Обзвон с пристрастием

Власти Ульяновска решили бороться с незаконной уличной рекламой с помощью телефонного прессинга – обзванивать рекламодателей до тех пор, пока те самостоятельно не уберут объявления. Впрочем, находчивые предприниматели уже научились избегать и этих санкций.

Расклеил – убери

 Бумажными объявлениями разного содержания – от «куплю волосы» до «курсов английского языка» – увешаны все остановочные павильоны, заборы и едва ли не каждый столб в городе. Чтобы облепить объявлениями фонарный столб, у опытного расклейщика уходит всего несколько секунд, на остановку меньше минуты. Некоторые – настоящие профи, такие не первыми приходят на свежеотмытую остановку, а, пропустив конкурентов, наклеивают свои объявления поверх чужих.

Борьба с расклейщиками традиционными методами неэффективна.

Нарушителю грозит штраф в 1,5–2 тысячи рублей, однако, чтобы оштрафовать расклейщика, его надо поймать за руку. Потому штрафуют нечасто. Чаще их просто матерят и отгоняют от своего дома жильцы, но расклейщик воспринимает эти испытания философски, как издержки профессии.

В итоге власти решили воздействовать не на исполнителей, а на заказчиков.

В начале октября в администрации Ульяновска был запущен телефонный робот. Как рассказал руководитель аппарата мэрии Виктор Шемет, вначале сотрудники прозванивают номера, указанные в объявлениях. Удостоверившись, что номер действительно принадлежит автору объявления, его ставят на автодозвон. Проще говоря, каждые несколько минут в офисе рекламодателя раздается звонок с убедительной просьбой снять объявления и прекратить их расклейку. Жертвами «телефонного спама» стали уже 40 ульяновских фирм. В горадминистрации первый опыт считают удачным, многие недовольные рекламодатели через несколько часов после первого звонка вышли на разговор с администрацией с требованием прекратить дозвон. Однако, чтобы остановить робота, одного обещания убрать объявления недостаточно. Нарушитель должен написать обязательство об изъятии незаконной рекламы, несоблюдение которого повлечет административную ответственность.

Впрочем, не все предприниматели идут на мировую. Одни устанавливают временную переадресацию со своих телефонов, тогда телефонный робот начинает звонить совершенно посторонним людям, другие вместо телефонных номеров для контакта стали указывать адрес электронной почты.

Стоит также отметить, что в тех городах, где метод автодозвона начали применять раньше, вскоре от системы вынуждены были отказаться. Основная причина – от телефонного прессинга начали страдать ни в чем не повинные люди и организации. К примеру, конкуренты стали устраивать провокации: снимать объявление с легальной доски и переносить туда, где расклеивать рекламу запрещено.

«Алло, мы ищем клиентов»

Все активнее используют телефонную связь и сами фирмы для продвижения своих товаров и услуг. Причем звонки от навязчивых менеджеров компаний поступают как на домашние, так и на мобильные телефоны.

Как считают в Управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области, в подавляющем большинстве случаев обзвон абонентов проводится в нарушение закона. Так, 15 октября 2013 года комиссия Ульяновского УФАС признала ненадлежащей рекламу косметических средств, распространяемую посредством телефонных звонков.

- В течение 2013 года в Ульяновское УФАС России поступало большое количество заявлений от абонентов различных сотовых операторов на рассылку sms-сообщений и поступление звонков, содержащих рекламную информацию о различных товарах и услугах. Большинство из них подпадают под действие части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», согласно которой распространение рекламы таким образом допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, – рассказали в управлении.

Сотрудникам Ульяновского УФАС удалось доказать неоднократно, что рассылка sms-сообщений, содержащих рекламный текст, абонентам, не дававшим на то своего согласия, является нарушением законодательства о рекламе.

На асфальте краской

Еще один вид рекламы, получивший широкое распространение в последнее время, – надписи на асфальте. В Ульяновске сразу несколько фирм предлагают свои услуги по «рекламному граффити» стоимость от 50 до 2000 рублей за одно объявление. Отдельные рекламщики предлагают использовать флуоресцентную краску, которая светится в темное время суток.

Оптом, конечно, дешевле: если одно объявление стоит 100 рублей, то 100 объявлений – всего 5 тысяч. Велик соблазн разукрасить своим логотипом всю округу.

Рисунки на асфальте пока находятся в состоянии правового вакуума. С одной стороны, тротуар законодатель не включает в перечень рекламных носителей. С другой – и у асфальта есть хозяин, рисовать что-либо на частной или муниципальной собственности без договора с владельцем чревато штрафом. Хотя, как и в случае с расклейщиками, чтобы наказать рублем, надо поймать «художников» с поличным.

Что затруднительно, учитывая характер их конспирации. Заказ по электронной почте, оплата через электронный кошелек – заказчик вполне может и не видеть своего исполнителя.