Предельная цена

Начиная с 2016 года антимонопольная служба снизила более 1 000 предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые важные лекарственные препараты. Средний размер снижения составил 40%. В 2019 году ФАС России удалось снизить цены на 242 лекарственных препарата из перечня ЖНВЛП. Это миллиарды рублей, которые остались у населения.

 

Руководитель регионального управления Геннадий Спирчагов со ссылкой на главу ведомства Игоря Артемьева рассказал о максимальной стоимости вакцины от коронавируса.

Она не будет превышать тысячу рублей за одну дозу. Тариф скоро будет установлен.

- Дальше он будет только снижаться, когда будут появляться индикаторы для референтных стран, - процитировал Артемьева Геннадий Спирчагов, не уточнив, о какой именно из трех вакцин идет речь.

А вот лекарства для амбулаторного лечения коронавируса уже в ближайшее время подешевеют в десять раз! - заверил Геннадий Спирчагов. Антимонопольное ведомство заинтересовалось тремя российскими препаратами от COVID-19 после публикаций в СМИ: сообщалось, что цены на них достигли 12 000 рублей за упаковку.

- Компании-производители привели свои обоснования цены, но мы проверяем их, средства уже включены в перечень жизненно важных, и следует ожидать, что в ближайшее время они должны подешеветь примерно в десять раз, - добавил руководитель УФАС по Ульяновской области. - Но в целом с повышением цен на лекарственные средства мы имеем дело уже много лет и успешно решаем эту проблему.

Благодаря усилиям ФАС на всех уровнях нам удалось сэкономить для граждан более восьми миллиардов рублей, иначе эти деньги стали бы для кого-то сверхприбылью. К примеру, в 2019 году УФАС добились снижения цен на 242 лекарственных средства. Средний размер снижения цен составил 40%.

Конечно, тема цен на лекарства в условиях пандемии как никогда актуальна, но занимаются в УФАС не только этим. На пресс-конференции в ульяновском управлении Геннадий Спирчагов рассказал о главных достижениях структуры и о том, чего следует ждать горожанам в самое ближайшее время.

 

Аукцион для всех

В России прорабатывается вопрос о реализации конфискованного имущества на электронных площадках аукционов. Звучит сложно, а означает примерно следующее: если у гражданина в пользу государства был арестован, к примеру, автомобиль за 10 000 000 рублей, то раньше машина так и стояла бы на стоянке несколько лет, а потом продалась «с молотка» за крайне небольшие деньги (10 000 рублей). В отдельных случаях покупателями были люди, близкие к органам власти.

Теперь с участием УФАС планируется создать единую электронную площадку, на которой каждый гражданин сможет предложить свою цену за реализуемое имущество - по самым примерным оценкам, это принесет бюджету триллион рублей, ибо в условиях аукциона выкуп будет проводиться по практически рыночной цене. Плюс не только для бюджета, но и для каждого из нас: в США, где такая схема действует давно, существуют целые субкультуры людей, занимающихся выкупом имущества у государства, - иной раз автомобили, квартиры и техника действительно достаются с существенной экономией.

Президент, кстати, назвал инициативу антимонопольщиков правильной и заявил, что «современные электронные средства, инструменты дают возможность сделать это достаточно быстро, эффективно».

 

Не время для рекламы

В период коронавируса в Ульяновской области - и в России в целом - существенно снизилось количество нарушений, связанных с рекламой. Отчасти стала лучше и ситуация с конкуренцией: в условиях пандемии государственные структуры получили возможность в некоторых случаях обходить конкурсные процедуры, экстренно закупая самое необходимое.

Правда, некоторые этой возможностью начали злоупотреблять, пользуясь пандемией, для того чтобы без конкурса определить подрядчика для ремонта дорог, например. В действительности упрощенная процедура была создана для другого - например, для поставок медицинских масок, ибо возможности ждать прохождения конкурса у организаций не было.

Кстати, о масках: если в условиях первой волны пандемии фиксировался значительный рост цен на них, то сейчас его пока удается сдержать, штрафы и предписания оказались достаточно эффективным механизмом. Не было зафиксировано и резкого скачка цен на иные продовольственные товары, а ведь весной работники УФАС были вынуждены мониторить их ежедневно!

 

Муниципальный синдром

Однако в целом результаты исполнения указа президента по развитию конкуренции в России исполняются пока не полностью; по данным, приведенным Геннадием Спирчаговым, уровень исполнения - только примерно 60%.

Главный неисполненный показатель - это снижение числа нарушений органами исполнительной власти. Причем за последние годы нарушать стали на муниципальном уровне чаще, чем на всех прочих уровнях. В Ульяновской области по статьям, связанным с защитной конкуренции, в этом году было выявлено 27 нарушений, по 25 из них уже выданы предупреждения. В 2017 году (то есть на момент выхода указа) нарушений было почти в два раза больше - 51. Но при этом в 2017 году 76% нарушений были нарушениями на уровне субъекта, и 23% - на местном, а в 2020 году 96% нарушений - это нарушения на местном уровне. Чаще всего муниципальные чиновники необоснованно предоставляют преимущества без торгов, реже - заменяют процедуру закупки предоставлением субсидий. Это может выглядеть вот так: вместо того чтобы объявить конкурс на поставку товара или услуги Н., местная администрация выделяет субсидии АНО (автономной организации), а та - уже совершенно легально - без конкурса определяет поставщика товара или услуги.

 

Как быть с МУПами

«Народная газета» уже поднимала тему ликвидации муниципальных предприятий - на одной из предшествующих пресс-конференций УФАС антимонопольщики заявили, что создавать новые муниципальные предприятия на конкурентных рынках теперь запрещено, а существующие должны поэтапно уходить с рынка. Так вот, ни «Ульяновскводоканала», ни МУП «Электротранс» эта ликвидация - теперь это известно точно - не коснется. У них нет конкурентов и не может быть, но во все прочие отрасли МУПам дорога закрывается.

Файлы для скачивания

Общественно-политический еженедельник «Народная газета», №43 (356), 21 октября 2020 года (стр. 11)
Тип файла: pdf
Размер файла: 6.96 МБ