Постановление о назначении административного наказания в отношении КПК «Региональный центр микрофинансирования»

Номер дела: 10213-К/05-2013
Дата публикации: 29 ноября 2013, 09:44

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 236
о назначении административного наказания

22.11.2013                                                                                                     ДЕЛО № 10213-К/05-2013
г. Ульяновск

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимо-нопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материа-лы дела о совершении директором кредитного потребительского кооператива «Регио-нальный центр микрофинансирования» (далее - КПК «Региональный центр микрофинанси-рования», кооператив),  Ц., правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодек-са Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии пред-ставителя Ц. К. (доверенность от 31.10.2013, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Ульяновской области (далее - ОПФР по Ульяновской области) о нарушении законодательства Российской Федерации о ре-кламе (исх. № 01/04-3088 от 25.04.2013, вх. № 3532 от 26.04.2013).  В частности, в обращении указано, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» распространяет рекламу «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАЙМЫ» на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Маркса, а также рекламу «ДО 17% ГОДОВЫХ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ» - на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222).  ОПФР по Ульяновской области считает, что реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» создает у потребителей представление о том, что кооператив участвует в процедуре распределения средств материнского (семейного) капитала (МСК) и вводит потребителей в заблуждение из-за отсутствия в рекламе информации об условиях получения (использования) МСК, в частности, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.
По обращению ОПФР по Ульяновской области Ульяновским УФАС России определением от 27.05.2013 возбуждено дело № 9782/05-2013, по результатам рассмотрения которого решением от 28.06.2013 реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещенная на бортах общественного транспорта, курсирующего по г. Ульяновку, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» в Ульяновское УФАС России пред-ставлено ходатайство о замене ненадлежащего лица (исх. № 50 от 05.09.2013, вх. № 7796 от 09.09.2013).  По мнению КПК «Региональный центр микрофинансирования», лицом, ответст-венным за данное правонарушение, является директор кооператива Ц., в должностные обязан-ности которого входит решение вопросов, связанных с осуществлением текущей деятельности кооператива, а также контроль над публикуемой информацией.  Кроме того, текст и макет рек-ламы были согласованы единолично директором кооператива.  КПК «Региональный центр микрофинансирования» просит произвести замену ненадлежащего лица (КПК «Региональный центр микрофинансирования») по факту нарушения законодательства о рекламе на должност-ное лицо - директора КПК «Региональный центр микрофинансирования» Ц.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спири-доновым И.И. вынесено определение от 14.10.2013 о возбуждении в отношении директора КПК «Региональный центр микрофинансирования» Ц. дела об административном правонарушении № 10213-К/05-2013 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 11.11.2013 в 14 час. 00 мин.  Определение от 14.10.2013 направлено Ц. заказным письмом с уведомлением № 43202067033204 от 14.10.2013 (по адресу места работы - КПК «Региональный центр микрофинансирования»), которое получено 17.10.2013.
По состоянию на 11.11.2013 в Ульяновское УФАС России Ц. письменного пояснения и иных документов по делу № 10213-К/05-2013 не представлено.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении Ц. в присутствии его представителя по доверенно-сти от 31.10.2013 К. составлен протокол об административном правонарушении № 405 от 11.11.2013 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях.  Копия протокола № 405 от 11.11.2013 и определение от 11.11.2013 о назначении рас-смотрения дела № 10213-К/05-2013 на 22.11.2013 в 10 час. 00 мин. вручены лично под роспись К. 11.11.2013.
Ц. представлены письменное пояснение и справка о доходах за январь-октябрь 2013 года (вх. № 10281 от 22.11.2013).  Ц. поясняет, что реклама с нарушением законодательства о рекламе с бортов трамвая была демонтирована раньше вынесения предписания Ульяновского УФАС России об устранении нарушения, и просит при вынесении постановления по делу об административном правонарушении учесть факт раскаяния, отсутствие умысла и своевременность устранения нарушения.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 9782/05-2013 и дела об административном правонарушении № 10213-К/05-2013 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение ОПФР по Ульяновской области о нарушении КПК «Региональный центр микрофинансирования» законодательства Российской Федерации о рекламе, в частности, в рекламе, размещенной на трамваях.
Реклама, размещенная на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222) имеет следующее содержание.  Со стороны без дверей - на зеленом фоне борта трамвая по верхнему краю размещена информация: «адрес /изображение телефонной трубки/ телефон  WWW.***RU».  В центральной части борта трамвая слева размещена надпись «Симбирский Дом Группа Компаний 15 лет», правее - крупными буквами: «до 17% годовых ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ» (шрифтом красного цвета в белой окантовке).  Далее надпись «РЦМ Региональный Центр Микрофинансирования» и фотографическое изображение женщины с ребенком.  Ниже выполнена надпись «Материнский капитал» (крупным шрифтом желтого цвета).  В нижней части борта очень мелким шрифтом приведен текст: «Кредитный Потребительский Кооператив «Региональный Центр Микрофинансирования».  Для внесения личных сбережений необходимо подать заявление на вступление в Кооператив (заявление рассматривается в течение суток).  При досрочном изъятии денежных средств проценты не начисляются.  Согласно Налоговому законодательству с начисленных процентов выше ставки рефинансирования +5% удерживается НДФЛ (Налоговый кодекс ст. 214.2.1).  Члены кооператива несут субсидиарную ответственность согласно законодательству.  Валюта - рубли РФ.  Начисление процентов - ежемесячное.  Членами кредитного кооператива могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.  Членство в Кооперативе возникает после уплаты обязательного вступительного взноса в размере 100,00 рублей и уплаты паевого взноса в размере 400,00 руб.  При выходе из КПК паевой взнос размере 400,00 рублей возвращается.  При вступлении в Кооператив члену Кооператива выдается членская книжка с присвоением номера, подтверждающая его членство в кооперативе.  Компенсационные взносы устанавливаются согласно протоколу общего собрания членов Кооператива.  Действует резервный фонд.  Свидетельство 73№001930237 выд. ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 10.02.2010 г.  Настоящее предложение не является офертой, заключение договора только после ознакомления со всеми условиями на сайте или в офисах компании».
Реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» аналогичного содержания, но в несколько иной компоновке, с использованием фраз «до 17% годовых», «личные сбереже-ния» и «материнский капитал» размещена также на бортах вагона трамвая маршрута № 2 (2ю) и троллейбусе маршрута № 1 (1а).  В рекламе, размещенной на троллейбусе, кроме того, приве-дены утверждения: «Спешите использовать» и «Не надо ждать 3 года!» рядом с фразой «ма-теринский капитал».
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информа-ция, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку-ренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.  В соответствии п. 6 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвести-ционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая ком-пания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестици-онного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Объектом рекламирования в рекламе, размещенной на бортах общественного транспорта, являются финансовые услуги КПК «Региональный центр микрофинансирования» с использованием материнского капитала («Материнский капитал»), а также услуги кооператива по приёму личных сбережений под 17% годовых.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федерального закона «О допол-нительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») материнский (семей-ный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, уста-новленных указанным законом; дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, полу-чения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенно-стей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государст-венной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) мате-ринского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настояще-го закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР непосредст-венно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, средства на реализацию дополнительных мер государственной поддержки (в частности, материнский капитал) передаются из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации, на который государством возложена функция по распределению средств на получение материнского капитала.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» предоставляет своим членам (пайщикам) целевые займы на приобретение жилья, причем вернуть сумму займа (часть суммы) заемщик может средствами материнского капитала.
Вместе с тем, реклама, размещенная на бортах общественного транспорта г. Ульяновска, создает у потребителей рекламы представление о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» участвует в процедуре по распределению средств на получение материнского капитала, что вводит потребителей в заблуждение, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его получения (использования), а именно, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.  Поскольку фразы «материнский капитал» и «личные сбережения» в рекламе приведены наиболее крупными буквами в непосредственной близости друг от друга, отсутствие указанной информации может исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение: из содержания рекламы можно сделать вывод о том, что кооперативом материнский (семейный) капитал принимается в качестве личных сбережений.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» в части информации: «до 17% годовых, личные сбережения, ма-теринский капитал» вводит потребителей в заблуждение, так как в рекламе отсутствует ин-формация об условиях (ограничениях) использования материнского (семейного) капитала чле-нами кооператива, а именно, о том, что в данном случае использование МСК возможно только на погашение займа (на приобретение жилья, обучение ребенка), выданного кооперативом.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изго-товитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содер-жание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рек-ламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространение рекламы КПК «Региональный центр микрофинансирования», разме-щенной на бортах трамваев и троллейбуса, курсирующих в г. Ульяновске, осуществлялось на основании договора об оказании спонсорской помощи № 632 от 18.05.2012, заключенного между муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» (далее - МУП «Ульяновскэлектротранс») (получатель) и КПК «Региональный центр микрофинансирования» (спонсор).  Размещение (нанесение) рекламной информации КПК «Региональный центр микрофинансирования» на наружные поверхности вагонов трамваев и троллейбуса осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «АртКом» (далее - ООО «АртКом») в соответствии с договорами оказания услуг по нанесению рекламной продукции на транспортные средства, заключенными между обществом и кооперативом.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является КПК «Региональный центр микрофинансирования», рекламопроизводителем - ООО «АртКом», а рекламораспространите-лем - МУП «Ульяновскэлектротранс».
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламорас-пространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 5 Федерального закона «О рекла-ме»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граж-дан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени-ях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнени-ем своих служебных обязанностей.  Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответствен-ность как должностные лица.
Таким образом, директором кредитного потребительского кооператива «Региональ-ный центр микрофинансирования» Ц. совершено административное правонарушение, за ко-торое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного ад-министративного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В част-ности, учитывается, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законода-тельства (ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные Ц., направлены на недопу-щение обмана граждан, охрану средств материнского капитала, недопущение мошенничества.
Обстоятельства, признаваемые отягчающими административную ответственность, от-сутствуют.  Смягчающим обстоятельством является раскаяние лица, совершившего правонару-шение (п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени-ях).
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутст-вуют, поскольку правонарушение, совершенное Ц., несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы, недопущения обмана граждан.  Данное обстоя-тельство исключает применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях директора кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» Ц. наличие состава административного правона-рушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить директору кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» Ц. административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня по-лучения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ)  административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после исте-чения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимо-нопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000016000140.
ОКАТО 73401000000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодатель-ства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 17.02.2014, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 Ко-АП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают ре-шение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Временно исполняющий обязанности
руководителя управления                       И.И. Спиридонов
 

stdClass Object ( [vid] => 20771 [uid] => 5 [title] => Постановление о назначении административного наказания в отношении КПК «Региональный центр микрофинансирования» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 20772 [type] => solution [language] => ru [created] => 1387172992 [changed] => 1387172992 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1387172992 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 236
о назначении административного наказания

22.11.2013                                                                                                     ДЕЛО № 10213-К/05-2013
г. Ульяновск

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимо-нопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материа-лы дела о совершении директором кредитного потребительского кооператива «Регио-нальный центр микрофинансирования» (далее - КПК «Региональный центр микрофинанси-рования», кооператив),  Ц., правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодек-са Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии пред-ставителя Ц. К. (доверенность от 31.10.2013, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Ульяновской области (далее - ОПФР по Ульяновской области) о нарушении законодательства Российской Федерации о ре-кламе (исх. № 01/04-3088 от 25.04.2013, вх. № 3532 от 26.04.2013).  В частности, в обращении указано, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» распространяет рекламу «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАЙМЫ» на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Маркса, а также рекламу «ДО 17% ГОДОВЫХ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ» - на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222).  ОПФР по Ульяновской области считает, что реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» создает у потребителей представление о том, что кооператив участвует в процедуре распределения средств материнского (семейного) капитала (МСК) и вводит потребителей в заблуждение из-за отсутствия в рекламе информации об условиях получения (использования) МСК, в частности, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.
По обращению ОПФР по Ульяновской области Ульяновским УФАС России определением от 27.05.2013 возбуждено дело № 9782/05-2013, по результатам рассмотрения которого решением от 28.06.2013 реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещенная на бортах общественного транспорта, курсирующего по г. Ульяновку, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» в Ульяновское УФАС России пред-ставлено ходатайство о замене ненадлежащего лица (исх. № 50 от 05.09.2013, вх. № 7796 от 09.09.2013).  По мнению КПК «Региональный центр микрофинансирования», лицом, ответст-венным за данное правонарушение, является директор кооператива Ц., в должностные обязан-ности которого входит решение вопросов, связанных с осуществлением текущей деятельности кооператива, а также контроль над публикуемой информацией.  Кроме того, текст и макет рек-ламы были согласованы единолично директором кооператива.  КПК «Региональный центр микрофинансирования» просит произвести замену ненадлежащего лица (КПК «Региональный центр микрофинансирования») по факту нарушения законодательства о рекламе на должност-ное лицо - директора КПК «Региональный центр микрофинансирования» Ц.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спири-доновым И.И. вынесено определение от 14.10.2013 о возбуждении в отношении директора КПК «Региональный центр микрофинансирования» Ц. дела об административном правонарушении № 10213-К/05-2013 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 11.11.2013 в 14 час. 00 мин.  Определение от 14.10.2013 направлено Ц. заказным письмом с уведомлением № 43202067033204 от 14.10.2013 (по адресу места работы - КПК «Региональный центр микрофинансирования»), которое получено 17.10.2013.
По состоянию на 11.11.2013 в Ульяновское УФАС России Ц. письменного пояснения и иных документов по делу № 10213-К/05-2013 не представлено.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении Ц. в присутствии его представителя по доверенно-сти от 31.10.2013 К. составлен протокол об административном правонарушении № 405 от 11.11.2013 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях.  Копия протокола № 405 от 11.11.2013 и определение от 11.11.2013 о назначении рас-смотрения дела № 10213-К/05-2013 на 22.11.2013 в 10 час. 00 мин. вручены лично под роспись К. 11.11.2013.
Ц. представлены письменное пояснение и справка о доходах за январь-октябрь 2013 года (вх. № 10281 от 22.11.2013).  Ц. поясняет, что реклама с нарушением законодательства о рекламе с бортов трамвая была демонтирована раньше вынесения предписания Ульяновского УФАС России об устранении нарушения, и просит при вынесении постановления по делу об административном правонарушении учесть факт раскаяния, отсутствие умысла и своевременность устранения нарушения.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 9782/05-2013 и дела об административном правонарушении № 10213-К/05-2013 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение ОПФР по Ульяновской области о нарушении КПК «Региональный центр микрофинансирования» законодательства Российской Федерации о рекламе, в частности, в рекламе, размещенной на трамваях.
Реклама, размещенная на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222) имеет следующее содержание.  Со стороны без дверей - на зеленом фоне борта трамвая по верхнему краю размещена информация: «адрес /изображение телефонной трубки/ телефон  WWW.***RU».  В центральной части борта трамвая слева размещена надпись «Симбирский Дом Группа Компаний 15 лет», правее - крупными буквами: «до 17% годовых ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ» (шрифтом красного цвета в белой окантовке).  Далее надпись «РЦМ Региональный Центр Микрофинансирования» и фотографическое изображение женщины с ребенком.  Ниже выполнена надпись «Материнский капитал» (крупным шрифтом желтого цвета).  В нижней части борта очень мелким шрифтом приведен текст: «Кредитный Потребительский Кооператив «Региональный Центр Микрофинансирования».  Для внесения личных сбережений необходимо подать заявление на вступление в Кооператив (заявление рассматривается в течение суток).  При досрочном изъятии денежных средств проценты не начисляются.  Согласно Налоговому законодательству с начисленных процентов выше ставки рефинансирования +5% удерживается НДФЛ (Налоговый кодекс ст. 214.2.1).  Члены кооператива несут субсидиарную ответственность согласно законодательству.  Валюта - рубли РФ.  Начисление процентов - ежемесячное.  Членами кредитного кооператива могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.  Членство в Кооперативе возникает после уплаты обязательного вступительного взноса в размере 100,00 рублей и уплаты паевого взноса в размере 400,00 руб.  При выходе из КПК паевой взнос размере 400,00 рублей возвращается.  При вступлении в Кооператив члену Кооператива выдается членская книжка с присвоением номера, подтверждающая его членство в кооперативе.  Компенсационные взносы устанавливаются согласно протоколу общего собрания членов Кооператива.  Действует резервный фонд.  Свидетельство 73№001930237 выд. ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 10.02.2010 г.  Настоящее предложение не является офертой, заключение договора только после ознакомления со всеми условиями на сайте или в офисах компании».
Реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» аналогичного содержания, но в несколько иной компоновке, с использованием фраз «до 17% годовых», «личные сбереже-ния» и «материнский капитал» размещена также на бортах вагона трамвая маршрута № 2 (2ю) и троллейбусе маршрута № 1 (1а).  В рекламе, размещенной на троллейбусе, кроме того, приве-дены утверждения: «Спешите использовать» и «Не надо ждать 3 года!» рядом с фразой «ма-теринский капитал».
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информа-ция, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку-ренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.  В соответствии п. 6 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвести-ционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая ком-пания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестици-онного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Объектом рекламирования в рекламе, размещенной на бортах общественного транспорта, являются финансовые услуги КПК «Региональный центр микрофинансирования» с использованием материнского капитала («Материнский капитал»), а также услуги кооператива по приёму личных сбережений под 17% годовых.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федерального закона «О допол-нительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») материнский (семей-ный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, уста-новленных указанным законом; дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, полу-чения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенно-стей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государст-венной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) мате-ринского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настояще-го закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР непосредст-венно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, средства на реализацию дополнительных мер государственной поддержки (в частности, материнский капитал) передаются из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации, на который государством возложена функция по распределению средств на получение материнского капитала.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» предоставляет своим членам (пайщикам) целевые займы на приобретение жилья, причем вернуть сумму займа (часть суммы) заемщик может средствами материнского капитала.
Вместе с тем, реклама, размещенная на бортах общественного транспорта г. Ульяновска, создает у потребителей рекламы представление о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» участвует в процедуре по распределению средств на получение материнского капитала, что вводит потребителей в заблуждение, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его получения (использования), а именно, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.  Поскольку фразы «материнский капитал» и «личные сбережения» в рекламе приведены наиболее крупными буквами в непосредственной близости друг от друга, отсутствие указанной информации может исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение: из содержания рекламы можно сделать вывод о том, что кооперативом материнский (семейный) капитал принимается в качестве личных сбережений.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» в части информации: «до 17% годовых, личные сбережения, ма-теринский капитал» вводит потребителей в заблуждение, так как в рекламе отсутствует ин-формация об условиях (ограничениях) использования материнского (семейного) капитала чле-нами кооператива, а именно, о том, что в данном случае использование МСК возможно только на погашение займа (на приобретение жилья, обучение ребенка), выданного кооперативом.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изго-товитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содер-жание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рек-ламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространение рекламы КПК «Региональный центр микрофинансирования», разме-щенной на бортах трамваев и троллейбуса, курсирующих в г. Ульяновске, осуществлялось на основании договора об оказании спонсорской помощи № 632 от 18.05.2012, заключенного между муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» (далее - МУП «Ульяновскэлектротранс») (получатель) и КПК «Региональный центр микрофинансирования» (спонсор).  Размещение (нанесение) рекламной информации КПК «Региональный центр микрофинансирования» на наружные поверхности вагонов трамваев и троллейбуса осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «АртКом» (далее - ООО «АртКом») в соответствии с договорами оказания услуг по нанесению рекламной продукции на транспортные средства, заключенными между обществом и кооперативом.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является КПК «Региональный центр микрофинансирования», рекламопроизводителем - ООО «АртКом», а рекламораспространите-лем - МУП «Ульяновскэлектротранс».
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламорас-пространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 5 Федерального закона «О рекла-ме»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граж-дан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени-ях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнени-ем своих служебных обязанностей.  Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответствен-ность как должностные лица.
Таким образом, директором кредитного потребительского кооператива «Региональ-ный центр микрофинансирования» Ц. совершено административное правонарушение, за ко-торое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного ад-министративного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В част-ности, учитывается, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законода-тельства (ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные Ц., направлены на недопу-щение обмана граждан, охрану средств материнского капитала, недопущение мошенничества.
Обстоятельства, признаваемые отягчающими административную ответственность, от-сутствуют.  Смягчающим обстоятельством является раскаяние лица, совершившего правонару-шение (п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени-ях).
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутст-вуют, поскольку правонарушение, совершенное Ц., несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы, недопущения обмана граждан.  Данное обстоя-тельство исключает применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях директора кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» Ц. наличие состава административного правона-рушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить директору кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» Ц. административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня по-лучения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ)  административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после исте-чения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимо-нопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000016000140.
ОКАТО 73401000000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодатель-ства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 17.02.2014, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 Ко-АП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают ре-шение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Временно исполняющий обязанности
руководителя управления                       И.И. Спиридонов
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 236
о назначении административного наказания

22.11.2013                                                                                                     ДЕЛО № 10213-К/05-2013
г. Ульяновск

Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимо-нопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материа-лы дела о совершении директором кредитного потребительского кооператива «Регио-нальный центр микрофинансирования» (далее - КПК «Региональный центр микрофинанси-рования», кооператив),  Ц., правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодек-са Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии пред-ставителя Ц. К. (доверенность от 31.10.2013, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Ульяновской области (далее - ОПФР по Ульяновской области) о нарушении законодательства Российской Федерации о ре-кламе (исх. № 01/04-3088 от 25.04.2013, вх. № 3532 от 26.04.2013).  В частности, в обращении указано, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» распространяет рекламу «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАЙМЫ» на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Маркса, а также рекламу «ДО 17% ГОДОВЫХ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ» - на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222).  ОПФР по Ульяновской области считает, что реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» создает у потребителей представление о том, что кооператив участвует в процедуре распределения средств материнского (семейного) капитала (МСК) и вводит потребителей в заблуждение из-за отсутствия в рекламе информации об условиях получения (использования) МСК, в частности, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.
По обращению ОПФР по Ульяновской области Ульяновским УФАС России определением от 27.05.2013 возбуждено дело № 9782/05-2013, по результатам рассмотрения которого решением от 28.06.2013 реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещенная на бортах общественного транспорта, курсирующего по г. Ульяновку, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» в Ульяновское УФАС России пред-ставлено ходатайство о замене ненадлежащего лица (исх. № 50 от 05.09.2013, вх. № 7796 от 09.09.2013).  По мнению КПК «Региональный центр микрофинансирования», лицом, ответст-венным за данное правонарушение, является директор кооператива Ц., в должностные обязан-ности которого входит решение вопросов, связанных с осуществлением текущей деятельности кооператива, а также контроль над публикуемой информацией.  Кроме того, текст и макет рек-ламы были согласованы единолично директором кооператива.  КПК «Региональный центр микрофинансирования» просит произвести замену ненадлежащего лица (КПК «Региональный центр микрофинансирования») по факту нарушения законодательства о рекламе на должност-ное лицо - директора КПК «Региональный центр микрофинансирования» Ц.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спири-доновым И.И. вынесено определение от 14.10.2013 о возбуждении в отношении директора КПК «Региональный центр микрофинансирования» Ц. дела об административном правонарушении № 10213-К/05-2013 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 11.11.2013 в 14 час. 00 мин.  Определение от 14.10.2013 направлено Ц. заказным письмом с уведомлением № 43202067033204 от 14.10.2013 (по адресу места работы - КПК «Региональный центр микрофинансирования»), которое получено 17.10.2013.
По состоянию на 11.11.2013 в Ульяновское УФАС России Ц. письменного пояснения и иных документов по делу № 10213-К/05-2013 не представлено.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении Ц. в присутствии его представителя по доверенно-сти от 31.10.2013 К. составлен протокол об административном правонарушении № 405 от 11.11.2013 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях.  Копия протокола № 405 от 11.11.2013 и определение от 11.11.2013 о назначении рас-смотрения дела № 10213-К/05-2013 на 22.11.2013 в 10 час. 00 мин. вручены лично под роспись К. 11.11.2013.
Ц. представлены письменное пояснение и справка о доходах за январь-октябрь 2013 года (вх. № 10281 от 22.11.2013).  Ц. поясняет, что реклама с нарушением законодательства о рекламе с бортов трамвая была демонтирована раньше вынесения предписания Ульяновского УФАС России об устранении нарушения, и просит при вынесении постановления по делу об административном правонарушении учесть факт раскаяния, отсутствие умысла и своевременность устранения нарушения.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 9782/05-2013 и дела об административном правонарушении № 10213-К/05-2013 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение ОПФР по Ульяновской области о нарушении КПК «Региональный центр микрофинансирования» законодательства Российской Федерации о рекламе, в частности, в рекламе, размещенной на трамваях.
Реклама, размещенная на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222) имеет следующее содержание.  Со стороны без дверей - на зеленом фоне борта трамвая по верхнему краю размещена информация: «адрес /изображение телефонной трубки/ телефон  WWW.***RU».  В центральной части борта трамвая слева размещена надпись «Симбирский Дом Группа Компаний 15 лет», правее - крупными буквами: «до 17% годовых ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ» (шрифтом красного цвета в белой окантовке).  Далее надпись «РЦМ Региональный Центр Микрофинансирования» и фотографическое изображение женщины с ребенком.  Ниже выполнена надпись «Материнский капитал» (крупным шрифтом желтого цвета).  В нижней части борта очень мелким шрифтом приведен текст: «Кредитный Потребительский Кооператив «Региональный Центр Микрофинансирования».  Для внесения личных сбережений необходимо подать заявление на вступление в Кооператив (заявление рассматривается в течение суток).  При досрочном изъятии денежных средств проценты не начисляются.  Согласно Налоговому законодательству с начисленных процентов выше ставки рефинансирования +5% удерживается НДФЛ (Налоговый кодекс ст. 214.2.1).  Члены кооператива несут субсидиарную ответственность согласно законодательству.  Валюта - рубли РФ.  Начисление процентов - ежемесячное.  Членами кредитного кооператива могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.  Членство в Кооперативе возникает после уплаты обязательного вступительного взноса в размере 100,00 рублей и уплаты паевого взноса в размере 400,00 руб.  При выходе из КПК паевой взнос размере 400,00 рублей возвращается.  При вступлении в Кооператив члену Кооператива выдается членская книжка с присвоением номера, подтверждающая его членство в кооперативе.  Компенсационные взносы устанавливаются согласно протоколу общего собрания членов Кооператива.  Действует резервный фонд.  Свидетельство 73№001930237 выд. ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска от 10.02.2010 г.  Настоящее предложение не является офертой, заключение договора только после ознакомления со всеми условиями на сайте или в офисах компании».
Реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» аналогичного содержания, но в несколько иной компоновке, с использованием фраз «до 17% годовых», «личные сбереже-ния» и «материнский капитал» размещена также на бортах вагона трамвая маршрута № 2 (2ю) и троллейбусе маршрута № 1 (1а).  В рекламе, размещенной на троллейбусе, кроме того, приве-дены утверждения: «Спешите использовать» и «Не надо ждать 3 года!» рядом с фразой «ма-теринский капитал».
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информа-ция, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку-ренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.  В соответствии п. 6 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвести-ционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая ком-пания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестици-онного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Объектом рекламирования в рекламе, размещенной на бортах общественного транспорта, являются финансовые услуги КПК «Региональный центр микрофинансирования» с использованием материнского капитала («Материнский капитал»), а также услуги кооператива по приёму личных сбережений под 17% годовых.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федерального закона «О допол-нительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») материнский (семей-ный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, уста-новленных указанным законом; дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, полу-чения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенно-стей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государст-венной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) мате-ринского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настояще-го закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР непосредст-венно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, средства на реализацию дополнительных мер государственной поддержки (в частности, материнский капитал) передаются из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации, на который государством возложена функция по распределению средств на получение материнского капитала.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» предоставляет своим членам (пайщикам) целевые займы на приобретение жилья, причем вернуть сумму займа (часть суммы) заемщик может средствами материнского капитала.
Вместе с тем, реклама, размещенная на бортах общественного транспорта г. Ульяновска, создает у потребителей рекламы представление о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» участвует в процедуре по распределению средств на получение материнского капитала, что вводит потребителей в заблуждение, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его получения (использования), а именно, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.  Поскольку фразы «материнский капитал» и «личные сбережения» в рекламе приведены наиболее крупными буквами в непосредственной близости друг от друга, отсутствие указанной информации может исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение: из содержания рекламы можно сделать вывод о том, что кооперативом материнский (семейный) капитал принимается в качестве личных сбережений.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» в части информации: «до 17% годовых, личные сбережения, ма-теринский капитал» вводит потребителей в заблуждение, так как в рекламе отсутствует ин-формация об условиях (ограничениях) использования материнского (семейного) капитала чле-нами кооператива, а именно, о том, что в данном случае использование МСК возможно только на погашение займа (на приобретение жилья, обучение ребенка), выданного кооперативом.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изго-товитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содер-жание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рек-ламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространение рекламы КПК «Региональный центр микрофинансирования», разме-щенной на бортах трамваев и троллейбуса, курсирующих в г. Ульяновске, осуществлялось на основании договора об оказании спонсорской помощи № 632 от 18.05.2012, заключенного между муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» (далее - МУП «Ульяновскэлектротранс») (получатель) и КПК «Региональный центр микрофинансирования» (спонсор).  Размещение (нанесение) рекламной информации КПК «Региональный центр микрофинансирования» на наружные поверхности вагонов трамваев и троллейбуса осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «АртКом» (далее - ООО «АртКом») в соответствии с договорами оказания услуг по нанесению рекламной продукции на транспортные средства, заключенными между обществом и кооперативом.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является КПК «Региональный центр микрофинансирования», рекламопроизводителем - ООО «АртКом», а рекламораспространите-лем - МУП «Ульяновскэлектротранс».
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламорас-пространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 5 Федерального закона «О рекла-ме»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граж-дан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени-ях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнени-ем своих служебных обязанностей.  Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответствен-ность как должностные лица.
Таким образом, директором кредитного потребительского кооператива «Региональ-ный центр микрофинансирования» Ц. совершено административное правонарушение, за ко-торое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного ад-министративного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В част-ности, учитывается, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законода-тельства (ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные Ц., направлены на недопу-щение обмана граждан, охрану средств материнского капитала, недопущение мошенничества.
Обстоятельства, признаваемые отягчающими административную ответственность, от-сутствуют.  Смягчающим обстоятельством является раскаяние лица, совершившего правонару-шение (п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушени-ях).
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутст-вуют, поскольку правонарушение, совершенное Ц., несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы, недопущения обмана граждан.  Данное обстоя-тельство исключает применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях директора кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» Ц. наличие состава административного правона-рушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить директору кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» Ц. административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня по-лучения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ)  административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после исте-чения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимо-нопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000016000140.
ОКАТО 73401000000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодатель-ства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 17.02.2014, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 Ко-АП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают ре-шение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Временно исполняющий обязанности
руководителя управления                       И.И. Спиридонов
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 10213-К/05-2013 [format] => [safe_value] => 10213-К/05-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Ульяновской области (далее - ОПФР по Ульяновской области) о нарушении законодательства Российской Федерации о ре-кламе (исх. № 01/04-3088 от 25.04.2013, вх. № 3532 от 26.04.2013).  В частности, в обращении указано, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» распространяет рекламу «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАЙМЫ» на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Маркса, а также рекламу «ДО 17% ГОДОВЫХ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ» - на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222).  ОПФР по Ульяновской области считает, что реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» создает у потребителей представление о том, что кооператив участвует в процедуре распределения средств материнского (семейного) капитала (МСК) и вводит потребителей в заблуждение из-за отсутствия в рекламе информации об условиях получения (использования) МСК, в частности, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.

[format] => full_html [safe_value] =>

В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Ульяновской области (далее - ОПФР по Ульяновской области) о нарушении законодательства Российской Федерации о ре-кламе (исх. № 01/04-3088 от 25.04.2013, вх. № 3532 от 26.04.2013).  В частности, в обращении указано, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» распространяет рекламу «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАЙМЫ» на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Маркса, а также рекламу «ДО 17% ГОДОВЫХ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ» - на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222).  ОПФР по Ульяновской области считает, что реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» создает у потребителей представление о том, что кооператив участвует в процедуре распределения средств материнского (семейного) капитала (МСК) и вводит потребителей в заблуждение из-за отсутствия в рекламе информации об условиях получения (использования) МСК, в частности, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 525 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 525 [vid] => 1 [name] => КПК «Региональный центр микрофинансирования» [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-29 05:44:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-22 12:44:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1387172992 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )