, ООО «Современные экологические технологии» в границах МО «г.Димитровград» по позиции «Удаление и обработка твердых отходов» (ОКУН 041112.6), Удаление и обработка твердых отходов» (ОКВЭД 90.00.2).

3. Исключить из регионального раздела Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, ООО «ЭкоЛайф» по позиции «Вывоз твердых и жидких бытовых отходов» (ОКУН 041112.6), «Удаление и обработка твердых отходов» (ОКВЭД 90.00.2).