Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области

Дата публикации: 31 января 2010, 03:00


 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru  e-mail: info@faspo.arbi.tr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань                                                                Дело № А72-4352/2009
 19 января 2010 года


Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Федоровой Т.Н., Хасанова Р.Г.,
в отсутствие: заявителя - извещен, не явился, ответчика - извещен, не явился, заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 (председательствующий Рогалева Е.М., судьи Апаркин В.Н., Бажан П.В.) по делу № А72-4352/2009
по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием заинтересованного лица - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аношина С.А., г. Ульяновск, о признании незаконными и отмене решения и предписания от 17.04.2009 № 5273/04-2009,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) по делу от 17.04.2009 № 5273/04-2009, с учетом уточнения предмета заявленного требования.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 решение отменено. В удовлетворении заявления Департамента отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2009 отменить в части выводов, изложенных в мотивировочной части решения, где указывается, что в рассматриваемом случае имело место нарушение со стороны Департамента части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; постановление апелляционной инстанции от 22.09.2009 отменить в полном объёме, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента в полном объёме.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной УФАС по Ульяновской области, выявлен факт предоставления Министерством госимущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Министерство) в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства главе крестьянского (фермерского) хозяйства Аношину С.А. на основании распоряжения от 04.05.2008 № 780-р без предварительной публикации сообщения о предполагаемой передаче в аренду таких земельных участков.
Решением комиссии УФАС от 17.04.2008г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства №5273/04-2009, принятым в отношении Департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области, вышеуказанные действия по предоставлению в аренду земельных участков в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии указанных земельных участков, предполагаемых для передачи в аренду, в средствах массовой информации, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, признано нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». На основании данного решения Департаменту госимущества и земельных отношений Ульяновской области выдано предписание от 17.04.2009 №7 о прекращении в срок до 30.04.2009 нарушения антимонопольного законодательства путем отмены распоряжения от 04.05.2008 № 780-р о предоставлении земельных участков в аренду.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, Департамент обжаловал их в судебном порядке.
 

Рассматривая по существу заявленные требования, суд первой инстанции счел правомерным вывод антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом случае имело место нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
При этом судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно статье 34 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления таких земельных участков.
Крестьянскому (фермерскому) хозяйству Аношина С.А. земельные
участки предоставлены в аренду из земель сельскохозяйственного
назначения. Правовое регулирование оборота земель
сельскохозяйственного назначения осуществляется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В силу части 2 статьи 10 данного закона передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения производится в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельного участка в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца со дня опубликования сообщения не поступили иные заявления. Если подано два и    более    заявления    о    передаче    земельных    участков    из    земель сельскохозяйственного назначения в аренду,  такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судебными инстанциями установлено отсутствие доказательств соблюдения требований вышеназванных норм при предоставлении в аренду спорных земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству Аношина С.А.
Ссылка Департамента на статью 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», предусматривающую упрощенную процедуру предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания КФХ или осуществления его деятельности, отклонена судебными инстанциями с учетом того, что названный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, в то время как Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», основываясь на принципах, закрепленных в статье 34 ЗК РФ, регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия их предоставления; положения данного закона распространяется на всех лиц, заинтересованных в получении земельных участков в аренду.
Суд кассационной инстанции находит правомерными, основанными на надлежащем толковании и правильном применении норм материального права выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в рассматриваемом случае подлежал применению порядок, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Неисполнение со стороны Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области требований о публикации сообщения о наличии предполагаемых для сдачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного   назначения   обоснованно   признано   нарушением
требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следует признать ошибочным, основанным на неправильном толковании правовых норм довод кассационной жалобы о том, что действия Министерства не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку заявление подано только Главой КФХ Аношиным С.А., иных заявлений не было.
Отсутствие заблаговременной публикации в СМИ сообщения о предполагаемой передаче земельных участков могло повлиять на круг потенциальных претендентов на приобретение прав на данные земельные участки.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в части выводов о том, что в рассматриваемом случае имело место нарушение со стороны Министерства части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Вместе с тем, сделав указанный вывод, суд первой инстанции принял решение о признании незаконными оспариваемых Департаментом решения и предписания антимонопольного органа, считая их вынесенными в отношении ненадлежащего лица. При этом суд исходил из того, что поскольку Департамент госимущества и земельных отношений Ульяновской области внесен в ЕГРЮЛ только 31.12.2008г, следовательно, антимонопольный орган не мог вынести решение, в соответствии с которым признаны незаконными действия Департамента - юридического
лица, которое на момент принятия распоряжений о передаче земельных участков еще не существовало.
Апелляционный суд обоснованно признал данные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2008 № 500-П утверждено Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, согласно пункту 1.9 которого Департамент является правопреемником Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по всем обязательствам Министерства.
Из материалов дела следует, что у Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области идентичны ИНН/КПП (7303003740/732501001), ОГРН (1027301177749).
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа было вынесено в отношении надлежащего лица, поскольку на момент вынесения решения (17.04.2009) Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области было реорганизовано в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (с 31.12.2008). Данный вывод послужил основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении требований Департамента. .
Учитывая то, что принятое апелляционный судом постановление основано на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены данного судебного акта у суда кассационной инстанции отсутствуют.
 
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской   Федерации,   Федеральный   арбитражный   суд  Поволжского
округа


ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
 

stdClass Object ( [vid] => 16263 [uid] => 1 [title] => Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16264 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320766544 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru  e-mail: info@faspo.arbi.tr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань                                                                Дело № А72-4352/2009
 19 января 2010 года


Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Федоровой Т.Н., Хасанова Р.Г.,
в отсутствие: заявителя - извещен, не явился, ответчика - извещен, не явился, заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 (председательствующий Рогалева Е.М., судьи Апаркин В.Н., Бажан П.В.) по делу № А72-4352/2009
по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием заинтересованного лица - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аношина С.А., г. Ульяновск, о признании незаконными и отмене решения и предписания от 17.04.2009 № 5273/04-2009,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) по делу от 17.04.2009 № 5273/04-2009, с учетом уточнения предмета заявленного требования.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 решение отменено. В удовлетворении заявления Департамента отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2009 отменить в части выводов, изложенных в мотивировочной части решения, где указывается, что в рассматриваемом случае имело место нарушение со стороны Департамента части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; постановление апелляционной инстанции от 22.09.2009 отменить в полном объёме, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента в полном объёме.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной УФАС по Ульяновской области, выявлен факт предоставления Министерством госимущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Министерство) в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства главе крестьянского (фермерского) хозяйства Аношину С.А. на основании распоряжения от 04.05.2008 № 780-р без предварительной публикации сообщения о предполагаемой передаче в аренду таких земельных участков.
Решением комиссии УФАС от 17.04.2008г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства №5273/04-2009, принятым в отношении Департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области, вышеуказанные действия по предоставлению в аренду земельных участков в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии указанных земельных участков, предполагаемых для передачи в аренду, в средствах массовой информации, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, признано нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». На основании данного решения Департаменту госимущества и земельных отношений Ульяновской области выдано предписание от 17.04.2009 №7 о прекращении в срок до 30.04.2009 нарушения антимонопольного законодательства путем отмены распоряжения от 04.05.2008 № 780-р о предоставлении земельных участков в аренду.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, Департамент обжаловал их в судебном порядке.
 

Рассматривая по существу заявленные требования, суд первой инстанции счел правомерным вывод антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом случае имело место нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
При этом судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно статье 34 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления таких земельных участков.
Крестьянскому (фермерскому) хозяйству Аношина С.А. земельные
участки предоставлены в аренду из земель сельскохозяйственного
назначения. Правовое регулирование оборота земель
сельскохозяйственного назначения осуществляется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В силу части 2 статьи 10 данного закона передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения производится в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельного участка в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца со дня опубликования сообщения не поступили иные заявления. Если подано два и    более    заявления    о    передаче    земельных    участков    из    земель сельскохозяйственного назначения в аренду,  такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судебными инстанциями установлено отсутствие доказательств соблюдения требований вышеназванных норм при предоставлении в аренду спорных земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству Аношина С.А.
Ссылка Департамента на статью 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», предусматривающую упрощенную процедуру предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания КФХ или осуществления его деятельности, отклонена судебными инстанциями с учетом того, что названный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, в то время как Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», основываясь на принципах, закрепленных в статье 34 ЗК РФ, регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия их предоставления; положения данного закона распространяется на всех лиц, заинтересованных в получении земельных участков в аренду.
Суд кассационной инстанции находит правомерными, основанными на надлежащем толковании и правильном применении норм материального права выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в рассматриваемом случае подлежал применению порядок, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Неисполнение со стороны Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области требований о публикации сообщения о наличии предполагаемых для сдачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного   назначения   обоснованно   признано   нарушением
требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следует признать ошибочным, основанным на неправильном толковании правовых норм довод кассационной жалобы о том, что действия Министерства не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку заявление подано только Главой КФХ Аношиным С.А., иных заявлений не было.
Отсутствие заблаговременной публикации в СМИ сообщения о предполагаемой передаче земельных участков могло повлиять на круг потенциальных претендентов на приобретение прав на данные земельные участки.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в части выводов о том, что в рассматриваемом случае имело место нарушение со стороны Министерства части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Вместе с тем, сделав указанный вывод, суд первой инстанции принял решение о признании незаконными оспариваемых Департаментом решения и предписания антимонопольного органа, считая их вынесенными в отношении ненадлежащего лица. При этом суд исходил из того, что поскольку Департамент госимущества и земельных отношений Ульяновской области внесен в ЕГРЮЛ только 31.12.2008г, следовательно, антимонопольный орган не мог вынести решение, в соответствии с которым признаны незаконными действия Департамента - юридического
лица, которое на момент принятия распоряжений о передаче земельных участков еще не существовало.
Апелляционный суд обоснованно признал данные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2008 № 500-П утверждено Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, согласно пункту 1.9 которого Департамент является правопреемником Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по всем обязательствам Министерства.
Из материалов дела следует, что у Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области идентичны ИНН/КПП (7303003740/732501001), ОГРН (1027301177749).
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа было вынесено в отношении надлежащего лица, поскольку на момент вынесения решения (17.04.2009) Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области было реорганизовано в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (с 31.12.2008). Данный вывод послужил основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении требований Департамента. .
Учитывая то, что принятое апелляционный судом постановление основано на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены данного судебного акта у суда кассационной инстанции отсутствуют.
 
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской   Федерации,   Федеральный   арбитражный   суд  Поволжского
округа


ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>


 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru  e-mail: info@faspo.arbi.tr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань                                                                Дело № А72-4352/2009
 19 января 2010 года


Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Федоровой Т.Н., Хасанова Р.Г.,
в отсутствие: заявителя - извещен, не явился, ответчика - извещен, не явился, заинтересованного лица - извещено, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 (председательствующий Рогалева Е.М., судьи Апаркин В.Н., Бажан П.В.) по делу № А72-4352/2009
по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием заинтересованного лица - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Аношина С.А., г. Ульяновск, о признании незаконными и отмене решения и предписания от 17.04.2009 № 5273/04-2009,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) по делу от 17.04.2009 № 5273/04-2009, с учетом уточнения предмета заявленного требования.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 решение отменено. В удовлетворении заявления Департамента отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.07.2009 отменить в части выводов, изложенных в мотивировочной части решения, где указывается, что в рассматриваемом случае имело место нарушение со стороны Департамента части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции; постановление апелляционной инстанции от 22.09.2009 отменить в полном объёме, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Департамента в полном объёме.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной УФАС по Ульяновской области, выявлен факт предоставления Министерством госимущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Министерство) в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства главе крестьянского (фермерского) хозяйства Аношину С.А. на основании распоряжения от 04.05.2008 № 780-р без предварительной публикации сообщения о предполагаемой передаче в аренду таких земельных участков.
Решением комиссии УФАС от 17.04.2008г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства №5273/04-2009, принятым в отношении Департамента госимущества и земельных отношений Ульяновской области, вышеуказанные действия по предоставлению в аренду земельных участков в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии указанных земельных участков, предполагаемых для передачи в аренду, в средствах массовой информации, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, признано нарушением части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». На основании данного решения Департаменту госимущества и земельных отношений Ульяновской области выдано предписание от 17.04.2009 №7 о прекращении в срок до 30.04.2009 нарушения антимонопольного законодательства путем отмены распоряжения от 04.05.2008 № 780-р о предоставлении земельных участков в аренду.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, Департамент обжаловал их в судебном порядке.
 

Рассматривая по существу заявленные требования, суд первой инстанции счел правомерным вывод антимонопольного органа о том, что в рассматриваемом случае имело место нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
При этом судебные инстанции исходили из следующего.
Согласно статье 34 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления таких земельных участков.
Крестьянскому (фермерскому) хозяйству Аношина С.А. земельные
участки предоставлены в аренду из земель сельскохозяйственного
назначения. Правовое регулирование оборота земель
сельскохозяйственного назначения осуществляется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В силу части 2 статьи 10 данного закона передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения производится в порядке, установленном статьей 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельного участка в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предполагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца со дня опубликования сообщения не поступили иные заявления. Если подано два и    более    заявления    о    передаче    земельных    участков    из    земель сельскохозяйственного назначения в аренду,  такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судебными инстанциями установлено отсутствие доказательств соблюдения требований вышеназванных норм при предоставлении в аренду спорных земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству Аношина С.А.
Ссылка Департамента на статью 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», предусматривающую упрощенную процедуру предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания КФХ или осуществления его деятельности, отклонена судебными инстанциями с учетом того, что названный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, в то время как Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», основываясь на принципах, закрепленных в статье 34 ЗК РФ, регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия их предоставления; положения данного закона распространяется на всех лиц, заинтересованных в получении земельных участков в аренду.
Суд кассационной инстанции находит правомерными, основанными на надлежащем толковании и правильном применении норм материального права выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что в рассматриваемом случае подлежал применению порядок, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Неисполнение со стороны Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области требований о публикации сообщения о наличии предполагаемых для сдачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного   назначения   обоснованно   признано   нарушением
требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Следует признать ошибочным, основанным на неправильном толковании правовых норм довод кассационной жалобы о том, что действия Министерства не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку заявление подано только Главой КФХ Аношиным С.А., иных заявлений не было.
Отсутствие заблаговременной публикации в СМИ сообщения о предполагаемой передаче земельных участков могло повлиять на круг потенциальных претендентов на приобретение прав на данные земельные участки.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в части выводов о том, что в рассматриваемом случае имело место нарушение со стороны Министерства части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Вместе с тем, сделав указанный вывод, суд первой инстанции принял решение о признании незаконными оспариваемых Департаментом решения и предписания антимонопольного органа, считая их вынесенными в отношении ненадлежащего лица. При этом суд исходил из того, что поскольку Департамент госимущества и земельных отношений Ульяновской области внесен в ЕГРЮЛ только 31.12.2008г, следовательно, антимонопольный орган не мог вынести решение, в соответствии с которым признаны незаконными действия Департамента - юридического
лица, которое на момент принятия распоряжений о передаче земельных участков еще не существовало.
Апелляционный суд обоснованно признал данные выводы суда первой инстанции ошибочными.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2008 № 500-П утверждено Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, согласно пункту 1.9 которого Департамент является правопреемником Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по всем обязательствам Министерства.
Из материалов дела следует, что у Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области идентичны ИНН/КПП (7303003740/732501001), ОГРН (1027301177749).
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа было вынесено в отношении надлежащего лица, поскольку на момент вынесения решения (17.04.2009) Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области было реорганизовано в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (с 31.12.2008). Данный вывод послужил основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении требований Департамента. .
Учитывая то, что принятое апелляционный судом постановление основано на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены данного судебного акта у суда кассационной инстанции отсутствуют.
 
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской   Федерации,   Федеральный   арбитражный   суд  Поволжского
округа


ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Федоровой Т.Н., Хасанова Р.Г., в отсутствие: заявителя - извещен, не явился, ответчика - извещен, не явился, заинтересованного лица - извещено, не явилось, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск...

[format] => full_html [safe_value] =>

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Баширова Э.Г., судей Федоровой Т.Н., Хасанова Р.Г., в отсутствие: заявителя - извещен, не явился, ответчика - извещен, не явился, заинтересованного лица - извещено, не явилось, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-01-31 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-01-31 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320766544 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )