Решение и предписание в отношении ОАО «Ульяновский речной порт»

Номер дела: 8623/04-2012
Дата публикации: 3 августа 2012, 16:00

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 01.08.2012 № 5498-04
РЕШЕНИЕ
                                                                                                                                                    ДЕЛО № 8623/04-2012
г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена: 25 июля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено: 1 августа 2012 года.

 


Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления <…>
члены -    начальник отдела <…>
- специалист - эксперт <…>

 

рассмотрев дело № 8623/04-2012 по признакам нарушения  ОАО «Ульяновский речной порт» (432063, г. Ульяновск, ул. Портовая, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ульяновское УФАС России поступило заявление Ульяновской местной общественной организации «Парусный союз» (далее – УМОО «Парусный союз») (вх. от 07.03.2012 №1799) на неправомерные действия ОАО «Ульяновский речной порт» по отсутствию ответа на заявки УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт».
На основании указанного заявления приказом руководителя управления от 04.05.2012 №134 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Ульяновским УФАС России было возбуждено дело в отношении ОАО «Ульяновский речной порт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении ответа на поступившую от УМОО «Парусный союз» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.
К участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, была привлечена <…>.
На заседаниях комиссии представители УМОО «Парусный союз» поддержали доводы, изложенные в заявлении. Указали, что 18 июля 2010 года УМОО «Парусный союз» обратилось с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технический условий. Указанная заявка получена 22 июля 2010 года секретарем ОАО «Ульяновский речной порт» <…>. 06 августа 2010 года УМОО «Парусный союз» повторно направил ОАО «Ульяновский речной порт» заявку на технологическое присоединение заказным письмом без описи вложения. Согласно сведениям, содержащимся в почтовом  уведомлении, повторная заявка была получена 20 августа 2010 года. Указали, что до момента подачи заявок в 2008 г. УМОО «Парусный союз» восстановил подземный кабель от подстанции ОАО «Ульяновский речной порт» до территории базы, по которому некоторое время происходила подача электрической энергии. В 2009 году кабель был отсоединен от питающего устройства. Сети ОАО «РЖД» и МУП «УльГЭС» не имеют ни кабеля проходящего по территории УМОО «Парусный союз», ни технологической точки присоединения оборудованной для подключения. В течение последующих двух лет УМОО «Парусный союз» пользовалась электроэнергией, полученной от арендованного дизельного генератора, который не подходит для постоянного потребления. В указанный период организация занималась деятельностью, установленной уставом. Подключение к сетям порта – это единственный практический и технологически возможный вариант. В настоящее время основные работы по присоединению проведены. В установленный законом срок ОАО «Ульяновский речной порт» не ответило на указанные заявки, тем самым нарушило право недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии путем незаключения договора технологического присоединения.
Представители ОАО «Ульяновский речной порт» факт нарушения антимонопольного законодательства не признали. Указали, что заявка от УМОО «Парусный союз» в адрес Общества не поступала, что подтверждается журналом входящей корреспонденции. В ОАО «Ульяновский речной порт» не поступало никакой информации о заключении договора УМОО «Парусный союз» с сетевой организацией на поставку электрической энергии и перераспределении мощности, а также согласии на опосредованное подключение через сети ОАО «Ульяновский речной порт». Кроме сетей ОАО «Ульяновский речной порт» поблизости находятся сети МУП «УльГЭС» и ОАО «РЖД». В обществе ведется один журнал регистрации входящей корреспонденции, поступившая корреспонденция регистрируется в течение дня. При поступлении документа ему присваивается входящий номер. <…>, которая являлась в 2010 году лицом, ответственным за получение письменной корреспонденции и ее регистрацию, в настоящее время в обществе не работает. Указали, что в настоящий момент проводится процедура исключения из реестра организаций энергетического комплекса. С потребителями подписываются дополнительные соглашения о расторжении договора по передаче электрической энергии. После подписания дополнительных соглашений будет направлено письмо в Департамент по регулированию цен и тарифов об исключении из реестра.
09.07.2012 (вх. №5739) в Ульяновское УФАС России поступили пояснения <…>, в которых указала, что работала в должности секретаря генерального директора с 26.10.2009 по 12.01.2011, в очередном отпуске находилась с 02.08.2011 по 15.08.2011. Регистрация входящей корреспонденции осуществлялась следующим образом: вся документация, поступающая в организацию через приемную, регистрировалась в «Журнале регистрации входящей корреспонденции», с указанием названия документа, вида доставки, наименования отправителя и кратким содержанием. Каждому документу присваивался входящий порядковый номер, под входящим номером ставилась дата получения - регистрации документа, вся зарегистрированная входящая документация предоставлялась для ознакомления, принятия решения по дальнейшей работе, на подпись руководителю организации.

Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Ульяновский речной порт» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.

 

При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии относится к сфере естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -  ФЗ «Об электроэнергетике») услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,  сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
В соответствии с частью 2  статьи 26  ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 10  Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004  г.  № 861,  договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям. 
Следовательно,  оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой,  необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии. Исходя из смысла норм действующего законодательства,  данная услуга может быть оказана только сетевой организацией,  к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
ОАО «Ульяновский речной порт» имеет в собственности/владении объекты электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Для оказания услуг по передаче электрической энергии ОАО «Ульяновский речной порт» установлен тариф на передачу электрической энергии.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 №06-264 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе для ОАО «Ульяновский речной порт».
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО «Ульяновский речной порт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Таким образом, на ОАО «Ульяновский речной порт» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
Из материалов дела следует, что 16 июля 2010 года (исх. №97) УМОО «Парусный союз» направило в адрес ОАО «Ульяновский речной порт» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой компании ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий. Указанная заявка была получена нарочно 22 июля 2010 года секретарем ОАО «Ульяновский речной порт» <…>.
Согласно представленным документам <…> в рассматриваемый период являлась секретарем генерального директора.
В соответствии с п. 2.1 должностной инструкции секретаря руководителя ОАО «Ульяновский речной порт» от 27.10.2009 №020109, утвержденной генеральным директором, секретарь руководителя осуществляет следующие обязанности: принимает поступающую на рассмотрение генерального директора акционерного общества корреспонденцию, передает ее в соответствии с принятым решением в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов, ведет делопроизводство, выполняет различные операции с применением компьютерной техники, предназначенной для сбора, обработки  и представления информации при подготовке и принятии решений.
Приказом генерального директора ОАО «Ульяновский речной порт» от 27.10.2009 №63/1-К на секретаря руководителя <…> возложены обязанности по приему корреспонденции, поступающей на рассмотрение генерального директора ОАО «Ульяновский речной порт».
Таким образом, письмо УМОО «Парусный союз» с исх. от 16.07.2010 №97 получено уполномоченным должностным лицом ОАО «Ульяновский речной порт».
06 августа 2010 года (исх. №101) УМОО «Парусный союз» повторно направило заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой компании ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий заказным письмом с уведомлением. Письмо было вручено 20 августа 2010 года <…>.
УФПС Ульяновской области – филиал ФГУП «Почта России» в своем ответе указало, что провести проверку по вручению заказного письма (почтовый идентификатор №43200029086107) от 19.08.2010 не представляется возможным, так как извещение ф. 22 на получение корреспонденции за запрашиваемый период в Ульяновском почтамте уничтожены по акту №5 от 28.11.2011 на основании п. 419 «Перечня» документов со сроками хранения Министерства связи СССР, Министерств связи союзных республик и подведомственных им организаций и предприятий связи». Доверенность на получение корреспонденции, выданная ОАО «Ульяновский речной порт» и (или) Низамовым Р.Р., уничтожена по акту №5 согласно п. 419 «Перечня» документов со сроками хранения Министерства связи СССР, Министерств связи союзных республик и подведомственных им организаций и предприятий связи».
Таким образом, в материалах дела отсутствуют и сторонами не представлены доказательства надлежащего вручения заказного письма, направленного УМОО «Парусный союз» в адрес ОАО «Ульяновский речной порт».
В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
На момент направления заявки действовали Правила технологического присоединения в редакции от 09.06.2010.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абз. 5 п. 8 Правил технологического присоединения заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана направить заявителю, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен до 40 рабочих дней. Заявитель уведомляется об увеличении срока и основаниях его изменения.
Заявителям, указанным в пунктах 12.1 и 14 Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
В ответ на поступившую заявку ОАО «Ульяновский речной порт» не направило в УМОО «Парусный союз» проект договора на технологическое присоединение, не уведомляло о недостающих сведений в заявке, не уведомляло  о направлении документов в уполномоченный орган для установления индивидуального тарифа на технологическое присоединение или увеличении срока для представления проекта договора.
В связи с наличием в действиях (бездействии) ОАО «Ульяновский речной порт» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Ульяновское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» выдало ОАО «Ульяновский речной порт» предупреждение о прекращении указанный действий, путем направления УМОО «Парусный союз» ответа на заявку в соответствии с Правилами технологического присоединения.
Предупреждение ОАО «Ульяновский речной порт» не исполнено.
Таким образом, отсутствие ответа на заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств УМОО «Парусный союз» в установленный срок являются ущемлением интересов и охраняемых законом прав УМОО «Парусный союз».
Довод ОАО «Ульяновский речной порт» о том, что в журнале входящей корреспонденции письмо УМОО «Парусный союз» с вх. № 0842 от 22.07.2010 не зарегистрировано, следовательно, отсутствует обязанность по направлению ответа, опровергается по вышеуказанным основаниям.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Ульяновский речной порт» нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.
2. Выдать ОАО «Ульяновский речной порт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Председатель комиссии

