«Экто» невидаль

 

Конкурентная борьба за потребителя заставляет продавцов автомобильного топлива придумывать всевозможные рекламные уловки, выдавая свою продукцию за нечто особенное. Так появляются бензины марок «супер», «экто», «JET», обещающие потребителю «экономию», «улучшить динамику разгона автомобилей», «прочистить двигатель» и тому подобное. Между тем, как уже не раз устанавливало Ульяновское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС), все это «обещалки», не имеющие с реальностью ничего общего. Кому и во что верить, пытался выяснить корреспондент «СК».

«Я и еще ряд автолюбителей Ульяновска возмущены тем, что в нашем городе на АЗС «Лукойл» продают неизвестно что! – пишет в редакцию автовладелец, назвавший себя Максом. Эти заправки работают в городе недавно, когда они появились, я обрадовался, что наконец-то у нас будет хороший бензин. Как и многие водители, я залил полный бак, но никакой разницы не заметил. А в рекламе обещали бензин марки «ЕВРО-5». Получается, то, что продают на наших АЗС, никто не контролирует? Значит, под любым привлекательным названием в наши баки могут залить все, что угодно?».

Как сообщили в УФАС, разобраться, что же на самом деле продают под вывеской «ЕВРО-5», помог один внимательный потребитель. Заправляясь на АЗС по проспекту Нариманова, он обратил внимание, что на выданном кассиром чеке была указана марка бензина «Аи-92 ЕВРО», а не «Аи-92 ЕВРО-5», как в рекламе.

Мужчина сразу же обратился с заявлением в УФАС, посчитав рекламную информацию не соответствующей действительности. Как установила проверка, на АЗС реализовывалось лишь дизельное топливо марки «ЕВРО-5», тогда как бензин соответствовал стандарту «ЕВРО-3». Кроме того, в рекламе сообщалось, что реализуемое топливо рекомендуют ведущие автопроизводители. Однако ООО «Эко-Нефть» не смогло представить ни одного документа, подтверждающего это. В итоге УФАС предписало ООО «Эко-нефть» (работает в Ульяновске по договору франчайзинга с ООО «Лукойл») не распространять рекламу, вводящую потребителей в заблуждение.

В начале этого года УФАС выявило два аналогичных нарушения на АЗС ООО «Оптан-Ульяновск».

- Заправив автомобиль на АЗС компании, один из ульяновских автовладельцев обнаружил, что в кассовом чеке было указано: «А-80», без пометки «ЕВРО-4», как в рекламе, рассказали в управлении. Чтобы проверить купленный бензин, мужчина обратился в Отдел (инспекцию) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта. Специалисты предоставили заявителю протокол испытаний, проведенных аккредитованным испытательным центром «Нижегородиспытания» ФГУ «Нижегородский ЦСМ», в котором указано, что бензин марки «Регуляр ЕВРО-92 (АИ-92)» соответствует классу 3, а не классу 4, как заявлено в рекламе ООО «Оптан-Ульяновск». По факту нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» было возбуждено дело, компания оштрафована на 100 тысяч рублей.

Еще один автолюбитель польстился на рекламу «Топливо JET. Залей лошадей», где была приведена информация: «При использовании топлива JET мощность двигателя увеличивается до 14 процентов, а динамика разгона улучшается на две секунды», «Снижение расхода топлива до шести процентов». Заправив таким «супертопливом» свой автомобиль, владелец не заметил никаких улучшений в работе машины ни по мощности двигателя, ни по расходу топлива и обратился в УФАС.

В антимонопольном ведомстве усмотрели в действиях ООО «Оптан-Ульяновск» нарушение п.п. 1 и 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Специалисты советуют ульяновским автовладельцам критично относиться к рекламным сообщениям подобного характера. Дело в том, что топливо в наш регион доставляется в основном с трех нефтеперерабатывающих заводов: Альметьевского, Уфимского и Саратовского. Процесс модернизации на этих НПЗ идет, но медленно, поэтому, к примеру, топливо стандарта «ЕВРО-4» производится лишь на отдельных линиях Уфимского завода, а бензин марки «ЕВРО-5» в России производится лишь ограниченными партиями и до Ульяновской области не доходит.

Конечно, автовладельцу на АЗС не под силу определить, какого класса бензин он заливает в бензобак, однако каждый из них имеет право потребовать у продавца сертификат на реализуемое топливо. Если на АЗС предоставлять документы отказываются – это уже сам по себе повод усомниться в качестве продукта.