Антимонопольному регулированию 25 лет

Федеральная антимонопольная служба призвана следить, не нарушаются ли законы о конкуренции, монополиях, рекламе и госзаказах. Несмотря на то что ведомство готовится в этом году отметить 25-ю годовщину со дня начала работы, далеко не всем россиянам понятно, чем же все-таки занимается ФАС. В преддверии юбилея «УП» взяла интервью у руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Геннадия Спирчагова.

- Геннадий Степанович, прежде всего позвольте поздравить вас с таким значительным юбилеем. Пожелать всяческих успехов в профессиональной сфере. За столь большой срок произошло много изменений. Чего наиболее важного, по вашему мнению, удалось добиться в сфере антимонопольного регулирования?

СПИРЧАГОВ: За 25 лет существования антимонопольного законодательства и, соответственно, антимонопольной службы в России удалось добиться очень многого.

Если начать с того, что одно из главных направлений в сфере деятельности антимонопольных органов - это защита конкуренции, т.е. более слабых хозяйствующих субъектов, а также интересов других лиц от монополистов, т.е. от хозяйствующих субъектов, обладающих большой рыночной властью, т.е. возможностью навязывать контрагентам невыгодные для них условия, то результат - это сотни возбужденных дел о нарушении антимонопольного законодательства, итогом рассмотрения которых стала защита прав слабой стороны, в первую очередь - в сфере энергоснабжения, продажи нефтепродуктов и многих других.

Немаловажным стало как введение административной ответственности в виде так называемых «оборотных» штрафов - в процентах от годовой выручки, с одной стороны, так и, наоборот, расширение профилактического института выдачи предупреждений, когда нарушителю антимонопольного законодательства предоставляется возможность устранить нарушение до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и тем самым избежать штрафных санкций.

Полномочия ФАС России постоянно расширяются. Так, с 1995 года появилось законодательство о рекламе, с 2008 года ФАС России поручен контроль за осуществлением иностранных инвестиций.

С 2006 года антимонопольным органам был поручен контроль за размещением государственных и муниципальных заказов, с 2015 года - за государственным оборонным заказом и др.

- Геннадий Степанович, несмотря на то что ведомство готовится отметить 25-ю годовщину со дня начала работы, многие люди не до конца понимают, с какими проблемами можно обращаться в УФАС. Можно ли еще раз пояснить, какие вопросы относятся к деятельности вашего органа?

СПИРЧАГОВ: Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы.

- Второй год действует Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». За прошедший год наверняка появилась первая судебная, административная практика, а также жалобы в антимонопольный орган. С какими вопросами чаще всего обращались в УФАС по Ульяновской  области в данной сфере? Как много и какого рода вынесено решений?

СПИРЧАГОВ: Если говорить о статистике, то за 2014 год поступило 540 жалоб участников закупок (с учетом возвращенных, отозванных и переданных по подведомственности), из них рассмотрено и принято решений по 341 жалобе, при этом выдано 93 предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Чаще всего обжаловались действия комиссий, связанные с отказом в допуске участников к процедурам закупок на выполнение работ по строительству и ремонту объектов капитального строительства, также было много жалоб на положения документаций, устанавливающих неправомерные требования к участникам закупок и предусматривающих ответственность сторон, не соответствующую требованиям 44-ФЗ.

Также в 2014 году было рассмотрено 687 обращений заказчиков о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, когда в результате закупки был выявлен лишь один участник, из указанного числа обращений было отказано в согласовании в  33 случаях.

- С 1 января 2015 года все губернаторы оцениваются по новому критерию - содействию развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ. Данный Стандарт внедрен в Ульяновской области? Какое участие принимает УФАС в реализации поставленных задач развития конкуренции?

СПИРЧАГОВ.: Действительно, 2 апреля 2014 года Правительством Российской Федерации одобрен Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - Стандарт). Стандарт разработан в целях реализации пункта 2 «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р.

Стандартом предусмотрены целевые показатели развития конкуренции в регионах: отраслевые (на социально значимых рынках) и системные. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым Федеральной антимонопольной службе поручено оказать содействие во внедрении Стандарта в шести пилотных регионах: Республике Татарстан, Хабаровском крае, Волгоградской, Нижегородской областях, г. Санкт-Петербурге. Ульяновская область также вошла в состав пилотных регионов.

В настоящее время в целях координации совместных действий по реализации Стандарта на территории региона Постановлением правительства Ульяновской области от 22.11.2014 № 147 создан координационный совет под председательством губернатора Ульяновской области С.И. Морозова.

- Геннадий Степанович, в «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», утвержденном распоряжением правительства от 27 января 2015 года № 98-р, одним из мероприятий указано «Снижение избыточного антимонопольного контроля». Поясните, в чем суть данной меры? На кого она направлена и не повлечет ли это за собой ухудшения конкурентоспособности предприятий?

СПИРЧАГОВ: В плане не только указано «Снижение избыточного антимонопольного контроля», но также сказано, за счет чего - за счет установления иммунитетов для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой. То есть, если сегодня Закон «О защите конкуренции» не даст полномочий антимонопольному органу «закрывать глаза» на какие-либо нарушения антимонопольного законодательства в зависимости от их последствий, то в будущем предполагается, что применять меры антимонопольного реагирования будет разрешено только в случаях наступления существенных последствий для товарного рынка от таких нарушений, что несомненно снизит антимонопольный контроль в первую очередь - для субъектов малого предпринимательства.

- Интересные вопросы поступали от жителей Ульяновска. Один из них: «Реклама по телевизору звучит очень громко по сравнению с передачами, хотя в Законе «О рекламе» указано, что средний уровень звука рекламы не должен превышать уровень звука телепередачи. Кто это контролирует и когда уже можно будет смотреть телевизор, не вздрагивая от криков рекламы?»

СПИРЧАГОВ.: Согласно Федеральному закону «О рекламе», при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Параметры соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента.

Учитывая, что до настоящего времени такой технический регламент отсутствовал, соответственно, отсутствовали и нормативные требования к уровню звука рекламы в телепрограммах, а также методика измерения громкости звука, что не позволяло антимонопольным органам осуществлять государственный надзор в данной сфере.

Федеральным законом от 04.11.2014 № 338-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе», вступившим в силу с 25 мая 2015 года, часть 12 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» изложена в новой редакции: «При трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации. Выявление превышения уровня громкости звука рекламы над средним уровнем громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи осуществляется антимонопольным органом как в ходе наблюдения за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, так и в результате проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе в соответствии со статьей 35.1 настоящего Федерального закона.

В целях исполнения указанной нормы ФАС России на основе рекомендаций Международного телекоммуникационного союза, рекомендаций Европейского вещательного союза и иных рекомендаций, направленных на решение проблемы субъективного восприятия уровня громкости рекламы в теле-, радиопередачах, разработан проект Методики измерения соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы (далее - Методика), с которым можно ознакомиться на портале http://regulation.gov.ru/project/21942.html.

Данный проект Методики в целом предусматривает сравнение громкости дорекламного и пострекламного фрагмента прерываемой программы с уровнем громкости рекламы.

При этом если значение громкости рекламы будет превышать установленную величину, то реклама будет признаваться превышающей средний уровень прерываемой программы, что будет являться основанием для применения антимонопольным органом к рекламораспространителю мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

- Геннадий Степанович, благодарим вас за участие в интервью, за подробные ответы. Еще раз поздравляем вас и ваших коллег с предстоящим юбилеем! Ваше ведомство немало сделало для развития и укрепления конкуренции в России. И сегодня перед ФАС стоят важные задачи, связанные с повышением конкурентоспособности не только отдельных предприятий, но и всего государства в целом. Поэтому хочется пожелать вам терпения и силы, позитивного настроя, энергии и активности!

Файлы для скачивания

Юбилейный выпуск
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.49 МБ