3D ГИС в судах завис, или Кто вернет в областной бюджет «опёнышевские миллионы»?

 

«Подарок» к женскому дню получила Светлана Опёнышева из Федерального арбитражного суда Поволжского округа. За три дня до 8 марта в Казани окончательно было решено, что IT-министр Ульяновской области, заместитель Сергея Морозова и с недавних пор еще и руководитель аппарата облправительства, по сути, подставив свое ведомство, обеспечила ему крайний проигрыш в арбитражном суде последней инстанции. Казанские судьи-арбитражники ясно и определенно подтвердили правомерность постановления Одиннадцатого апелляционного суда в Самаре, который в свою очередь оставил в силе более ранние решения Арбитражного суда Ульяновской области и регионального УФАС России. Речь идет о том самом «любимом детище» Светланы Владимировны с мутным названием 3D ГИС, еще более непонятной судьбой и совсем уж темной реализацией.

Стоит напомнить, что идея 3D ГИС – не единственная многомиллионная затея ульяновских чиновников. В свое время выделения денег, как из федерального, так и из регионального бюджета, на производство дирижаблей требовал и губернатор Сергей Морозов. Правда, тогда его с этой затеей «осадил» президент Медведев.  «У вас интересное выступление, Сергей Иванович. Я не знаю, что из названных вами новых видов транспорта может быть реализовано в ближайшей перспективе, но, как минимум, это желание думать о будущем, полет фантазии», - сказал Медведев.

Осадить г-жу Опенышеву с картой в 3Д стоимостью в 300 млн. рублей было некому. 

Тем не менее, спустя два года с начала реализации «опенышевского» детища все инстанции в «сухом остатке», как любит выражаться Сергей Морозов, сошлись в одном — Правительство Ульяновской области и ОГБУ «Электронный Ульяновск» действовали по соглашению, повлекшему ограничение конкуренции при создании Единой интеграционной геоинформационной системы Ульяновской области. Тем самым указанные лица нарушили пункт 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции». Наказание IT-министерше в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей оставлено без изменений. Действие самого соглашения между ОГБУ и облправительством велено прекратить. А значит, выделенные из областного бюджета на 3D ГИС 300 миллионов рублей, почти половина из которых была успешно потрачена, навсегда осели в чьих-то личных карманах. 73online.ru теперь интересует только один вопрос: «В чьих именно?..» 

Темная эта история началась еще летом 2010 года. «В регионе готовится к реализации проект внедрения трехмерных геоинформационных систем, — бодро рапортовали прогубернаторские СМИ. — Реализация этого супер важного проекта должна была стать очередным шагом в процессе развития информационного пространства региона». По мнению придворных СМИ, полностью совпадающим с мировоззрением их боссов-чиновников из обладминистрации, «использование 3Д ГИС позволит повысить эффективность решения задач, связанных с управлением развития территорий и разработкой генеральных планов, развитием архитектуры и градостроительства, социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, сохранением исторического и культурного наследия, обеспечением безопасности и защиты населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». 

   «Волшебная» карта

Трехмерная электронная карта региона с подробной информацией о каждой находящейся на подведомственной территории избенкой должна была, по замыслу ее создателей, «обеспечить исчерпывающим и авторитетным описанием любой объект всех сфер жизнедеятельности». Стоило это «чудо» областной казне по факту те самые 300 миллионов. При этом, сулили чиновники, программа вообще не потребует каких-то дополнительных бюджетных затрат.

Прошло почти полтора года, но обещанная «волшебная» трехмерная карта, позволяющая «изначально прогнозировать, как те или иные новые объекты впишутся в архитектурный облик городов и поселений и, не выезжая на места, контролировать, к примеру, ход ремонта школ области» вопреки посулам Светланы Опёнышевой так и не появилась. Озадачились не только Интернет-пользователи, они же налогоплательщики, из чьих ежемесячных выплат в том числе складывается региональный бюджет. За несколько дней до нового 2012 года стало известно, что 3D-проект, на который из бюджета Ульяновской области уже было потрачено к тому времени 110 миллионов рублей, остановлен, и дальнейшая судьба его не ясна. Чтобы хоть как-то успокоить общественное мнение, облправительство сообщило о готовящемся эксперименте, по итогам которого будет решено, продолжать ли вкладывать деньги в «ГИС». Выполнено на тот момент было меньше половины работ по созданию карты. Поменялась и концепция доступности. Возможность участия в эксперименте сторонних испытателей или размещения элементов 3D-ГИС в Интернет-пространстве уже не предусматривались. Равно как и свободный доступ к нему во всемирной паутине.

Гром грянул — ожидаемо для простых смертных, но неожиданно для самой Опёнышевой — когда «возбудилось» региональное управление федеральной антимонопольной службы. Светлана Владимировна попыталась, как она сама объясняла, «во избежание неточных интерпретаций случившегося и поиска «жареных» фактов там, где их нет, кратко пояснить суть вынесенного решения и обозначить свою позицию по дальнейшему развитию проекта». Но выглядели эти объяснения на фоне полного отсутствия фактологической составляющей, как вялые невнятные и нелепые оправдания провинившейся, хотя и несколько агрессивной старшеклассницы в кабинете директора школы... 

    Приговор окончательный и обжалованию не подлежит

Резюмируя опёнышевскую казуистику, блоггеры перевели ее велеречивые объяснения с чиновничьего на конкретно русский язык. Получилось примерно следующее: облправительство заключило устраивающий его многомиллионный договор с теми, с кем захотело. Антимонопольщики не понимают ничего, а Светлана Владимировна — великий бухгалтер. Никакого прикладного результата от 3D-ГИС пока нет, и когда будет - неизвестно. Но денег надо еще... 

В начале октября 2012 года Арбитражный суд Ульяновской области признал незаконным госконтракт на создание 3D-карт стоимостью 300 миллионов рублей и утвердил решение регионального УФАС о расторжении госконтракта областного правительства, заключенного без проведения торгов. Из материалов прокуратуры следовало, что правительство региона и «Электронный Ульяновск» действовали по устному соглашению, которое «ограничивало доступ хозяйствующих субъектов на рынок геоинформационных технологий и услуг». Договор был подписан без использования каких-либо конкурсных процедур в ходе проведенных совещаний с участием представителей правительства, ОГАУ «Электронный Ульяновск» и организации-исполнителя. Оператор обратился в Арбитражный суд Ульяновской области, не согласившись с мнением УФАС. Решение и предписание которого суд, впрочем, оставил в силе. Равно как и штраф в 20 тысяч рублей, который обязали выплатить Опёнышеву.

И вот теперь постановление о наказании штрафом вынесено и признано законным судами трех инстанций. Как говорится, приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Есть, однако, одно «но»: ложечки нашлись, но осадочек остался. Если действие вышеупомянутого договора решением арбитражного суда прекращено, то какова судьба 110 миллионов потраченных денег? Ответит ли г-жа Опенышева за неэффективно потраченные бюджетные средства? Вопрос про «карманы», заданный в самом начале, свою актуальность также еще не утратил. И ответить на него, может быть, в юрисдикции суда уголовного. 

 Подождем... А пока с 8 Марта, Светлана Владимировна!!!

 Николай Владимиров