 

Члены комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  65

                                                                                                                                        г. Ульяновск

 


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии  - зам. руководителя управления  <…>
Члены Комиссии              - начальник отдела <…>
                                           - специалист-эксперт <…>

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 01.08.2012  по делу № 8623/04-2012
о нарушении ОАО «Ульяновский речной порт» (432063, г. Ульяновск, ул. Портовая, 25) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Кому: ОАО «Ульяновский речной порт»

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.

 


в течение 30 календарных дней со дня получения предписания направить УМОО «Парусный союз» ответ на заявку с исх. от 16.07.2010 №97 в соответствии в Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 


Председатель комиссии
Члены комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.                                                                       


    

 

 


 

stdClass Object ( [vid] => 18579 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении ОАО «Ульяновский речной порт» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 18580 [type] => solution [language] => ru [created] => 1349179447 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 01.08.2012 № 5498-04
РЕШЕНИЕ
                                                                                                                                                    ДЕЛО № 8623/04-2012
г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена: 25 июля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено: 1 августа 2012 года.

 


Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления <…>
члены -    начальник отдела <…>
- специалист - эксперт <…>

 

рассмотрев дело № 8623/04-2012 по признакам нарушения  ОАО «Ульяновский речной порт» (432063, г. Ульяновск, ул. Портовая, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ульяновское УФАС России поступило заявление Ульяновской местной общественной организации «Парусный союз» (далее – УМОО «Парусный союз») (вх. от 07.03.2012 №1799) на неправомерные действия ОАО «Ульяновский речной порт» по отсутствию ответа на заявки УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт».
На основании указанного заявления приказом руководителя управления от 04.05.2012 №134 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Ульяновским УФАС России было возбуждено дело в отношении ОАО «Ульяновский речной порт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении ответа на поступившую от УМОО «Парусный союз» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.
К участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, была привлечена <…>.
На заседаниях комиссии представители УМОО «Парусный союз» поддержали доводы, изложенные в заявлении. Указали, что 18 июля 2010 года УМОО «Парусный союз» обратилось с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технический условий. Указанная заявка получена 22 июля 2010 года секретарем ОАО «Ульяновский речной порт» <…>. 06 августа 2010 года УМОО «Парусный союз» повторно направил ОАО «Ульяновский речной порт» заявку на технологическое присоединение заказным письмом без описи вложения. Согласно сведениям, содержащимся в почтовом  уведомлении, повторная заявка была получена 20 августа 2010 года. Указали, что до момента подачи заявок в 2008 г. УМОО «Парусный союз» восстановил подземный кабель от подстанции ОАО «Ульяновский речной порт» до территории базы, по которому некоторое время происходила подача электрической энергии. В 2009 году кабель был отсоединен от питающего устройства. Сети ОАО «РЖД» и МУП «УльГЭС» не имеют ни кабеля проходящего по территории УМОО «Парусный союз», ни технологической точки присоединения оборудованной для подключения. В течение последующих двух лет УМОО «Парусный союз» пользовалась электроэнергией, полученной от арендованного дизельного генератора, который не подходит для постоянного потребления. В указанный период организация занималась деятельностью, установленной уставом. Подключение к сетям порта – это единственный практический и технологически возможный вариант. В настоящее время основные работы по присоединению проведены. В установленный законом срок ОАО «Ульяновский речной порт» не ответило на указанные заявки, тем самым нарушило право недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии путем незаключения договора технологического присоединения.
Представители ОАО «Ульяновский речной порт» факт нарушения антимонопольного законодательства не признали. Указали, что заявка от УМОО «Парусный союз» в адрес Общества не поступала, что подтверждается журналом входящей корреспонденции. В ОАО «Ульяновский речной порт» не поступало никакой информации о заключении договора УМОО «Парусный союз» с сетевой организацией на поставку электрической энергии и перераспределении мощности, а также согласии на опосредованное подключение через сети ОАО «Ульяновский речной порт». Кроме сетей ОАО «Ульяновский речной порт» поблизости находятся сети МУП «УльГЭС» и ОАО «РЖД». В обществе ведется один журнал регистрации входящей корреспонденции, поступившая корреспонденция регистрируется в течение дня. При поступлении документа ему присваивается входящий номер. <…>, которая являлась в 2010 году лицом, ответственным за получение письменной корреспонденции и ее регистрацию, в настоящее время в обществе не работает. Указали, что в настоящий момент проводится процедура исключения из реестра организаций энергетического комплекса. С потребителями подписываются дополнительные соглашения о расторжении договора по передаче электрической энергии. После подписания дополнительных соглашений будет направлено письмо в Департамент по регулированию цен и тарифов об исключении из реестра.
09.07.2012 (вх. №5739) в Ульяновское УФАС России поступили пояснения <…>, в которых указала, что работала в должности секретаря генерального директора с 26.10.2009 по 12.01.2011, в очередном отпуске находилась с 02.08.2011 по 15.08.2011. Регистрация входящей корреспонденции осуществлялась следующим образом: вся документация, поступающая в организацию через приемную, регистрировалась в «Журнале регистрации входящей корреспонденции», с указанием названия документа, вида доставки, наименования отправителя и кратким содержанием. Каждому документу присваивался входящий порядковый номер, под входящим номером ставилась дата получения - регистрации документа, вся зарегистрированная входящая документация предоставлялась для ознакомления, принятия решения по дальнейшей работе, на подпись руководителю организации.

Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Ульяновский речной порт» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.

 

При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии относится к сфере естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -  ФЗ «Об электроэнергетике») услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,  сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
В соответствии с частью 2  статьи 26  ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 10  Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004  г.  № 861,  договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям. 
Следовательно,  оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой,  необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии. Исходя из смысла норм действующего законодательства,  данная услуга может быть оказана только сетевой организацией,  к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
ОАО «Ульяновский речной порт» имеет в собственности/владении объекты электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Для оказания услуг по передаче электрической энергии ОАО «Ульяновский речной порт» установлен тариф на передачу электрической энергии.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 №06-264 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе для ОАО «Ульяновский речной порт».
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО «Ульяновский речной порт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Таким образом, на ОАО «Ульяновский речной порт» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
Из материалов дела следует, что 16 июля 2010 года (исх. №97) УМОО «Парусный союз» направило в адрес ОАО «Ульяновский речной порт» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой компании ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий. Указанная заявка была получена нарочно 22 июля 2010 года секретарем ОАО «Ульяновский речной порт» <…>.
Согласно представленным документам <…> в рассматриваемый период являлась секретарем генерального директора.
В соответствии с п. 2.1 должностной инструкции секретаря руководителя ОАО «Ульяновский речной порт» от 27.10.2009 №020109, утвержденной генеральным директором, секретарь руководителя осуществляет следующие обязанности: принимает поступающую на рассмотрение генерального директора акционерного общества корреспонденцию, передает ее в соответствии с принятым решением в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов, ведет делопроизводство, выполняет различные операции с применением компьютерной техники, предназначенной для сбора, обработки  и представления информации при подготовке и принятии решений.
Приказом генерального директора ОАО «Ульяновский речной порт» от 27.10.2009 №63/1-К на секретаря руководителя <…> возложены обязанности по приему корреспонденции, поступающей на рассмотрение генерального директора ОАО «Ульяновский речной порт».
Таким образом, письмо УМОО «Парусный союз» с исх. от 16.07.2010 №97 получено уполномоченным должностным лицом ОАО «Ульяновский речной порт».
06 августа 2010 года (исх. №101) УМОО «Парусный союз» повторно направило заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой компании ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий заказным письмом с уведомлением. Письмо было вручено 20 августа 2010 года <…>.
УФПС Ульяновской области – филиал ФГУП «Почта России» в своем ответе указало, что провести проверку по вручению заказного письма (почтовый идентификатор №43200029086107) от 19.08.2010 не представляется возможным, так как извещение ф. 22 на получение корреспонденции за запрашиваемый период в Ульяновском почтамте уничтожены по акту №5 от 28.11.2011 на основании п. 419 «Перечня» документов со сроками хранения Министерства связи СССР, Министерств связи союзных республик и подведомственных им организаций и предприятий связи». Доверенность на получение корреспонденции, выданная ОАО «Ульяновский речной порт» и (или) Низамовым Р.Р., уничтожена по акту №5 согласно п. 419 «Перечня» документов со сроками хранения Министерства связи СССР, Министерств связи союзных республик и подведомственных им организаций и предприятий связи».
Таким образом, в материалах дела отсутствуют и сторонами не представлены доказательства надлежащего вручения заказного письма, направленного УМОО «Парусный союз» в адрес ОАО «Ульяновский речной порт».
В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
На момент направления заявки действовали Правила технологического присоединения в редакции от 09.06.2010.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абз. 5 п. 8 Правил технологического присоединения заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана направить заявителю, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен до 40 рабочих дней. Заявитель уведомляется об увеличении срока и основаниях его изменения.
Заявителям, указанным в пунктах 12.1 и 14 Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
В ответ на поступившую заявку ОАО «Ульяновский речной порт» не направило в УМОО «Парусный союз» проект договора на технологическое присоединение, не уведомляло о недостающих сведений в заявке, не уведомляло  о направлении документов в уполномоченный орган для установления индивидуального тарифа на технологическое присоединение или увеличении срока для представления проекта договора.
В связи с наличием в действиях (бездействии) ОАО «Ульяновский речной порт» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Ульяновское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» выдало ОАО «Ульяновский речной порт» предупреждение о прекращении указанный действий, путем направления УМОО «Парусный союз» ответа на заявку в соответствии с Правилами технологического присоединения.
Предупреждение ОАО «Ульяновский речной порт» не исполнено.
Таким образом, отсутствие ответа на заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств УМОО «Парусный союз» в установленный срок являются ущемлением интересов и охраняемых законом прав УМОО «Парусный союз».
Довод ОАО «Ульяновский речной порт» о том, что в журнале входящей корреспонденции письмо УМОО «Парусный союз» с вх. № 0842 от 22.07.2010 не зарегистрировано, следовательно, отсутствует обязанность по направлению ответа, опровергается по вышеуказанным основаниям.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Ульяновский речной порт» нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.
2. Выдать ОАО «Ульяновский речной порт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Председатель комиссии

 

Члены комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  65

                                                                                                                                        г. Ульяновск

 


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии  - зам. руководителя управления  <…>
Члены Комиссии              - начальник отдела <…>
                                           - специалист-эксперт <…>

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 01.08.2012  по делу № 8623/04-2012
о нарушении ОАО «Ульяновский речной порт» (432063, г. Ульяновск, ул. Портовая, 25) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Кому: ОАО «Ульяновский речной порт»

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.

 


в течение 30 календарных дней со дня получения предписания направить УМОО «Парусный союз» ответ на заявку с исх. от 16.07.2010 №97 в соответствии в Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 


Председатель комиссии
Члены комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.                                                                       


    

 

 


 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 01.08.2012 № 5498-04
РЕШЕНИЕ
                                                                                                                                                    ДЕЛО № 8623/04-2012
г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена: 25 июля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено: 1 августа 2012 года.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления <…>
члены -    начальник отдела <…>
- специалист - эксперт <…>

 

рассмотрев дело № 8623/04-2012 по признакам нарушения  ОАО «Ульяновский речной порт» (432063, г. Ульяновск, ул. Портовая, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ульяновское УФАС России поступило заявление Ульяновской местной общественной организации «Парусный союз» (далее – УМОО «Парусный союз») (вх. от 07.03.2012 №1799) на неправомерные действия ОАО «Ульяновский речной порт» по отсутствию ответа на заявки УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт».
На основании указанного заявления приказом руководителя управления от 04.05.2012 №134 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Ульяновским УФАС России было возбуждено дело в отношении ОАО «Ульяновский речной порт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении ответа на поступившую от УМОО «Парусный союз» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.
К участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, была привлечена <…>.
На заседаниях комиссии представители УМОО «Парусный союз» поддержали доводы, изложенные в заявлении. Указали, что 18 июля 2010 года УМОО «Парусный союз» обратилось с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технический условий. Указанная заявка получена 22 июля 2010 года секретарем ОАО «Ульяновский речной порт» <…>. 06 августа 2010 года УМОО «Парусный союз» повторно направил ОАО «Ульяновский речной порт» заявку на технологическое присоединение заказным письмом без описи вложения. Согласно сведениям, содержащимся в почтовом  уведомлении, повторная заявка была получена 20 августа 2010 года. Указали, что до момента подачи заявок в 2008 г. УМОО «Парусный союз» восстановил подземный кабель от подстанции ОАО «Ульяновский речной порт» до территории базы, по которому некоторое время происходила подача электрической энергии. В 2009 году кабель был отсоединен от питающего устройства. Сети ОАО «РЖД» и МУП «УльГЭС» не имеют ни кабеля проходящего по территории УМОО «Парусный союз», ни технологической точки присоединения оборудованной для подключения. В течение последующих двух лет УМОО «Парусный союз» пользовалась электроэнергией, полученной от арендованного дизельного генератора, который не подходит для постоянного потребления. В указанный период организация занималась деятельностью, установленной уставом. Подключение к сетям порта – это единственный практический и технологически возможный вариант. В настоящее время основные работы по присоединению проведены. В установленный законом срок ОАО «Ульяновский речной порт» не ответило на указанные заявки, тем самым нарушило право недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии путем незаключения договора технологического присоединения.
Представители ОАО «Ульяновский речной порт» факт нарушения антимонопольного законодательства не признали. Указали, что заявка от УМОО «Парусный союз» в адрес Общества не поступала, что подтверждается журналом входящей корреспонденции. В ОАО «Ульяновский речной порт» не поступало никакой информации о заключении договора УМОО «Парусный союз» с сетевой организацией на поставку электрической энергии и перераспределении мощности, а также согласии на опосредованное подключение через сети ОАО «Ульяновский речной порт». Кроме сетей ОАО «Ульяновский речной порт» поблизости находятся сети МУП «УльГЭС» и ОАО «РЖД». В обществе ведется один журнал регистрации входящей корреспонденции, поступившая корреспонденция регистрируется в течение дня. При поступлении документа ему присваивается входящий номер. <…>, которая являлась в 2010 году лицом, ответственным за получение письменной корреспонденции и ее регистрацию, в настоящее время в обществе не работает. Указали, что в настоящий момент проводится процедура исключения из реестра организаций энергетического комплекса. С потребителями подписываются дополнительные соглашения о расторжении договора по передаче электрической энергии. После подписания дополнительных соглашений будет направлено письмо в Департамент по регулированию цен и тарифов об исключении из реестра.
09.07.2012 (вх. №5739) в Ульяновское УФАС России поступили пояснения <…>, в которых указала, что работала в должности секретаря генерального директора с 26.10.2009 по 12.01.2011, в очередном отпуске находилась с 02.08.2011 по 15.08.2011. Регистрация входящей корреспонденции осуществлялась следующим образом: вся документация, поступающая в организацию через приемную, регистрировалась в «Журнале регистрации входящей корреспонденции», с указанием названия документа, вида доставки, наименования отправителя и кратким содержанием. Каждому документу присваивался входящий порядковый номер, под входящим номером ставилась дата получения - регистрации документа, вся зарегистрированная входящая документация предоставлялась для ознакомления, принятия решения по дальнейшей работе, на подпись руководителю организации.

Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Ульяновский речной порт» нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.

 

При этом комиссия исходит из следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии относится к сфере естественной монополии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -  ФЗ «Об электроэнергетике») услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,  сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии. При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
В соответствии с частью 2  статьи 26  ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 10  Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004  г.  № 861,  договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям. 
Следовательно,  оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой,  необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии. Исходя из смысла норм действующего законодательства,  данная услуга может быть оказана только сетевой организацией,  к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
ОАО «Ульяновский речной порт» имеет в собственности/владении объекты электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Для оказания услуг по передаче электрической энергии ОАО «Ульяновский речной порт» установлен тариф на передачу электрической энергии.
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 №06-264 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе для ОАО «Ульяновский речной порт».
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ОАО «Ульяновский речной порт» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Таким образом, на ОАО «Ульяновский речной порт» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».
Из материалов дела следует, что 16 июля 2010 года (исх. №97) УМОО «Парусный союз» направило в адрес ОАО «Ульяновский речной порт» заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой компании ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий. Указанная заявка была получена нарочно 22 июля 2010 года секретарем ОАО «Ульяновский речной порт» <…>.
Согласно представленным документам <…> в рассматриваемый период являлась секретарем генерального директора.
В соответствии с п. 2.1 должностной инструкции секретаря руководителя ОАО «Ульяновский речной порт» от 27.10.2009 №020109, утвержденной генеральным директором, секретарь руководителя осуществляет следующие обязанности: принимает поступающую на рассмотрение генерального директора акционерного общества корреспонденцию, передает ее в соответствии с принятым решением в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов, ведет делопроизводство, выполняет различные операции с применением компьютерной техники, предназначенной для сбора, обработки  и представления информации при подготовке и принятии решений.
Приказом генерального директора ОАО «Ульяновский речной порт» от 27.10.2009 №63/1-К на секретаря руководителя <…> возложены обязанности по приему корреспонденции, поступающей на рассмотрение генерального директора ОАО «Ульяновский речной порт».
Таким образом, письмо УМОО «Парусный союз» с исх. от 16.07.2010 №97 получено уполномоченным должностным лицом ОАО «Ульяновский речной порт».
06 августа 2010 года (исх. №101) УМОО «Парусный союз» повторно направило заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой компании ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий заказным письмом с уведомлением. Письмо было вручено 20 августа 2010 года <…>.
УФПС Ульяновской области – филиал ФГУП «Почта России» в своем ответе указало, что провести проверку по вручению заказного письма (почтовый идентификатор №43200029086107) от 19.08.2010 не представляется возможным, так как извещение ф. 22 на получение корреспонденции за запрашиваемый период в Ульяновском почтамте уничтожены по акту №5 от 28.11.2011 на основании п. 419 «Перечня» документов со сроками хранения Министерства связи СССР, Министерств связи союзных республик и подведомственных им организаций и предприятий связи». Доверенность на получение корреспонденции, выданная ОАО «Ульяновский речной порт» и (или) Низамовым Р.Р., уничтожена по акту №5 согласно п. 419 «Перечня» документов со сроками хранения Министерства связи СССР, Министерств связи союзных республик и подведомственных им организаций и предприятий связи».
Таким образом, в материалах дела отсутствуют и сторонами не представлены доказательства надлежащего вручения заказного письма, направленного УМОО «Парусный союз» в адрес ОАО «Ульяновский речной порт».
В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
На момент направления заявки действовали Правила технологического присоединения в редакции от 09.06.2010.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил технологического присоединения и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абз. 5 п. 8 Правил технологического присоединения заявка направляется заявителем в сетевую организацию в 2 экземплярах письмом с описью вложения. Заявитель вправе представить заявку через уполномоченного представителя, а сетевая организация обязана принять такую заявку.
В соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана направить заявителю, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки. При сложном характере технологического присоединения для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или иных владельцев объектов такой сети указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен до 40 рабочих дней. Заявитель уведомляется об увеличении срока и основаниях его изменения.
Заявителям, указанным в пунктах 12.1 и 14 Правил, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
В ответ на поступившую заявку ОАО «Ульяновский речной порт» не направило в УМОО «Парусный союз» проект договора на технологическое присоединение, не уведомляло о недостающих сведений в заявке, не уведомляло  о направлении документов в уполномоченный орган для установления индивидуального тарифа на технологическое присоединение или увеличении срока для представления проекта договора.
В связи с наличием в действиях (бездействии) ОАО «Ульяновский речной порт» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Ульяновское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона «О защите конкуренции» выдало ОАО «Ульяновский речной порт» предупреждение о прекращении указанный действий, путем направления УМОО «Парусный союз» ответа на заявку в соответствии с Правилами технологического присоединения.
Предупреждение ОАО «Ульяновский речной порт» не исполнено.
Таким образом, отсутствие ответа на заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств УМОО «Парусный союз» в установленный срок являются ущемлением интересов и охраняемых законом прав УМОО «Парусный союз».
Довод ОАО «Ульяновский речной порт» о том, что в журнале входящей корреспонденции письмо УМОО «Парусный союз» с вх. № 0842 от 22.07.2010 не зарегистрировано, следовательно, отсутствует обязанность по направлению ответа, опровергается по вышеуказанным основаниям.
Поскольку в период рассмотрения настоящего дела нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «Ульяновский речной порт» нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.
2. Выдать ОАО «Ульяновский речной порт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №  65

                                                                                                                                        г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии  - зам. руководителя управления  <…>
Члены Комиссии              - начальник отдела <…>
                                           - специалист-эксперт <…>

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 01.08.2012  по делу № 8623/04-2012
о нарушении ОАО «Ульяновский речной порт» (432063, г. Ульяновск, ул. Портовая, 25) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Кому: ОАО «Ульяновский речной порт»

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ненаправлении ответа на заявку УМОО «Парусный союз» на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Ульяновский речной порт» с выдачей технических условий.

 

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания направить УМОО «Парусный союз» ответ на заявку с исх. от 16.07.2010 №97 в соответствии в Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель комиссии
Члены комиссии

Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.                                                                       

    

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8623/04-2012 [format] => [safe_value] => 8623/04-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области рассмотрело дело № 8623/04-2012 по признакам нарушения  ОАО «Ульяновский речной порт» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».  

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области рассмотрело дело № 8623/04-2012 по признакам нарушения  ОАО «Ульяновский речной порт» части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».  

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 123 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 123 [vid] => 6 [name] => Энергоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-03 12:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-01 12:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1349179447 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )