Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по заявлению УМУП «Городской теплосервис»

Номер дела: №А72-6393/2011
Дата публикации: 28 декабря 2011, 15:37

 

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

22 декабря 2011 года                                                                           Дело №А72-6393/2011

г. Самара

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2011 в помещении суда дело по апелляционной жалобе Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.10.2011 по делу №А72- 6393/2011 (судья Рогожин С.П.), принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г.Ульяновск,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,

третье лицо: товарищество собственников жилья «ВЫСОТНЫЙ» (ИНН 7327036921, ОГРН 1067327005130), г.Ульяновск,

об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

 

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» (далее по тексту - УМУП «Городской теплосервис», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 27.06.2011 по делу №7446/04-2011,

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено товарищество собственников жилья «Высотный» ( далее - ТСЖ «Высотный»).

Решением суда 13.10.2011 в удовлетворении заявления УМУП «Городской теплосервис» было отказано (т.2,л.д.43-45).

Не согласившись с принятым решением суда, УМУП «Городской теплосервис» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 13.10.2011 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 и ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Ленинскому району г.Ульяновска (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485).

01.04.2011 в Ульяновское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Ульяновской области с просьбой проверить законность выставления УМУП «Городской теплосервис» платы за отопление и горячее водоснабжение.

На основании данного обращения приказом от 03.05.2011 № 137 Ульяновское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения УМУП «Городской теплосервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

27.06.2011 антимонопольный орган принял решение (изготовленное в полном объеме 30.06.2011) по делу №7446/04-2011, которым действия УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся в выставлении ТСЖ «Высотный» платы за тепловые потери в трубопроводах системы горячего водоснабжения для дома, находящего в управлении ТСЖ «Высотный» в период с января 2009 года по апрель 2011 года (в течение отопительного сезона), признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и передаче материалов дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681 -э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно- энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.

Между УМУП «Городской теплосервис» и ТСЖ «Высотный»» заключен договор теплоснабжения от 11.04.2006 №840 (т.1,л.д.113-116). УМУП «Городской теплосервис», являясь ресурсоснабжающей организацией, подает данному ЖСК тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения (открытая система).

В жилом многоквартирном доме ТСЖ «Высотный» (г.Ульяновск, ул. Промышленная, д.53) имеется 4-х трубная закрытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения и установлен прибор учета.

В материалах дела имеются копии счетов-фактур от 30.01.2009 №840, от 27.02.2009 №840, от 31.03.2009 №840, от 30.04.2009 №840, от 30.10.2009 №840, от 30.11.2009 №840_ТИ_1, от № 840_ТИ_1, от 29.01.2010 №840, от 26.02.2010 №840, от 31.03.2010 №840, от 30.04.2010 №840, от 29.10.2010 №840, от 30.11.2010 №840, от 31.12.2010 №840, от 31.01.2011 №840, от 28.02.2011 №840, от 31.03.2011 №840, от 29.04.2011 №840, а также копий актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя в отчѐтный период (за период с января 2009 года по апрель 2011 года), показаниях приборов учѐта о параметрах теплоснабжения (за период с января 2009 года по апрель 2011 года), актов об оказании услуг от № 840, от 27.02.2009 №840, от 31.03.2009 №840, от 30.04.2009 №840, от 30.10.2009 №840, от 30.11.2009 №840_ТИ_1, от 31.12.2009 №840_ТИ_1, от 29.01.2010 №840, от 26.02.2010 №840, от 31.03.2010 №840, от 30.04.2010 №840, от 29.10.2010 №840, от 30.11.2010 №840, от 31.12.2010 №840, от 31.01.2011 №840, от 28.02.2011 №840, от 31.03.2011 №840, от 29.04.2011 №840, платежные требования. Из указанных документов следует, что объем выставляемой УМУП «Городской теплосервис» к оплате ТСЖ «Высотный» тепловой энергии для отопления определен путѐм сложения объемов тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных расчѐтным путем исходя из показаний приборов учѐта системы ГВС.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тари фам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбав ки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-Ф3 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.

В условиях отсутствия данного документа, необходимо руководствоваться пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждѐнных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520.

Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП «Городской теплосервис» должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м. куб.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» для УМУП «Городской теплосервис» установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования «Город Ульяновск».

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общи х принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.

В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.

В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчѐт не включаются.

Поскольку указанные затраты не были учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис», предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 № 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год. То есть без учѐта каких-либо иных дополнительных потерь.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Действия УМУП «Городской теплосервис» нарушают статью 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование граждански х прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Действия УМУП «Городской теплосервис» совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения граждан, ценообразование в которой полностью регулируется государственными органами и органами местного самоуправления.

Потребителям услуги горячего водоснабжения при еѐ оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.

Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришѐл к выводу о том, что УМУП «Городской теплосервис» допустил нарушение указанных выше норм законодательства, по существу возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, не предусмотренной утвержденными тарифами.

05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 47.

Во исполнение данного приказа Министерство экономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства экономики Ульяновской области» внесло изменение в приказ от 26.11.2010 № 06-454, указав, что тариф на горячую воду за куб.м. подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием только закрытой системы теплоснабжения, то есть не имеют отношения к заявителю. Изложенное с момента вступления в законную силу указанных актов исключает незаконность оспариваемых действий заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что действия, вмененные в вину заявителю оспариваемым решением, совершены до вступления в законную силу указанных Методических указаний и приказа Минэкономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39, не имеющих обратной силы, следовательно, они противоречат законодательству, действовавшему на дату и х совершения.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что до внесения изменений в приказ от 26.11.2010 № 06-454 ресурсодержащие организации не вправе были выставлять жителям потери в открытых системах горячего водоснабжения.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного решение суда первой инстанции от 13.10.2011 является законным и обоснованным, поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Государственная пошлина в связи с предоставленной отсрочкой подлежит взысканию с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис».

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.10.2011 по делу №А72- 6393/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» – без удовлетворения.

Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

 

Председательствующий                                                                               Е.И. Захарова

Судьи                                                                                                             А.А. Юдкин

                                                                                                                        В.С. Семушкин

stdClass Object ( [vid] => 17299 [uid] => 5 [title] => Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по заявлению УМУП «Городской теплосервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 17300 [type] => solution [language] => ru [created] => 1330947904 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

22 декабря 2011 года                                                                           Дело №А72-6393/2011

г. Самара

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2011 в помещении суда дело по апелляционной жалобе Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.10.2011 по делу №А72- 6393/2011 (судья Рогожин С.П.), принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г.Ульяновск,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,

третье лицо: товарищество собственников жилья «ВЫСОТНЫЙ» (ИНН 7327036921, ОГРН 1067327005130), г.Ульяновск,

об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

 

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» (далее по тексту - УМУП «Городской теплосервис», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 27.06.2011 по делу №7446/04-2011,

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено товарищество собственников жилья «Высотный» ( далее - ТСЖ «Высотный»).

Решением суда 13.10.2011 в удовлетворении заявления УМУП «Городской теплосервис» было отказано (т.2,л.д.43-45).

Не согласившись с принятым решением суда, УМУП «Городской теплосервис» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 13.10.2011 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 и ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Ленинскому району г.Ульяновска (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485).

01.04.2011 в Ульяновское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Ульяновской области с просьбой проверить законность выставления УМУП «Городской теплосервис» платы за отопление и горячее водоснабжение.

На основании данного обращения приказом от 03.05.2011 № 137 Ульяновское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения УМУП «Городской теплосервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

27.06.2011 антимонопольный орган принял решение (изготовленное в полном объеме 30.06.2011) по делу №7446/04-2011, которым действия УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся в выставлении ТСЖ «Высотный» платы за тепловые потери в трубопроводах системы горячего водоснабжения для дома, находящего в управлении ТСЖ «Высотный» в период с января 2009 года по апрель 2011 года (в течение отопительного сезона), признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и передаче материалов дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681 -э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно- энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.

Между УМУП «Городской теплосервис» и ТСЖ «Высотный»» заключен договор теплоснабжения от 11.04.2006 №840 (т.1,л.д.113-116). УМУП «Городской теплосервис», являясь ресурсоснабжающей организацией, подает данному ЖСК тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения (открытая система).

В жилом многоквартирном доме ТСЖ «Высотный» (г.Ульяновск, ул. Промышленная, д.53) имеется 4-х трубная закрытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения и установлен прибор учета.

В материалах дела имеются копии счетов-фактур от 30.01.2009 №840, от 27.02.2009 №840, от 31.03.2009 №840, от 30.04.2009 №840, от 30.10.2009 №840, от 30.11.2009 №840_ТИ_1, от № 840_ТИ_1, от 29.01.2010 №840, от 26.02.2010 №840, от 31.03.2010 №840, от 30.04.2010 №840, от 29.10.2010 №840, от 30.11.2010 №840, от 31.12.2010 №840, от 31.01.2011 №840, от 28.02.2011 №840, от 31.03.2011 №840, от 29.04.2011 №840, а также копий актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя в отчѐтный период (за период с января 2009 года по апрель 2011 года), показаниях приборов учѐта о параметрах теплоснабжения (за период с января 2009 года по апрель 2011 года), актов об оказании услуг от № 840, от 27.02.2009 №840, от 31.03.2009 №840, от 30.04.2009 №840, от 30.10.2009 №840, от 30.11.2009 №840_ТИ_1, от 31.12.2009 №840_ТИ_1, от 29.01.2010 №840, от 26.02.2010 №840, от 31.03.2010 №840, от 30.04.2010 №840, от 29.10.2010 №840, от 30.11.2010 №840, от 31.12.2010 №840, от 31.01.2011 №840, от 28.02.2011 №840, от 31.03.2011 №840, от 29.04.2011 №840, платежные требования. Из указанных документов следует, что объем выставляемой УМУП «Городской теплосервис» к оплате ТСЖ «Высотный» тепловой энергии для отопления определен путѐм сложения объемов тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных расчѐтным путем исходя из показаний приборов учѐта системы ГВС.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тари фам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбав ки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-Ф3 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.

В условиях отсутствия данного документа, необходимо руководствоваться пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждѐнных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520.

Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП «Городской теплосервис» должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м. куб.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» для УМУП «Городской теплосервис» установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования «Город Ульяновск».

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общи х принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.

В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.

В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчѐт не включаются.

Поскольку указанные затраты не были учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис», предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 № 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год. То есть без учѐта каких-либо иных дополнительных потерь.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Действия УМУП «Городской теплосервис» нарушают статью 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование граждански х прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Действия УМУП «Городской теплосервис» совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения граждан, ценообразование в которой полностью регулируется государственными органами и органами местного самоуправления.

Потребителям услуги горячего водоснабжения при еѐ оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.

Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришѐл к выводу о том, что УМУП «Городской теплосервис» допустил нарушение указанных выше норм законодательства, по существу возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, не предусмотренной утвержденными тарифами.

05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 47.

Во исполнение данного приказа Министерство экономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства экономики Ульяновской области» внесло изменение в приказ от 26.11.2010 № 06-454, указав, что тариф на горячую воду за куб.м. подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием только закрытой системы теплоснабжения, то есть не имеют отношения к заявителю. Изложенное с момента вступления в законную силу указанных актов исключает незаконность оспариваемых действий заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что действия, вмененные в вину заявителю оспариваемым решением, совершены до вступления в законную силу указанных Методических указаний и приказа Минэкономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39, не имеющих обратной силы, следовательно, они противоречат законодательству, действовавшему на дату и х совершения.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что до внесения изменений в приказ от 26.11.2010 № 06-454 ресурсодержащие организации не вправе были выставлять жителям потери в открытых системах горячего водоснабжения.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного решение суда первой инстанции от 13.10.2011 является законным и обоснованным, поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Государственная пошлина в связи с предоставленной отсрочкой подлежит взысканию с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис».

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.10.2011 по делу №А72- 6393/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» – без удовлетворения.

Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

 

Председательствующий                                                                               Е.И. Захарова

Судьи                                                                                                             А.А. Юдкин

                                                                                                                        В.С. Семушкин

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

 

22 декабря 2011 года                                                                           Дело №А72-6393/2011

г. Самара

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2011 года.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2011 в помещении суда дело по апелляционной жалобе Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.10.2011 по делу №А72- 6393/2011 (судья Рогожин С.П.), принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г.Ульяновск,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,

третье лицо: товарищество собственников жилья «ВЫСОТНЫЙ» (ИНН 7327036921, ОГРН 1067327005130), г.Ульяновск,

об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

 

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» (далее по тексту - УМУП «Городской теплосервис», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 27.06.2011 по делу №7446/04-2011,

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено товарищество собственников жилья «Высотный» ( далее - ТСЖ «Высотный»).

Решением суда 13.10.2011 в удовлетворении заявления УМУП «Городской теплосервис» было отказано (т.2,л.д.43-45).

Не согласившись с принятым решением суда, УМУП «Городской теплосервис» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 13.10.2011 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя. Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 и ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Ленинскому району г.Ульяновска (ОГРН 1027301171820, ИНН 7303009485).

01.04.2011 в Ульяновское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Ульяновской области с просьбой проверить законность выставления УМУП «Городской теплосервис» платы за отопление и горячее водоснабжение.

На основании данного обращения приказом от 03.05.2011 № 137 Ульяновское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения УМУП «Городской теплосервис» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

27.06.2011 антимонопольный орган принял решение (изготовленное в полном объеме 30.06.2011) по делу №7446/04-2011, которым действия УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся в выставлении ТСЖ «Высотный» платы за тепловые потери в трубопроводах системы горячего водоснабжения для дома, находящего в управлении ТСЖ «Высотный» в период с января 2009 года по апрель 2011 года (в течение отопительного сезона), признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и передаче материалов дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681 -э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно- энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.

Между УМУП «Городской теплосервис» и ТСЖ «Высотный»» заключен договор теплоснабжения от 11.04.2006 №840 (т.1,л.д.113-116). УМУП «Городской теплосервис», являясь ресурсоснабжающей организацией, подает данному ЖСК тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения (открытая система).

В жилом многоквартирном доме ТСЖ «Высотный» (г.Ульяновск, ул. Промышленная, д.53) имеется 4-х трубная закрытая система теплоснабжения и горячего водоснабжения и установлен прибор учета.

В материалах дела имеются копии счетов-фактур от 30.01.2009 №840, от 27.02.2009 №840, от 31.03.2009 №840, от 30.04.2009 №840, от 30.10.2009 №840, от 30.11.2009 №840_ТИ_1, от № 840_ТИ_1, от 29.01.2010 №840, от 26.02.2010 №840, от 31.03.2010 №840, от 30.04.2010 №840, от 29.10.2010 №840, от 30.11.2010 №840, от 31.12.2010 №840, от 31.01.2011 №840, от 28.02.2011 №840, от 31.03.2011 №840, от 29.04.2011 №840, а также копий актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя в отчѐтный период (за период с января 2009 года по апрель 2011 года), показаниях приборов учѐта о параметрах теплоснабжения (за период с января 2009 года по апрель 2011 года), актов об оказании услуг от № 840, от 27.02.2009 №840, от 31.03.2009 №840, от 30.04.2009 №840, от 30.10.2009 №840, от 30.11.2009 №840_ТИ_1, от 31.12.2009 №840_ТИ_1, от 29.01.2010 №840, от 26.02.2010 №840, от 31.03.2010 №840, от 30.04.2010 №840, от 29.10.2010 №840, от 30.11.2010 №840, от 31.12.2010 №840, от 31.01.2011 №840, от 28.02.2011 №840, от 31.03.2011 №840, от 29.04.2011 №840, платежные требования. Из указанных документов следует, что объем выставляемой УМУП «Городской теплосервис» к оплате ТСЖ «Высотный» тепловой энергии для отопления определен путѐм сложения объемов тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных расчѐтным путем исходя из показаний приборов учѐта системы ГВС.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тари фам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбав ки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-Ф3 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.

В условиях отсутствия данного документа, необходимо руководствоваться пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждѐнных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520.

Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП «Городской теплосервис» должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м. куб.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» для УМУП «Городской теплосервис» установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования «Город Ульяновск».

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общи х принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.

В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.

В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчѐт не включаются.

Поскольку указанные затраты не были учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис», предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 № 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год. То есть без учѐта каких-либо иных дополнительных потерь.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Действия УМУП «Городской теплосервис» нарушают статью 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование граждански х прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Действия УМУП «Городской теплосервис» совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения граждан, ценообразование в которой полностью регулируется государственными органами и органами местного самоуправления.

Потребителям услуги горячего водоснабжения при еѐ оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.

Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришѐл к выводу о том, что УМУП «Городской теплосервис» допустил нарушение указанных выше норм законодательства, по существу возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, не предусмотренной утвержденными тарифами.

05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 47.

Во исполнение данного приказа Министерство экономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства экономики Ульяновской области» внесло изменение в приказ от 26.11.2010 № 06-454, указав, что тариф на горячую воду за куб.м. подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием только закрытой системы теплоснабжения, то есть не имеют отношения к заявителю. Изложенное с момента вступления в законную силу указанных актов исключает незаконность оспариваемых действий заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции относительно того, что действия, вмененные в вину заявителю оспариваемым решением, совершены до вступления в законную силу указанных Методических указаний и приказа Минэкономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39, не имеющих обратной силы, следовательно, они противоречат законодательству, действовавшему на дату и х совершения.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что до внесения изменений в приказ от 26.11.2010 № 06-454 ресурсодержащие организации не вправе были выставлять жителям потери в открытых системах горячего водоснабжения.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного решение суда первой инстанции от 13.10.2011 является законным и обоснованным, поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Государственная пошлина в связи с предоставленной отсрочкой подлежит взысканию с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис».

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.10.2011 по делу №А72- 6393/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» – без удовлетворения.

Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

 

Председательствующий                                                                               Е.И. Захарова

Судьи                                                                                                             А.А. Юдкин

                                                                                                                        В.С. Семушкин

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №А72-6393/2011 [format] => [safe_value] => №А72-6393/2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2011 в помещении суда дело по апелляционной жалобе Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.10.2011 по делу №А72- 6393/2011 (судья Рогожин С.П.), принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г.Ульяновск, к Управлению едеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,третье лицо: товарищество собственников жилья «ВЫСОТНЫЙ» (ИНН 7327036921, ОГРН 1067327005130), г.Ульяновск, об оспаривании решения...

[format] => full_html [safe_value] =>

 

 

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Семушкина В.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании 19.12.2011 в помещении суда дело по апелляционной жалобе Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.10.2011 по делу №А72- 6393/2011 (судья Рогожин С.П.), принятое по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» (ИНН 7303009485, ОГРН 1027301171820), г.Ульяновск, к Управлению едеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,третье лицо: товарищество собственников жилья «ВЫСОТНЫЙ» (ИНН 7327036921, ОГРН 1067327005130), г.Ульяновск, об оспаривании решения...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 82 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 82 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 41 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 41 [vid] => 1 [name] => УМУП «Городской теплосервис» [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-28 11:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-22 11:37:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1330947904 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )