Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории субъекта Российской Федерации (г. Димитровград, Ульяновская область)

 Обзор состояния конкурентной среды  на    рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах Ульяновской области проведен в соответствии с пунктом 5 плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009- 2010 годы,   утвержденного приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28  (далее – План работы).

Обзор проводится в целях определения положения и доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах, определения доли частных управляющих организаций,  в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах проведены в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» (далее Порядок проведения анализа), а также Методическими указаниями ФАС России (исх. № АГ/5817 от 19.03.2008).

В качестве источника исходной информации использовалась информация,  полученная  от администрации муниципального образования «город  Димитровград», а также хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению и эксплуатации жилого фонда на территории данного муниципального образования.

 

Определение временного интервала исследования рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

Временные границы обзора рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах определены в соответствии с Планом работы – с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. 

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Для исследуемого рынка продуктовыми границами рынка будут являться услуги по управлению многоквартирными домами.

Под услугами по управлению многоквартирными домами следует понимать оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

 

3. Определение географических границ товарного рынка

 

В целях проведения данного исследования географическими границами рынка услуг, в которых предприятия осуществляют свою деятельность, в соответствии с методическими указаниями ФАС России будут являться административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей.

Географическими границами рынка являются административные границы города Димитровграда с численностью населения  127,5 тыс. чел.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

 Общий объем жилищного фонда города. Димитровграда по состоянию на конец 2009 года   -  2134,98 тыс. кв. м., что составляет 896 многоквартирных домов.

Состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на исследуемом рынке, представлен в таблице 2.

Из 18 организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на исследуемом рынке, 18 организаций являются частными.

                                       

5. Объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах и доли хозяйствующих субъектов на рынке

 

 В г. Димитровграде управление 867 многоквартирными домами или 98,88% от общего объема жилищного фонда осуществляется управляющими организациями. Выбор управляющей организации в 682 (71,84% от общего объема жилищного фонда)  домах осуществлен собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников многоквартирных домов. Выбор управляющей организации в 185 домах (27,03% от общего объема жилищного фонда) осуществлен по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75.

На рынке услуг по управлению многоквартирными домами частные управляющие организации составляют 100% от общего количества управляющих организаций.

В управлении частных организаций находится 98,88% общего объема жилищного фонда.

 

6. Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городе Димитровграде рассчитываем через коэффициент рыночной концентрации (СR), т.к. количество  действующих на рынке хозяйствующих субъектов более 15.

Коэффициент рыночной концентрации СR3  = 46,74 %;

 

7. Барьеры входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

Наиболее значимыми  барьерами,  влияющими на  рассматриваемый рынок, являются:

 

экономические барьеры:

-недостаточная привлекательность рынка управления многоквартирными домами в связи с высоким уровнем изношенности инфраструктуры и отсутствие системы государственной поддержки по капитальному ремонту многоквартирных домов, в отношении которых финансовые обязательства государства сохранилось, и не могут быть переложены на население, нецелесообразность принятия в управление домов малой этажности, сроком эксплуатации выше 40 лет, по причине большой доли затрат на их содержание или невозможности обеспечить выполнение требований законодательства в рамках действующих тарифов;

-значительные стартовые затраты, которые не окупаются (вложение денежных средств в установку узлов учета коммунальных ресурсов);

- неоднозначность и противоречия в вопросе оплаты населениями услуги по утилизации твердых бытовых  отходов (ТБО) и электроснабжения мест общего пользования. Судебная практика по данному вопросу противоположно отличается в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;

-невозможность проведения корректировок размеров плат, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006. Все произведенные корректировки отменялись судами по искам прокуратуры и роспотребнадзора;

-принимаемые размеры  индексов повышения размеров плат на жилищно-коммунальные услуги экономически не обеспечивают возможность повышения качества услуг;

-несвоевременное внесение собственниками платежей за обслуживание дома, что ведет к задержке оплаты услуг с электро-, тепло-, водо- , газоснабжающими организациями (и применение ими санкций в отношении управляющей организации), несоответствие размера долга населения и долгов ранее действовавшей управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями;

 

административные барьеры:

-не отработан порядок передачи технической документации на многоквартирный дом от управляющей компании к вновь избранной управляющей компании;

 

иные барьеры:

-отсутствие консультационного центра для проведения разъяснительной работы с управляющими компаниями, получения юридической консультации;

-дезориентация средствами массовой информации по вопросу выбора управляющей компании и как следствие – недоверие населения;

- низкая информированность населения  о способах управления жилыми домами и имеющихся у собственников жилья правах;

-отсутствие единых стандартов оценки качества услуг ЖКХ;

-низкая заинтересованность в отдельно стоящих домах небольшой площади.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

В соответствие с п.42 Порядка проведения анализа при  45% ≤ СR3 < 70%  уровень концентрации товарного рынка считается умеренным.

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в г. Димитровграде относится к рынку с умеренным  уровнем концентрации (СR3 =46,74%).