Решение в отношении ОАО "Ульяновсккурорт" и ООО "Деловое обозрение"

Номер дела: 7801/05-2011
Дата публикации: 25 октября 2011, 15:22

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

═══════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

По делу № 7801/05-2011

 

13.10.2011                                                                                                                                  г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,

члены комиссии:            - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,

                                         - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,

рассмотрев дело № 7801/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы открытого акционерного общества «Ульяновсккурорт» (далее - ОАО «Ульяновсккурорт»), в том числе рекламы санаториев общества, расположенных на территории Ульяновской области (санатории им. В.И. Ленина, «Дубки», «Белый Яр», «Прибрежный»), размещенной в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителей:

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ОАО «Ульяновсккурорт», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, санаторий им. В.И. Ленина, - <К…> (доверенность № 4 от 11.01.2011, паспорт);

- общества с ограниченной ответственностью «Деловое обозрение» (далее - ООО «Деловое обозрение»), расположенного по адресу: г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, - <Щ…> (доверенность б/н от 26.09.2011, паспорт),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года обнаружена реклама ОАО «Ульяновсккурорт» (служебная записка № 639 от 13.09.2011).

Определением от 13.09.2011 Ульяновским УФАС России возбуждено дело № 7801/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.  К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ОАО «Ульяновсккурорт» и ООО «Деловое обозрение».  Рассмотрение дела назначено на 13.10.2011.

В письменных пояснениях ОАО «Ульяновсккурорт» (исх. № 665 от 13.10.2011) и на рассмотрении дела 13.10.2011 представителем общества пояснено, что общество оказывает санаторно-курортное лечение на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-73-01-000362 от 12.05.2010, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области.  Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются здравницы ОАО «Ульяновсккурорт».  Прежде всего, в рекламе раскрывается информация о санаторно-курортном лечении и отдыхе на курортах Ульяновской области с описанием характеристик здравниц ОАО «Ульяновсккурорт».  Информация о медицинских услугах, методах лечения и медицинской технике не носит рекламного характера, а предоставляется как констатация факта наличия в числе ресурсов санаториев ОАО «Ульяновсккурорт».  Кроме того, в рассматриваемой рекламной статье нет указаний на конкретные заболевания, а перечисляются лишь группы заболеваний человека, профилирующее лечение которых осуществляется на курортах ОАО «Ульяновсккурорт».

В письменных пояснениях ООО «Деловое обозрение» (исх. № 3 от 07.10.2011) и на рассмотрении дела 13.10.2011 представителем общества пояснено, что публикация рекламной статьи «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус» осуществлялась на основании агентского договора от 01.03.2011, заключенного между ООО «Деловое обозрение» и обществом с ограниченной ответственностью «Информационно-рекламное агентство «Мозаика» (далее - ООО «ИРА «Мозаика»), согласно которому ООО «ИРА «Мозаика» принимает на себя обязательства по сбору рекламных материалов своими силами для дальнейшего их размещения в журнале «Деловое обозрение».  Вся информация для рассматриваемой рекламной статьи была представлена ОАО «Ульяновсккурорт», ими же согласован макет рекламы.  Оплата ОАО «Ульяновсккурорт» производилась согласно заключенному с ООО «ИРА «Мозаика» договору № 377-11р от 11.01.2011.  Решение о размещении материалов в журнале «Деловое обозрение» осуществляет главный редактор журнала <И…>, по вине которой фактически и допущено нарушение законодательства о рекламе.

Исследовав материалы дела № 7801/05-2011, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус», размещенную в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В информационно-аналитическом журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 размещена статья под заголовком «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус» с информацией следующего содержания:

«Санаторий имени Ленина. …  Популярность здравницы кроется, в первую очередь, в удивительных природных факторах, которые используются для лечения отдыхающих…  Природные факторы гармонично дополняет высокотехнологичное оборудование, которое помогает врачам санатория успешно реализовывать специализированные программы лечения всевозможных заболеваний (гинекологических, урологических, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания...), в арсенале медиков: аппарат АМОК для чистки кишечника; физиотерапевтический комплекс «Андрогин»; кресло IRЕSТ и кровать Нуга-Бест для массажа; аппарат АЦТ-02 для цветотерапии; инфракрасная сауна; радонотерапия и т.д...»;

«Санаторий «Дубки». …  Основной медицинский профиль «Дубков» - заболевания сердечно-сосудистой и мочеполовой системы, органов пищеварения, а также костно-мышечной системы, органов дыхания, нарушение обмена веществ и пр.  Для лечения этих недугов в здравнице успешно используются ванны (минеральные, травяные, йодобромные, 4-камерные, «сухие» углекислые), физио- и фитотерапия, массажи (ручной, подводный, циркулярный), душ Шарко, восходящий душ, электросон, ароматерапия, музыкотерапия, диетотерапия, ЛФК…»;

«Санаторий «Белый Яр». …  Благоприятные климатические условия… позволяют успешно лечить заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.  В качестве основного лечебного фактора применяются сероводородные йодобромные крепкие рассолы, также используется кимериджская голубая глина Ундоровского месторождения, грязелечение, кумысолечение…»;

«Санаторий «Прибрежный». …  В водогрязелечебнице санатория используются грязи со дна Белого озера, которые обладают высокими тепловыми свойствами и содержат большое количество органических веществ, витаминов, ферментов, гормонов, а также полезных микробов…».

Статья сопровождается пометкой «реклама», а также контактной информацией ОАО «Ульяновсккурорт»: «Ульяновск, ул. К. Маркса, 5.  Тел. (8422) 44-30-91, 41-24-36, 41-05-00, факс (8422) 41-70-46.  www.ulkurort.ru.  E-mail: info@ulkurort.ru».

 

Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Статья «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус», размещенная в информационно-аналитическом журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011, доступна для обозрения неограниченному кругу лиц, привлекает внимание, в том числе, к санаториям ОАО «Ульяновсккурорт» (объекту рекламирования).  Информация в рассматриваемой статье направлена на формирование и поддержание интереса к санаториям ОАО «Ульяновсккурорт» и их продвижению на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой, объектом рекламирования которой является лицо, оказывающее медицинские услуги, - ОАО «Ульяновсккурорт».

ОАО «Ульяновсккурорт» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-73-01-000362 от 12.05.2010.  Согласно приложению № 1 к указанной лицензии ОАО «Ульяновсккурорт» оказывает следующие работы и услуги: «1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: акушерскому делу, диетологии, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, стоматологии, стоматологии ортопедической, физиотерапии, функциональной диагностике; 3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: терапии; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: бактериологии; 6) при осуществлении санаторно-курортной помощи по: акушерству и гинекологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, диетологии, кардиологии, контролю качества медицинской помощи, косметологии (терапевтической), мануальной терапии, неврологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, применению методов традиционной медицины, профпатологии, пульмонологии, рефлексотерапии, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии».  Согласно приложению № 2 к лицензии оказываются следующие услуги: «1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: акушерскому делу, диетологии, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, стоматологии, физиотерапии, функциональной диагностике; 3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: терапии; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: бактериологии; 6) при осуществлении санаторно-курортной помощи по: акушерству и гинекологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, диетологии, кардиологии, контролю качества медицинской помощи, косметологии (терапевтической), мануальной терапии, неврологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, применению методов традиционной медицины, профпатологии, пульмонологии, рефлексотерапии, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии».

В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», к медицинской деятельности относятся услуги, выполняемые при осуществлении, в том числе, санаторно-курортной медицинской помощи, а именно акушерству и гинекологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, диетологии и др.

Согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утверждённой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004, к простым медицинским услугам отнесены, в частности, услуги следующего типа: «Лечение климатическими воздействиями (вода, воздух и др.)» (код А 20), «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)» (код А 21) и др.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.  В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В ст. 24 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения.

Таким образом, предупреждение, предусмотренное ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», необходимо в рекламе и в случае, когда объектом рекламирования является только лицо, оказывающее медицинские услуги, в данном случае, ОАО «Ульяновсккурорт».

Кроме того, в рекламной статье «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус» приводятся конкретные методы лечения, в том числе с использованием медицинской техники.

Однако в рекламе предупредительная надпись о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов отсутствует.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель; рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В ходе рассмотрения дела № 7801/05-2011 установлено, что между ООО «ИРА «Мозаика» (исполнитель) и ОАО «Ульяновсккурорт» (заказчик) заключен договор на информационно-консультационное, рекламное обслуживание № 377-11р от 11.01.2011, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя права и обязанности по размещению информационных сообщений и/или рекламному обслуживанию заказчика.  Вместе с тем, согласно агентскому договору от 01.03.2011 ООО «ИРА «Мозаика» по поручению ООО «Деловое обозрение» принимает на себя обязательства по сбору рекламных материалов своими силами для дальнейшего их размещения в журнале «Деловое обозрение».  Рассматриваемая рекламная статья размещена в журнале «Деловое обозрение» по согласованию с ОАО «Ульяновсккурорт» (оригинал-макет рекламы утвержден заместителем генерального директора общества <Д…>).  Следовательно, рекламодателем в данном случае является ОАО «Ульяновсккурорт», а рекламораспространителем - ООО «Деловое обозрение».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что распространение рекламы носило разовый характер и на данный момент прекращено, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу открытого акционерного общества «Ульяновсккурорт» «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус», размещенную в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 25.10.2011.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               И.И. Спиридонов

 

Члены Комиссии                                                                                                           М.Е. Хлыкина

 

                                                                                                                                   Т.Ю. Табартова

 

 

stdClass Object ( [vid] => 17601 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ОАО "Ульяновсккурорт" и ООО "Деловое обозрение" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 17602 [type] => solution [language] => ru [created] => 1334662036 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

═══════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

По делу № 7801/05-2011

 

13.10.2011                                                                                                                                  г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,

члены комиссии:            - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,

                                         - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,

рассмотрев дело № 7801/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы открытого акционерного общества «Ульяновсккурорт» (далее - ОАО «Ульяновсккурорт»), в том числе рекламы санаториев общества, расположенных на территории Ульяновской области (санатории им. В.И. Ленина, «Дубки», «Белый Яр», «Прибрежный»), размещенной в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителей:

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ОАО «Ульяновсккурорт», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, санаторий им. В.И. Ленина, - <К…> (доверенность № 4 от 11.01.2011, паспорт);

- общества с ограниченной ответственностью «Деловое обозрение» (далее - ООО «Деловое обозрение»), расположенного по адресу: г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, - <Щ…> (доверенность б/н от 26.09.2011, паспорт),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года обнаружена реклама ОАО «Ульяновсккурорт» (служебная записка № 639 от 13.09.2011).

Определением от 13.09.2011 Ульяновским УФАС России возбуждено дело № 7801/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.  К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ОАО «Ульяновсккурорт» и ООО «Деловое обозрение».  Рассмотрение дела назначено на 13.10.2011.

В письменных пояснениях ОАО «Ульяновсккурорт» (исх. № 665 от 13.10.2011) и на рассмотрении дела 13.10.2011 представителем общества пояснено, что общество оказывает санаторно-курортное лечение на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-73-01-000362 от 12.05.2010, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области.  Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются здравницы ОАО «Ульяновсккурорт».  Прежде всего, в рекламе раскрывается информация о санаторно-курортном лечении и отдыхе на курортах Ульяновской области с описанием характеристик здравниц ОАО «Ульяновсккурорт».  Информация о медицинских услугах, методах лечения и медицинской технике не носит рекламного характера, а предоставляется как констатация факта наличия в числе ресурсов санаториев ОАО «Ульяновсккурорт».  Кроме того, в рассматриваемой рекламной статье нет указаний на конкретные заболевания, а перечисляются лишь группы заболеваний человека, профилирующее лечение которых осуществляется на курортах ОАО «Ульяновсккурорт».

В письменных пояснениях ООО «Деловое обозрение» (исх. № 3 от 07.10.2011) и на рассмотрении дела 13.10.2011 представителем общества пояснено, что публикация рекламной статьи «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус» осуществлялась на основании агентского договора от 01.03.2011, заключенного между ООО «Деловое обозрение» и обществом с ограниченной ответственностью «Информационно-рекламное агентство «Мозаика» (далее - ООО «ИРА «Мозаика»), согласно которому ООО «ИРА «Мозаика» принимает на себя обязательства по сбору рекламных материалов своими силами для дальнейшего их размещения в журнале «Деловое обозрение».  Вся информация для рассматриваемой рекламной статьи была представлена ОАО «Ульяновсккурорт», ими же согласован макет рекламы.  Оплата ОАО «Ульяновсккурорт» производилась согласно заключенному с ООО «ИРА «Мозаика» договору № 377-11р от 11.01.2011.  Решение о размещении материалов в журнале «Деловое обозрение» осуществляет главный редактор журнала <И…>, по вине которой фактически и допущено нарушение законодательства о рекламе.

Исследовав материалы дела № 7801/05-2011, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус», размещенную в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В информационно-аналитическом журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 размещена статья под заголовком «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус» с информацией следующего содержания:

«Санаторий имени Ленина. …  Популярность здравницы кроется, в первую очередь, в удивительных природных факторах, которые используются для лечения отдыхающих…  Природные факторы гармонично дополняет высокотехнологичное оборудование, которое помогает врачам санатория успешно реализовывать специализированные программы лечения всевозможных заболеваний (гинекологических, урологических, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания...), в арсенале медиков: аппарат АМОК для чистки кишечника; физиотерапевтический комплекс «Андрогин»; кресло IRЕSТ и кровать Нуга-Бест для массажа; аппарат АЦТ-02 для цветотерапии; инфракрасная сауна; радонотерапия и т.д...»;

«Санаторий «Дубки». …  Основной медицинский профиль «Дубков» - заболевания сердечно-сосудистой и мочеполовой системы, органов пищеварения, а также костно-мышечной системы, органов дыхания, нарушение обмена веществ и пр.  Для лечения этих недугов в здравнице успешно используются ванны (минеральные, травяные, йодобромные, 4-камерные, «сухие» углекислые), физио- и фитотерапия, массажи (ручной, подводный, циркулярный), душ Шарко, восходящий душ, электросон, ароматерапия, музыкотерапия, диетотерапия, ЛФК…»;

«Санаторий «Белый Яр». …  Благоприятные климатические условия… позволяют успешно лечить заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.  В качестве основного лечебного фактора применяются сероводородные йодобромные крепкие рассолы, также используется кимериджская голубая глина Ундоровского месторождения, грязелечение, кумысолечение…»;

«Санаторий «Прибрежный». …  В водогрязелечебнице санатория используются грязи со дна Белого озера, которые обладают высокими тепловыми свойствами и содержат большое количество органических веществ, витаминов, ферментов, гормонов, а также полезных микробов…».

Статья сопровождается пометкой «реклама», а также контактной информацией ОАО «Ульяновсккурорт»: «Ульяновск, ул. К. Маркса, 5.  Тел. (8422) 44-30-91, 41-24-36, 41-05-00, факс (8422) 41-70-46.  www.ulkurort.ru.  E-mail: info@ulkurort.ru».

 

Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Статья «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус», размещенная в информационно-аналитическом журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011, доступна для обозрения неограниченному кругу лиц, привлекает внимание, в том числе, к санаториям ОАО «Ульяновсккурорт» (объекту рекламирования).  Информация в рассматриваемой статье направлена на формирование и поддержание интереса к санаториям ОАО «Ульяновсккурорт» и их продвижению на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой, объектом рекламирования которой является лицо, оказывающее медицинские услуги, - ОАО «Ульяновсккурорт».

ОАО «Ульяновсккурорт» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-73-01-000362 от 12.05.2010.  Согласно приложению № 1 к указанной лицензии ОАО «Ульяновсккурорт» оказывает следующие работы и услуги: «1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: акушерскому делу, диетологии, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, стоматологии, стоматологии ортопедической, физиотерапии, функциональной диагностике; 3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: терапии; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: бактериологии; 6) при осуществлении санаторно-курортной помощи по: акушерству и гинекологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, диетологии, кардиологии, контролю качества медицинской помощи, косметологии (терапевтической), мануальной терапии, неврологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, применению методов традиционной медицины, профпатологии, пульмонологии, рефлексотерапии, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии».  Согласно приложению № 2 к лицензии оказываются следующие услуги: «1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: акушерскому делу, диетологии, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, стоматологии, физиотерапии, функциональной диагностике; 3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: терапии; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: бактериологии; 6) при осуществлении санаторно-курортной помощи по: акушерству и гинекологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, диетологии, кардиологии, контролю качества медицинской помощи, косметологии (терапевтической), мануальной терапии, неврологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, применению методов традиционной медицины, профпатологии, пульмонологии, рефлексотерапии, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии».

В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», к медицинской деятельности относятся услуги, выполняемые при осуществлении, в том числе, санаторно-курортной медицинской помощи, а именно акушерству и гинекологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, диетологии и др.

Согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утверждённой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004, к простым медицинским услугам отнесены, в частности, услуги следующего типа: «Лечение климатическими воздействиями (вода, воздух и др.)» (код А 20), «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)» (код А 21) и др.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.  В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В ст. 24 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения.

Таким образом, предупреждение, предусмотренное ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», необходимо в рекламе и в случае, когда объектом рекламирования является только лицо, оказывающее медицинские услуги, в данном случае, ОАО «Ульяновсккурорт».

Кроме того, в рекламной статье «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус» приводятся конкретные методы лечения, в том числе с использованием медицинской техники.

Однако в рекламе предупредительная надпись о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов отсутствует.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель; рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В ходе рассмотрения дела № 7801/05-2011 установлено, что между ООО «ИРА «Мозаика» (исполнитель) и ОАО «Ульяновсккурорт» (заказчик) заключен договор на информационно-консультационное, рекламное обслуживание № 377-11р от 11.01.2011, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя права и обязанности по размещению информационных сообщений и/или рекламному обслуживанию заказчика.  Вместе с тем, согласно агентскому договору от 01.03.2011 ООО «ИРА «Мозаика» по поручению ООО «Деловое обозрение» принимает на себя обязательства по сбору рекламных материалов своими силами для дальнейшего их размещения в журнале «Деловое обозрение».  Рассматриваемая рекламная статья размещена в журнале «Деловое обозрение» по согласованию с ОАО «Ульяновсккурорт» (оригинал-макет рекламы утвержден заместителем генерального директора общества <Д…>).  Следовательно, рекламодателем в данном случае является ОАО «Ульяновсккурорт», а рекламораспространителем - ООО «Деловое обозрение».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что распространение рекламы носило разовый характер и на данный момент прекращено, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу открытого акционерного общества «Ульяновсккурорт» «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус», размещенную в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 25.10.2011.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               И.И. Спиридонов

 

Члены Комиссии                                                                                                           М.Е. Хлыкина

 

                                                                                                                                   Т.Ю. Табартова

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

═══════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

По делу № 7801/05-2011

 

13.10.2011                                                                                                                                  г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,

члены комиссии:            - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,

                                         - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,

рассмотрев дело № 7801/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы открытого акционерного общества «Ульяновсккурорт» (далее - ОАО «Ульяновсккурорт»), в том числе рекламы санаториев общества, расположенных на территории Ульяновской области (санатории им. В.И. Ленина, «Дубки», «Белый Яр», «Прибрежный»), размещенной в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителей:

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ОАО «Ульяновсккурорт», расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, санаторий им. В.И. Ленина, - <К…> (доверенность № 4 от 11.01.2011, паспорт);

- общества с ограниченной ответственностью «Деловое обозрение» (далее - ООО «Деловое обозрение»), расположенного по адресу: г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, - <Щ…> (доверенность б/н от 26.09.2011, паспорт),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года обнаружена реклама ОАО «Ульяновсккурорт» (служебная записка № 639 от 13.09.2011).

Определением от 13.09.2011 Ульяновским УФАС России возбуждено дело № 7801/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.  К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ОАО «Ульяновсккурорт» и ООО «Деловое обозрение».  Рассмотрение дела назначено на 13.10.2011.

В письменных пояснениях ОАО «Ульяновсккурорт» (исх. № 665 от 13.10.2011) и на рассмотрении дела 13.10.2011 представителем общества пояснено, что общество оказывает санаторно-курортное лечение на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-73-01-000362 от 12.05.2010, выданной Министерством здравоохранения Ульяновской области.  Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе являются здравницы ОАО «Ульяновсккурорт».  Прежде всего, в рекламе раскрывается информация о санаторно-курортном лечении и отдыхе на курортах Ульяновской области с описанием характеристик здравниц ОАО «Ульяновсккурорт».  Информация о медицинских услугах, методах лечения и медицинской технике не носит рекламного характера, а предоставляется как констатация факта наличия в числе ресурсов санаториев ОАО «Ульяновсккурорт».  Кроме того, в рассматриваемой рекламной статье нет указаний на конкретные заболевания, а перечисляются лишь группы заболеваний человека, профилирующее лечение которых осуществляется на курортах ОАО «Ульяновсккурорт».

В письменных пояснениях ООО «Деловое обозрение» (исх. № 3 от 07.10.2011) и на рассмотрении дела 13.10.2011 представителем общества пояснено, что публикация рекламной статьи «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус» осуществлялась на основании агентского договора от 01.03.2011, заключенного между ООО «Деловое обозрение» и обществом с ограниченной ответственностью «Информационно-рекламное агентство «Мозаика» (далее - ООО «ИРА «Мозаика»), согласно которому ООО «ИРА «Мозаика» принимает на себя обязательства по сбору рекламных материалов своими силами для дальнейшего их размещения в журнале «Деловое обозрение».  Вся информация для рассматриваемой рекламной статьи была представлена ОАО «Ульяновсккурорт», ими же согласован макет рекламы.  Оплата ОАО «Ульяновсккурорт» производилась согласно заключенному с ООО «ИРА «Мозаика» договору № 377-11р от 11.01.2011.  Решение о размещении материалов в журнале «Деловое обозрение» осуществляет главный редактор журнала <И…>, по вине которой фактически и допущено нарушение законодательства о рекламе.

Исследовав материалы дела № 7801/05-2011, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус», размещенную в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В информационно-аналитическом журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 размещена статья под заголовком «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус» с информацией следующего содержания:

«Санаторий имени Ленина. …  Популярность здравницы кроется, в первую очередь, в удивительных природных факторах, которые используются для лечения отдыхающих…  Природные факторы гармонично дополняет высокотехнологичное оборудование, которое помогает врачам санатория успешно реализовывать специализированные программы лечения всевозможных заболеваний (гинекологических, урологических, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания...), в арсенале медиков: аппарат АМОК для чистки кишечника; физиотерапевтический комплекс «Андрогин»; кресло IRЕSТ и кровать Нуга-Бест для массажа; аппарат АЦТ-02 для цветотерапии; инфракрасная сауна; радонотерапия и т.д...»;

«Санаторий «Дубки». …  Основной медицинский профиль «Дубков» - заболевания сердечно-сосудистой и мочеполовой системы, органов пищеварения, а также костно-мышечной системы, органов дыхания, нарушение обмена веществ и пр.  Для лечения этих недугов в здравнице успешно используются ванны (минеральные, травяные, йодобромные, 4-камерные, «сухие» углекислые), физио- и фитотерапия, массажи (ручной, подводный, циркулярный), душ Шарко, восходящий душ, электросон, ароматерапия, музыкотерапия, диетотерапия, ЛФК…»;

«Санаторий «Белый Яр». …  Благоприятные климатические условия… позволяют успешно лечить заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.  В качестве основного лечебного фактора применяются сероводородные йодобромные крепкие рассолы, также используется кимериджская голубая глина Ундоровского месторождения, грязелечение, кумысолечение…»;

«Санаторий «Прибрежный». …  В водогрязелечебнице санатория используются грязи со дна Белого озера, которые обладают высокими тепловыми свойствами и содержат большое количество органических веществ, витаминов, ферментов, гормонов, а также полезных микробов…».

Статья сопровождается пометкой «реклама», а также контактной информацией ОАО «Ульяновсккурорт»: «Ульяновск, ул. К. Маркса, 5.  Тел. (8422) 44-30-91, 41-24-36, 41-05-00, факс (8422) 41-70-46.  www.ulkurort.ru.  E-mail: info@ulkurort.ru».

 

Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Статья «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус», размещенная в информационно-аналитическом журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011, доступна для обозрения неограниченному кругу лиц, привлекает внимание, в том числе, к санаториям ОАО «Ульяновсккурорт» (объекту рекламирования).  Информация в рассматриваемой статье направлена на формирование и поддержание интереса к санаториям ОАО «Ульяновсккурорт» и их продвижению на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой, объектом рекламирования которой является лицо, оказывающее медицинские услуги, - ОАО «Ульяновсккурорт».

ОАО «Ульяновсккурорт» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-73-01-000362 от 12.05.2010.  Согласно приложению № 1 к указанной лицензии ОАО «Ульяновсккурорт» оказывает следующие работы и услуги: «1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: акушерскому делу, диетологии, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, стоматологии, стоматологии ортопедической, физиотерапии, функциональной диагностике; 3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: терапии; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: бактериологии; 6) при осуществлении санаторно-курортной помощи по: акушерству и гинекологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, диетологии, кардиологии, контролю качества медицинской помощи, косметологии (терапевтической), мануальной терапии, неврологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, применению методов традиционной медицины, профпатологии, пульмонологии, рефлексотерапии, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии».  Согласно приложению № 2 к лицензии оказываются следующие услуги: «1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: акушерскому делу, диетологии, лабораторной диагностике, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, стоматологии, физиотерапии, функциональной диагностике; 3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: терапии; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: бактериологии; 6) при осуществлении санаторно-курортной помощи по: акушерству и гинекологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, диетологии, кардиологии, контролю качества медицинской помощи, косметологии (терапевтической), мануальной терапии, неврологии, общественному здоровью и организации здравоохранения, оториноларингологии, офтальмологии, педиатрии, применению методов традиционной медицины, профпатологии, пульмонологии, рефлексотерапии, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, экспертизе временной нетрудоспособности, эндокринологии, эндоскопии».

В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», к медицинской деятельности относятся услуги, выполняемые при осуществлении, в том числе, санаторно-курортной медицинской помощи, а именно акушерству и гинекологии, восстановительной медицине, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, диетологии и др.

Согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утверждённой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004, к простым медицинским услугам отнесены, в частности, услуги следующего типа: «Лечение климатическими воздействиями (вода, воздух и др.)» (код А 20), «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)» (код А 21) и др.

В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.  В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В ст. 24 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения.

Таким образом, предупреждение, предусмотренное ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», необходимо в рекламе и в случае, когда объектом рекламирования является только лицо, оказывающее медицинские услуги, в данном случае, ОАО «Ульяновсккурорт».

Кроме того, в рекламной статье «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус» приводятся конкретные методы лечения, в том числе с использованием медицинской техники.

Однако в рекламе предупредительная надпись о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов отсутствует.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель; рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Согласно п.п. 5-7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В ходе рассмотрения дела № 7801/05-2011 установлено, что между ООО «ИРА «Мозаика» (исполнитель) и ОАО «Ульяновсккурорт» (заказчик) заключен договор на информационно-консультационное, рекламное обслуживание № 377-11р от 11.01.2011, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя права и обязанности по размещению информационных сообщений и/или рекламному обслуживанию заказчика.  Вместе с тем, согласно агентскому договору от 01.03.2011 ООО «ИРА «Мозаика» по поручению ООО «Деловое обозрение» принимает на себя обязательства по сбору рекламных материалов своими силами для дальнейшего их размещения в журнале «Деловое обозрение».  Рассматриваемая рекламная статья размещена в журнале «Деловое обозрение» по согласованию с ОАО «Ульяновсккурорт» (оригинал-макет рекламы утвержден заместителем генерального директора общества <Д…>).  Следовательно, рекламодателем в данном случае является ОАО «Ульяновсккурорт», а рекламораспространителем - ООО «Деловое обозрение».

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что распространение рекламы носило разовый характер и на данный момент прекращено, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу открытого акционерного общества «Ульяновсккурорт» «Ульяновсккурорт»: отдых на любой вкус», размещенную в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 25.10.2011.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               И.И. Спиридонов

 

Члены Комиссии                                                                                                           М.Е. Хлыкина

 

                                                                                                                                   Т.Ю. Табартова

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 5839-05 от 25.10.2011 [format] => [safe_value] => 5839-05 от 25.10.2011 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 7801/05-2011 [format] => [safe_value] => 7801/05-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,

члены комиссии:            - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,

                                         - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,

рассмотрев дело № 7801/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы открытого акционерного общества «Ульяновсккурорт» (далее - ОАО «Ульяновсккурорт»), в том числе рекламы санаториев общества, расположенных на территории Ульяновской области (санатории им. В.И. Ленина, «Дубки», «Белый Яр», «Прибрежный»), размещенной в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»)

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,

члены комиссии:            - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,

                                         - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,

рассмотрев дело № 7801/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы открытого акционерного общества «Ульяновсккурорт» (далее - ОАО «Ульяновсккурорт»), в том числе рекламы санаториев общества, расположенных на территории Ульяновской области (санатории им. В.И. Ленина, «Дубки», «Белый Яр», «Прибрежный»), размещенной в журнале «Деловое обозрение» № 4 (160) за апрель 2011 года, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»)

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 381 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 381 [vid] => 1 [name] => ОАО [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-25 11:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-13 11:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1334662036 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )