Решение в отношении Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска

Дата публикации: 6 апреля 2010, 04:00

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.fas.uln.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от  06.04.2010  № 1682-04


РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 23.03.2010                                                                                                                                       В полном объеме решение изготовлено 06.04.2010                                                                      

ДЕЛО № 6179/04-2009

г. Ульяновск

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления П.Г. Юдин,
члены -    начальник отдела М.С. Степанова,
- специалист-эксперт А.В. Федорова,

рассмотрев дело № 6179/04-2009 по признакам нарушения Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульянов-ска (432063, г. Ульяновск, ул. К. Маркса, 15) части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»)

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Улья-новской области  от  27.01.2010  №  25  возбуждено   дело  и создана Комиссия по рассмотре-нию дела о нарушении антимонопольного законодательства Комитетом ЖКХ мэрии г. Улья-новска, выразившегося в необоснованном предоставлении льгот ОАО «Домоуправляющая ком-пания Ленинского района», ставящих его в преимущественное положение по отношению к дру-гим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по управлению многоквартирны-ми домами.
Согласно письменным пояснениям Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска (вх. от 19.02.2010 № 1215) многоквартирные жилые дома, собственники которых не определились с выбором спо-соба управления и были дважды выставлены на открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, переданы в назначенные органом местного самоуправления  управляющие организации, положительно зарекомендовавшие себя на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами. При определении управляю-щей организации учитывалась территориальная принадлежность многоквартирных домов. Ко-митетом также были направлены письма с просьбой принять в управление данные дома ряду других управляющих организаций. Согласие принять в управление данные дома дали ОАО «ДК Ленинского района» и ОАО «ДК Железнодорожного района». Муниципальные управляющие компании, в управлении которых ранее находились данные дома, в настоящее время находятся в стадии предбанкротства, в связи с чем оставлять данные дома в управлении этих управляю-щих организаций нецелесообразно.
Согласно письменным поясненим УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска были направлены дополнительные соглашения к договору «возмезд-ного оказания услуг по управлению муниципальным жилищным фондом» от 10.01.2005 № 0004 об исключении из акта приема-передачи жилищного фонда из муниципальной казны в управ-ление УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» жилых домов, находящихся в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района». Согласно данным дополнительным соглашениям от 01.10.2009 и 01.12.2009 из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» было исключено 379 жилых домов.      
На заседании комиссии 25.02.2010 представители Комитета в дополнение к представлен-ным письменным пояснениям пояснили, что принятие решения о передаче в управление  ОАО «ДК Ленинского района» данных многоквартирных домов было мотивировано необходимостью получения финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищ-но-коммунального хозяйства в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно ко-торому количество домов, находящихся в управлении коммерческих организаций коммуналь-ного комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образова-ния, должно увеличиваться. Также пояснили, что Комитетом постоянно ведется разъяснитель-ная работа с собственниками помещений в доме по вопросу о выборе способа управления. 
По вопросу согласования передачи в управление многоквартирных домов, которые были вставлены на конкурс единым лотом, но в последующим не были переданы в управление ОАО «ДК Ленинского района» как единый объект (извещения №№ 24, 71, 163, 202, 207, 282, 284, 807, 857, 876, 916, 917, 944, 948, 1332), Комитет пояснил (исх. от 15.03.2010 № 639) следующее:
- извещение № 24 - собственники жилых помещений дома по ул. Льва Толстого, 47 до   назначения   управляющей   организации   органом   местного   самоуправления выбрали способ управления - ОАО «ДК Ленинского района» (копия протокола прилагается);
- извещение № 71 - жилой дом по ул. Пархоменко, 88 исключен из муниципальной соб-ственности   (копия   Постановления   Главы   города   от   07.05.2008   №   3211 прилагается).
- извещение № 163 - жилой дом по ул. Кузнецова, 4а - собственники выбрали способ управления путем создания ТСЖ «Серебряный источник»;
- извещение № 202 - собственники жилых домов по ул. Ленина, 27, 29 до назначения управляющей   организации   органом   местного   самоуправления   выбрали   способ управле-ния - ОАО «ДК Ленинского района»;
- извещение № 207 - жилой дом по пер. Комиссара Иванова, 4 признан непригодным для постоянного проживания и жители переселены;
- извещение № 282 - собственники жилых помещений дома по ул. Радищева, 153 до на-значения управляющей организации органом местного самоуправления выбрали способ управ-ления - ОАО «ДК Ленинского района» (копия протокола прилагается);
- жилой дом по ул. Радищева, 157 исключен из муниципальной собственности (копия Постановления Главы города от 07.05.2008 № 3211 прилагается);
- извещение № 284 - собственники жилых помещений дома по ул. Докучаева, 8 до назна-чения управляющей организации органом местного самоуправления выбрали способ управле-ния - ОАО «ДК Ленинского района» (копия протокола прилагается);
- извещение № 807 - в муниципальной собственности числилась квартира № 2 по ул. Ко-рюкина,  11, которая была исключена из муниципальной собственности(копия уведомления КУГИ № 81 от 20.10.2008г. прилагается);
- извещение № 876 - жилой дом по ул. Радищева исключен из муниципальной собствен-ности (копия Уведомления КУГИ № 42 от 24.03.2008 прилагается);
- извещение № 857 - жилой дом по ул. Мира, 41  исключен из муниципальной собствен-ности   (копия   Постановления   Главы   города   от   07.05.2008   №   3211 прилагается);
- извещение №916 - жилой дом по ул. Советская, 107 исключен из муниципальной соб-ственности (копия уведомления КУГИ № 125 от 16.11.2009 прилагается);
- ул. Новая, 107 - выбран способ управления - самоуправление.
- извещение № 917 - жилые дома по ул. Любови Шевцовой №№ 54, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 70, 72, 73, 74, 75, 76, 78, 80, 82, 84, 86, 88 – собственники выбрали способ управления путем создания ТСЖ «Мостотряд - 51»;
- извещение № 944 - жилой дом по ул. Симбирская, 22 исключен из муниципальной соб-ственности (копия Уведомления КУГИ № 61 от 28.07.2008г. прилагается);
- извещение  №   948  -  жилые  дома  по  ул.   Пензенская,   7   и   12   исключены   из му-ниципальной собственности (копия Уведомления КУГИ № 28 от 04.02.2008г. прилагается);
- извещение №  1332 - жилой дом в с. Протопоповка, ул. Заречная, 3 ошибочно пропущен в списке домов, не определившихся с выбором способа управления, по которым открытый кон-курс признан несостоявшимся.
Кроме того, Комитет пояснил, что многоквартирный жилой дом по ул. Крымова, 71 при повторной публикации извещения о проведении конкурса был ошибочно пропущен и выстав-лен однократно.
Согласно заявлению Лемесева А.С. Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска в 2009 году, многоквартирный дом по ул. Островского, 19, незаконно дважды выставлялся на открытый конкурс по отбору управляющей организации. По мнению заявителя, Комитет не вправе был объявлять конкурс на право заключения договора управления многоквартирным домом после 01.05.2008.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» орган местного самоуправления мог проводить подобный конкурс только до 01.05.2008. Повторный конкурс был объявлен после окончания срока прове-дения данных конкурсов. Считает, что право выбора управляющей компании реализуется соб-ственниками на общем собрании, следовательно, данные действия Комитета нарушают жилищ-ное законодательство Российской Федерации. 

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о необходимости признать в действиях Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска по согласованию передачи многоквартирных жилых домов из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского района» нарушение части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
При этом комиссия исходила из следующего.
В рамках проводимого мониторинга рынка услуг по управлению многоквартирными до-мами в муниципальных образованиях с населением свыше 10 тысяч человек (поручение ФАС России от 13.03.2009 № АК/6589) от Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска были получены све-дения о способе управления многоквартирными домами, о порядке выбора управляющей орга-низации согласно Таблицам 1 и 2 (исх. от 11.01.2010 № 3).    
Из анализа представленной информации следует, что в управление ОАО «ДК Ленинско-го района» Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска согласована передача многоквартирных до-мов без проведения конкурса, ранее находившихся в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района».
Данное обстоятельство подтверждается письмом Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска (исх. от 17.06.2009 № 1439), направленным в адрес ОАО «ДК Ленинского района», с просьбой рассмотреть вопрос о принятии в управление многоквартирные жилые дома, собственники ко-торых не определились с выбором способа управления. Данные дома дважды были выставлены на открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, но заявок на участие в конкурсе не поступало.
В подтверждение принятого решения ОАО «ДК Ленинского района» представлено ре-шение от 22.06.2009 единственного учредителя ОАО «ДК Ленинского района» - МУП «Улья-новская городская электросеть» в лице директора Абубекярова А.К., о принятии от УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление многоквартирных домов, собственники которых не оп-ределились с выбором способа управления.   
Управление данными многоквартирными домами УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» осуществляло на основании договора возмездного оказания услуг по управлению муниципаль-ным жилищным фондом от 11.01.2005 № 0004.  
Дополнительным соглашением от 21.08.2009 к договору возмездного оказания услуг по управлению муниципальным жилищным фондом от 11.01.2005 № 0004 исключены из акта про-ема-передачи жилого фонда из муниципальной казны в управление УМУП «УК ЖКХ Ленин-ского района» жилые дома, которые были переданы в управление ОАО «ДК Ленинского рай-она».
Необходимо учесть, что право на заключение договора управления многоквартирным домом по ул. Крымова, 71 выставлялось на конкурс один раз.
Передача многоквартирных домов из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» оформлена 01.10.2009 и 01.12.2009 актами приема-передачи технической документации на ка-ждый многоквартирный дом, согласованными Комитетом.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в дейст-вие Жилищного кодекса РФ» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникно-вения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с поло-жениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.03.2007 № 5280-СК/07, обязательства указанных организаций сохраняются до момента:
а) создания товарищества собственников жилья (п. 2 ч. 2 ст. 161, ч. 9 ст. 162, разд. VI Жи-лищного кодекса РФ);
б) принятия решения об управлении многоквартирным домом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 2 ч. 2 ст. 161, разд. V Ко-декса);
в) заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организаци-ей (п. 3 ч. 2 и ч. 4 ст. 161, ст. 162 Кодекса, ч. 1 ст. 18 Вводного закона) и возникновения в соот-ветствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств управляющих организаций по управлению много-квартирным домом, как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федераль-ным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей ор-ганизации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками поме-щений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквар-тирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управле-ния этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ заключение договора управления многоквар-тирным домом без проведения открытого конкурса, допускается, если конкурс в соответствии с законодательством РФ признан несостоявшимся, с единственным участником конкурса.
Таким образом, нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривают возможность пере-дачи многоквартирных домов в управление организации, которая не принимала участие в кон-курсе.
Следовательно,  согласовав передачу в управление многоквартирных домов, ранее нахо-дившихся в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района», в управление ОАО «ДК Ленин-ского района», не принимавшему участие в конкурсе, Комитет необоснованно предоставил льготы ОАО «ДК Ленинского района», ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по управлению мно-гоквартирными домами.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации предусматривает возмож-ность предоставления преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хо-зяйствующим субъектам в соответствии с порядком, предусмотренным главой 5 Закона «О за-щите конкуренции», путем подачи ходатайства о предоставлении государственной или муни-ципальной преференции. В управление такого ходатайства не поступало.
В соответствии с п. 4.3 Положения о Комитете ЖКХ мэрии г. Ульяновска, утвержденно-го решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90,  задачей Комитета является создание условий для управления многоквартирными домами, управление многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, представление интересов собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, организация и проведение открытых конкурсов по отбору управляющей организации в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ор-ганам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Рос-сийской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкурен-ции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ч. 1 ст. 15 Феде-рального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном предоставлении льгот ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района», ставящие его в преимуществен-ное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ус-луг по управлению многоквартирными домами, что может иметь своим результатом ограниче-ние конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
По результатам рассмотрения материалов дела установлено, что УМУП «УК ЖКХ Ле-нинского района» имеет кредиторскую задолженность, несет убытки, что подтверждается пред-ставленными бухгалтерскими балансами на 30.09.2009 и на 31.12.2009, отчетом о прибылях и убытках за 9 месяцев 2009 года, актами погашения задолженности за декабрь 2009 года, январь 2010 года.
Исходя из изложенного, Комиссия считает невозможной выдачу предписания по возврату многоквартирных домов в управление УМУП «УК ЖКХ Ленинского района», поскольку это может привести к ущемлению интересов третьих лиц – жильцов многоквартирных домов.  
По результатам рассмотрения заявления Лемесева А.С. по факту незаконной организации Комитетом конкурсов на право заключения договора управления многоквартирным домом по ул. Островского, 19, установлено, что конкурс на право заключения договора управления многоквартирным домом по ул. Островского, 19 был объявлен на 24.07.2009 и повторный кон-курс объявлен на 09.10.2009. Оба конкурса были признаны несостоявшимися. Акты передачи технической документации на данный дом были подписаны сторонами 01.12.2009.
19.12.2009 собственниками помещений в многоквартирном доме по ул. Островского, 19, было проведено общее собрание собственников помещений в данном доме.
Согласно протоколу общего собрания собственников принято решение продолжить со-трудничество с УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» (п. 2).
Повесткой дня собрания собственников было установление размера на содержание и те-кущий ремонт общего имущества в указанном доме, соответственно, нельзя признать решение собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Островского, 19, имеющим юриди-ческую силу.
Согласно ч. 2 ст. 46 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Фе-дерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собст-венниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, Комитет при организации конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по ул. Островского, 19, действовал в рамках полномочий, предусмотренных жилищным законодательством. 
Федеральным законом от 17.07.2009 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Россий-ской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 14.9 внесены изменения, согласно которым совершение дей-ствий (бездействия) должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, ор-ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ-ления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государствен-ных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законо-дательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограниче-нию или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотрен-ных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность в виде административного штрафа. Данная норма вступила в действия с 22.08.2009.
Должностным лицом Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска акты приема-передачи техни-ческой документации на многоквартирные дома, переданные из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в ОАО «ДК Ленинского района» согласованы 01.10.2009 и 01.12.2009.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,


РЕШИЛА:

1. Признать действия  Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска, выразившиеся в согласовании передачи многоквартирных домов от УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского района» без проведения конкурса, нарушением части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".  
2. Выдать Комитету ЖКХ мэрии г. Ульяновска предписание, направленное на обеспече-ние конкуренции, путем:
-  обязания провести конкурсы до 01.10.2010 на право заключения договоров управления многоквартирными домами, передача которых из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского района» была согласована Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска;
- обязания инициировать собрания собственников многоквартирных домов, по которым Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска была согласована передача технической документации из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского рай-она», с целью выбора способа управления многоквартирным домом.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.


Председатель комиссии П.Г. Юдин

Члены комиссии 
М.С. Степанова

А.В. Федорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонополь-ного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Феде-рации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 

stdClass Object ( [vid] => 15843 [uid] => 1 [title] => Решение в отношении Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 15844 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320766544 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.fas.uln.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от  06.04.2010  № 1682-04


РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 23.03.2010                                                                                                                                       В полном объеме решение изготовлено 06.04.2010                                                                      

ДЕЛО № 6179/04-2009

г. Ульяновск

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления П.Г. Юдин,
члены -    начальник отдела М.С. Степанова,
- специалист-эксперт А.В. Федорова,

рассмотрев дело № 6179/04-2009 по признакам нарушения Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульянов-ска (432063, г. Ульяновск, ул. К. Маркса, 15) части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»)

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Улья-новской области  от  27.01.2010  №  25  возбуждено   дело  и создана Комиссия по рассмотре-нию дела о нарушении антимонопольного законодательства Комитетом ЖКХ мэрии г. Улья-новска, выразившегося в необоснованном предоставлении льгот ОАО «Домоуправляющая ком-пания Ленинского района», ставящих его в преимущественное положение по отношению к дру-гим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по управлению многоквартирны-ми домами.
Согласно письменным пояснениям Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска (вх. от 19.02.2010 № 1215) многоквартирные жилые дома, собственники которых не определились с выбором спо-соба управления и были дважды выставлены на открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, переданы в назначенные органом местного самоуправления  управляющие организации, положительно зарекомендовавшие себя на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами. При определении управляю-щей организации учитывалась территориальная принадлежность многоквартирных домов. Ко-митетом также были направлены письма с просьбой принять в управление данные дома ряду других управляющих организаций. Согласие принять в управление данные дома дали ОАО «ДК Ленинского района» и ОАО «ДК Железнодорожного района». Муниципальные управляющие компании, в управлении которых ранее находились данные дома, в настоящее время находятся в стадии предбанкротства, в связи с чем оставлять данные дома в управлении этих управляю-щих организаций нецелесообразно.
Согласно письменным поясненим УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска были направлены дополнительные соглашения к договору «возмезд-ного оказания услуг по управлению муниципальным жилищным фондом» от 10.01.2005 № 0004 об исключении из акта приема-передачи жилищного фонда из муниципальной казны в управ-ление УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» жилых домов, находящихся в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района». Согласно данным дополнительным соглашениям от 01.10.2009 и 01.12.2009 из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» было исключено 379 жилых домов.      
На заседании комиссии 25.02.2010 представители Комитета в дополнение к представлен-ным письменным пояснениям пояснили, что принятие решения о передаче в управление  ОАО «ДК Ленинского района» данных многоквартирных домов было мотивировано необходимостью получения финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищ-но-коммунального хозяйства в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно ко-торому количество домов, находящихся в управлении коммерческих организаций коммуналь-ного комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образова-ния, должно увеличиваться. Также пояснили, что Комитетом постоянно ведется разъяснитель-ная работа с собственниками помещений в доме по вопросу о выборе способа управления. 
По вопросу согласования передачи в управление многоквартирных домов, которые были вставлены на конкурс единым лотом, но в последующим не были переданы в управление ОАО «ДК Ленинского района» как единый объект (извещения №№ 24, 71, 163, 202, 207, 282, 284, 807, 857, 876, 916, 917, 944, 948, 1332), Комитет пояснил (исх. от 15.03.2010 № 639) следующее:
- извещение № 24 - собственники жилых помещений дома по ул. Льва Толстого, 47 до   назначения   управляющей   организации   органом   местного   самоуправления выбрали способ управления - ОАО «ДК Ленинского района» (копия протокола прилагается);
- извещение № 71 - жилой дом по ул. Пархоменко, 88 исключен из муниципальной соб-ственности   (копия   Постановления   Главы   города   от   07.05.2008   №   3211 прилагается).
- извещение № 163 - жилой дом по ул. Кузнецова, 4а - собственники выбрали способ управления путем создания ТСЖ «Серебряный источник»;
- извещение № 202 - собственники жилых домов по ул. Ленина, 27, 29 до назначения управляющей   организации   органом   местного   самоуправления   выбрали   способ управле-ния - ОАО «ДК Ленинского района»;
- извещение № 207 - жилой дом по пер. Комиссара Иванова, 4 признан непригодным для постоянного проживания и жители переселены;
- извещение № 282 - собственники жилых помещений дома по ул. Радищева, 153 до на-значения управляющей организации органом местного самоуправления выбрали способ управ-ления - ОАО «ДК Ленинского района» (копия протокола прилагается);
- жилой дом по ул. Радищева, 157 исключен из муниципальной собственности (копия Постановления Главы города от 07.05.2008 № 3211 прилагается);
- извещение № 284 - собственники жилых помещений дома по ул. Докучаева, 8 до назна-чения управляющей организации органом местного самоуправления выбрали способ управле-ния - ОАО «ДК Ленинского района» (копия протокола прилагается);
- извещение № 807 - в муниципальной собственности числилась квартира № 2 по ул. Ко-рюкина,  11, которая была исключена из муниципальной собственности(копия уведомления КУГИ № 81 от 20.10.2008г. прилагается);
- извещение № 876 - жилой дом по ул. Радищева исключен из муниципальной собствен-ности (копия Уведомления КУГИ № 42 от 24.03.2008 прилагается);
- извещение № 857 - жилой дом по ул. Мира, 41  исключен из муниципальной собствен-ности   (копия   Постановления   Главы   города   от   07.05.2008   №   3211 прилагается);
- извещение №916 - жилой дом по ул. Советская, 107 исключен из муниципальной соб-ственности (копия уведомления КУГИ № 125 от 16.11.2009 прилагается);
- ул. Новая, 107 - выбран способ управления - самоуправление.
- извещение № 917 - жилые дома по ул. Любови Шевцовой №№ 54, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 70, 72, 73, 74, 75, 76, 78, 80, 82, 84, 86, 88 – собственники выбрали способ управления путем создания ТСЖ «Мостотряд - 51»;
- извещение № 944 - жилой дом по ул. Симбирская, 22 исключен из муниципальной соб-ственности (копия Уведомления КУГИ № 61 от 28.07.2008г. прилагается);
- извещение  №   948  -  жилые  дома  по  ул.   Пензенская,   7   и   12   исключены   из му-ниципальной собственности (копия Уведомления КУГИ № 28 от 04.02.2008г. прилагается);
- извещение №  1332 - жилой дом в с. Протопоповка, ул. Заречная, 3 ошибочно пропущен в списке домов, не определившихся с выбором способа управления, по которым открытый кон-курс признан несостоявшимся.
Кроме того, Комитет пояснил, что многоквартирный жилой дом по ул. Крымова, 71 при повторной публикации извещения о проведении конкурса был ошибочно пропущен и выстав-лен однократно.
Согласно заявлению Лемесева А.С. Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска в 2009 году, многоквартирный дом по ул. Островского, 19, незаконно дважды выставлялся на открытый конкурс по отбору управляющей организации. По мнению заявителя, Комитет не вправе был объявлять конкурс на право заключения договора управления многоквартирным домом после 01.05.2008.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» орган местного самоуправления мог проводить подобный конкурс только до 01.05.2008. Повторный конкурс был объявлен после окончания срока прове-дения данных конкурсов. Считает, что право выбора управляющей компании реализуется соб-ственниками на общем собрании, следовательно, данные действия Комитета нарушают жилищ-ное законодательство Российской Федерации. 

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о необходимости признать в действиях Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска по согласованию передачи многоквартирных жилых домов из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского района» нарушение части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
При этом комиссия исходила из следующего.
В рамках проводимого мониторинга рынка услуг по управлению многоквартирными до-мами в муниципальных образованиях с населением свыше 10 тысяч человек (поручение ФАС России от 13.03.2009 № АК/6589) от Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска были получены све-дения о способе управления многоквартирными домами, о порядке выбора управляющей орга-низации согласно Таблицам 1 и 2 (исх. от 11.01.2010 № 3).    
Из анализа представленной информации следует, что в управление ОАО «ДК Ленинско-го района» Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска согласована передача многоквартирных до-мов без проведения конкурса, ранее находившихся в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района».
Данное обстоятельство подтверждается письмом Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска (исх. от 17.06.2009 № 1439), направленным в адрес ОАО «ДК Ленинского района», с просьбой рассмотреть вопрос о принятии в управление многоквартирные жилые дома, собственники ко-торых не определились с выбором способа управления. Данные дома дважды были выставлены на открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, но заявок на участие в конкурсе не поступало.
В подтверждение принятого решения ОАО «ДК Ленинского района» представлено ре-шение от 22.06.2009 единственного учредителя ОАО «ДК Ленинского района» - МУП «Улья-новская городская электросеть» в лице директора Абубекярова А.К., о принятии от УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление многоквартирных домов, собственники которых не оп-ределились с выбором способа управления.   
Управление данными многоквартирными домами УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» осуществляло на основании договора возмездного оказания услуг по управлению муниципаль-ным жилищным фондом от 11.01.2005 № 0004.  
Дополнительным соглашением от 21.08.2009 к договору возмездного оказания услуг по управлению муниципальным жилищным фондом от 11.01.2005 № 0004 исключены из акта про-ема-передачи жилого фонда из муниципальной казны в управление УМУП «УК ЖКХ Ленин-ского района» жилые дома, которые были переданы в управление ОАО «ДК Ленинского рай-она».
Необходимо учесть, что право на заключение договора управления многоквартирным домом по ул. Крымова, 71 выставлялось на конкурс один раз.
Передача многоквартирных домов из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» оформлена 01.10.2009 и 01.12.2009 актами приема-передачи технической документации на ка-ждый многоквартирный дом, согласованными Комитетом.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в дейст-вие Жилищного кодекса РФ» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникно-вения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с поло-жениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.03.2007 № 5280-СК/07, обязательства указанных организаций сохраняются до момента:
а) создания товарищества собственников жилья (п. 2 ч. 2 ст. 161, ч. 9 ст. 162, разд. VI Жи-лищного кодекса РФ);
б) принятия решения об управлении многоквартирным домом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 2 ч. 2 ст. 161, разд. V Ко-декса);
в) заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организаци-ей (п. 3 ч. 2 и ч. 4 ст. 161, ст. 162 Кодекса, ч. 1 ст. 18 Вводного закона) и возникновения в соот-ветствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств управляющих организаций по управлению много-квартирным домом, как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федераль-ным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей ор-ганизации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками поме-щений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквар-тирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управле-ния этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ заключение договора управления многоквар-тирным домом без проведения открытого конкурса, допускается, если конкурс в соответствии с законодательством РФ признан несостоявшимся, с единственным участником конкурса.
Таким образом, нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривают возможность пере-дачи многоквартирных домов в управление организации, которая не принимала участие в кон-курсе.
Следовательно,  согласовав передачу в управление многоквартирных домов, ранее нахо-дившихся в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района», в управление ОАО «ДК Ленин-ского района», не принимавшему участие в конкурсе, Комитет необоснованно предоставил льготы ОАО «ДК Ленинского района», ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по управлению мно-гоквартирными домами.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации предусматривает возмож-ность предоставления преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хо-зяйствующим субъектам в соответствии с порядком, предусмотренным главой 5 Закона «О за-щите конкуренции», путем подачи ходатайства о предоставлении государственной или муни-ципальной преференции. В управление такого ходатайства не поступало.
В соответствии с п. 4.3 Положения о Комитете ЖКХ мэрии г. Ульяновска, утвержденно-го решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90,  задачей Комитета является создание условий для управления многоквартирными домами, управление многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, представление интересов собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, организация и проведение открытых конкурсов по отбору управляющей организации в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ор-ганам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Рос-сийской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкурен-ции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ч. 1 ст. 15 Феде-рального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном предоставлении льгот ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района», ставящие его в преимуществен-ное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ус-луг по управлению многоквартирными домами, что может иметь своим результатом ограниче-ние конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
По результатам рассмотрения материалов дела установлено, что УМУП «УК ЖКХ Ле-нинского района» имеет кредиторскую задолженность, несет убытки, что подтверждается пред-ставленными бухгалтерскими балансами на 30.09.2009 и на 31.12.2009, отчетом о прибылях и убытках за 9 месяцев 2009 года, актами погашения задолженности за декабрь 2009 года, январь 2010 года.
Исходя из изложенного, Комиссия считает невозможной выдачу предписания по возврату многоквартирных домов в управление УМУП «УК ЖКХ Ленинского района», поскольку это может привести к ущемлению интересов третьих лиц – жильцов многоквартирных домов.  
По результатам рассмотрения заявления Лемесева А.С. по факту незаконной организации Комитетом конкурсов на право заключения договора управления многоквартирным домом по ул. Островского, 19, установлено, что конкурс на право заключения договора управления многоквартирным домом по ул. Островского, 19 был объявлен на 24.07.2009 и повторный кон-курс объявлен на 09.10.2009. Оба конкурса были признаны несостоявшимися. Акты передачи технической документации на данный дом были подписаны сторонами 01.12.2009.
19.12.2009 собственниками помещений в многоквартирном доме по ул. Островского, 19, было проведено общее собрание собственников помещений в данном доме.
Согласно протоколу общего собрания собственников принято решение продолжить со-трудничество с УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» (п. 2).
Повесткой дня собрания собственников было установление размера на содержание и те-кущий ремонт общего имущества в указанном доме, соответственно, нельзя признать решение собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Островского, 19, имеющим юриди-ческую силу.
Согласно ч. 2 ст. 46 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Фе-дерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собст-венниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, Комитет при организации конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по ул. Островского, 19, действовал в рамках полномочий, предусмотренных жилищным законодательством. 
Федеральным законом от 17.07.2009 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Россий-ской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 14.9 внесены изменения, согласно которым совершение дей-ствий (бездействия) должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, ор-ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ-ления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государствен-ных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законо-дательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограниче-нию или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотрен-ных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность в виде административного штрафа. Данная норма вступила в действия с 22.08.2009.
Должностным лицом Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска акты приема-передачи техни-ческой документации на многоквартирные дома, переданные из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в ОАО «ДК Ленинского района» согласованы 01.10.2009 и 01.12.2009.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,


РЕШИЛА:

1. Признать действия  Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска, выразившиеся в согласовании передачи многоквартирных домов от УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского района» без проведения конкурса, нарушением части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".  
2. Выдать Комитету ЖКХ мэрии г. Ульяновска предписание, направленное на обеспече-ние конкуренции, путем:
-  обязания провести конкурсы до 01.10.2010 на право заключения договоров управления многоквартирными домами, передача которых из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского района» была согласована Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска;
- обязания инициировать собрания собственников многоквартирных домов, по которым Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска была согласована передача технической документации из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского рай-она», с целью выбора способа управления многоквартирным домом.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.


Председатель комиссии П.Г. Юдин

Члены комиссии 
М.С. Степанова

А.В. Федорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонополь-ного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Феде-рации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.fas.uln.ru, to73@fas.gov.ru

Исх. от  06.04.2010  № 1682-04


РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 23.03.2010                                                                                                                                       В полном объеме решение изготовлено 06.04.2010                                                                      

ДЕЛО № 6179/04-2009

г. Ульяновск

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

председатель - зам. руководителя управления П.Г. Юдин,
члены -    начальник отдела М.С. Степанова,
- специалист-эксперт А.В. Федорова,

рассмотрев дело № 6179/04-2009 по признакам нарушения Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульянов-ска (432063, г. Ульяновск, ул. К. Маркса, 15) части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»)

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Улья-новской области  от  27.01.2010  №  25  возбуждено   дело  и создана Комиссия по рассмотре-нию дела о нарушении антимонопольного законодательства Комитетом ЖКХ мэрии г. Улья-новска, выразившегося в необоснованном предоставлении льгот ОАО «Домоуправляющая ком-пания Ленинского района», ставящих его в преимущественное положение по отношению к дру-гим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по управлению многоквартирны-ми домами.
Согласно письменным пояснениям Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска (вх. от 19.02.2010 № 1215) многоквартирные жилые дома, собственники которых не определились с выбором спо-соба управления и были дважды выставлены на открытый конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, переданы в назначенные органом местного самоуправления  управляющие организации, положительно зарекомендовавшие себя на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами. При определении управляю-щей организации учитывалась территориальная принадлежность многоквартирных домов. Ко-митетом также были направлены письма с просьбой принять в управление данные дома ряду других управляющих организаций. Согласие принять в управление данные дома дали ОАО «ДК Ленинского района» и ОАО «ДК Железнодорожного района». Муниципальные управляющие компании, в управлении которых ранее находились данные дома, в настоящее время находятся в стадии предбанкротства, в связи с чем оставлять данные дома в управлении этих управляю-щих организаций нецелесообразно.
Согласно письменным поясненим УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска были направлены дополнительные соглашения к договору «возмезд-ного оказания услуг по управлению муниципальным жилищным фондом» от 10.01.2005 № 0004 об исключении из акта приема-передачи жилищного фонда из муниципальной казны в управ-ление УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» жилых домов, находящихся в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района». Согласно данным дополнительным соглашениям от 01.10.2009 и 01.12.2009 из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» было исключено 379 жилых домов.      
На заседании комиссии 25.02.2010 представители Комитета в дополнение к представлен-ным письменным пояснениям пояснили, что принятие решения о передаче в управление  ОАО «ДК Ленинского района» данных многоквартирных домов было мотивировано необходимостью получения финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищ-но-коммунального хозяйства в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно ко-торому количество домов, находящихся в управлении коммерческих организаций коммуналь-ного комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образова-ния, должно увеличиваться. Также пояснили, что Комитетом постоянно ведется разъяснитель-ная работа с собственниками помещений в доме по вопросу о выборе способа управления. 
По вопросу согласования передачи в управление многоквартирных домов, которые были вставлены на конкурс единым лотом, но в последующим не были переданы в управление ОАО «ДК Ленинского района» как единый объект (извещения №№ 24, 71, 163, 202, 207, 282, 284, 807, 857, 876, 916, 917, 944, 948, 1332), Комитет пояснил (исх. от 15.03.2010 № 639) следующее:
- извещение № 24 - собственники жилых помещений дома по ул. Льва Толстого, 47 до   назначения   управляющей   организации   органом   местного   самоуправления выбрали способ управления - ОАО «ДК Ленинского района» (копия протокола прилагается);
- извещение № 71 - жилой дом по ул. Пархоменко, 88 исключен из муниципальной соб-ственности   (копия   Постановления   Главы   города   от   07.05.2008   №   3211 прилагается).
- извещение № 163 - жилой дом по ул. Кузнецова, 4а - собственники выбрали способ управления путем создания ТСЖ «Серебряный источник»;
- извещение № 202 - собственники жилых домов по ул. Ленина, 27, 29 до назначения управляющей   организации   органом   местного   самоуправления   выбрали   способ управле-ния - ОАО «ДК Ленинского района»;
- извещение № 207 - жилой дом по пер. Комиссара Иванова, 4 признан непригодным для постоянного проживания и жители переселены;
- извещение № 282 - собственники жилых помещений дома по ул. Радищева, 153 до на-значения управляющей организации органом местного самоуправления выбрали способ управ-ления - ОАО «ДК Ленинского района» (копия протокола прилагается);
- жилой дом по ул. Радищева, 157 исключен из муниципальной собственности (копия Постановления Главы города от 07.05.2008 № 3211 прилагается);
- извещение № 284 - собственники жилых помещений дома по ул. Докучаева, 8 до назна-чения управляющей организации органом местного самоуправления выбрали способ управле-ния - ОАО «ДК Ленинского района» (копия протокола прилагается);
- извещение № 807 - в муниципальной собственности числилась квартира № 2 по ул. Ко-рюкина,  11, которая была исключена из муниципальной собственности(копия уведомления КУГИ № 81 от 20.10.2008г. прилагается);
- извещение № 876 - жилой дом по ул. Радищева исключен из муниципальной собствен-ности (копия Уведомления КУГИ № 42 от 24.03.2008 прилагается);
- извещение № 857 - жилой дом по ул. Мира, 41  исключен из муниципальной собствен-ности   (копия   Постановления   Главы   города   от   07.05.2008   №   3211 прилагается);
- извещение №916 - жилой дом по ул. Советская, 107 исключен из муниципальной соб-ственности (копия уведомления КУГИ № 125 от 16.11.2009 прилагается);
- ул. Новая, 107 - выбран способ управления - самоуправление.
- извещение № 917 - жилые дома по ул. Любови Шевцовой №№ 54, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 70, 72, 73, 74, 75, 76, 78, 80, 82, 84, 86, 88 – собственники выбрали способ управления путем создания ТСЖ «Мостотряд - 51»;
- извещение № 944 - жилой дом по ул. Симбирская, 22 исключен из муниципальной соб-ственности (копия Уведомления КУГИ № 61 от 28.07.2008г. прилагается);
- извещение  №   948  -  жилые  дома  по  ул.   Пензенская,   7   и   12   исключены   из му-ниципальной собственности (копия Уведомления КУГИ № 28 от 04.02.2008г. прилагается);
- извещение №  1332 - жилой дом в с. Протопоповка, ул. Заречная, 3 ошибочно пропущен в списке домов, не определившихся с выбором способа управления, по которым открытый кон-курс признан несостоявшимся.
Кроме того, Комитет пояснил, что многоквартирный жилой дом по ул. Крымова, 71 при повторной публикации извещения о проведении конкурса был ошибочно пропущен и выстав-лен однократно.
Согласно заявлению Лемесева А.С. Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска в 2009 году, многоквартирный дом по ул. Островского, 19, незаконно дважды выставлялся на открытый конкурс по отбору управляющей организации. По мнению заявителя, Комитет не вправе был объявлять конкурс на право заключения договора управления многоквартирным домом после 01.05.2008.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» орган местного самоуправления мог проводить подобный конкурс только до 01.05.2008. Повторный конкурс был объявлен после окончания срока прове-дения данных конкурсов. Считает, что право выбора управляющей компании реализуется соб-ственниками на общем собрании, следовательно, данные действия Комитета нарушают жилищ-ное законодательство Российской Федерации. 

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия пришла к выводу о необходимости признать в действиях Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска по согласованию передачи многоквартирных жилых домов из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского района» нарушение части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
При этом комиссия исходила из следующего.
В рамках проводимого мониторинга рынка услуг по управлению многоквартирными до-мами в муниципальных образованиях с населением свыше 10 тысяч человек (поручение ФАС России от 13.03.2009 № АК/6589) от Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска были получены све-дения о способе управления многоквартирными домами, о порядке выбора управляющей орга-низации согласно Таблицам 1 и 2 (исх. от 11.01.2010 № 3).    
Из анализа представленной информации следует, что в управление ОАО «ДК Ленинско-го района» Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска согласована передача многоквартирных до-мов без проведения конкурса, ранее находившихся в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района».
Данное обстоятельство подтверждается письмом Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска (исх. от 17.06.2009 № 1439), направленным в адрес ОАО «ДК Ленинского района», с просьбой рассмотреть вопрос о принятии в управление многоквартирные жилые дома, собственники ко-торых не определились с выбором способа управления. Данные дома дважды были выставлены на открытый конкурс по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, но заявок на участие в конкурсе не поступало.
В подтверждение принятого решения ОАО «ДК Ленинского района» представлено ре-шение от 22.06.2009 единственного учредителя ОАО «ДК Ленинского района» - МУП «Улья-новская городская электросеть» в лице директора Абубекярова А.К., о принятии от УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление многоквартирных домов, собственники которых не оп-ределились с выбором способа управления.   
Управление данными многоквартирными домами УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» осуществляло на основании договора возмездного оказания услуг по управлению муниципаль-ным жилищным фондом от 11.01.2005 № 0004.  
Дополнительным соглашением от 21.08.2009 к договору возмездного оказания услуг по управлению муниципальным жилищным фондом от 11.01.2005 № 0004 исключены из акта про-ема-передачи жилого фонда из муниципальной казны в управление УМУП «УК ЖКХ Ленин-ского района» жилые дома, которые были переданы в управление ОАО «ДК Ленинского рай-она».
Необходимо учесть, что право на заключение договора управления многоквартирным домом по ул. Крымова, 71 выставлялось на конкурс один раз.
Передача многоквартирных домов из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» оформлена 01.10.2009 и 01.12.2009 актами приема-передачи технической документации на ка-ждый многоквартирный дом, согласованными Комитетом.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в дейст-вие Жилищного кодекса РФ» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникно-вения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с поло-жениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.03.2007 № 5280-СК/07, обязательства указанных организаций сохраняются до момента:
а) создания товарищества собственников жилья (п. 2 ч. 2 ст. 161, ч. 9 ст. 162, разд. VI Жи-лищного кодекса РФ);
б) принятия решения об управлении многоквартирным домом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 2 ч. 2 ст. 161, разд. V Ко-декса);
в) заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организаци-ей (п. 3 ч. 2 и ч. 4 ст. 161, ст. 162 Кодекса, ч. 1 ст. 18 Вводного закона) и возникновения в соот-ветствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств управляющих организаций по управлению много-квартирным домом, как на основании решений общих собраний собственников помещений, так и по результатам открытых конкурсов.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федераль-ным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей ор-ганизации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками поме-щений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквар-тирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управле-ния этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ заключение договора управления многоквар-тирным домом без проведения открытого конкурса, допускается, если конкурс в соответствии с законодательством РФ признан несостоявшимся, с единственным участником конкурса.
Таким образом, нормы Жилищного кодекса РФ не предусматривают возможность пере-дачи многоквартирных домов в управление организации, которая не принимала участие в кон-курсе.
Следовательно,  согласовав передачу в управление многоквартирных домов, ранее нахо-дившихся в управлении УМУП «УК ЖКХ Ленинского района», в управление ОАО «ДК Ленин-ского района», не принимавшему участие в конкурсе, Комитет необоснованно предоставил льготы ОАО «ДК Ленинского района», ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке услуг по управлению мно-гоквартирными домами.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации предусматривает возмож-ность предоставления преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хо-зяйствующим субъектам в соответствии с порядком, предусмотренным главой 5 Закона «О за-щите конкуренции», путем подачи ходатайства о предоставлении государственной или муни-ципальной преференции. В управление такого ходатайства не поступало.
В соответствии с п. 4.3 Положения о Комитете ЖКХ мэрии г. Ульяновска, утвержденно-го решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90,  задачей Комитета является создание условий для управления многоквартирными домами, управление многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности, представление интересов собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, организация и проведение открытых конкурсов по отбору управляющей организации в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ор-ганам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Рос-сийской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкурен-ции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ч. 1 ст. 15 Феде-рального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном предоставлении льгот ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района», ставящие его в преимуществен-ное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке ус-луг по управлению многоквартирными домами, что может иметь своим результатом ограниче-ние конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
По результатам рассмотрения материалов дела установлено, что УМУП «УК ЖКХ Ле-нинского района» имеет кредиторскую задолженность, несет убытки, что подтверждается пред-ставленными бухгалтерскими балансами на 30.09.2009 и на 31.12.2009, отчетом о прибылях и убытках за 9 месяцев 2009 года, актами погашения задолженности за декабрь 2009 года, январь 2010 года.
Исходя из изложенного, Комиссия считает невозможной выдачу предписания по возврату многоквартирных домов в управление УМУП «УК ЖКХ Ленинского района», поскольку это может привести к ущемлению интересов третьих лиц – жильцов многоквартирных домов.  
По результатам рассмотрения заявления Лемесева А.С. по факту незаконной организации Комитетом конкурсов на право заключения договора управления многоквартирным домом по ул. Островского, 19, установлено, что конкурс на право заключения договора управления многоквартирным домом по ул. Островского, 19 был объявлен на 24.07.2009 и повторный кон-курс объявлен на 09.10.2009. Оба конкурса были признаны несостоявшимися. Акты передачи технической документации на данный дом были подписаны сторонами 01.12.2009.
19.12.2009 собственниками помещений в многоквартирном доме по ул. Островского, 19, было проведено общее собрание собственников помещений в данном доме.
Согласно протоколу общего собрания собственников принято решение продолжить со-трудничество с УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» (п. 2).
Повесткой дня собрания собственников было установление размера на содержание и те-кущий ремонт общего имущества в указанном доме, соответственно, нельзя признать решение собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Островского, 19, имеющим юриди-ческую силу.
Согласно ч. 2 ст. 46 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Фе-дерации федеральным органом исполнительной власти, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собст-венниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Таким образом, Комитет при организации конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по ул. Островского, 19, действовал в рамках полномочий, предусмотренных жилищным законодательством. 
Федеральным законом от 17.07.2009 № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Россий-ской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 14.9 внесены изменения, согласно которым совершение дей-ствий (бездействия) должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, ор-ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ-ления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государствен-ных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законо-дательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограниче-нию или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотрен-ных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность в виде административного штрафа. Данная норма вступила в действия с 22.08.2009.
Должностным лицом Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска акты приема-передачи техни-ческой документации на многоквартирные дома, переданные из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в ОАО «ДК Ленинского района» согласованы 01.10.2009 и 01.12.2009.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,


РЕШИЛА:

1. Признать действия  Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска, выразившиеся в согласовании передачи многоквартирных домов от УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского района» без проведения конкурса, нарушением части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".  
2. Выдать Комитету ЖКХ мэрии г. Ульяновска предписание, направленное на обеспече-ние конкуренции, путем:
-  обязания провести конкурсы до 01.10.2010 на право заключения договоров управления многоквартирными домами, передача которых из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского района» была согласована Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска;
- обязания инициировать собрания собственников многоквартирных домов, по которым Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска была согласована передача технической документации из управления УМУП «УК ЖКХ Ленинского района» в управление ОАО «ДК Ленинского рай-она», с целью выбора способа управления многоквартирным домом.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.


Председатель комиссии П.Г. Юдин

Члены комиссии 
М.С. Степанова

А.В. Федорова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонополь-ного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Феде-рации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу №6179/04-2009 от 6.04.2010 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе...

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу №6179/04-2009 от 6.04.2010 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-06 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-06 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320766544 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )