Постановление о вынесении устного замечания в отношении КПК "Региональный центр микрофинансирования"

Номер дела: 10070-К/05-2013
Дата публикации: 8 октября 2013, 14:48

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул., д.8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном
правонарушении и вынесении устного замечания

01.10.2013                                                                                 Дело № 10070-К/0-2013
г. Ульяновск


Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Попов Константин Юрьевич, рассмотрев материалы дела о совершении кредитным потребительским кооперативом «Региональный центр микрофинансирования» (далее - КПК «Региональный центр микрофинансирования», кооператив),  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя кооператива,
УСТАНОВИЛ:
В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Ульяновской области (далее - ОПФР по Ульяновской области) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. № 01/04-3088 от 25.04.2013, вх. № 3532 от 26.04.2013).
По обращению ОПФР по Ульяновской области Ульяновским УФАС России определением от 27.05.2013 возбуждено дело № 9782/05-2013, по результатам рассмотрения которого решением от 28.06.2013 реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещенная на бортах общественного транспорта, курсирующего по г. Ульяновку, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от  28.08.2013 о возбуждении в отношении КПК «Региональный центр микрофинансирования» дела об административном правонарушении № 10070-К/05-2013 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 16.09.2013 в 14 час. 30 мин.  Определение от 28.08.2013 направлено КПК «Региональный центр микрофинансирования» заказным письмом с уведомлением № 43206865756389 от 28.08.2013, которое получено  05.09.2013.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» в Ульяновское УФАС России представлено (вх. № 7796 от 09.09.2013) ходатайство о замене ненадлежащего лица. По мнению КПК «Региональный центр микрофинансирования», ответственным лицом за данное правонарушение является директор кооператива, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, связанных с осуществлением текущей деятельности кооператива, а также контроль над публикуемой информацией. Кроме того, текст и макет рекламы были согласованы единолично директором кооператива. КПК «Региональный центр микрофинансирования» просит произвести замену ненадлежащего лица (КПК «Региональный центр микрофинансирования») по данному факту нарушения на должностное лицо – директора КПК «Региональный центр микрофинансирования» Ц.
На основании статей 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях руководителем  Ульяновского УФАС России Спирчаговым Г.С. в отношении КПК «Региональный центр микрофинансирования»  в присутствии представителя кооператива К. (по доверенности от 25.06.2013) 16.09.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 345 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола № 345 от 16.09.2013 об административном правонарушении и определение от 16.09.2013 о назначении рассмотрения дела № 10070-К/05-2013 на 01.10.2013 в 10 час. 30 мин. вручены лично К.. под роспись 16.09.2013, а также направлены КПК «Региональный центр микрофинансирования» заказным письмом с уведомлением № 43206866561654, которое получено 19.09.2013.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 9782/05-2013 и дела об административном правонарушении № 10070-К/05-2013 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение ОПФР по Ульяновской области, в котором указано, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» распространяет рекламу «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАЙМЫ» на фасаде здания, расположенного по адресу:***, а также рекламу «ДО 17% ГОДОВЫХ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ» - на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222).  ОПФР по Ульяновской области считает, что реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» создает у потребителей представление о том, что кооператив участвует в процедуре распределения средств материнского (семейного) капитала (МСК) и вводит потребителей в заблуждение из-за отсутствия в рекламе информации об условиях получения (использования) МСК, в частности, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.
Реклама, размещенная на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222) имеет следующее содержание.  Со стороны без дверей - на зеленом фоне борта трамвая по верхнему краю размещена информация: «адрес /изображение телефонной трубки/ телефон, сайт».  В центральной части борта трамвая слева размещена надпись «Симбирский Дом Группа Компаний 15 лет», правее - крупными буквами: «до 17% годовых ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ» (шрифтом красного цвета в белой окантовке).  Далее надпись «РЦМ Региональный Центр Микрофинансирования» и фотографическое изображение женщины с ребенком.  Ниже выполнена надпись «Материнский капитал» (крупным шрифтом желтого цвета).  В нижней части борта очень мелким шрифтом приведен текст: «Кредитный Потребительский Кооператив «Региональный Центр Микрофинансирования».  Для внесения личных сбережений необходимо подать заявление на вступление в Кооператив (заявление рассматривается в течение суток).  При досрочном изъятии денежных средств проценты не начисляются.  Согласно Налоговому законодательству с начисленных процентов выше ставки рефинансирования +5% удерживается НДФЛ (Налоговый кодекс ст. 214.2.1).  Члены кооператива несут субсидиарную ответственность согласно законодательству.  Валюта - рубли РФ.  Начисление процентов - ежемесячное.  Членами кредитного кооператива могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.  Членство в Кооперативе возникает после уплаты обязательного вступительного взноса в размере 100,00 рублей и уплаты паевого взноса в размере 400,00 руб.  При выходе из КПК паевой взнос размере 400,00 рублей возвращается.  При вступлении в Кооператив члену Кооператива выдается членская книжка с присвоением номера, подтверждающая его членство в кооперативе.  Компенсационные взносы устанавливаются согласно протоколу общего собрания членов Кооператива.  Действует резервный фонд.  Свидетельство***.  Настоящее предложение не является офертой, заключение договора только после ознакомления со всеми условиями на сайте или в офисах компании».
Реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» аналогичного содержания, но в несколько иной компоновке, с использованием фраз «до 17% годовых», «личные сбережения» и «материнский капитал» размещена также на бортах вагона трамвая маршрута № 2 (2ю) и троллейбусе маршрута № 1 (1а).  В рекламе, размещенной на троллейбусе, кроме того, приведены утверждения: «Спешите использовать» и «Не надо ждать 3 года!» рядом с фразой «материнский капитал».
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.  В соответствии п. 6 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Объектом рекламирования в рекламе, размещенной на бортах общественного транспорта, являются финансовые услуги КПК «Региональный центр микрофинансирования» с использованием материнского капитала («Материнский капитал»), а также услуги кооператива по приёму личных сбережений под 17% годовых.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных указанным законом; дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин (родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007; родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки).
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», распорядиться указанными средствами возможно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного ч. 6.1 статьи 7.  Согласно ч. 6.1 ст. 7 данного Федерального закона заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа) заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
Таким образом, средства на реализацию дополнительных мер государственной поддержки (в частности, материнский капитал) передаются из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации, на который государством возложена функция по распределению средств на получение материнского капитала.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» предоставляет своим членам (пайщикам) целевые займы на приобретение жилья, причем вернуть сумму займа (часть суммы) заемщик может средствами материнского капитала.
Вместе с тем, реклама, размещенная на бортах общественного транспорта г. Ульяновска, создает у потребителей рекламы представление о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» участвует в процедуре по распределению средств на получение материнского капитала, что вводит потребителей в заблуждение, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его получения (использования), а именно, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.  Поскольку фразы «материнский капитал» и «личные сбережения» в рекламе приведены наиболее крупными буквами в непосредственной близости друг от друга, отсутствие указанной информации может исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение: из содержания рекламы можно сделать вывод о том, что кооперативом материнский (семейный) капитал принимается в качестве личных сбережений.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» в части информации: «до 17% годовых, личные сбережения, материнский капитал» вводит потребителей в заблуждение, так как в рекламе отсутствует информация об условиях (ограничениях) использования материнского (семейного) капитала членами кооператива, а именно, о том, что в данном случае использование МСК возможно только на погашение займа (на приобретение жилья, обучение ребенка), выданного кооперативом.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространение рекламы КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещенной на бортах трамваев и троллейбуса, курсирующих в г. Ульяновске, осуществлялось на основании договора об оказании спонсорской помощи № 632 от 18.05.2012, заключенного между муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» (далее - МУП «Ульяновскэлектротранс») (получатель) и КПК «Региональный центр микрофинансирования» (спонсор).  В соответствии с приложением № 2 от 30.05.2012 к договору № 632 от 18.05.2012 МУП «Ульяновскэлектротранс» по заданию КПК «Региональный центр микрофинансирования» разместило рекламную информацию на подвижной состав в количестве 3 единиц, а именно: 2 трамвая - маршруты № 2/2ю и № 4/4р, 1 троллейбус - маршрут № 1/1а.  КПК «Региональный центр микрофинансирования» и МУП «Ульяновскэлектротранс» 31.07.2012, 31.08.2012, 28.09.2012, 31.10.2012, 30.11.2012, 31.12.2012, 31.01.2013, 28.02.2013, 31.03.2013, 30.04.2013 и 06.05.2013 подписаны акты сдачи-приемки оказания услуг к договору № 632 от 18.05.2012, согласно которым спонсор принял услуги получателя по размещению наружной рекламной информации на трамвайных вагонах/троллейбусах и её демонстрации на территории г. Ульяновска, оказанные в соответствующих месяцах, в полном объеме и претензий к получателю не имеет.
Размещение (нанесение) рекламной информации КПК «Региональный центр микрофинансирования» на наружные поверхности вагонов трамваев и троллейбуса осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «АртКом» (далее - ООО «АртКом») в соответствии с договорами оказания услуг по нанесению рекламной продукции на транспортные средства № 2/06 от 25.06.2012 (трамвай), б/н от 25.06.2013 (трамвай маршрута № 2) и № 3/08 от 31.08.2013 (троллейбус), заключенными между обществом и кооперативом.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является КПК «Региональный центр микрофинансирования», рекламопроизводителем - ООО «АртКом», а рекламораспространителем - МУП «Ульяновскэлектротранс».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 5 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, кредитным потребительским кооперативом «Региональный центр микрофинансирования» совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Поскольку текст и макет рассматриваемой ненадлежащей рекламы были согласованы единолично директором кооператива, ответственность КПК «Региональный центр микрофинансирования» в данном случае чрезвычайно мала по сравнению  с ответственностью должностного лица кооператива.
С учетом небольшой общественной ответственности со стороны юридического лица, неумышленного характера правонарушения, на основании ст.2.9 КоАП РФ КПК «Региональный центр микрофинансирования» следует освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Указанные обстоятельства в силу статьи 29.9 КоАП  РФ являются основанием для прекращения производства по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10. Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Объявить кредитному потребительскому кооперативу «Региональный центр микрофинансирования» устное замечание.
2. Производство по делу об административном правонарушении  № 10070-К/05-2013 в отношении кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» по ч. 1 ст. 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Заместитель руководителя управления                     К.Ю. Попов
 

stdClass Object ( [vid] => 20425 [uid] => 5 [title] => Постановление о вынесении устного замечания в отношении КПК "Региональный центр микрофинансирования" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 20426 [type] => solution [language] => ru [created] => 1381229534 [changed] => 1381229534 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1381229534 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул., д.8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном
правонарушении и вынесении устного замечания

01.10.2013                                                                                 Дело № 10070-К/0-2013
г. Ульяновск


Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Попов Константин Юрьевич, рассмотрев материалы дела о совершении кредитным потребительским кооперативом «Региональный центр микрофинансирования» (далее - КПК «Региональный центр микрофинансирования», кооператив),  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя кооператива,
УСТАНОВИЛ:
В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Ульяновской области (далее - ОПФР по Ульяновской области) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. № 01/04-3088 от 25.04.2013, вх. № 3532 от 26.04.2013).
По обращению ОПФР по Ульяновской области Ульяновским УФАС России определением от 27.05.2013 возбуждено дело № 9782/05-2013, по результатам рассмотрения которого решением от 28.06.2013 реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещенная на бортах общественного транспорта, курсирующего по г. Ульяновку, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от  28.08.2013 о возбуждении в отношении КПК «Региональный центр микрофинансирования» дела об административном правонарушении № 10070-К/05-2013 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 16.09.2013 в 14 час. 30 мин.  Определение от 28.08.2013 направлено КПК «Региональный центр микрофинансирования» заказным письмом с уведомлением № 43206865756389 от 28.08.2013, которое получено  05.09.2013.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» в Ульяновское УФАС России представлено (вх. № 7796 от 09.09.2013) ходатайство о замене ненадлежащего лица. По мнению КПК «Региональный центр микрофинансирования», ответственным лицом за данное правонарушение является директор кооператива, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, связанных с осуществлением текущей деятельности кооператива, а также контроль над публикуемой информацией. Кроме того, текст и макет рекламы были согласованы единолично директором кооператива. КПК «Региональный центр микрофинансирования» просит произвести замену ненадлежащего лица (КПК «Региональный центр микрофинансирования») по данному факту нарушения на должностное лицо – директора КПК «Региональный центр микрофинансирования» Ц.
