Отчет деятельности Управления ФАС России по Ульяновской области за 2011 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

 

ОТЧЕТ

деятельности  Управления ФАС России по Ульяновской 

области за 2011 год

1.      Сравнительные итоги работы Ульяновского УФАС России

в 2010 и 2011 гг.

 

Значительно выросла нагрузка на сотрудников управления в связи с возросшим числом поступающих заявлений и жалоб:

а) по 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- в 1,6 раза увеличилось количество рассмотренных заявлений;

б)  по 94-ФЗ Закон о размещении заказов:

- в 1,2 раза увеличилось количество рассмотренных жалоб;

- в 1,35 раза увеличилось количество проведенных проверок.

 

В сфере антимонопольного регулирования товарных рынков (ФЗ-135)

 

Наименование показателя

2010 год

2011 год

% роста

Рассмотрено заявлений

139

225

61%

Рассмотрено дел

100 (из них 35 по собственной инициативе)

119 (из них 31 по собственной инициативе)

19%

Признано нарушений

80

100

25%

Количество судебных дел

42

60

43%

Общая сумма наложенных штрафов (на товарных рынках)

3,8 млн. руб.

28, 4 млн. руб.

в 7,5 раз

Сумма оплаченных штрафов (на товарных рынках)

3,6 млн. руб.

5, 7 млн. руб.

в 1,6 раза

 

 

В сфере размещения заказов (ФЗ-94)

 

 

2010 год

2011 год

% роста

Поступило жалоб

271

335

23,6 %

Проведено проверок

100

135

35 %

Выдано предписаний

134

145

 8,2 %

 

 

Фед.

Суб.

Мун.

Фед.

Суб.

Мун.

 

56

(41,8%)

11

(8,2 %)

67

(50%)

26

(17,9 %)

23

(15,9 %)

96

(66,2 %)

 

 

Меры административной ответственности:

 

 

 

Возбуждено дел

375

389

3,7 %

Выдано постановлений о наложении штрафа

123

183

48,7 %

Исполнено постановлений о наложении штрафа

91

170

86,8 %

Сумма наложенного штрафа (тыс. руб.)

2 303

2 058

10,6 %

Сумма уплаченного штрафа (тыс. руб.)

2 398

1 913

 20,2 %

 

В течение года Комиссии Ульяновского УФАС России в результате инициативных проверок и рассмотрения жалоб останавливали или отменяли торги на суммы от 8 тыс. руб. до 612 млн. руб.

 

2.      Примеры

 

а) Пример необоснованного препятствования деятельности хозяйствующих субъектов:

На основании заявления ООО «Группа-СТК» приказом от 29.10.2010 возбуждено дело № 6724/04-2010 по признакам нарушения Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска (далее также – Комитет, КАиГ) части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в предъявлении различных требований к хозяйствующим субъектам при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.  По результатам рассмотрения дела 11.02.2011 Комиссия признала в указанных действиях Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Установлено, что в ряде ответов КАиГ содержится указание на необходимость опубликовать информационное сообщение в газете «Ульяновск сегодня» в целях оформления земельно-правовых документах.  При этом по заявлениям некоторых хозяйствующих субъектов КАиГ сообщало, что сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства опубликовано в газете «Ульяновск сегодня», а также подготовлены акты выбора и схемы расположения заявленных земельных участков на кадастровом плане (карте).

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Комитет возлагает на хозяйствующие субъекты обязанность по опубликованию сообщений и оплату размещения указанных сообщений в газете «Ульяновск сегодня».  При этом Комитетом не публикуются аналогичные сообщения во исполнение своих обязанностей по опубликованию данных сообщений.

Из процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренной пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе обязанность органов местного самоуправления информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Уполномоченным по размещению публикации сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации, является Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска.

По результатам рассмотрения дела было выдано предписание о прекращении выявленных нарушений.

Комитет не согласился с вынесенными решениями и предписанием, обжаловав их в суд.  Однако суды 3 инстанций подтвердили законность вынесенных управлением решения и предписания.  На настоящий момент предписание исполнено, публикация осуществляется Комитетом самостоятельно..

 

б) Пример предоставления государственной или муниципальной преференции в нарушение закона:

Решением от 30.06.2011 Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска (далее также – Комитет, Комитет ДХБТ) был признан нарушившим пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в предоставлении в безвозмездное пользование МУП «Ульяновскдорремсервис» без торгов дорожной техники по договорам от 10.11.2010 № 231/1, от 12.11.2010 № 232, от 24.11.2010 № 241, от 07.12.2010 № 0253, от 12.12.2010 № 0232/1, от 14.12.2010 № 262, от 28.12.2010 № 0282/1.

Установлено, что полученная по договору лизинга от 08.10.2010, заключенного с ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», дорожная техника Комитетом ДХБиТ в последующем была передана на основании договоров безвозмездного пользования имуществом от 10.11.2010 № 231/1, от 12.11.2010 № 232, от 24.11.2010 № 241, от 07.12.2010 № 0253, от 12.12.2010 № 0232/1, от 14.12.2010 № 262, от 28.12.2010 № 0282/1 МУП «Ульяновскдорремсервис».

Передача дорожной техники произведена на основании актов приема-передачи.

Установлено, что 10.11.2010 Комитетом ДХБиТ объявлен открытый аукцион на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования «Город Ульяновск».

Аукционной документацией аукциона на право заключения муниципального контракта по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог не было предусмотрено предоставление прав на дорожную технику для целей исполнения муниципального контракта от 22.12.2010 № 0274.

22.12.2010 между Комитетом ДХБиТ и МУП «Ульяновскдоремсервис» заключен муниципальный контракт № 0274 по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах муниципального образования «Город Ульяновск».  Согласно пункту 1.3 исполнитель обязуется на свой риск выполнить весь комплекс работ с момента заключения контракта по 31.12.2013.

Договоры безвозмездного пользования дорожной техникой заключены в период с 10.11.2010 по 14.12.2010 (за исключением договора от 28.12.2010 № 0282/1), то есть до заключения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию улиц от 22.12.2010.

Видом деятельности МУП «Ульяновскдоремсервис», по которому предприятие отчитывается в налоговые органы, является «производство общестроительных работ» (код ОКВЭД 45.21).

На территории Ульяновской области зарегистрировано около 2000 хозяйствующих субъектов, осуществляющих такой вид деятельности как «производство общестроительных работ».

Указанные выше лица являются конкурентами МУП «Ульяновскдорремсервис» на товарном рынке работ по содержанию автомобильных дорог и инженерных сооружений на них.  Однако в связи с отсутствием публичных процедур при предоставлении указанного выше имущества, иные хозяйствующие субъекты информацией о возможности получения данного имущества в пользование не обладали и оказались в менее выгодных условиях деятельности.

По результатам рассмотрения дела управление выдало предписание по возврату имущества, полученного по договорам лизинга.

Комитет, не согласившись с решением, обжаловал его в суд, однако решением судов 2 инстанций решение управления было оставлено без изменений.  После вступления в силу решения суда Комитет отчитался об исполнении предписания. Управление обратилось с иском в суд о признании указанных договоров недействительными,  судом иск удовлетворён.

 

в) Пример прочих нарушений органов власти:

По результатам рассмотрения дела № 7554/04-2011, возбужденного приказом от 21.06.2011, Комиссия управления решением от 10.08.2011 признала пункт 7 статьи 15 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Ульяновск», принятого в новой редакции решением Ульяновской Городской Думы от 07.06.2010 № 66 «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Ульяновск» (далее – Правила), противоречащим части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с указанным пунктом Правил «При отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска в течение двух недель с момента поступления заявления обеспечивает публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно).  В информационном сообщении также должны содержаться сведения о предполагаемых размерах земельного участка, адресные ориентиры земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка, информация о праве граждан направлять предложения и замечания по вопросам предоставления земельного участка с указанием адреса и телефона отраслевого (функционального) органа мэрии города Ульяновска, в который направляются предложения и замечания, и срока для направления предложений и замечаний.

В случае, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявления о предоставлении одного и того же земельного участка для целей, не связанных со строительством, такой земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения».

Указанная норма может повлечь ограничение прав хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку предусматривает предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения только в случае поступления двух и более заявок до опубликования информационного сообщения.  В случае, если заявление о предоставлении земельного участка поступило после публикации указанного сообщения, то данное заявление Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска не рассматривается по существу и земельный участок предоставляется без проведения торгов по первоначальному заявлению.

Таким образом, положение указанной нормы не обеспечивает создание равных условий доступа к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, и к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

Согласно абзацу 4 части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.  Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду.

Данная норма не обеспечивает равные условия хозяйствующим субъектам для доступа получения земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По результатам рассмотрения заявления Ульяновской Городской Думе выдано предписание об устранении нарушения.  Ульяновская Городская Дума обжаловала указанное решение и предписание в суд, суд удовлетворил жалобу УГД , в  настоящее время данное решение обжалуется УФАС.

 

г) Примеры административных дел, возбужденных по статье 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1) 24.11.2011 по делу №7875-К/04-2011 заместителем руководителя Ульяновского УФАС России Председатель Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Основанием для привлечения к ответственности послужило предоставление в безвозмездное пользование МУП «Ульяновскдорремсервис» без торгов дорожной техники по договору от 07.12.2010 № 0253 (указанные действия Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска решением комиссии от 30.06.2011 по результатам рассмотрения дела № 7363/04-2011 признаны нарушением пункта 7 части 1  статьи 15 Закона «О защите конкуренции»).  

Штраф в размере 15 000 рублей был оспорен в районом суде, однако требования должностного лица  оставлены без удовлетворения. Штраф оплачен.

 

2) 30.09.2011 по делу №7695-К/04-2011 Заместитель Главы муниципального образования «город Ульяновск» был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Основанием для привлечения к ответственности послужило  решение комиссии по делу № 6749/04-2010 от 28.12.2010, в соответствии с которым действия мэрии г. Ульяновска, выразившиеся в предъявлении к хозяйствующим субъектам неустановленных нормативными правовыми актами требований к внешнему облику временных сооружений (торговых павильонов, киосков), расположенных на территории г. Ульяновска; а также в установлении различных сроков при заключении договоров аренды земельных участков под размещение временных сооружений (торговых павильонов, киосков), признаны нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Штраф обжалован в суд, на настоящий момент решениями судов вышестоящих инстанций постановление оставлено в силе, штраф оплачен.

 

д) Пример дела, возбужденного по признакам нарушения статьи 16, повлекшего ограничение доступа на рынок.

30.11.2011 Комиссией управления в действиях Администрации МО «Инзенское городское поселение» и ООО «Котлотехсервис», выразившихся в осуществлении работ по модернизации – расширению, техническому перевооружению котельной № 6 в г. Инза Инзенского района Ульяновской области (установка 3-х водогрейных котлов взамен 2-х паровых котлов ДКВР-20/13 тепловой мощностью 10,0 Гкал/час) без проведения обязательных в соответствии с законодательством о размещении заказов процедур (муниципальный контракт от 15.12.2009 № 30), признано нарушение статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», что повлекло ограничение доступа хозяйствующим субъектам на товарный рынок.

Дело № 7984/04-2011 было возбуждено по инициативе управления приказом от 31.10.2011.

Администрацией МО «Инзенское городское поселение» 12.11.2009 был объявлен открытый аукцион № 09.ОА-2009.  При размещении указанного заказа 16.12.2009 была подана жалоба ООО «Газтеплосервис-С» (дело № 6072/03-2009) на действия аукционной комиссии (муниципальный заказчик, уполномоченный орган - Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Инзенское городское поселение») при проведении открытого аукциона № 09.ОА-2009.  В ходе рассмотрения указанной жалобы от заказчика поступили пояснения о том, что муниципальный контракт на выполнение указанных работ не заключен, данный факт также подтверждается аудиозаписью рассмотрения жалобы.

15.12.2009 (до завершения открытого аукциона № 09.ОА-2009) заказчиком был заключен муниципальный контракт № 30, предметом которого является выполнение работ по модернизации – расширению, техническому перевооружению котельной № 6 в г. Инза Инзенского района Ульяновской области (установка 3-х водогрейных котлов взамен 2-х паровых котлов ДКВР-20/13 тепловой мощностью 10,0 Гкал/час).  В преамбуле контракта указано, что он заключен в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Федерального закона «О размещении заказов».

В ходе рассмотрения дела №6072/03-2009, которое рассматривалось по Федеральному закону «О размещении заказов», было установлено, что часть работ, являющихся предметом аукциона, выполнена, что подтверждается представленными фотографиями.  Факт того, что работы выполнены, представителями Администрации (заказчика) в рамках дела не отрицался.  Данный факт установлен также в решении Инзенского районного суда от 23.03.2010.

На основании приказа № 108 от 11.05.2010 Ульяновским УФАС России проведена дополнительная внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что работы по модернизации котельной № 6 с установкой 3-х водогрейных котлов взамен 2-х паровых котлов ДКВР-20/13 тепловой мощностью 10,0 Гкал/час производились в октябре 2009 года.  Согласно собранным доказательствам работы по модернизации были завершены  28.10.2009 и котлы сразу же были запущены в работу.

Работы по муниципальному контракту от 15.12.2009 № 30 выполнены и приняты 16.12.2009, оплачены на основании платежных поручений от 17.12.2009 № 764, от 31.12.2009 №№ 284, 288, 290,в связи с чем Комиссия приняла решение предписание не выдавать.

По результатам рассмотрения данного дела возбуждены дела по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ в отношении ООО «Котлотехсервис» и по ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ  главы муниципального образования, подписавшего контракт. Решения вступили в законную силу. Штрафы оплачены.

 

е) Решением от 01.12.2011 Комиссия по делу № 7829/04-2011 признала наличие в действиях Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области при организации и проведении конкурса на право заключения договора оказания услуг по осуществлению контроля за движением транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и международном сообщениях автомобильным транспортом на территории Ульяновской области, используя механизмы глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), назначенного на 16.08.2011, нарушения:

- п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка определения победителя указанного конкурса;

- ч. 2 ст. 17 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в установлении необоснованных требований к участнику конкурса в части наличия у участника конкурса действующих лицензий на оказание услуг по предмету конкурса (п. 1.4.2 конкурсной документации), что привело к ограничению доступа к участию в указанном конкурсе.

При этом, установлено, что в составе заявки одного из участников представлены договоры на оказание телематических услуг, которые заключены с 01.01.2011 при том, что лицензия на оказание телематических услуг выдана обществу только 28.07.2011, с указанием, что с 28.07.2013 требуется начать оказание услуг.

Таким образом, заявку данного лица следовало отклонить как не соответствующую конкурсной документации, т.к. обществом представлены недостоверные сведения об осуществлении деятельности по оказанию телематических услуг связи.

  По результатам данного дела вынесено постановление по статье 14.9 КоАП РФ.

Решения УФАС обжалованы в суде.

ё) Решением от 11.10.2011 по делу №7786/04-2011 комиссия управления признала действия ГОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет», выразившиеся в создании ООО «Научно-технический центр развития инновационных проектов «Перспектива» преимущественных условий участия в торгах путём доступа к информации при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации международной стажировки для 15 сотрудников УлГТУ по теме: «Развитие инновационной инфраструктуры вуза, частно-государственное партнёрство в сфере внедрения новых технологий в системе ЖКХ города» (США, г. Нью – Йорк, период с 21.05.2011 по 28.05.2011), нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Дело было возбуждено на основании заявления гражданина, поступившего в управление из СУ СК России по Ульяновской области.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что часть работ была выполнена победителем до проведения аукциона, а также что руководитель организации – победителя является сотрудником УлГТУ, в связи с чем стало возможным исполнение до поведения аукциона.

По результатам данного дела по статье 14.9 КоАП РФ дело не возбуждалось, т.к. статья 14.9 КоАП РФ не распространяется на должностных лиц хозяйствующих субъектов.

ж) Пример дела, возбужденного по статье 17.1:

Решением от 02.09.2011 по делу № 7711/04-2011 Комиссия признала нарушение Ульяновским центром научно-технической информации – филиалом ФГУ «РЭА» Минэнерго России (далее также – Учреждение) пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», что выразилось в заключении дополнительных соглашений № 2 от 20.08.2009 и № 3 от 27.10.2009 к договору аренды от 21.04.2009 № 3 с ООО «Сервис – Лик ЛТД», с нарушением требований статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Дело было возбуждено приказом от 01.08.2011 на основании материалов, поступивших в управление из Прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска.

По результатам торгов, проведенных Учреждением 17.09.2009, с ООО «СЕРВИС ЛИК ЛТД» заключен договор аренды недвижимого имущества от 21.04.2009 № 3, в соответствии с которым Учреждение передаёт, а ООО «СЕРВИС ЛИК ЛТД» принимает в аренду нежилые помещения на первом этаже в административном здании, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, 48/2, общей площадью 224,95 кв.м.

В соответствии с п. 6.1 вышеназванного договора Учреждением с ООО «СЕРВИС ЛИК ЛТД» к договору аренды недвижимого имущества от 21.04.2009 № 3 были заключены дополнительные соглашения, а именно: № 2 от 20.08.2009 и № 3 от 27.10.2009, в соответствии с которыми Учреждение предоставило в аренду ООО «Сервис – ЛИК ЛТД» недвижимое имущество - помещения № 8, 9, 10 подвала и №№ 15, 21-24 первого этажа здания, расположенного по вышеуказанному адресу, соответственно.  Торги Учреждением не проводились, основания для заключения договора без торгов отсутствовали.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Учреждением с ООО «СЕРВИС ЛИК ЛТД» заключено дополнительное соглашение от 06.07.2010 № 7, в соответствии с которым Арендатор возвратил, а Арендодатель принял недвижимое имущество - помещения № 8, 9, 10 подвала, общей площадью 152,36 кв.м., расположенного по адресу: ул. Гончарова, 48/2.  Также Учреждением с ООО «СЕРВИС ЛИК ЛТД» составлен акт приёма-передачи недвижимого имущества от 29.04.2011, согласно которому Арендатор возвратил, а Арендодатель принял недвижимое имущество - нежилые помещения № 21-24, общей площадью 43,5 кв.м., первого этажа здания, расположенного по указанному адресу.

Таким образом, поскольку Учреждением были приняты меры по возврату имущества, переданного по дополнительным соглашениям, заключённым к договору аренды недвижимого имущества от 21.04.2009 № 3, соответственно, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

з) Пример рассмотренной жалобы по 94-ФЗ:

В результате проведения внеплановой проверки при рассмотрении жалобы участника размещения заказа на действия единой комиссии (заказчик – Комитет жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии города Ульяновска, уполномоченный орган – Комитет по экономике, регулированию цен и тарифов и муниципального заказа и  мэрии г. Ульяновска) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0368300000111000549 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных жилых домов и проездов к ним в г. Ульяновске (начальная (максимальная) цена контракта – 328 004 218,86 руб., дата подведения итогов открытого аукциона в электронной форме – 17.06.2011 г.) были выявлены нарушения пункта 1 части 4 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) в части необоснованного допуска к участию в открытом аукционе в электронной форме (в действиях единой комиссии), части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов в части несоблюдения требования Ульяновского УФАС России о не заключении муниципального контракта до рассмотрения жалобы по существу (в действиях заказчика).

Комиссией Ульяновского УФАС России не было выдано предписание в связи с тем, что муниципальный контракт был заключен.

Должностным лицом Ульяновского УФАС России были возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении:

- должностного лица заказчика (наложен штраф в размере пятидесяти тысяч рублей за невыполнение в установленный срок законного требования территориального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов), штраф оплачен;

- трех членов единой комиссии (наложено три штрафа в размере тридцати тысяч рублей на каждого за нарушение порядка отбора участников аукциона на право заключить муниципальный контракт), два штрафа оплачены, один был обжалован в суд общей юрисдикции (постановление Ульяновского УФАС России оставлено в силе).

В дальнейшем в связи с поступающей информацией из СМИ Ульяновским УФАС России была проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения заказчиком - Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии г. Ульяновска и подрядчиком - ИП Гасановым Львом Шамилем-Оглы законодательства о размещении заказов при исполнении муниципального контракта подряда № 0138 от 30.06.2011 г. по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме № 0368300000111000549 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных жилых домов и проездов к ним в г. Ульяновске (начальная (максимальная) цена контракта – 328 004 218,86 руб., дата подведения итогов открытого аукциона в электронной форме – 17.06.2011 г.).

В ходе проведения проверки, по результатам которой составлен акт № 100 от 02.11.2011 г., были установлены следующие нарушения Закона о размещении заказов.

В силу части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 статьи 9, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 Закона о размещении заказов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.7 и 8.1 статьи 9, частью 26.1 статьи 65 Закона.

Согласно части 11 статьи 41.9 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, по начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, или по цене контракта, согласованной с таким участником размещения заказа и не превышающей начальной (максимальной) цены контракта. Участник размещения заказа, признанный единственным участником открытого аукциона, не вправе отказаться от заключения контракта.

Муниципальный контракт № 0138 от 30.06.2011 г. был заключен между Комитетом ЖКХиЭ мэрии г. Ульяновска и ИП Гасановым Л.Ш-О. на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме № 0368300000111000549.

Вместе с тем, заказчиком и подрядчиком 22.08.2011 г. было заключено дополнительное соглашение № 1 к муниципальному контракту № 0138 от 28.06.2011 г., которым были изменены условия исполнения контракта, а именно:

1) Согласно пункту 3.1 раздела 3 «Сроки и порядок выполнения работ» муниципального контракта № 0138 от 28.06.2011 г. работы, указанные в пункте 1.1 указанного муниципального контракта выполняются с момента заключения контракта до 10.08.2011 г.

В соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения № 1 от 22.08.2011 г. к муниципальному контракту № 0138 от 28.06.2011 г. пункт 3.1 муниципального контракта излагается в следующей редакции: «работы, указанные в пункте 1.1 настоящего контракта выполняются с момента заключения контракта до 31.10.2011 г.».

2) В пункте 4.3 муниципального контракта № 0138 от 28.06.2011 г. определен следующий порядок расчетов: оплата работ осуществляется по безналичному расчету, перечислением денежных средств на расчетный счет подрядчика в следующем порядке:

- без предварительной оплаты (без аванса), после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ по отдельным объектам до 30 % от суммы контракта и 70 % - после подписания сторонами актов выполненных работ по всем объектам и представления итоговых документов, указанных в п. 3.2 указанного муниципального контракта в течение 30 банковских дней;

- представление итоговых документов после 15.08.2011 г. к оплате не принимаются и оплата выполненных работ в размере 70 % суммы контракта не производится.

В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения № 1 от 22.08.2011 г. к муниципальному контракту № 0138 от 28.06.2011 г. пункт 4.3. излагается в следующей редакции: «Порядок расчетов: оплата осуществляется по безналичному расчету, перечислением денежных средств на расчетный счет подрядчика в соответствии с условиями настоящего контракта.

Заказчик перечисляет подрядчику предварительную оплату (аванс) в размере 30 % от суммы контракта.

Оплата выполненных работ производится заказчиком за фактически выполненные работ и затраты на основании акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в течение 15 банковских дней после их подписания заказчиком, за вычетом произведенной без предварительной оплаты (аванса), отражаемой подрядчиком в справке стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 пропорционально выполненным объемам работ».

3) Согласно пункту 3 дополнительного соглашения № 1 от 22.08.2011 г. к муниципальному контракту № 0138 от 28.06.2011 г. в сметную документацию были внесены изменения в соответствии с изменениями в проектной документации объемов работ по благоустройству дворовых территорий жилых домов, в пределах общей суммы муниципального контракта.

Изменение сроков исполнения контракта не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N Д05-5243.

Изменение порядка оплаты и объемов выполняемых работ не входят в перечень условий контракта, которые могут быть изменены заказчиком в одностороннем порядке, либо по соглашению сторон.

Следовательно, дополнительным соглашением № 1 от 22.08.2011 г. в муниципальный контракт были внесены изменения, не предусмотренные Законом о размещении заказов.

По результатам проведения указанной проверки должностным лицом Ульяновского УФАС России были возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении:

- должностного лица заказчика (наложен штраф в размере двадцати тысяч рублей за изменение условий исполнения контракта на выполнение работ для нужд заказчика, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом);

- ИП Гасанова Л.Ш.-О. (наложен штраф в размере двадцати тысяч рублей за изменение условий исполнения контракта на выполнение работ для нужд заказчика, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом).

 

 

3.      Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции») и контроль рекламной деятельности

В отчетном периоде выявлено 8 нарушений статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2010 году - 9).  Общее количество поступивших заявлений - 20 (14), по 9 заявлениям возбуждено 9 дел (9), 2 из которых прекращены в связи с неподтверждением нарушения антимонопольного законодательства.

По видам выявленные нарушения (по классификации формы № 1 отчета) распределяются следующим образом:

1. распространение ложных сведений - в отчетном периоде дела по данному виду нарушений не возбуждались;

2. введение потребителей в заблуждение - возбуждено 3 дела, 1 прекращено, в связи с отсутствием факта нарушения;

3. некорректное сравнение - в отчетном периоде дела по данному виду нарушений не возбуждались;

4. незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности - в отчетном периоде дела по данному виду нарушений не возбуждались;

5. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, - в отчетном периоде дела по данному виду нарушений не возбуждались;

6. приобретение и использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица - в отчётном году возбуждено 1 дело;

7. прочие нарушения - возбуждено 6 дел, 1 прекращено, в связи с отсутствием факта нарушения.

В 2011 году выдано предписаний об устранении нарушений - 7, исполнено - 3.  В стадии исполнения - 4 предписания (исполнение 3 предписаний приостановлено в связи с обжалованием решений в арбитражном суде).  По сравнению с предыдущим периодом (в 2010 году рассмотрено 11 дел, в 2011 году – 10 дел), произошло незначительное уменьшение количества дел, возбужденных по статье 14.  При этом в 2011 году значительно увеличилось количество обжалуемых в суде решений, вынесенных по статье 14.  В 2011 году обжаловано 6 решений: 3 – принятых в 2010 году, 3 – принятых в 2011 году.

Осталось неизменным, по сравнению с прошлым годом (2 - 2010 год, 2 - 2011 год), количество принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения.

За прошедший год Ульяновским УФАС России рассмотрено 50 дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Из них 17 дел рассмотрено по заявлениям граждан или юридических лиц, остальные 33 дела – по инициативе управления.

В 2011 году вынесено 31 постановление о наложении штрафа за нарушение законодательства о рекламе по ст. 14.3 КоАП РФ. Общая сумма штрафов, наложенных управлением за нарушение рекламного законодательства составила 707 000 рублей. 900 000 рублей штрафов оплачено (в том числе за 2010 год), из них 540 000 рублей поступило в региональные бюджеты.

С учетом социальной значимости Ульяновское УФАС России пристальное внимание уделяло рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и методов лечения, БАДов, финансовых услуг, алкогольной продукции и пива.

Управлением выдано 42 предписания об устранении нарушений рекламного законодательства, из которых 38 исполнено, 4 предписаний на момент истечения отчетного периода находилось в стадии исполнения.

Из всех обжалованных решений и постановлений арбитражными судами отменено только 1 постановление о наказании.

 

4. Работа по адвокатированию конкуренции в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов

 

В целях проведения конкурентной политики, предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, Ульяновским УФАС России в рамках адвокатирования конкуренции широко используется механизм разъяснения и повышения информированности общественности о пользе конкуренции.

В отчетный период работа по адвокатированию конкуренции в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов проводилась Ульяновским УФАС России, в том числе, посредством участия в совещаниях, организованных органами власти.

Сотрудники управления в отчетном периоде приняли активное участие в работе 52 совещаний структур различных органов власти.  Часть совещаний затрагивала вопросы антимонопольного законодательства (19), контроля за размещением заказов (26)  (7 совещаний были посвящены другим темам).

Состоялось 8 рабочих встреч руководителя управления с Губернатором Ульяновской области.  Руководителем управления были проведены рабочие встречи с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, министрами, главами районов, руководителями крупных предприятий области (41).  Совместно Губернатором Ульяновской области и руководителем Ульяновского УФАС России были организованы селекторные совещания (2) с Правительством Ульяновской области и главами муниципальных образований по итогам размещения государственного и муниципального заказа.

Управлением было организовано 5 пресс-конференций по темам: «Итоги деятельности управления в сфере контроля за размещением государственных и муниципальных закупок в 2010 году»; «Итоги деятельности управления в сфере антимонопольного регулирования и контроля за рекламной деятельностью в 2010 году»; «Итоги деятельности управления за I полугодие 2011 года»; «Итоги внеплановых проверок в отношении государственных и муниципальных заказчиков, проведенных в августе 2011 года», «Третий антимонопольный пакет - завершение реформы по совершенствованию антимонопольного законодательства. Влияние новых поправок на бизнес, власть и граждан». 

В отчетном периоде о деятельности Ульяновского УФАС России вышло 902 материала в печатных и Интернет-СМИ (по данным сайтов ulpressa.ru, google.ru, news.yandex.ru, uliyanovsk.bezformata.ru); сделано 97 выступлений представителей управления на радио и телевидении.  Наибольший интерес у средств массовой информации вызвали темы, касающиеся незаконного предоставления преференций, нарушения законодательства о размещении заказов Министерством здравоохранения Ульяновской области при закупках медицинского оборудования и т.д.

За указанный период руководитель управления принял участие в 4 радиопередачах «Будни» государственной телерадиокомпании «Волга» и 2 телепередачах «Первые лица» государственной телерадиокомпании «Волга», а также в 2 телепередачах «Один на один» телерадиокомпании «Репортер».

Управлением было проведено 3 заседания Общественно-консультативного совета при Ульяновском УФАС России.  В ходе заседаний были обсуждены следующие темы: итоги работы Ульяновского УФАС России в 2010 году; программа развития конкуренции в Ульяновской области до 2012 года; проблемы предоставления государственных и муниципальных преференций; итоги работы Ульяновского УФАС России в 1-ом полугодии  2011 года; результаты реформы системы государственного заказа и предложения по совершенствованию законодательства, предварительные итоги работы Ульяновского УФАС России за 2011 год, Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 03.12.2011 № 383-ФЗ).

В результате заседаний ОКС усилилась работа управления с общественными организациями по повышению грамотности участников рынка в сфере антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов, принимались меры по предупреждению нарушений в сфере антимонопольного законодательства.

Ульяновским УФАС России были организованы семинары:

- с Департаментом государственных закупок Министерства Ульяновской области - 6 семинаров по реализации ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и разъяснению отдельных вопросов осуществления государственных и муниципальных закупок;

- с Департаментом государственных закупок Министерства Ульяновской области - семинар-практикум «Закупки товаров, работ и услуг государственными корпорациями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями и субъектами естественных монополий по ФЗ-223 от 18.07.2011»;

круглые столы:

- с Торгово-промышленной палатой Ульяновской области - «Проблемные вопросы определения начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта»;

- с журналом «Деловое обозрение» - «Новые правила на рынке алкогольной продукции. Кто выиграет?»;

-  с редакторами районных печатных изданий - «О взаимодействии с Ульяновским УФАС России».

На сайте Ульяновского УФАС России размещено 1752 материала, из них 986 составляют новости территориального управления.  Остальную часть информации, размещенную на сайте управления, составляют решения и предписания, постановления о наказании, материалы судебной практики, публикации, разъяснения по вопросам применения законодательства о размещении заказов и антимонопольного законодательства, анализы рынков.  На сайте работает «Обратная связь», через которую рассматриваются обращения граждан и юридических лиц.  Также на сайте размещается график рассмотрения дел.  График расписан по дням с обязательным указанием времени рассмотрения, стороны по делу, а также указывается номер дела и нарушенная статья действующего законодательства.  Информация размещается в сроки, установленные Положением об информационной политике ФАС России и ее территориальных органов.

С апреля 2011 года управление выпускает «Вестник Ульяновского УФАС России».  Вестник предназначен, в первую очередь, для разъяснения федерального законодательства.  Вестник распространяется в управлении среди лиц, непосредственно участвующих в делах, рассматриваемых Ульяновским УФАС России.  Также распространяется электронная версия «Вестника».  Периодичность издания – 1 раз в 2 недели.  На 31 декабря управление издало 19 выпусков «Вестника».

С 29 декабря 2011 года на ТРК «Репортер» началась трансляция социальной рекламы ФАС России  «В мире животных нет места бизнесу, и в мире бизнеса нет места животным».  До конца года вышло 8 выпусков рекламы.

 Управлением ведется разъяснительная работа с журналистами по вопросам, касающимся нарушений в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, рекламного законодательства.

Также готовятся и рассылаются участникам рынка, органам власти материалы по разъяснению антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, рекламного законодательства в части профилактики пресечения нарушений в этих сферах.

За указанный период управлением рассмотрено 268 обращений граждан.  Из них 58 обращений поступило через «обратную связь» с сайта Ульяновского УФАС России.  В 2011 году был принят 21 гражданин, из них 15 принято руководителем и его заместителями.  В ходе личного приема граждан специалистами управления ведутся разъяснения целей и задач современного антимонопольного регулирования.

В 2011 году специалисты Ульяновского УФАС России читали лекции на курсах повышения квалификации в ФГБОУ ВПО «УлГУ».

В журнале «Конкуренция и рынок» № 3 за сентябрь 2011 года вышла статья руководителя Ульяновского УФАС России Г.С. Спирчагова, заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламной деятельности Ульяновского УФАС России И.И. Спиридонова, начальника отдела товарных рынков Ульяновского УФАС России М.С. Степановой, начальника отдела контроля размещения заказа и антимонопольного контроля органов власти Ульяновского УФАС России О.О. Маенковой «СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ».  В 3-х номерах журнала «Консультант Правоведа» за 2011 год были опубликованы статьи: специалиста-эксперта Ульяновского УФАС России Е.И. Гужовой «Торги и недобросовестные поставщики», начальника отдела товарных рынков Ульяновского УФАС России М.С. Степановой «Поставщики тепловой энергии незаконно выставляли потери в оплату за отопление», «Проблемы квалификации согласованных действий хозяйствующих субъектов».  В Научно-практическом электронном журнале «Российское конкурентное право и экономика»/Выпуск 1 вышла статья руководителя Ульяновского УФАС России Г.С. Спирчагова, начальника отдела товарных рынков Ульяновского УФАС России М.С. Степановой «Незаконное выставление дополнительной платы («13 платежки») за отопление.  Позиция ФАС на примере типичного «дела».

В указанный период в управлении прошли практику 11 студентов вузов г.Ульяновска, 2 из них проходили практику в пресс-службе управления.

В октябре - ноябре студенты ФГБОУ ВПО «УлГУ» (26), обучающиеся по специальности «Реклама», посещали заседания Комиссии Ульяновского УФАС России, рассматривающей дела о нарушении Федерального закона «О рекламе».  Все студенты отметили целесообразность посещения подобных заседаний.

По результатам проделанной работы:

- повысился уровень знания бизнеса, чиновников и граждан о направлениях антимонопольной политики в России, полномочиях и функциях Ульяновского УФАС России, целях и задачах, стоящих перед антимонопольным органом, антимонопольном законодательстве, законодательстве о размещении заказов, рекламном законодательстве;

- повысилась правовая грамотность предпринимателей и органов власти в части  антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов, рекламного законодательства;

- снизился уровень нарушений антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о госзаказе вследствие незнания законов;

- получалась обратная связь на действия, предпринимаемые Ульяновским УФАС России.

Для совершенствования работы по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях ФАС России Ульяновское УФАС России предлагает:

- увеличить число рабочих встреч руководителя управления и заместителей руководителя управления с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, министрами, главами районов, руководителями крупных предприятий области;

- приглашать СМИ на заседание консультативные и экспертные советы.

 

5. Заключение

В 2011 году продолжался рост нагрузки на управление в целом и каждого отдельно взятого сотрудника.  Напряженность работы было вызвана большим объемом задач, которые ставились перед управлением ФАС России, стремлением управления добросовестно выполнять возложенные контрольные и надзорные функции, ростом количества жалоб.

 Значительно увеличилось количество обращений в арбитражные суды и суды общей юрисдикции для обжалования решений и постановлений управления.  Прежде всего, это было вызвано высокими штрафными санкциями, применяемыми к юридическим и должностным лицам, а также к индивидуальным предпринимателям.

В отчетном периоде осуществлялось тесное взаимодействие управления с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными органами.