Развитие конкуренции никогда не навредит экономике

9 марта 2019 года Федеральная антимонопольная служба отметила свой юбилей. Трудно переоценить значимость антимонопольной службы как важнейшей составляющей общественной, политической и социальной жизни нашего государства. За 15 лет сделано немало и, несомненно, богатый опыт предыдущих лет поможет достичь ФАС России новые высоты и быть достойными защитниками конкуренции. Об этом и не только в интервью с руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Геннадием Спирчаговым.

 

– Геннадий Степанович, хотя история антимонопольного регулирования в России уже насчитывает 28 лет, с момента создания в 1990 году Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, «15 лет работы ФАС – это время подведения некоторых итогов и выбор дальнейшего пути». Это цитата руководителя ФАС России из поздравительного адреса.  Какие основные результаты, достижения антимонопольной службы вы бы отметили? И по какому пути намерена идти Ульяновское УФАС России?

- Значительно вырос авторитет ФАС в стране и на международной арене.

ФАС, став сильным контрольно-надзорным органом продолжает быть открытым к диалогу, приверженцем последовательной политики неотвратимости наказания недобросовестных участников экономического оборота и, одновременно, максимального смягчения действий в отношении лиц, исполнивших предупреждения, предостережения, внедряющих антимонопольный комплаенс в своей деятельности.

В своей дальнейшей работе Ульяновское УФАС России намерено пресекать все возможные проявления злоупотребления монополий и органов власти, запрещенные антимонопольным законодательством.

Самые важные результаты в работе сегодня можно достичь лишь при активном взаимодействии с другими контрольно-надзорными и правоохранительными органами.

 

– Расскажите, как за эти 15 лет изменилось антимонопольное законодательство?

 - Стоит отметить, что антимонопольное законодательство изменилось кардинально.

В октябре 2006 года вступил в силу новый «основной закон» - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Наступил совершенно новый этап работы.

В Федеральный закон «О защите конкуренции» многократно вносились изменения, в том числе «пакетами».  Сначала был первый «антимонопольный пакет», потом второй, третий, четвертый…  На очереди уже пятый «антимонопольный пакет». 

С 2007 года в законодательстве появилась ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, в том числе за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, за осуществление согласованных действий, за недобросовестную конкуренцию (статьи 14.31-14.33 КоАП РФ).

В последующем санкции, установленные данными статьями, были смягчены (в 2009 году), появился порядок расчета штрафов для хозяйствующих субъектов.

Изменения, как принято говорить, либерализировали закон, изменилась направленность закона – он стал давать «нарушителям» возможность исправиться, устранить нарушение, даже избежать наказания за нарушение.  В частности, у антимонопольных органов появилась возможность выдавать потенциальным ответчикам предостережения и предупреждения.  К примеру, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

– В 2018 году появилось модное выражение «антимонопольный комплаенс»? Расскажите почему внедрение антимонопольного комплаенса так важно и нужно?

- Это система предупреждения рисков нарушений антимонопольного законодательства. В мире это распространено давно.

 Внедрение антимонопольного комплаенса обусловлено целью снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства. Своевременный анализ актов и действий на предмет возможного нарушения позволит не совершать действия, запрещенные, например, статьей 15 Закона «О защите конкуренции», позволит избежать привлечения к административной ответственности. Если рассматривать его в более широком ракурсе, то антимонопольный комплаенс должен способствовать развитию экономики за счет соблюдения и обеспечения принципов конкуренции.

В ФАС также работает эта система.

 

- В феврале Ульяновское УФАС России провело первые публичные обсуждения нового отчётного периода. Впервые мероприятие прошло в необычном, для территориального управления, формате – в режиме online-трансляции на официальном YouTube канале Ульяновского УФАС России. Ваши впечатления от работы в новом формате? (ранее прошла информация, что доклад Ульяновского УФАС России за 3 недели до проведения мероприятия был размещен на официальном сайте, но ни одного вопроса о деятельности территориального управления, ни одного предложения по реформированию антимонопольного законодательства или законодательства о закупках за это время не поступило)

- Проведение публичных обсуждений в режиме online-трансляции позволяет обеспечить доступ всех лиц, у которых нет возможности обеспечить личное присутствие на проведении обсуждений в традиционном формате.

Мы стараемся быть открытыми, публикуем на официальном сайте подавляющее большинство информации о нашей деятельности. Рассматриваем заявления и обращения в сжатые сроки, поэтому многие вопросы предпринимателей снимаются. Можно также рассматривать отсутствие вопросов как слабую активность участников экономического процесса к диалогу.

 

– Какие важные антимонопольные дела за эти годы вы бы хотели отметить?

- Если рассматривать закон о защите конкуренции, то хотелось бы вспомнить дела, которые носили прецедентный характер для всей РФ, в частности в отношении

- ОАО «Волжская ТГК» по факту применения неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду, что влекло ущемление интересов потребителей (штрафы на 24 млн рублей, суды оставили 8 млн рублей);

- ОАО «РЖД» - по факту отказа выдачи актов общей формы контрагентам, что влекло выставление необоснованных штрафных санкций контрагентам со стороны третьих лиц;

- более 50 административных дел в отношении ОАО «Сбербанк России» по заключению соглашений с юридическими лицами о предоставлении потребительских кредитов (штраф 5,1 млн рублей);

- УМУП «Городской теплосервис» - выставление платежек за «полотенцесушители» (штраф 11 млн рублей);

- ООО «Росгосстрах» за навязывание невыгодных для страхователя условий при заключении договоров ОСАГО (штраф 737,5 тыс. руб.);

- ОАО «РЖД» - дело, в результате которого станция Ульяновск-3 Куйбышевской железной дороги-филиала ОАО «РЖД» была открыта для приема и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 20 и 24 т на подъездных путях, а также массой брутто 24 (30) и 30 т на подъездных путях) Тарифного руководства № 4 для работы на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «УАЗ»;

- Министерства образования и науки Ульяновской области, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по факту достижения соглашения о строительстве зданий 7 детских садов в Ульяновской области без проведения конкурентных процедур;

- Правительства Ульяновской области, Министерства промышленности, транспорта Ульяновской области, Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Администрации г. Ульяновска, которые достигли и реализовали соглашение о создании АНО «Цивилизация», ограничив доступ на конкурентный рынок многим организациям (субсидии свыше 4 млрд руб. на несколько лет) и т.д.

 

- Принятие Закона № 44-ФЗ вселяло надежду, что система госзакупок станет более прозрачной, однако на практике это происходит крайне медленно, практически незаметно. В результате многие предприниматели просто не верят в возможность победы на тендерах, не хотят принимать в них участие, полагая, что «там одни междусобойчики».

- У любого закона есть свои плюсы и минусы.

К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформирована прозрачная система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусматривающая единые правила закупок, централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок всей информации о закупках, открытый доступ к участию в закупках.

Этот опыт сегодня перенимают зарубежные страны. Если бы не было 44-ФЗ, то малый и средний бизнес не имел бы доступа к бюджетным средствам вообще, а элементы коррупции были бы громадны.

Несмотря на реализованные в 2013 - 2018 годах меры, в целом возможности контрактной системы реализованы далеко не полностью, что приводит к снижению эффективности и прозрачности закупок, ограничению конкуренции, завышению цен на закупаемые товары, работы, услуги.

С 2019 года начался новый этап развития контрактной системы, ключевой особенностью которого является перевод всех государственных (муниципальных) закупок в электронную форму, обеспечивающую их открытость и прозрачность.

И нужно помнить, что благодаря 44-ФЗ в регионе экономия бюджета ежегодно составляет свыше 700 млн рублей.

 

- Глава ФАС Игорь Артемьев заявил о переплатах россиян за услуги ЖКХ. В настоящее время, рассказал глава антимонопольной службы, тарифы на воду в разных регионах могут отличаться в 54 раза. А как Ульяновская область выглядит на «водной карте»?

- С тарифами на воду Ульяновская область не выделяется на фоне других субъектов. Рассматривая дела о нарушениях в вопросах технологического присоединения к объектам водоснабжения, мы предоставляем преференции районным администрациям по заключению контрактов с целью подготовки концессионных соглашения. Главное, чтобы люди были обеспечены водой и добросовестные хозяйствующие субъекты пришли на смену разорившимся МУПам.

 

- После получения полномочий по контролю и регулированию тарифов ФАС стала мегарегулятором. Получается, эффективность работы ФАС можно увидеть и по уровню снижения цен и экономии государственных средств? Много бюджетных средств сэкономили в регионе?

- ФАС получила возможность активно участвовать в построении системы тарифообразования в стране, рассмотрение споров ресурсоснабжающих организация с региональными регуляторами, снижение цен, опираясь на принцип «инфляция минус» уже воплощается в тарифах на ЖД перевозки и в некоторых других отраслях. В регионе тарифы устанавливает орган власти субъекта.

 

- Наши читатели обращают внимание на проблемы с торговлей через Интернет.  Эта отрасль как-то регулируется ФАС?

- ФАС России контролирует соблюдение Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».  Однако информация, размещаемая на сайтах самих интернет-магазинов, рекламой не является и требования Федерального закона на неё не распространяются.  Другое дело, если речь идет о продвижении интернет-магазинов, их товаров через другие сайты или иные носители информации.  Если подобная информация привлекает внимание и формирует интерес, побуждая купить товар в интернет-магазине, то информацию можно признать рекламой магазина либо определенных товаров, если эти товары достаточно конкретизированы.

Таким образом, ФАС России работу интернет-магазинов может контролировать только с точки зрения содержания их рекламы.

ФАС неоднократно высказывалась о торговле через интернет на условия равных для всех продавцов. Резонансным было дело в отношении Google – сильнейшим мировым игроком в интернет – торговле, оперируя огромными информационными ресурсами в т.ч. для продавцов и потребителей. После ФАС России на них начали накладывать штрафы и в Европе.

 

– Геннадий Степанович, нынешний год и у вас юбилей – 15 лет вы возглавляете Ульяновское УФАС России. Каких высот достигло Управление под Вашим руководством… Что бы вы себе сказали нынешнему и 15-летней давности?

- Положительные результаты в том, что нам удаётся помочь многим предпринимателям отстаивать свои права, развиваться и приносить пользу жителям области. Нам удалось сохранить в непростых условиях работоспособный коллектив профессионалов способный выполнять задачи, которые перед нами поставлены законодательством.

Файлы для скачивания

Общественно-политический еженедельник "Народная газета", №13 (274), 27 марта 2019 г. (стр. 8-9)
Тип файла: pdf
Размер файла: 4.21 МБ