На основании статей 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях руководителем  Ульяновского УФАС России Спирчаговым Г.С. в отношении КПК «Региональный центр микрофинансирования»  в присутствии представителя кооператива К. (по доверенности от 25.06.2013) 16.09.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 345 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола № 345 от 16.09.2013 об административном правонарушении и определение от 16.09.2013 о назначении рассмотрения дела № 10070-К/05-2013 на 01.10.2013 в 10 час. 30 мин. вручены лично К.. под роспись 16.09.2013, а также направлены КПК «Региональный центр микрофинансирования» заказным письмом с уведомлением № 43206866561654, которое получено 19.09.2013.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 9782/05-2013 и дела об административном правонарушении № 10070-К/05-2013 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение ОПФР по Ульяновской области, в котором указано, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» распространяет рекламу «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАЙМЫ» на фасаде здания, расположенного по адресу:***, а также рекламу «ДО 17% ГОДОВЫХ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ» - на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222).  ОПФР по Ульяновской области считает, что реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» создает у потребителей представление о том, что кооператив участвует в процедуре распределения средств материнского (семейного) капитала (МСК) и вводит потребителей в заблуждение из-за отсутствия в рекламе информации об условиях получения (использования) МСК, в частности, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.
Реклама, размещенная на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222) имеет следующее содержание.  Со стороны без дверей - на зеленом фоне борта трамвая по верхнему краю размещена информация: «адрес /изображение телефонной трубки/ телефон, сайт».  В центральной части борта трамвая слева размещена надпись «Симбирский Дом Группа Компаний 15 лет», правее - крупными буквами: «до 17% годовых ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ» (шрифтом красного цвета в белой окантовке).  Далее надпись «РЦМ Региональный Центр Микрофинансирования» и фотографическое изображение женщины с ребенком.  Ниже выполнена надпись «Материнский капитал» (крупным шрифтом желтого цвета).  В нижней части борта очень мелким шрифтом приведен текст: «Кредитный Потребительский Кооператив «Региональный Центр Микрофинансирования».  Для внесения личных сбережений необходимо подать заявление на вступление в Кооператив (заявление рассматривается в течение суток).  При досрочном изъятии денежных средств проценты не начисляются.  Согласно Налоговому законодательству с начисленных процентов выше ставки рефинансирования +5% удерживается НДФЛ (Налоговый кодекс ст. 214.2.1).  Члены кооператива несут субсидиарную ответственность согласно законодательству.  Валюта - рубли РФ.  Начисление процентов - ежемесячное.  Членами кредитного кооператива могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.  Членство в Кооперативе возникает после уплаты обязательного вступительного взноса в размере 100,00 рублей и уплаты паевого взноса в размере 400,00 руб.  При выходе из КПК паевой взнос размере 400,00 рублей возвращается.  При вступлении в Кооператив члену Кооператива выдается членская книжка с присвоением номера, подтверждающая его членство в кооперативе.  Компенсационные взносы устанавливаются согласно протоколу общего собрания членов Кооператива.  Действует резервный фонд.  Свидетельство***.  Настоящее предложение не является офертой, заключение договора только после ознакомления со всеми условиями на сайте или в офисах компании».
Реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» аналогичного содержания, но в несколько иной компоновке, с использованием фраз «до 17% годовых», «личные сбережения» и «материнский капитал» размещена также на бортах вагона трамвая маршрута № 2 (2ю) и троллейбусе маршрута № 1 (1а).  В рекламе, размещенной на троллейбусе, кроме того, приведены утверждения: «Спешите использовать» и «Не надо ждать 3 года!» рядом с фразой «материнский капитал».
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.  В соответствии п. 6 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Объектом рекламирования в рекламе, размещенной на бортах общественного транспорта, являются финансовые услуги КПК «Региональный центр микрофинансирования» с использованием материнского капитала («Материнский капитал»), а также услуги кооператива по приёму личных сбережений под 17% годовых.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных указанным законом; дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин (родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007; родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки).
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», распорядиться указанными средствами возможно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного ч. 6.1 статьи 7.  Согласно ч. 6.1 ст. 7 данного Федерального закона заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа) заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
Таким образом, средства на реализацию дополнительных мер государственной поддержки (в частности, материнский капитал) передаются из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации, на который государством возложена функция по распределению средств на получение материнского капитала.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» предоставляет своим членам (пайщикам) целевые займы на приобретение жилья, причем вернуть сумму займа (часть суммы) заемщик может средствами материнского капитала.
Вместе с тем, реклама, размещенная на бортах общественного транспорта г. Ульяновска, создает у потребителей рекламы представление о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» участвует в процедуре по распределению средств на получение материнского капитала, что вводит потребителей в заблуждение, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его получения (использования), а именно, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.  Поскольку фразы «материнский капитал» и «личные сбережения» в рекламе приведены наиболее крупными буквами в непосредственной близости друг от друга, отсутствие указанной информации может исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение: из содержания рекламы можно сделать вывод о том, что кооперативом материнский (семейный) капитал принимается в качестве личных сбережений.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» в части информации: «до 17% годовых, личные сбережения, материнский капитал» вводит потребителей в заблуждение, так как в рекламе отсутствует информация об условиях (ограничениях) использования материнского (семейного) капитала членами кооператива, а именно, о том, что в данном случае использование МСК возможно только на погашение займа (на приобретение жилья, обучение ребенка), выданного кооперативом.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространение рекламы КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещенной на бортах трамваев и троллейбуса, курсирующих в г. Ульяновске, осуществлялось на основании договора об оказании спонсорской помощи № 632 от 18.05.2012, заключенного между муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» (далее - МУП «Ульяновскэлектротранс») (получатель) и КПК «Региональный центр микрофинансирования» (спонсор).  В соответствии с приложением № 2 от 30.05.2012 к договору № 632 от 18.05.2012 МУП «Ульяновскэлектротранс» по заданию КПК «Региональный центр микрофинансирования» разместило рекламную информацию на подвижной состав в количестве 3 единиц, а именно: 2 трамвая - маршруты № 2/2ю и № 4/4р, 1 троллейбус - маршрут № 1/1а.  КПК «Региональный центр микрофинансирования» и МУП «Ульяновскэлектротранс» 31.07.2012, 31.08.2012, 28.09.2012, 31.10.2012, 30.11.2012, 31.12.2012, 31.01.2013, 28.02.2013, 31.03.2013, 30.04.2013 и 06.05.2013 подписаны акты сдачи-приемки оказания услуг к договору № 632 от 18.05.2012, согласно которым спонсор принял услуги получателя по размещению наружной рекламной информации на трамвайных вагонах/троллейбусах и её демонстрации на территории г. Ульяновска, оказанные в соответствующих месяцах, в полном объеме и претензий к получателю не имеет.
Размещение (нанесение) рекламной информации КПК «Региональный центр микрофинансирования» на наружные поверхности вагонов трамваев и троллейбуса осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «АртКом» (далее - ООО «АртКом») в соответствии с договорами оказания услуг по нанесению рекламной продукции на транспортные средства № 2/06 от 25.06.2012 (трамвай), б/н от 25.06.2013 (трамвай маршрута № 2) и № 3/08 от 31.08.2013 (троллейбус), заключенными между обществом и кооперативом.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является КПК «Региональный центр микрофинансирования», рекламопроизводителем - ООО «АртКом», а рекламораспространителем - МУП «Ульяновскэлектротранс».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 5 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, кредитным потребительским кооперативом «Региональный центр микрофинансирования» совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Поскольку текст и макет рассматриваемой ненадлежащей рекламы были согласованы единолично директором кооператива, ответственность КПК «Региональный центр микрофинансирования» в данном случае чрезвычайно мала по сравнению  с ответственностью должностного лица кооператива.
С учетом небольшой общественной ответственности со стороны юридического лица, неумышленного характера правонарушения, на основании ст.2.9 КоАП РФ КПК «Региональный центр микрофинансирования» следует освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Указанные обстоятельства в силу статьи 29.9 КоАП  РФ являются основанием для прекращения производства по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10. Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Объявить кредитному потребительскому кооперативу «Региональный центр микрофинансирования» устное замечание.
2. Производство по делу об административном правонарушении  № 10070-К/05-2013 в отношении кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» по ч. 1 ст. 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Заместитель руководителя управления                     К.Ю. Попов
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул., д.8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном
правонарушении и вынесении устного замечания

01.10.2013                                                                                 Дело № 10070-К/0-2013
г. Ульяновск

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Попов Константин Юрьевич, рассмотрев материалы дела о совершении кредитным потребительским кооперативом «Региональный центр микрофинансирования» (далее - КПК «Региональный центр микрофинансирования», кооператив),  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя кооператива,
УСТАНОВИЛ:
В Ульяновское УФАС России поступило обращение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Ульяновской области (далее - ОПФР по Ульяновской области) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. № 01/04-3088 от 25.04.2013, вх. № 3532 от 26.04.2013).
По обращению ОПФР по Ульяновской области Ульяновским УФАС России определением от 27.05.2013 возбуждено дело № 9782/05-2013, по результатам рассмотрения которого решением от 28.06.2013 реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещенная на бортах общественного транспорта, курсирующего по г. Ульяновку, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от  28.08.2013 о возбуждении в отношении КПК «Региональный центр микрофинансирования» дела об административном правонарушении № 10070-К/05-2013 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 16.09.2013 в 14 час. 30 мин.  Определение от 28.08.2013 направлено КПК «Региональный центр микрофинансирования» заказным письмом с уведомлением № 43206865756389 от 28.08.2013, которое получено  05.09.2013.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» в Ульяновское УФАС России представлено (вх. № 7796 от 09.09.2013) ходатайство о замене ненадлежащего лица. По мнению КПК «Региональный центр микрофинансирования», ответственным лицом за данное правонарушение является директор кооператива, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, связанных с осуществлением текущей деятельности кооператива, а также контроль над публикуемой информацией. Кроме того, текст и макет рекламы были согласованы единолично директором кооператива. КПК «Региональный центр микрофинансирования» просит произвести замену ненадлежащего лица (КПК «Региональный центр микрофинансирования») по данному факту нарушения на должностное лицо – директора КПК «Региональный центр микрофинансирования» Ц.
На основании статей 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях руководителем  Ульяновского УФАС России Спирчаговым Г.С. в отношении КПК «Региональный центр микрофинансирования»  в присутствии представителя кооператива К. (по доверенности от 25.06.2013) 16.09.2013 составлен протокол об административном правонарушении № 345 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола № 345 от 16.09.2013 об административном правонарушении и определение от 16.09.2013 о назначении рассмотрения дела № 10070-К/05-2013 на 01.10.2013 в 10 час. 30 мин. вручены лично К.. под роспись 16.09.2013, а также направлены КПК «Региональный центр микрофинансирования» заказным письмом с уведомлением № 43206866561654, которое получено 19.09.2013.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 9782/05-2013 и дела об административном правонарушении № 10070-К/05-2013 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение ОПФР по Ульяновской области, в котором указано, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» распространяет рекламу «МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЗАЙМЫ» на фасаде здания, расположенного по адресу:***, а также рекламу «ДО 17% ГОДОВЫХ. ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ. МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ» - на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222).  ОПФР по Ульяновской области считает, что реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» создает у потребителей представление о том, что кооператив участвует в процедуре распределения средств материнского (семейного) капитала (МСК) и вводит потребителей в заблуждение из-за отсутствия в рекламе информации об условиях получения (использования) МСК, в частности, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.
Реклама, размещенная на бортах трамвая, курсирующего в г. Ульяновске по маршруту № 4Р (вагон № 1222) имеет следующее содержание.  Со стороны без дверей - на зеленом фоне борта трамвая по верхнему краю размещена информация: «адрес /изображение телефонной трубки/ телефон, сайт».  В центральной части борта трамвая слева размещена надпись «Симбирский Дом Группа Компаний 15 лет», правее - крупными буквами: «до 17% годовых ЛИЧНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ» (шрифтом красного цвета в белой окантовке).  Далее надпись «РЦМ Региональный Центр Микрофинансирования» и фотографическое изображение женщины с ребенком.  Ниже выполнена надпись «Материнский капитал» (крупным шрифтом желтого цвета).  В нижней части борта очень мелким шрифтом приведен текст: «Кредитный Потребительский Кооператив «Региональный Центр Микрофинансирования».  Для внесения личных сбережений необходимо подать заявление на вступление в Кооператив (заявление рассматривается в течение суток).  При досрочном изъятии денежных средств проценты не начисляются.  Согласно Налоговому законодательству с начисленных процентов выше ставки рефинансирования +5% удерживается НДФЛ (Налоговый кодекс ст. 214.2.1).  Члены кооператива несут субсидиарную ответственность согласно законодательству.  Валюта - рубли РФ.  Начисление процентов - ежемесячное.  Членами кредитного кооператива могут быть физические лица, достигшие возраста 16 лет, и (или) юридические лица.  Членство в Кооперативе возникает после уплаты обязательного вступительного взноса в размере 100,00 рублей и уплаты паевого взноса в размере 400,00 руб.  При выходе из КПК паевой взнос размере 400,00 рублей возвращается.  При вступлении в Кооператив члену Кооператива выдается членская книжка с присвоением номера, подтверждающая его членство в кооперативе.  Компенсационные взносы устанавливаются согласно протоколу общего собрания членов Кооператива.  Действует резервный фонд.  Свидетельство***.  Настоящее предложение не является офертой, заключение договора только после ознакомления со всеми условиями на сайте или в офисах компании».
Реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» аналогичного содержания, но в несколько иной компоновке, с использованием фраз «до 17% годовых», «личные сбережения» и «материнский капитал» размещена также на бортах вагона трамвая маршрута № 2 (2ю) и троллейбусе маршрута № 1 (1а).  В рекламе, размещенной на троллейбусе, кроме того, приведены утверждения: «Спешите использовать» и «Не надо ждать 3 года!» рядом с фразой «материнский капитал».
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе»  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.  В соответствии п. 6 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Объектом рекламирования в рекламе, размещенной на бортах общественного транспорта, являются финансовые услуги КПК «Региональный центр микрофинансирования» с использованием материнского капитала («Материнский капитал»), а также услуги кооператива по приёму личных сбережений под 17% годовых.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных указанным законом; дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин (родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007; родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки).
Кроме того, согласно ч. 6 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», распорядиться указанными средствами возможно не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного ч. 6.1 статьи 7.  Согласно ч. 6.1 ст. 7 данного Федерального закона заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа) заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
Таким образом, средства на реализацию дополнительных мер государственной поддержки (в частности, материнский капитал) передаются из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации, на который государством возложена функция по распределению средств на получение материнского капитала.
КПК «Региональный центр микрофинансирования» предоставляет своим членам (пайщикам) целевые займы на приобретение жилья, причем вернуть сумму займа (часть суммы) заемщик может средствами материнского капитала.
Вместе с тем, реклама, размещенная на бортах общественного транспорта г. Ульяновска, создает у потребителей рекламы представление о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» участвует в процедуре по распределению средств на получение материнского капитала, что вводит потребителей в заблуждение, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его получения (использования), а именно, о том, что КПК «Региональный центр микрофинансирования» лишь предоставляет займы на приобретение жилья, погасить которые возможно средствами материнского капитала.  Поскольку фразы «материнский капитал» и «личные сбережения» в рекламе приведены наиболее крупными буквами в непосредственной близости друг от друга, отсутствие указанной информации может исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение: из содержания рекламы можно сделать вывод о том, что кооперативом материнский (семейный) капитал принимается в качестве личных сбережений.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушение ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» реклама КПК «Региональный центр микрофинансирования» в части информации: «до 17% годовых, личные сбережения, материнский капитал» вводит потребителей в заблуждение, так как в рекламе отсутствует информация об условиях (ограничениях) использования материнского (семейного) капитала членами кооператива, а именно, о том, что в данном случае использование МСК возможно только на погашение займа (на приобретение жилья, обучение ребенка), выданного кооперативом.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространение рекламы КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещенной на бортах трамваев и троллейбуса, курсирующих в г. Ульяновске, осуществлялось на основании договора об оказании спонсорской помощи № 632 от 18.05.2012, заключенного между муниципальным унитарным предприятием «Ульяновскэлектротранс» (далее - МУП «Ульяновскэлектротранс») (получатель) и КПК «Региональный центр микрофинансирования» (спонсор).  В соответствии с приложением № 2 от 30.05.2012 к договору № 632 от 18.05.2012 МУП «Ульяновскэлектротранс» по заданию КПК «Региональный центр микрофинансирования» разместило рекламную информацию на подвижной состав в количестве 3 единиц, а именно: 2 трамвая - маршруты № 2/2ю и № 4/4р, 1 троллейбус - маршрут № 1/1а.  КПК «Региональный центр микрофинансирования» и МУП «Ульяновскэлектротранс» 31.07.2012, 31.08.2012, 28.09.2012, 31.10.2012, 30.11.2012, 31.12.2012, 31.01.2013, 28.02.2013, 31.03.2013, 30.04.2013 и 06.05.2013 подписаны акты сдачи-приемки оказания услуг к договору № 632 от 18.05.2012, согласно которым спонсор принял услуги получателя по размещению наружной рекламной информации на трамвайных вагонах/троллейбусах и её демонстрации на территории г. Ульяновска, оказанные в соответствующих месяцах, в полном объеме и претензий к получателю не имеет.
Размещение (нанесение) рекламной информации КПК «Региональный центр микрофинансирования» на наружные поверхности вагонов трамваев и троллейбуса осуществлялось обществом с ограниченной ответственностью «АртКом» (далее - ООО «АртКом») в соответствии с договорами оказания услуг по нанесению рекламной продукции на транспортные средства № 2/06 от 25.06.2012 (трамвай), б/н от 25.06.2013 (трамвай маршрута № 2) и № 3/08 от 31.08.2013 (троллейбус), заключенными между обществом и кооперативом.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является КПК «Региональный центр микрофинансирования», рекламопроизводителем - ООО «АртКом», а рекламораспространителем - МУП «Ульяновскэлектротранс».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 5 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, кредитным потребительским кооперативом «Региональный центр микрофинансирования» совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Поскольку текст и макет рассматриваемой ненадлежащей рекламы были согласованы единолично директором кооператива, ответственность КПК «Региональный центр микрофинансирования» в данном случае чрезвычайно мала по сравнению  с ответственностью должностного лица кооператива.
С учетом небольшой общественной ответственности со стороны юридического лица, неумышленного характера правонарушения, на основании ст.2.9 КоАП РФ КПК «Региональный центр микрофинансирования» следует освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Указанные обстоятельства в силу статьи 29.9 КоАП  РФ являются основанием для прекращения производства по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10. Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Объявить кредитному потребительскому кооперативу «Региональный центр микрофинансирования» устное замечание.
2. Производство по делу об административном правонарушении  № 10070-К/05-2013 в отношении кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» по ч. 1 ст. 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Заместитель руководителя управления                     К.Ю. Попов
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 6149-05 от 03.10.2013 [format] => [safe_value] => 6149-05 от 03.10.2013 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 10070-К/05-2013 [format] => [safe_value] => 10070-К/05-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Попов Константин Юрьевич, рассмотрев материалы дела о совершении кредитным потребительским кооперативом «Региональный центр микрофинансирования» (далее - КПК «Региональный центр микрофинансирования», кооператив),  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя кооператива...

[format] => full_html [safe_value] =>

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Попов Константин Юрьевич, рассмотрев материалы дела о совершении кредитным потребительским кооперативом «Региональный центр микрофинансирования» (далее - КПК «Региональный центр микрофинансирования», кооператив),  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие представителя кооператива...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-08 10:48:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-01 06:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1381229534 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )