Оценка состояния конкуренции на рынке хранения и отгрузке зерна интервенционного фонда (Ульяновская область)

Оценка  состояния конкуренции на рынке  хранения и отгрузке зерна интервенционного фонда   проведена   во исполнение поручения ФАС России от 13.03.2011  № ЦА/1423-ПР  «О проведении проверок предприятия, осуществляющих хранение зерна из интервенционного фонда» и поручения ФАС России от 21.03.2011 № ЦА/1512-ПР.

Обзор состояния конкурентной среды проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 №220.

В качестве источников исходной информации использовались данные территориального органа федеральной службы государственной статистики (Ульяновскстат) данные сети интернет (http://uln.gks.ru/), Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, данные сети интернет (http://www.agro-ul.ru/) сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих  на рассматриваемом рынке.

За географические границы исследуемого рынка принимаются административные границы Ульяновской области.

Поставщиками услуг являются хозяйствующие субъекты, наделенные Минсельхозом России исключительными полномочиями по хранению зерна интервенционного фонда.

По данным Министерства сельского хозяйства Ульяновской области таких хозяйствующих субъектов – 6.

Наряду с этими предприятиями услуги по хранению «рыночного зерна»  оказывают  и другие хозяйствующие субъекты, имеющие хранилища. На региональном рынке услуг  по хранению зерна действует 10 хозяйствующих субъектов, в том числе 6 оказывают услуги по хранению зерна интервенционного фонда.

Поставщиками услуг по хранению зерна являются заготовительные, зерноперерабатывающие и хлебоприемные предприятия бывшей системы хлебопродуктов и комбикормовые заводы.

Потребители услуг – сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, оптово – посреднические и заготовительные организации.

 

Сведения об основных хозяйствующих субъектах, оказывающих услуги по хранению зерна на территории Ульяновской области  за 2010 сельскохозяйственны1 год  отражены   в Таблице 1.

Таблица 1

 

Хозяйствующие субъекты Ульяновской области по работе с зерном *

1

А

2

Б

3

В

4

Г

5

Д

6

Е

7

Ж

8

З

9

И

10

К

- выделенные  жирным шрифтом  организации, оказывают услуги по хранению зерна интервенционного фонда

Следует отметить, что хранение зерна интервенционного фонда  на элеваторах   осуществляется на основании Договоров хранения запасов интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, заключенный между ОАО «Объединенная зерновая компания» и хозяйствующими субъектами.

Согласно данным договорам государственный агент ОАО «Объединенная зерновая компания» (далее ОЗК), действующий  на   основании государственных контрактов,  заключенных между ОЗК и Министерством сельского хозяйства РФ,  осуществляет хранение зерна интервенционного фонда на территории Ульяновской области на следующих элеваторах:

 

Таблица 2

 

 

Хозяйствующие субъекты Ульяновской области по работе с зерном интервенционного фонда

Объем закладки зерна интервенционного фонда , тыс.тн.

Доля, %

2010-2011

 

1

Б

Договор  №1

39825

 

18,5

 

2

В

Договор  №2

53381

24,8

3

Д

Договор  №3

32694

15,2

4

Е

Договор  №4

16875

7,8

5

З

Договор  №5

58985

27,4

6

К

Договор  №6

13770

 

6,4

 

Следует отметить,  что на  элеваторах,   осуществляющих  хранение интервенционного зерна на территории Ульяновской области,  объем закладки  зерна на хранение в 2010 году относительно 2009 года сократился,  что напрямую связано с негативным воздействием аномально жаркого лета.

 

Стоимость услуги  по хранению зерна  интервенционного фонда  согласно  заключенным  договорам  на всех элеваторах осуществляющих хранение интервенционного зерна,  составляет 66 руб. 50 коп. за тонну.

Необходимо отметить, что до  января 2011 года  услуга по хранению зерна  составляла 62 рубля, т.е рост цены на данную услугу за анализируемый период  составил  7%. 

Хозяйствующие субъекты связывают  данное повышение с  ростом затрат, а именно:

увеличение прямых расходов, связанных с ростом цен на энергоресурсы (цена на электроэнергию увеличилась на 25%, на газ – 15%);

увеличением общепроизводственных расходов, основную долю которых составили затраты на поверку весового оборудования;

увеличение ставок страховых взносов с фонда оплаты труда (увеличение  с 26% до 34%).

 

Согласно представленной информации  стоимость отгрузки зерна интервенционного фонда составляет:

Таблица 3

 

Хозяйствующие субъекты Ульяновской области по работе с зерном интервенционного фонда

Отгрузка зерна автотранспортом  руб./т/мес.

 

Отгрузка зерна ж/д транспортом руб./т/мес.

1

Б

244,00

346,00

2

В

257,00

349,00

3

Д

245,00

300,00

4

Е

260,00

332,55

5

З

350,00

-

6

 

К

200,00

240,00

 

Как видно из представленных данных   стоимость отгрузки  зерна интервенционного фонда автотранспортом составляет от 244,00 до 350,00 руб./т.

Рост цен на отгрузку зерна автотранспортом за период с апреля по март 2011 года составил от 9% до  39%.

Стоимость отгрузки  зерна интервенционного фонда железнодорожным транспортом   составляет от 240,00 до 349,00 руб./т.

Рост цен на отгрузку зерна железнодорожным  транспортом за период с апреля по март 2011 год составил от 11% до  50%.

При изучении  динамики роста цен на отгрузку зерна из интервенционного фонда  видно, что стоимость отгрузки  автомобильным и железнодорожным транспортом в  период  с июля 2010 года по  февраль 2011 года   оставалась неизменной, увеличение стоимости произошло с  февраля 2011 года  и составило: автомобильным транспортом от 5% до 28%,  железнодорожным транспортом от 11% до 30%.

Хозяйствующие субъекты связывают  данное повышение с  ростом затрат, а именно увеличением тарифов на газ, электроэнергию, а также увеличением   сборов   за пользование подъездными путями необщего пользования (рост на 15%).

 

К примеру,  динамика роста цен на отгрузку   интервенционного  зерна    с «Д» элеватора  составила:

Таблица 3

2010-2011

Цена отгрузки зерна из интервенционного фонда, руб/т.

Стоимость отгрузки автомобильным транспортом, руб/т

Стоимость отгрузки ж/д транспортом, руб/т

Апрель

182

216

Май

182

216

Июнь

182

216

Июль

190

225

Август

190

225

Сентябрь

190

225

Ноябрь

190

225

Декабрь

190

225

Январь

190

225

Февраль

200

240

март

200

240

 

Динамика роста  цен на отгрузку   интервенционного  зерна    с  «К»  элеватор составила:

 

Таблица 4

 

2010-2011

Цена отгрузки зерна из интервенционного фонда, руб/т.

Стоимость отгрузки автомобильным транспортом, руб/т

Стоимость отгрузки ж/д транспортом, руб/т

Апрель

176

198

Май

176

198

Июнь

176

198

Июль

196

230

Август

196

230

Сентябрь

196

230

Ноябрь

196

230

Декабрь

196

230

Январь

196

230

Февраль

245

300

март

245

300

 

 

 

Динамика роста цен на отгрузку   интервенционного  зерна    с «В»  элеватор составил:

Таблица 5

 

2010-2011

Цена отгрузки зерна из интервенционного фонда, руб/т.

Стоимость отгрузки автомобильным транспортом, руб/т

Стоимость отгрузки ж/д транспортом, руб/т

Апрель

200

289

Май

200

289

Июнь

200

289

Июль

200

289

Август

200

289

Сентябрь

200

289

Ноябрь

200

289

Декабрь

200

289

Январь

200

289

Февраль

257

349

март

257

349

 

 

Следует отметить, что отгрузка  интервенционного  зерна    за анализируемый период   производилась не со всех элеваторов  Ульяновской области.

 

Согласно представленной информации  Министерства сельского хозяйства Ульяновской области «рыночные  цены»  на услуги по хранению  и отгрузке  зерна   с элеваторов Ульяновской области в т.ч.   работающих с интервенционным зерном составляют:

 

 

Таблица 6

Хозяйствующие субъекты

Хранение зерна,руб/т

Зерно интервенционного фонда, руб/т

Зерно рыночная цена, руб/т

с/х товаропроизводителям

коммерч. структурам

Б

66,50

85,00

 

В

66,50

83,00

 

Д

66,50

84,00

 

Е

66,50

66,50

 

З

66,50

66,50

 

К

66,50

70,00

 

А

 

70,00

80,00

В

 

75,00

85,00

Ж

 

77,00

 

И

 

66,50

 

 

Из данных таблицы 6 видно, что «рыночная стоимость»  хранения зерна для сельхозтоваропроизводителей  на элеваторах осуществляющих хранение зерна интервенционного фонда выше на 25-28%.

У предприятий,  осуществляющих хранение собственного зерна и оказывающих услуги по хранению  «рыночного зерна»  сторонним лицам, стоимость для сельхозтоваропроизводителей выше стоимости хранения зерна интервенционного фонда на  5-16%,  стоимость хранения для коммерческих структур свыше стоимости хранения интервенционного зерна на 5-28%.

 

Таблица 7

Хозяйствующие субъекты

Отгрузка  зерна  интервенционного фонда автотранспортом  руб./т/мес.

 

Отгрузка рыночного  зерна автотранспортом  руб./т/мес.

 

с/х товаропроизводителям

коммерч. структурам

Б

244,00

244,00

 

В

257,00

257,00

 

Д

245,00

245,00

 

Е

260,00

260,00

 

З

350,00

350,00

 

 

К

200,00

200,00

 

А

 

160,00

180,00

В

 

200,00

200,00

Ж

 

155,00

187,00

И

 

350,00

350,00

 

Из данных таблицы 7 видно, что на элеваторах,  осуществляющих хранение зерна интервенционного фонда стоимость автотранспортной отгрузки  «рыночного зерна» аналогична стоимости отгрузки зерна интервенционного фонда

 

На  предприятиях,   осуществляющих хранение собственного зерна и оказывающих услуги по отгрузке автотранспортом «рыночного зерна» сторонним лицам,  стоимость отгрузки  для сельхозтоваропроизводителей   автотранспортом составляет от 160,00 – 350,00  руб/т., коммерческим структурам  – 180,00-350,00 руб/т.

 

Таблица8

 

Хозяйствующие субъекты

Отгрузка  зерна  интервенционного фонда ж/д транспортом руб./т/мес.

 

Отгрузка зерна ж/д транспортом руб./т/мес.

с/х товаропроизводителям

с/х товаропроизводителям

коммерч. структурам

Б

346,00

346,00

 

В

349,00

349,00

 

Д

300,00

300,00

 

Е

332,55

332,55

350,00

З

-

-

 

К

240,00

240,00

 

А

 

230,00

 

В

 

250,00

 

Ж

 

210,00

253,00

И

 

-

-

 

Из данных таблицы 8 видно, что на элеваторах,  осуществляющих хранение зерна интервенционного фонда,  стоимость железнодорожной  отгрузки  «рыночного зерна» сельхозтоваропроизводителям аналогична стоимости отгрузки зерна интервенционного фонда,  для коммерческих  структур  отгрузка железнодорожным транспортом  выше на 5%.

На  предприятиях,   осуществляющих хранение собственного зерна и оказывающих услуги по отгрузке железнодорожным транспортом  «рыночного зерна»  сторонним лицам,  стоимость отгрузке для сельхозтоваропроизводителей   автотранспортом составляет от 210,00 – 250,00  руб/т., коммерческим структурам  – 253,00 руб/т.

 

В ходе проведенного анализа установлено, что доминирующих  хозяйствующих субъектов на рынке услуг по  хранению  и отгрузки  зерна интервенционного фонда на территории Ульяновской области нет.

Из анализа полученных в рамках контрольных мероприятий договоров  на хранение зерна интервенционного фонда,  материалов  хозяйствующих субъектов, данных  Министерства сельского хозяйства Ульяновской области нарушений антимонопольного законодательства в действиях элеваторов  при оказании услуг по хранению и отгрузке интервенционного зерна не выявлено.

Обращений в территориальное управление со стороны     предприятий и организаций агропромышленного комплекса  Ульяновской  области  о  нарушении антимонопольного законодательства на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна интервенционного фонда  в 2010 -2011 г.г.  не поступало.